Классный час- диспут "Легко ли быть другом?"
классный час (4 класс) на тему

Классный час для 4 класса о дружбе "Легко ли быть другом?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legko_li_byt_drugom.docx54.85 КБ

Предварительный просмотр:

Легко ли быть другом?

Цели: - выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; - способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности учащихся.

Ход занятия.

1 Учитель

- Сегодня наше занятие пройдет в форме диспута. Давайте вспомним, что такое диспут.

Дети:        спор, столкновение, иногда прямо противоположных точек зрения.

Это памятка для участников   диспута. Основные ее положения таковы (зачитываем положения памятки):

  прежде чем спорить, подумайте, о чем будете спорить;

  умей слушать своего оппонента, не искажай его мысли и слова;

  помни: каждый имеет право на свое мнение, но если ты доказал фактами ошибочность другого, оставайся сдержанным и не выражай открыто радость своей победы;

  всякого рода оскорбления на диспуте исключаются;

  если кто-то доказал ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту его суждений;

  главное в диспуте: слова, логика, факты, а не мимика, жесты и восклицания;

  спор обязательно должен закончиться выводами, подведением итогов.

А тема нашего сегодняшнего диспута Легко ли быть другом?

Мы задавали вам вопрос: Легко ли быть другом? И получали разные ответы.

  Поднимите руку, кто считает, что быть другом ЛЕГКО. ( поднимают)

Поднимите руку, кто считает, что быть другом ТРУДНО. ( поднимают)

(Получаем первый результат беседы. В конце диспута делаем  вывод, что быть другом – это трудная работа каждого)

 2. Вводный диалог.

Учитель - Кого мы называем другом?

Вопросы  для быстрого обсуждения .

  • что вы вкладываете в понятие «дружба»?
  • есть ли у вас друзья? Сколько их?
  • есть ли у вас виртуальные друзья? Сколько их?
  • включает ли дружба в себя обязанности?
  • от чего может погибнуть дружба?
  • вы считаете, друг – это человек, который должен прийти на помощь в любое время дня и ночи?

3. А можно ли друга назвать приятелем? Товарищем? - Как  вы  понимаете  каждое  из  этих  слов, чем  они  похожи  и  чем  различаются?

Задание 1 для работы в паре.

На карточках даны три определения слов  товарищ, друг, приятель.  Посоветуйтесь с товарищем в паре и впишите на свободных строчках какое определение подойдёт к каждому из понятий.

( 1 мин дети читают и подписывают определения)

ДРУГ __________-человексвязанный с кем-то близкими хорошими отношениямивзаимной симпатиейоснованной на взаимопонимании;  Человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Сторонник, защитник кого-чего-нибудь.  Употребляется как обращение к близкому человеку, а также  как доброжелательное обращение вообще.

ТОВАРИЩ  ____________Человек, близкий кому-нибудь  по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь ;обращение к гражданину ; В названиях некоторых должностей: помощник, заместитель.

ПРИЯТЕЛЬ______________ Близкий и дружески расположенный знакомый.

Обсуждение  понятий  «друг», «приятель», «товарищ».

 Выступления детей , высказывания результатов.

 Учитель    В.И.Даль дал такое определение дружбе – «бескорыстная стойкая приязнь». Бескорыстие делает отношение между друзьями благородными и чистыми.

В.И.Даль  в  своём  определении  дружбы  на  первое  место  ставит  бескорыстие. Это  значит, что  ты  дружишь  с  человеком  не  для  того,  чтобы  он  тебе  что-то  хорошее  сделал, подарил,  одолжил  и  т.д.,  не  потому, что тебе  это  выгодно.  

    Ты  дружишь  с  человеком  потому,  что  он  близок  тебе,  близки  его  интересы,  взгляды. Есть, конечно,  ребята,  которые  выбирают  себе  друзей  за  «красивые  глаза». Умеет  человек  красиво  и  модно  одеваться,  есть  у  него  игрушки-  буду  с  ним  дружить,  нет-  не  буду. У  таких  ребят  никогда  не  будет  настоящих  друзей.  А  без  друзей  человек  не  может  быть  счастлив.

