Главные вкладки

    Классный час "Хлеб - всему голова"
    план-конспект урока (3 класс) по теме

    Курбатова Галина Александровна

    Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon klassnyy_chas_v_3_klasse.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час в 3 классе.

    Тема: «Хлеб – всему голова».

    Цель: формировать понимание жизненных ценностей человеческого существования

    Задачи: - обобщить знания учащихся на уроках природоведения, чтение по данной теме; - воспитывать уважение к труду хлебороба и бережное отношение к хлебу; - показать значимость и ценность хлеба в годы Великой Отечественной Войны и в наше время.

    Ход мероприятия.

    Загадка:

    Отгадать легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый,
    Он и чёрный, он и белый,
    А бывает подгорелый. (Хлеб)

    Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг, имя которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – это хлеб. Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. А часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу?

    /Сообщения учеников об истории хлеба/

    1.Ученые полагают, свыше 15 тысяч. Правда, они оговариваются, что хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Это были плотные поджаренные куски зерновой массы.

    В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

    На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

    2.С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

    Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе?

    - Какие профессии вы можете назвать, которые связаны с выращиванием  и изготовлением хлеба?

    Конкурс «Подумай!»

    Артист, комбайнер, врач, пекарь, тракторист, шофер, швея, аптекарь, учитель, мельник, агроном, продавец, селекционер.

     - Выберите только те профессии, которые связаны с производством хлеба.

    Презентация.

    От зернышка к буханке.

    (Слайд 1-26)

    Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей.( Слайд 27).

     1941-1945 г. Война. Вспомним блокадный город Ленинград, ныне Санкт-Петербург. Погибло много детей. В музее истории г. Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки – вот каким был ленинградский блокадный хлеб. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить назло врагу, назло бомбежкам и обстрелу.

    В годы тягот и лишений 

    Новый мир мужал и креп

    Шел народ в огне сражений

    За свободу и за хлеб.

     Хлеб войны. Он замешан на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший Победу.  У хлеба есть еще одно название, которое сейчас знает не каждый школьник. Хлеб на Руси называли жито. В этимологическом словаре указано, что оно образовано от слова жити (жить) с помощью суффикса - то.  

    (слайд 28).

    Не случайно слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки.

    Конкурс «Собери пословицы»

    Хлеб - батюшка, вода - матушка.

    Худ обед, когда хлеба нет.

    Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

    Палата бела, а без хлеба в ней беда.

    Это интересно.

    Хлебные рекордсмены. (Слайд 31)

    Самая длинная плетёная булка — 9,2 метра — была выпечена в городе Акапулько (Мексика) в 1996 году. А самая большая буханка хлеба была изготовлена в 1988 году в Йоханнесбурге (ЮАР). Её длина составляла три метра, ширина и высота — более метра, а весила Гигантская буханка одну тонну и 430 килограммов!

    Хлебный король. (Слайд 32)

    Французский король Генрих IV ко всем своим титулам добавлял ещё один: "король хлеба". Обеспечивать хлебом нацию ещё более ответственное дело, чем править своими подданными, справедливо полагал монарх.

    Хлеб- против насморка. (слайд 33)

    Во время колониальных войн среди английских солдат было распространено убеждение, что насморк можно вылечить, нюхая буханку свежеиспечённого хлеба. Любопытно, что в древнем мире целебные свойства приписывались только чёрствому хлебу.

    Весомый подарок (слайд 34)

    Излюбленным хлебным лакомством на Руси были пряники. В старину их дарили на именины, подносили невесте в виде свадебного подарка, потчевали дорогих гостей, угощали ребятишек. Праздничные пряники весили порой около пуда (более 16 кг)

    Популярная добавка. (слайд 35)

    За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба! Причём основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания.

    Берегите хлеб!

    Поэта Григория Люшнина после освобождения из концлагеря,где он находился в плену, вынесли наруках. Взрослый мужчина весил всего26 кг. Это, ребята, вес ребенка 6–7 лет.В лагере он написал стихотворение,где говорится о том, как надо беречьхлеб и жалеть даже хлебную крошку:

    Крошка хлеба на землю упала,

    Меньше хлеба на крошку стало.

    Где_то в поле неубранном нашем

    Столько зерен лежит на пашнях.

    Вот собрать бы их вместе – да в кучу!

