Классный час: "Легко ли быть первым"
классный час (4 класс) по теме

 

Классный час на тему "Легко ли быть первым?"


ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель:  Как часто мы слышим слова: первый учитель, первый хлебороб, первый футболист, первый солист…
Всегда ли слово «первый»  обозначает порядковый номер?
Издавна  первый считался лучшим: первый баянист на деревне – самый лучший деревенский музыкант.
– А теперь вы, ребята, постарайтесь продолжить логическую цепочку:                               первая балерина театра – …,
первая ракетка тенниса – …,
первый скрипач оркестра – …,
первый архитектор города – …,
первый конструктор завода – …..                                                                                    Учитель:  Из истории нашей страны нам известно, что много поступков, событий произошло впервые: первая экспедиция к Северному полюсу, первое восхождение на Эверест, первое погружение на дно океана, первое кругосветное путешествие. Этот список можно продолжать бесконечно. Всегда кто-то будет впереди, а первым всегда быть трудно. Так, как они совершают то, что до них этого  никто ещё никогда  не делал. (Дети распределены по группам – экипажам).                                                                                       1 экипаж «Первый космонавт» (Приложение 1.Слайды 4-7)                                              1 ученик:  12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин проложил дорогу  к звёздам. Он стал первым человеком, совершившим  полёт в космос. Впервые в истории человечества был выведен на орбиту  вокруг Земли космический корабль «Восток» с человеком на борту. Всего 108 минут продолжался полёт, но Гагарин был ПЕРВЫМ кто доказал, что человек может работать в космосе. (Слайд – 4-6                                                  2 ученик:Полетел! Полетел!
На «Востоке» поднялся с востока!
Средь космических тел
Он промчался высоко-высоко…
За один только час
Стал навеки веков легендарен                                                                                                    Наш космический ас
Первый лётчик Вселенной – Гагарин!                                                                                                3 ученик:   ПЕРВЫМ  конструктором, создавшим ракету, которая смогла преодолеть земное притяжение и  совершила полёт вокруг Земли, был Сергей Павлович Королёв. Он воплотил в жизнь мечты всех предыдущих поколений. С его именем навсегда будет  связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времён – открытие эры освоения человечеством космического пространства.                                                                     4  ученик:   Королёв упорно и настойчиво шёл к главной своей цели – созданию корабля пилотируемого человеком. 12 апреля 1961 года наступил самый счастливый день в его жизни. Значит, не зря он жил, не зря лишал себя многого во имя главной цели. (Слайд 7) Учитель:  После старта Ю.А.Гагарина прошло 48 лет, за это время много изменилось в космонавтике: и техника стала мощнее, и подготовка экипажей сложнее, и программа работы на орбите обширнее. Космические корабли стали многоместными, а на орбиту одновременно могут отправиться сразу несколько человек. Теперь работы в космосе длятся по 2 – 3 месяца. Люди успели привыкнуть к профессии космонавта, как привыкли к профессиям машиниста, капитана, пилота. Да и самих космонавтов становится всё больше и больше. И сейчас, в минуты, когда идёт наш классный час, где – то далеко- далеко в космическом пространстве, высоко – высоко над нашими головами космонавты несут свою важную и трудную вахту. Но начиналось всё  это  12 апреля 1961 года. Этот день - самый важный  в истории космонавтики. Давайте вспомним события этого ВЕЛИКОГО дня.                                                                                                                                                      2 экипаж «Хроника Великого дня». (Приложение 1.Слайды 8-17)                                         1 ученик:   3.00 – на стартовой площадке начались заключительные проверки космического корабля. Присутствовал Сергей Павлович Королёв.                                               2 ученик:  5.30 – Гагарина разбудили.
– Юра, пора вставать…
Тот вскочил, поднялся и Герман Титов. После физзарядки – завтрак. Космонавты отведали из туб мясное пюре, смородиновый джем и кофе. Юра пошутил:
– Такая пища хороша только для невесомости – на земле с неё можно протянуть ноги…         3  ученик: 6.00 – Началось заседание государственной комиссии, на котором было подписано полётное задание космонавту – 1. Гагарин и Титов одели скафандры. Работники космодрома попросили у Юрия Гагарина автограф. Он удивился – первый раз в жизни к нему обращались с такой просьбой. Через несколько минут специальный автобус голубого цвета уже мчался к стартовой площадке. (Слайд 8)                                                        4  ученик:  6.50 – Каждый хотел на прощанье обнять Юру. Андриян Николаев, забыв, что Гагарин уже в шлеме, хотел поцеловать его и стукнулся лбом о козырёк, да так, что на лбу появилась шишка. Юрий Алексеевич доложил о готовности председателю Государственной комиссии. (Слайд 9)                                                                                                 5 ученик:  Юрий Гагарин сделал заявление для радио и печати. Это заявление уместилось на нескольких десятках метров магнитофонной плёнки. Спустя 5 часов оно стало сенсацией.                                                                                                                                           1 ученик: Гагарин поднялся на железную площадку перед входом в кабину, на прощание приветственно поднял обе руки, потом скрылся в кабине.
