Главные вкладки

    Проект "Возрождение традиций русского народа"
    материал на тему

    Народная мораль, народный календарь, фольклор, разные виды искус­ства и художественного творчества, местные традиции и обычаи, святыни родного края - все это вбирает в себя программа «Возрождение традиций русского  народа»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma.doc124 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Сибирякская средняя общеобразовательная школа»

    Курганская область

    Сафакулевский район

    С. Сарт-Абдрашево

    641086

    Родионова Ирина Владимировна

    (социальный педагог)

    Введение

    С наступлением третьего тысячелетия все более тревожным становит ся размышление о том, с каким нравственным багажом входит в это тыся челетие человечество. Технический прогресс, широкое освоение людьми земного и космического пространства убеждают в огромных возможнос тях человеческого интеллекта. Но при этом население Земли преследуют экологические катастрофы, социальные конфликты и экономические не урядицы. Состязательность в поисках лучших условий жизни приводит к культу материального, к забвению духовного начала, к искажению чувств и привязанностей человека.

     «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья». (Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с.)

    Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

    Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, праздники, встречи с ветеранами труда и ВОВ, исследовательские работы по изучению традиций, истории своего народа и т.д.

    Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные «Дню Победы», Литературный клуб «Искорка», «Поэтическая гостиная» предполагают встречи с интересными людьми.

    Особую роль в формировании духовно-нравственных ценностей играет приобщение к истокам отечественной культуры, которое осуществляется на уроках краеведения, ОРКиСЭ, встречах с пожилыми жителями села.  Благодаря этим встречам дети могут усвоить та кие ценности, как Добро, Истина, Красота, Любовь. Нравственные понятия, воспри нятые и пережитые в процессе общения, могут быть приняты ребенком искренне, эмоционально. В этом случае они способны стать основой личностных убеждений.

    На уроках ОРКиСЭ ребенок учится выражать собственные мысли, оцен ки, суждения. Тем самым он реализует свои нравственные и эстетические потребности, познает собственную ценность, осмысливает значение нрав ственных понятий, а самое главное - нравственных требований.

    Совместное проведение заседаний клуба «Не стареют душой ветераны» помогает узнать много интересного о прошлом от старых людей, многому полезному в жизни научиться. Первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

    Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, учителя школы обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения. Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал? Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями села, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды малой Родины). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире ( проект «Село моё родное»). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.

    Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий. Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. Поэтому родители активно привлекаются к жизни класса, школы. Создаются микрокружки, где руководителями являются родители. Например, микрокружок «Хозяюшка», который ведет Горшенина Р.Р., действут уже третий год. В работу микрокружка стали привлекаться и дети из других классов. А как гордится умениями своей мамы Горшенина Ксюша. Разве это не духовно-нравственное воспитание. А таких кружков стало образовываться всё больше.

    Участие родителей в делах школы, это дополнительный стимул для ребят становиться лучше, добрее по отношению друг к другу.

            

    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

    Название программы

    «Возрождение традиций русского  народа»

    Дата принятия

    10 .09.2008

    Цель

    развить интерес детей к истории Отечества, своей малой Родины; включить их в активную деятельность по изучению и со хранению традиций и особенностей быта, крестьянского уклада жизни в селе Сарт-Абдрашево.

    Задачи:

    1. содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников
    2. способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений
    3. создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика
    4. Содействовать возрождению народных традиций народов.

    Сроки реализации

    2008 - 2012гг.

    Сроки и этапы реализации программы.

    Сроки реализации программы:

    1 этап - 2008-2009 гг.- разработка научно-методических основ духовно-нравственного воспитания

    2 этап – 2010 -2012 гг.- внедрение системы мероприятий для формирования нравственного воспитания.

    3 этап -2012-2013 гг.- обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации программы.

    Ожидаемые конечные результаты:

    -возрождение традиций русского народа;

    - система организационно-методического сопровождения духовно-нравственного воспитания;

    - механизм координации межведомственных действий по духовно-нравственному воспитанию

    Цель: развить интерес детей к истории Отечества, своей малой Родины; включить их в активную деятельность по изучению и со хранению традиций и особенностей быта, крестьянского уклада жизни в селе Сарт-Абдрашево.

    Народная мораль, народный календарь, фольклор, разные виды искус ства и художественного творчества, местные традиции и обычаи, святыни родного края - все это вбирает в себя программа «Возрождение традиций русского  народа»

    Задачи:

    1. содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников
    2. способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений
    3. создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика
    4. Содействовать возрождению народных традиций народов.

    Исследовательские работы

    Праздники

    традиции

    Отряд «Милосердие»

    Духовно-нравственное воспитание

    Клубы по интересам

    Акции

    Микрокружки

    Основы религиозных культур и светской этики

    Семья

    Основные этапы выполнения программы:

        1.  Программа строится по цикличному принципу в соответствии с принятым в стране учебным годом (сентябрь-май) и летним отдыхом (июнь-август). Кроме того, цикличность построения программы означает:                                                                - во-первых, что основные дела повторяются ежегодно,                     
         - во-вторых, что каждый возраст, отработав свою программу, в следующем году переходит к решению более сложных вопросов (принцип движения от простого к сложному). 