Аристотель считал: «дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

Настоящий друг? Это человек, который всегда поможет тебе в трудную минуту, но он никогда не использует тебя в качестве средства для достижения каких-то своих целей. Друг всегда искренне будет радоваться твоим успехам, а не просто сделает вид, что рад, а на самом деле будет ужасно тебе завидовать. Друг – это человек, который всегда сможет найти для тебя именно то слово поддержки, которого нам так часто не хватает. Он сумеет пожертвовать своими интересами, чтобы помочь тебе, когда понадобится. Ты всегда можешь положиться на друга, ведь он с тобой всегда честен и всегда рад помочь тебе найти выход из тупиковой ситуации.

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ТАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ? Надо ли прилагать усилия, чтобы быть настоящим другом?

4..Задание 2 Работа в группах.  (разделить на группы)___________________________

1)Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Проводится игра « Я и мой друг».

Каждой группе раздаётся по человечку из бумаги.

C:\Users\irina\Desktop\prjanik.png

 Ребята рисуют лицо человечку и на каждом из них  должны написать по три главных , на их взгляд, качества, без которых дружба состояться не может. Затем результаты зачитываются.

 Учитель. Какие из этих качеств, которые вы сейчас озвучили, соблюдать легко, а какие трудно.

 

 Повторно: Поднимите руку, кто по-прежнему считает, что быть другом ЛЕГКО.

                     Поднимите руку, кто по-прежнему считает, что быть другом ТРУДНО.

5. Задание 3 Обсуждение маленьких рассказов. НА 6 ГРУПП. ( для разнообразия мнений 1 ситуацию получают 2 группы) 

Каждой группе даётся 1 ситуация и вопросы к ней. Ребятам надо внимательно прочитать ситуацию , ответить на вопросы для обсуждения, высказать своё мнение.

Трое

Неуютный дождливый вечер. По пустынной дороге идут трое ребят. Идти им еще далеко, а попутных машин нет. Все устали и задумались. Но вот показалась машина. Ребята обрадовались, бросились к ней, но... там оказалось только одно свободное место. Как же быть? Это должна была подсказать ребятам дружба... На лице высокого, сильного парня спортивного вида явно читалось: «Меня, меня возьмите!» О других он не думал. Среди них был невысокий, худенький, какой-то болезненный мальчик, но он просил шофера: «Возьмите Сашу, он натер ногу». Сашей звали третьего мальчика - самого, казалось, безучастного к тому, что происходило. А он думал в это время: «Раз место одно - оно нам не нужно». И Саша решительно сказал: «Или всем ехать, или всем идти!» Машина уехала.

Т. М. Куриленко

Вопросы: 1) Какие взгляды на дружбу у каждого из них? Согласны ли вы с этими взглядами? 2) Как бы вы поступили в этой ситуации?

Дима  и Саша

Сегодня в классе ответственная контрольная работа. Дима  и Саша склонились над листком бумаги. Учитель сказал, что эти письменные работы будут посылать в район. Дима - сильнейший математик в классе, он уже решил задачу и переписывает с черновика на чистовик. Сашу посадили рядом с Димой, чтобы подтягивался. Потому что Саша неуспевающий, несообразительный. Но он и очень самолюбивый мальчик. Дима открыл перед ним черновик. Смотри, вот уже решена. Достаточно одним взглядом посмотреть, если захочешь, все станет понятно. Но Саша нахмурился и посмотрел глазами только на свой черновик. Диме жалко Сашу, недоброе предчувствие сжало его сердце. Опять двойка, а у меня - пятерка.

В. А. Сухомлинский

Вопросы: 1) Хороший ли товарищ Дима? 2) Как он мог помочь Саше?

Всегда вместе

В классе знали, что Коля, Игорь и Гриша всегда вместе, сторонятся других. Маленькому, худенькому Грише нравилась Колина сила. Иногда Гриша завидовал другу в ловкости, когда тот забивал мяч в ворота. Ему же оставалось носить его портфель или другие вещи, беречь их. Забив несколько мячей в ворота, Коля торжествующе говорил:

- Эй, ты, зевака, пошли домой!

Коля шел обычно впереди, за ним плелся Гриша, неся в одной руке свой портфель, а в другой - Колин. Стоило Грише отказаться от роли носильщика, как тут же получал подзатыльник.

Игорь, наоборот, всегда после занятий торопился домой, чтобы помочь больной бабушке, подать ей обед, сходить в магазин и приготовить все к приходу мамы с работы. Однажды вечером друзья встретились на катке и затеяли разговор о соревнованиях по фигурному катанию. Горячее всех отстаивал свое мнение Игорь. При этом он даже оскорбил Гришу, который тут же ушел домой. А Коля за это ударил Игоря и сказал:

- Получай положенное.