8.30 – Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. Фамилия человека, который первым покинет планету, теперь известна окончательно – ГАГАРИН.                                                                                    2 ученик:  8.50 – Объявлена десятиминутная готовность.
9.06 – Королёв:  Минутная готовность, как вы слышите?
Гагарин:  Вас понял – минутная готовность. Занял исходное положение.                                  3 ученик:  9.07. – Королёв: Даётся зажигание, «Кедр».
Гагарин: Вас понял – даётся зажигание….
–  П О Е Х А Л И !  (Слайд 10)                                                                                                          4  ученик:  Все ждут доклада Гагарина, но в динамиках молчание. (Произошёл сбой связи). Мысли приходят невесёлые. Неожиданный голос Гагарина:  Вижу Землю. Красо-та-то какая!                                                                                                                                 Рассвет ещё не знает ничего.
Обычные  «Последние известия».
А он уже летит через созвездия!
Земля проснётся с именем его.                                                                                               Только в эту минуту многие из присутствующих осознали: человек в космосе!                      5 ученик:  Радиосигналы космического корабля запеленговала американская станция на Алеутских островах. В Пентагон ушла шифровка. Предстоял доклад президенту – русские опередили американцев.                                                                                                                    1 ученик:  10.13.– Телетайпы закончили передачу сообщения ТАСС о полёте человека в космос. Сотни корреспондентов малых и больших стран штурмом брали здание Телеграфного агентства. «Новость века» должна была стать гвоздём всей сегодняшней прессы.      (Сообщение Юрия Левитана. Слайд 11).                                                                    2  ученик: 10.25 – Включилась тормозная двигательная установка, корабль пошел на спуск.
10.55 – Обгоревший железный шар стукнулся о вспаханную почву, неподалёку от деревни Смеловка. Рядом на парашюте опустился Юрий Гагарин. Через несколько минут Гагарина обнаружила группа поиска и на самолёте доставила в город Куйбышев.                                  3  ученик: 22.00.– Был организован земной ужин. Произносились тосты.
Гагарин:– День был такой длинный, и такой короткий – всё произошло так быстро, что было трудно поверить, уж не приснилось ли это. (Слайд 12.)                                             Ученик читает стихотворение Л.Вышеславского «108 минут».)                                               4  ученик:  В скафандре, по-рабочему, как был,
У Волги на виду, ему знакомой,
На вспаханную землю он ступил
И зашагал, растаптывая комья.
На перелеске, пашни посмотрел.
Земля! И вид её не изменился.
Сегодня в космос он с неё взлетел,
Сегодня ж на неё и возвратился.
Всё также низко облака бегут,
Всё также небо сосны стерегут,
Всё тот же день,
Часов всё та же мера…
Прошло лишь сто,
Сто с небольшим минут.
А на Земле уже иная эра,
Которую космической зовут!                                                                                                           5 ученик: 14 апреля 1961 года Гагарина встречала восторженная Москва. Юрий доложил о выполнении Государственного задания Н.С.Хрущёву. (Доклад   Ю.Гагарина). (СЛАЙД ) Учитель:  Первый полёт человека в космос был осуществлён в очень напряжённый для страны период: русские и американцы стремились опередить друг друга, запустив ракету в космические просторы.
Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Титов. Старт был назначен на 12 апреля – в этой гонке мы выиграли. (Слайды «Космическая гонка» 14-16.)                                                  1 ученик:  Живём мы на нашей планете
В такой замечательный век.
И ПЕРВЫЙ из первых в ракете
Советский летит человек!
Не с целью разведки военной,
На сверхскоростном корабле
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле!                                                                                         Учитель: Сегодня работа в космосе – это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса  во всём мире. Вот  почему в космос стали летать международные экипажи. Совместно с российскими космонавтами  в космосе побывали космонавты  из Чехословакии, Германии, Кубы, Венгрии, Франции, Монголии. Индии. Всего более 30 стран. (Слайд 17)                                                                                                                                 3 экипаж «Почему Гагарин?» (Приложение 1.Слайды 18-27)