          2.  Информационно-методическая деятельность выполняется в течение учебного года; разработка конкурсов, операций, соревнований и т.п., в соответствии с каждой возрастной группой, разработка, создание и выпуск  плакатов, рисунков, рефератов, докладов, издание информационных газет, проектов

        3. Организация и проведение массовых мероприятий. 

    Нормативно – правовая  база  программы

    1. Конституция Российской Федерации (Извлечения)
    2. Закон Российской Федерации «Об образовании»
    3. Уголовный кодекс Российской Федерации (Извлечения)
    4. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
    5. Письмо Министерства Образования Р Ф от 19 марта 1993 г. «О светском                      характере образования  в государственных образовательных учреждениях Российской              Федерации»
    6. Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и                           Московской Патриархии Русской Православной Церкви
    7. Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г.,
    8. «Всеобщей декларацией прав человека»
    9. Гражданский кодекс РФ
    10. «Основы законодательства РФ о культуре»
    11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы»

    Основополагающие принципы работы:

    1. "Дойти до каждого" - это основной принцип работы. Каждый ребенок в течение учебных лет должен непременно стать участником православно ориентированного мероприятия, будь то  классный час, тематическое занятие в кружках,  выставки, праздники, кинопоказы, беседы, экскурсии и д.т.
    2. "Добровольное участие" - ребенок должен сам решить степень своего участия в программе, определить свое место в системе мероприятий, но главное, он должен захотеть быть приобщенным к познанию ценностей православной культуры и основ нравственности.
    3. "Принцип горы" - заключается в восхождении на вершину духовного творчества детей (православный праздник). Тематические мероприятия подготавливаются ежедневными духовно значимыми делами,  сквозной работой класса и школы.
    4. "Принцип открытых дверей" - каждый ребенок в любое время  может прийти с волнующим его вопросом или за помощью к любому участнику, осуществляющему программу
    5. "Уважай личность ребенка" - предполагает атмосферу бережного отношения к личности ребенка, уважение его мнения и выбора. 

    Исследовательские работы

    Беседы, народные игры

    Отряд «Милосердие»

    Формы работы с детьми:

    .Совместные праздники

    Акции

    Микрокружки

    Основы религиозных культур и светской этики

    творчество

    Формы работы с родителями:

    Родительские собрания

    Лектории

    Клубы по интересам

    Анкетирование

    микрокружки

    Совместные

    мероприятия

    Совместная

    творческая

    деятельность

    Индивидуальные беседы

    Работа с учащимися

    Цель

    1. Сохранение духовно- нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, истории малой Родины и страны.
    2. Организация жизнедеятельности членов детской организации.

    Задачи

    1. Изучение истории, культуры, природо – экологического своеобразия Курганской области, России.
    2. Оказание помощи пожилым людям, ветеранам ВОВ, шефство над младшими, забота о животных.

    №  

                       Направление   работы                                        

     Сроки

    Ответственный

    1.

    Духовно – образовательное (занятия, беседы)

    1. Уроки православной культуры;
    2. Классные часы по вопросам духовно-нравственного воспитания;
    3. Организация работы кружков

    В течение года.

    В теч. года.

    Учителя

    Кл. руководители

    Зам. по ВР., соц.педагог

    2

    Воспитательно –оздоровительное (праздники, игры, экскурсии, походы)

    1. Организация пешеходных походов «Моя малая Родина»
    2. Проведение народных праздников по годовому циклу православного календаря.
    3. Ученический проект «Истории и семьи и семейные реликвии»
    4. Виртуальные экскурсии по местам православной России      

    1 раз в год.

    1 раз в год

    в течение года

    Зам. по УВР

    Учитель физ – ры и ОБЖ.

    Учитель физ – ры, учитель истории.

    3.

    Культурно – познавательное (встречи, концерты, фильмы)

          -Организация концертов к праздникам;

    1. Уроки нравственности с просмотром фильмов и видеофильмов по данной тематике;
    2. Организация и проведение предметно-тематических недель;
    3. Организация встреч с интересными людьми.
    4. Участие в мероприятиях КОЦ

    ежегодно

    1 раз в четв.

    В течение года

    Зам. по ВР, соц.педагог, учитель музыки.

    Зам по УВР, соц.педагог, кл. рук.

    Соц. педагог

    4

    Нравственно-трудовое (трудовые десанты, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам)

           -Отряд «Милосердие» помощь пожилым людям;

    1. Благотворительные акции;
    2. Акция «С праздником»;
    3. Выставка рисунков и творческих работ учащихся по годовому циклу праздников;
    4. Акция «Чистый берег»;
    5. Акция «Чистый лес»
    6. Операция «За чистое село!».

    Соц.педагог

    Соц.педагог, зам по ВР учитель биологии

    Работа с родителями учащихся

    Цель: Возрождение традиции семейного воспитания.

    Задачи: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей     путем ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии;

       Формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.

               Наименование          мероприятия          

        Сроки    

    Ответственный

    1.

    День Открытых дверей.

    1 раз в год

    Администрация

    школы

    2.