Растерянный Игорь не мог понять, за что его ударили. Но Коля после этого сразу же ушел с катка. На следующий день Коля, как ни в чем не бывало, подошел на перемене к Игорю и дал ему в руки билет на новый фильм.

- Держи, пойдем все втроем!..

Так и было, как этого хотел Коля.

Вопросы: 1) На чем основана дружба каждого из мальчиков?

2) Какое можно сделать предположение о дальнейшей дружбе мальчиков?

Обсуждение проблемных ситуаций

6 . Задание 4 Перемешка  групп ( ПОСЛОВИЦЫ)

Во все времена дружба была мерилом ценностей человека.    Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки. Давайте все вместе вспомним некоторые из них.

  Пословицы можно собрать по цветам, шрифту и зная их.

Без беды друга не узнаешь.

С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Дружба дружбе рознь, а иную брось.

Старый друг лучше новых двух.

    Друзья прямые – братья родные.

    Верный друг лучше сотни слуг.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

    Дерево держится корнями, а человек друзьями.

    Друг научит, недруг проучит.

    Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.

    С кем поведешься, от того и наберешься.

    Друга ищи, а найдешь – береги.

    Друзья познаются в  беде.

7 Заключение. Вы все молодцы!

Наше занятие подходит к концу. В начале мы говорили о том, что означает понятие «дружба».

А теперь давайте дадим все вместе определение слова «друг» и ответим на главный вопрос? Легко ли быть другом?

Итак, дружба – это нравственное обогащение человека, обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище и красивее.

Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.
Истинный друг не подведет в беде и опасности. Настоящие друзья – это те, у которых много общего в мыслях, которые помогают друг другу  и дорожат дружбой, про которых можно сказать:
«Друзья на всю жизнь».

8 .Задание 5 А теперь мы вам предлагаем снять ленты с запястья и связать их.......в ....КЛУБОК

 Ребята завязывают ленточки  в одну ленту, а потом в один клубок.

Звучит музыка

9. Совместное чтение стихотворения А. Барто «Требуется друг».  ПОДЕЛИТЬ ПО 4 СТРОЧКИ. Раздать ребятам и они прочитают вслух.

1  Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий. 
2    Я шепчу: - Дружи со мной. . . 
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти, 
Мы как две голубки 
Из одной скорлупки. 
3     Я шепчу: - Но ты учти:
Ты во всем должна идти 
Другу на уступки. 
4     Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита. 
Подружусь я с Ильиной - 
Стану знаменита!
5    Все пятерки до одной 
У Светловой Нади. 
Я прошу: - Ты со мной
Подружись хоть на день!
6     Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать - 
Дашь контрольную списать. 
А девчонки на дыбы!
Говорят: - Молчала бы!
7    Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг. . . 
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг!

 ___________________-человексвязанный с кем-то близкими хорошими отношениямивзаимной симпатиейоснованной на взаимопонимании;  Человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Сторонник, защитник кого-чего-нибудь.  Употребляется как обращение к близкому человеку, а также  как доброжелательное обращение вообще.

__________________Человек, близкий кому-нибудь  по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь ;обращение к гражданину ; В названиях некоторых должностей: помощник, заместитель.

_________________ Близкий и дружески расположенный знакомый.

___________________-человексвязанный с кем-то близкими хорошими отношениямивзаимной симпатиейоснованной на взаимопонимании;  Человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Сторонник, защитник кого-чего-нибудь.  Употребляется как обращение к близкому человеку, а также  как доброжелательное обращение вообще.

__________________Человек, близкий кому-нибудь  по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь ;обращение к гражданину ; В названиях некоторых должностей: помощник, заместитель.

_________________ Близкий и дружески расположенный знакомый.

___________________-человексвязанный с кем-то близкими хорошими отношениямивзаимной симпатиейоснованной на взаимопонимании;  Человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Сторонник, защитник кого-чего-нибудь.  Употребляется как обращение к близкому человеку, а также  как доброжелательное обращение вообще.

__________________Человек, близкий кому-нибудь  по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь ;обращение к гражданину ; В названиях некоторых должностей: помощник, заместитель.