    Хлеб бы выпекли белый, пахучий!

    Мы б окрепли и сильными стали,

    Мы б тюремные стены сломали,

    Снова вышли бы в бой под бомбежку.

    Да, жалеть надо хлебную крошку!

    Вот так относились к хлебу во время войны. К великому сожалению в наше время не все люди знают и понимают какова цена хлеба. Не денежая!

    - Как вы думаете есть ли легкий хлеб?

     - Сейчас вы посмотрите отрывок из белорусской сказки«Легкий хлеб» и ответите на вопрос: что значит «легкий хлеб»? Уважают ли в народе того, кто хочет есть легкий хлеб?

    Ходить по земле – непростая наука,

    Не кормит земля нерадивых и глупых.

    Ты ей помоги терпеливой работой:

    Хлеб станет веселым от теплой заботы.

    У легкого хлеба ни цвета, ни вкуса,

    Тебя превратит он в лентяя и труса.

    И лоб расшибешь, тумаков нахватаешь,

    А может случиться, себя потеряешь.

    От трудного дела всегда поумнеешь,

    Не зря говорится: пожнешь,

    что посеешь.

     - Очень часто можно наблюдать на наших улицах вот такую картину:

    Булка ( Трунова Маша)

    Три паренька по переулку
    Играя будто бы в футбол,
    Туда – сюда гоняли булку
    И забивали ею гол.
    Шел мимо незнакомый дядя,
    Остановился и вздохнул,
    И, на ребят почти не глядя,
    К той булке руку протянул.
    Потом, насупившись сердито,
    Он долго пыль с нее сдувал
    И вдруг спокойно и открыто
    При всех ее поцеловал.
    - Вы кто такой? – спросили дети,
    Забыв на время про футбол.
    - Я пекарь! – человек ответил,
    И с булкой медленно ушел.
    И это слово пахло хлебом
    И той особой теплотой,
    Которой налиты под небом
    Моря пшеницы золотой. (С. Михалков)

    - Как вы оцениваете поступок этих мальчиков?

    - Вы думаете мальчики прислушались к словам пекаря  и поняли свою ошибку?

    А в Древнем Риме за покушение на жизнь пекаря виновный карался смертнойказнью. Профессия пекаря – самаядревняя на Земле. Особенно ценилсятот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли позволить себе купить только очень богатые

    люди.

    Хлеб

    Кто землю сам пахал, тот за столом   (Малолеткова Регина)
    Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
    Стянув на свежей скатерти узлом
    Во дни страды исхоженные стежки.

    Я тоже в поле вырос и окреп,                                  (Софонова Света)
    Шел не прохожим по родному краю,
    И по тому, как люди ценят хлеб,
    Себе друзей в дорогу выбираю.

    (Николай Рыленков)

    - Как же нужно поступить, если вы недоели кусочек хлеба?

    1. Не играй с хлебом.

    2.  Остатки хлеба отдай птицам.

     - А еще , ребята, из черствого хлеба можно приготовить много вкусных блюд.

    1.На земле без хлеба

    Сильному не жить.        

    В небо не подняться,

    По морю не плыть.

    2.Этим хлебом мы живем,

    Славу хлебу мы поем,

    Слава хлебу, слава хлеборобу,

    Слава людям и всему народу.

    3.Как земли хозяин

    Хлеб в руках держи.

    Каждой крошкой хлеба

    крепче дорожи.

     - Этими словами мне хочется закончить наш разговор о хлебе.

    Черемуховская СОШ.

    Разработала и провела учитель I квалификационной категории

     Курбатова Г.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

    Тема: Хлеб - всему голова....

    Классный час Хлеб-всему голова

    Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

    Классный час "Хлеб - всему голова"

    Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

    Классный час "Хлеб - всему голова"

    Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

    Хлеб-всему голова. А, каша? Классный час.

    В мероприятиии говорится о бережном отношении к хлебу. Рассказывается о разновидностях каш и полезности этих продуктов....

    Классный час "Хлеб - всему голова"

    Сценарий  классного часа для учащихся 2 класса....

    Классный час "Хлеб - всему голова"

    На этом классном  часе  рассказывается  об истории хлеба,  о людях, благодаря которым "хлеб приходит " к нам в дом. Ребятам предлагается посмотреть мультфильм "О девочке, которая н...