    Родительское собрание:

    -по духовно-нравственному воспитанию;

    -по здоровому образу жизни.

    1 раз в год

    Администрация

    школы

    3

    Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

    1 раз в

    четверть

    Администрация

    школы, психолог

    4.

    Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы):

         - Фестиваль семейного творчества

         - «Красота твоего дома - красота души семьи»

    1. «Папа, мама и я – спортивная семья»;
    2.  «Загляните в мамины глаза»;
    3. «Да святится имя твое, Бабушка»
    4. «Бабушка рядышком с дедушкой».

    Весь

    период

    Классные

    руководители

    5.

    Проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей:

    -театрализованное представление православных праздников

    -«Святочные посиделки»;

    -«Масленица»;

    -«День Матери»;

    - «Татьянин день».

    Весь период

    Классные руководители

    6.

    Организация  совместного досуга родителей и детей:

    -встречи в «Семейной гостиной»

    -семейные спортивные и интеллектуальные конкурсы и соревнования в каникулярный период.

    Весь

    период

    Администрация

    школы, учитель

    физической культуры, классный руководитель.

    Совместная работа школы и общественности

    Цель: объединение усилий школы и общественности по формированию         нравственно здоровой личности учащихся.

    Задачи: Формирование общечеловеческих норм, культивирование интеллигентности как высшей меры воспитанности.

    Направление работы

    Сроки

    Ответственный

    1

    Совместная организация и проведение мероприятий, посвященных  государственным  праздникам

    ежегодно

    Соц. педагог

    СДК

    2

    Совместная организация и проведение мероприятий, посвященных православным праздникам:

    Рождество

    Масленица.

    Пасха

    День Петра  и Февроньи

    Петров день и т.д.

    ежегодно

    Соц. педагог

    СДК

    3

     

    Выставка «Умелые руки»

    В течение года

    Соц. педагог

    СДК

    4

    Организация Недели детской книги.

    ежегодно

    Библиотека

    5

    Заседания клубов:

    «Не стареют душой ветераны»

    «Поэтическая гостиная»

    «Патриот»

    1 раз в месяц

    Соц. педагог

    СДК

    Выявление, изучение, обобщение  и  распространение  опыта работы по духовно-нравственному  воспитанию

    № 

    Выполнение  работы 

    Дата выполнения

     Исполнитель 

    1. 

    Проведение «круглых столов» по обмену   опытом  работы  с  участием  представителей  образовательных  учреждений, КОЦ

    в течение года 

    Родионова И.В. 

      2. 

    Заседание патриотического клуба по теме:  «Возвращение  к истокам и славным страницам истории родного края, возрождение лучших традиций, которыми богата наша школа, село,  край». 

      октябрь 

    Родионов В.Б.

      3. 

    Расширение представления учащихся об истории родного края, известных и не известных страницах истории,  побуждение юных граждан к  серьезным исследованиям, систематизация накопленного материала.

      в течение года 

     Классные руководители 

    4. 

    Запись воспоминаний ветеранов труда и ВОВ, тружеников тыла,  встречи, вечера-воспоминания. 

    в течение года 

    Курицына Т.Е.

    5. 

    Сотрудничество и взаимопосещение  музеев  сёл. 

      

      Крутова И.Г. 

    6. 

    Оформление материалов в папки, стенды, альбомы. 

    в течение года 

    Коликова Н.В. 

    Осуществление выпуска информационных газет, плакатов.

    Выполняемые работы 

    Дата выполнения

     Исполнитель

    1. 

    Создание и открытие выставок-экспозиций школьного Музея (разделы: история школы, Великая Отечественная война, «Край, в котором мы живем»).

      

    2. 

    Систематический выпуск газеты«Сибиряк»

      в течение года 

    Коликова Н.В.

    3.. 

    Выпуск фотогазет, плакатов, стендов. 

    в течение года 

    Министерство Культуры

    Заключение

    Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

    Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.


    Список литературы

    1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с.

    2.  Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение,1979.- 289 с.

    3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Абдуллина А.А. Воспитание учащихся средствами литературы. // Начальная школа.- 1979.- №8.- С.11.

    4. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 1977.- 211 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка русского праздника "Пасхальные традиции русского народа""

    Цели:1.Знакомить учащихся с пасхальными традициями русского             народа: ...

    Внеклассное занятие Культурные традиции русского народа и коренного населения Кемеровской области

    Автор/руководитель туристско-краеведческого объединения, педагог дополнительного образования  Коннова Ольга Викторовна, МАОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий», Киселевский...

    Пасхальные традиции русского народа

    Внеклассное мероприятие, на котором дети знакомятся с историей происхождения и традициями празднования Пасхи на Руси. В занятие включена практическая творческая работа по изготовлению открытки к празд...

    Нравственное воспитание учащихся начальных классов на основе этнокультурных традиций русского народа

    В данной статье дается краткое описание опыта работы по нравственному воспитанию учащихся начальных классов на основе этнокультурных традиций русского народа....

    Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.

    Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры....

    Эстафеты с элементами русских народных игр и традиций русского народа.

    Эстафеты с элементами русских народных игр и традиций русского народа....