Описание педагогического опыта
материал по теме

Исеркепова Елена Владимировна

Тема "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Тема: «Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ»

Традиционное образование, основной целью которого является формирование систематизированных знаний, умений и навыков, не способно создать условий для гармоничного развития личности. Большое значение в такой ситуации имеет применение различных форм фольклора.

Цель данной темы: Изучить влияние фольклора на формирование гармонично развитой, творческой личности.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

  1. расширение, обогащение и активация словаря;
  2. воспитание звуковой культуры речи;
  3. формирование правильной разговорной речи.

Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника духовно-нравственного развития детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки.

Свою работу в детском саду по развитию речи детей средствами детского фольклора я строила на следующих основных принципах:

1. интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры);

2. активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;

3. на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;

4. на основе широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;

5. бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

В процессе работы с детьми я  стремилась к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.

Вся работа с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством проводится в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности.  При этом используются самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества.

Это и

Ø рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по сказке,

Ø демонстрация иллюстраций и картин,

Ø показ способов действий,

Ø коллективное чтение,

Ø заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок,

Ø игры-драматизации, игры-инсценировки,

Ø дидактические и  настольно-печатные игры,

Ø упражнения в проговаривании, звукоподражание,  имитация действий.

При этом большую роль  уделяю выразительности  своей речи,  так как  интонация нежности и заботы прекрасно отвечают цели: воспитанию доброты, заботы и любви к живому, даже если это пластмассовая игрушка.

 Знакомство с народным творчеством для малышей  начинается с потешек и колыбельных песенок, которые вводят ребенка в мир, учат его жить.  Потешки  используются во всех режимных процессах (умывание, кормление, сон, прогулка и др.)

Правильно подобранная  потешка,  помогает устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребенка более интересными.

Ещё один вид малых форм  словесного народного творчества, который я использую  в своей работе - это загадки. Цель разгадывания загадок - умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Через загадку дети узнают о предметах уже знакомых им, много новых для них признаков, о том, как можно ещё сказать о предмете. Сам процесс разгадывания загадок учит детей рассуждать, сравнивать, находить поэтические описания, доказывать своё мнение. Таким образом, анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ.

Помогают в работе по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств - считалки. Чаще всего считалки использую  при проведении подвижных игр.

Большое внимание уделяю русской народной сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширять кругозор, развивать речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

 О традициях дают нам понятие и народные песенки, частушки, колыбельные, заклички. Колыбельная содержит в себе возможность формирования фонематического восприятия, напевание, выделение голосом гласных звуков, позволяет детям освоить лексическую сторону речи. Песенки – это игры с пальцами, ручками, ножками, развивается не только речь, но и мелкая моторика. Заклички, приговорки – дают возможность узнать о явлениях природы.

Для того чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, создается  соответствующая развивающая среда в группе детского сада.

Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок",  "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь", "Гуси-лебеди».  В группе имеются дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку", "Сказка за сказкой", "Из какой сказке герой", "Расскажи сказку".

  По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, развивающей среды. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность  ребенка в жизни,  становление его как личности.      Таким образом, использование малых форм фольклора вполне оправдывает себя, приобщение ребёнка начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и  обогащая мир ребёнка.                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Модульное описание педагогического опыта "Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов"

У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку, ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку они теряютверу в себя. У многих, орфография, вызывает отрицате...

Модульное описание педагогического опыта на тему «Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поэтому моя работа посвящена этой проблеме.            Основной цел...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ».

Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.Представ...

описание педагогического опыта

Описание опыта работы воспитателя группы продлённого дняДонецкой общеобразовательной школы №97Клименко Марины Михайловны...

Описание педагогического опыта

         Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития...

Описание педагогического опыта

 Аналитическая справка "Описание педагогического опыта"Тема: «Формирование универсальных учебных действий через использование технологии развития критического мышления»....