Учитель:Многих  всегда интересовал вопрос: «ПОЧЕМУ Гагарин?» Почему именно он, один единственный, удостоился такой  чести: стать ПЕРВЫМ космонавтом планеты Земля?                                                                                                                                                     1 ученик:  Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района, неподалёку от города Гжатск, который ныне город Гагарин  Смоленской области.  Является выходцем из крестьян: отец — Алексей Иванович Гагарин (1902 — 1973) плотник, мать Анна Тимофеевна Матвеева (1903 — 1984) — свинарка. Детство он прожил в деревне Клушино. (Слайд 19)                                                                         2  ученик:  1 сентября 1941 года, пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и учёба прервалась. 9 апреля 1943 года, деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.  24 мая 1945 года, семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года, Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы.                                                         3 ученик: 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. Одновременно, поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.(Слайд 20)                                                                                                        4 ученик: В августе 1951, Гагарин поступает в Саратовский индустриальный техникум, и 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб.
В 1955 году, Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу  и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18.
27 октября 1955 года, Гагарин был призван в армию и отправлен в Оренбург, в 1-е военно-авиационное училище летчиков имени К. Е.Ворошилова. 25 октября 1957года  Гагарин окончил училище с отличием. (Слайд  21-22)                                                                                  5 ученик: 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты.
Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале.
В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов.
3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам. (Слайд 23)                                                                                                        Учитель: Время всех подготовительных занятий показало, что у Юрия Гагарина самые лучшие медицинские и физические показатели, отличные успехи в научных занятиях. Скромный, обаятельный, трудолюбивый, настойчивый, выносливый…Вывод комиссии однозначный: «ЛЕТИТ ГАГАРИН!» (Слайд 24)
– Почему же Гагарин?
Нужно было родиться, быть и оставаться Гагариным, чтобы стать ПЕРВЫМ.                         1 ученик:  Интересно, а мы можем стать такими как Гагарин?                                                   2 ученик: Конечно, но для этого мы должны учиться на ОТЛИЧНО. Быть здоровыми и воспитать в себе следующие качества:                                                                                                            – сила воли;
– дисциплинированность;
– собранность;
– ответственность;
– внимательность;
– находчивость;
– трудолюбие….                                                                                                                                  1 ученик: Я предлагаю всем проверить, на сколько развито у нас внимание, это качество является очень важным в учёбе и в жизни.                                                                                         2  ученик: Откройте свой Лист «Познай себя», (Приложение 2) прочтите текст и постарайтесь как можно быстрее найти ошибки, исправить их и записать количество исправленных ошибок.                                                                                                              (Дети работают по экипажам. Какой экипаж справится быстрее. Проверка результатов – слайд 29-30.)                                                                                                               3 ученик:  Ребята, разгадав кроссворд, вы узнаете какой летательный аппарат, мы будем конструировать. (Лист «Познай себя») – Кроссворд.                                                          Вопросы:                                                                                                                                 1.Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках. (Ковёр-самолёт.)                 2.Летит птица – небылица, а внутри народ сидит. (Самолёт.)                                    3.Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (Тарелка.)                             4.Заворчу, зажурчу, в небеса улечу. (Вертолёт.)                                                                  5.Первый космический аппарат, выведенный на орбиту Земля в 1957 году. (Спутник.)       6.Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга. (Ступа.)                                                   4  ученик:  А следующий тест позволит нам определить степень развития логического мышления и быстроту вашей реакции, чёткость выполнения последовательных действий. 5  ученик:  Посмотрите внимательно на геометрические фигуры. (Слайд 31).