_________________ Близкий и дружески расположенный знакомый.

Трое

Неуютный дождливый вечер. По пустынной дороге идут трое ребят. Идти им еще далеко, а попутных машин нет. Все устали и задумались. Но вот показалась машина. Ребята обрадовались, бросились к ней, но... там оказалось только одно свободное место. Как же быть? Это должна была подсказать ребятам дружба... На лице высокого, сильного парня спортивного вида явно читалось: «Меня, меня возьмите!» О других он не думал. Среди них был невысокий, худенький, какой-то болезненный мальчик, но он просил шофера: «Возьмите Сашу, он натер ногу». Сашей звали третьего мальчика - самого, казалось, безучастного к тому, что происходило. А он думал в это время: «Раз место одно - оно нам не нужно». И Саша решительно сказал: «Или всем ехать, или всем идти!» Машина уехала.

Т. М. Куриленко

Вопросы: 1) Какие взгляды на дружбу у каждого из них? Согласны ли вы с этими взглядами? 2) Как бы вы поступили в этой ситуации?

Всегда вместе

В классе знали, что Коля, Игорь и Гриша всегда вместе, сторонятся других. Маленькому, худенькому Грише нравилась Колина сила. Иногда Гриша завидовал другу в ловкости, когда тот забивал мяч в ворота. Ему же оставалось носить его портфель или другие вещи, беречь их. Забив несколько мячей в ворота, Коля торжествующе говорил:

- Эй, ты, зевака, пошли домой!

Коля шел обычно впереди, за ним плелся Гриша, неся в одной руке свой портфель, а в другой - Колин. Стоило Грише отказаться от роли носильщика, как тут же получал подзатыльник.

Игорь, наоборот, всегда после занятий торопился домой, чтобы помочь больной бабушке, подать ей обед, сходить в магазин и приготовить все к приходу мамы с работы. Однажды вечером друзья встретились на катке и затеяли разговор о соревнованиях по фигурному катанию. Горячее всех отстаивал свое мнение Игорь. При этом он даже оскорбил Гришу, который тут же ушел домой. А Коля за это ударил Игоря и сказал:

- Получай положенное.

Растерянный Игорь не мог понять, за что его ударили. Но Коля после этого сразу же ушел с катка. На следующий день Коля, как ни в чем не бывало, подошел на перемене к Игорю и дал ему в руки билет на новый фильм.

- Держи, пойдем все втроем!..

Так и было, как этого хотел Коля.

Вопросы: 1) На чем основана дружба каждого из мальчиков?

2) Какое можно сделать предположение о дальнейшей дружбе мальчиков?

Дима  и Саша

Сегодня в классе ответственная контрольная работа. Дима  и Саша склонились над листком бумаги. Учитель сказал, что эти письменные работы будут посылать в район. Дима - сильнейший математик в классе, он уже решил задачу и переписывает с черновика на чистовик. Сашу посадили рядом с Димой, чтобы подтягивался. Потому что Саша неуспевающий, несообразительный. Но он и очень самолюбивый мальчик. Дима открыл перед ним черновик. Смотри, вот уже решена. Достаточно одним взглядом посмотреть, если захочешь, все станет понятно. Но Саша нахмурился и посмотрел глазами только на свой черновик. Диме жалко Сашу, недоброе предчувствие сжало его сердце. Опять двойка, а у меня - пятерка.

В. А. Сухомлинский

Вопросы: 1) Хороший ли товарищ Дима? 2) Как он мог помочь Саше?

Дима  и Саша

Сегодня в классе ответственная контрольная работа. Дима  и Саша склонились над листком бумаги. Учитель сказал, что эти письменные работы будут посылать в район. Дима - сильнейший математик в классе, он уже решил задачу и переписывает с черновика на чистовик. Сашу посадили рядом с Димой, чтобы подтягивался. Потому что Саша неуспевающий, несообразительный. Но он и очень самолюбивый мальчик. Дима открыл перед ним черновик. Смотри, вот уже решена. Достаточно одним взглядом посмотреть, если захочешь, все станет понятно. Но Саша нахмурился и посмотрел глазами только на свой черновик. Диме жалко Сашу, недоброе предчувствие сжало его сердце. Опять двойка, а у меня - пятерка.

В. А. Сухомлинский

Вопросы: 1) Хороший ли товарищ Дима? 2) Как он мог помочь Саше?