За 1 минуту вы должны выбрать необходимые детали из набора геометрических фигур, разложить их в соответствующей последовательности и наклеить. Интересно, чья ракета взлетит самой первой.
– По-е-ха-ли!                                                                                                                                         4 экипаж «Наш Гагарин». (Приложение 1.Слайды 28-35)                                           Учитель: Земля узнала имя героя, проложившего дорогу к звёздам, простого, обаятельного человека – гражданина нашей страны, который одновременно стал и первым гражданином Земли. (Слайд 25)                                                                                                         1 ученик:  Гагарин открыл дорогу в космос, по которой прошли уже почти пятьсот человек из разных стран. В космос можно отправиться даже в качестве туриста.                    2  ученик:  Приглашаем вас, посетить галерею Космонавтики. (Слайд 26)                                 – Герман Титов (Слайд 41)
– Валентина Терешкова (Слайд 42)
– Алексей Леонов (Слайд 43)
– Владимир Джанибеков (Слайд 44)                                                                                                   3 ученик: Продолжаем проверять свои способности: выясним объём словарного запаса, вашу эрудицию. (Слайд 32)
Выигрывает тот экипаж, который составит самое длинное слово и наибольшее количество слов. Буквы добавлять нельзя.  – По-е-ха-ли!                                                                                  4 ученик: Гагарин был знаменит на весь мир. Его знали в каждом доме. В честь него называли детей, улицы, отряды… Но при всём этом он оставался порядочным, скромным, отзывчивым человеком. Его любили коллеги и друзья. Юрий Алексеевич был  благодарным сыном, хорошим мужем, заботливым отцом. Заглянем в семейный альбом. (Слайд 27)                                                                                                                                              5 ученик: Настало время проверить свою память. В этом нам поможет викторина
«Космонавтом хочешь стать,
Должен много – много знать!» (Слайды 33-35).                                                                            1 ученик: Имя Гагарина стало нарицательным для первооткрывателей в любой области деятельности. Его жизненным девизом была фраза: «Нет у меня сильнее влечения, чем желание летать. Лётчик должен летать. ВСЕГДА ЛЕТАТЬ». (Слайд 28).                                   2 ученик: 27 марта 1968 года  во время одного из тренировочных полётов на самолёте  МиГ-15,  при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни Новосёлово Владимирской области погиб Юрий Алексеевич Гагарин.                                                                                           3 ученик: Славной Родины сын,
Достигая невиданной цели,
Он летел не один –
Он летел не один –
Миллионы сердец с ним летели!
Небывалый маршрут!
Человека прыжок дерзнавенный!
Это Разум и Труд!
Вознесли его к тайнам Вселенной!                                                                                   Учитель: Легко ли быть ПЕРВЫМ?
Легко ли стать ПЕРВЫМ?
Легко ли оставаться ПЕРВЫМ?                                                                                                           – Теперь вы сами можете ответить на этот вопрос. Загляните в  листок «Познай себя» и оцените свои способности:                                                                                                              –  5 баллов – ты почти достиг своей цели;
–  3-4  балла – ещё потренируйся;
–  1-2   балла – работай над собой почаще.                                                                      Учитель:                                                                                                                                     Чтоб к неведомым далям стремиться,
Чтобы космос себе подчинить,
Надо много работать  и много учиться.
Надо честно, по совести жить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Легко ли быть особенным"

Обуждение сказки "Гадкий утёнок." Матерьял направлен на  формирования навыков толерантного отношения; развития способности оценить самобытность персонажа сказки; осознание учащимися на приме...

классный час "Легко ли быть хорошим другом"

Легко ли быть хорошим другом...

Классный час- диспут "Легко ли быть другом?"

Классный час для 4 класса о дружбе "Легко ли быть другом?"...

Классный час "Легко ли быть матерью?"

Классный час посвящен Дню Матери для учащихся 1,2 классов. к занятию составлена технологическая карта....

Легко ли быть современным классным руководителем?

Говорят, что человеческие резервы неисчерпаемы. И, прежде всего, это касается классного руководителя....

Классный час "Легко ли быть честным и правдивым?"

Цель классного часа: выявить представлениие детей о том, что такое "правда" и что такое "ложь", учить детей правдивости....

Классный час "Легко ли быть хорошим?"

Классный час для обучающихся в рамках месячника ЗОЖ...