Программа по организации физкультурно-оздоровительной работы «Я в мире спорта» для воспитанников 1-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида
рабочая программа (4 класс) по теме

 

Данная программа позволит систематизировать и углубить знания о здоровом образе жизни, заинтересовать учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время.

Цель программы- формирование, сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

               Оздоровительные задачинаправлены на охрану жизни и укрепление здоровья воспитанников.

               Образовательные задачипредполагают:

-формирование двигательных умений и навыков;

-развитие двигательных, качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости);развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);

Воспитательные задачинаправлены на формирование творческой, разноплановой и гармонично развитой личности.

Коррекционно-развивающие задачинаправлены на преодоление недостатков двигательной сферы, физического и психического развития детей. Все вышеперечисленные задачи физкультурно- оздоровительной работы в школе-интернате решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию воспитанников, направленному на физическое, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие, психофизическую готовность к производственным условиям и рабочим нагрузкам.

         В специальном (коррекционном) учреждении система физкультурно- оздоровительной работы несколько отличается от массовых учреждений. Она состоит из двух основных блоков. В первом блоке решаются общие задачи физического воспитания и оздоровления воспитанников: формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, совершенствование техники выполнения движений, обеспечение двигательной активности детей, осуществление профилактических и общеукрепляющих оздоровительных мероприятий. Во втором блоке решаются специфические (коррекционные) задачи физического воспитания: коррекция недостатков двигательной сферы,преодоление недостатков психического развития детей средствами физическихупражнений, оздоровление детей с учетом особенностей здоровья той илииной категории детей с нарушениями развития.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_ya_v_mire_sporta.zip37.42 КБ

Предварительный просмотр:

Артюхова Ольга Петровна

учитель начальных классов

МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 4» г. Осинники

Программа

по организации физкультурно-оздоровительной работы

«Я в мире спорта»

для воспитанников 1-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида

        

Пояснительная записка

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с интеллектуальной недостаточностью. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечения воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые в этом нуждаются.

Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого детства. К сожалению, число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению, напротив, их количество увеличивается.

Осознание необходимости специальной разработки содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях компенсирующего вида связано также с изменением общественной позиции по отношению к детям, имеющим интеллектуальные нарушения, с появлением тенденции к их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников, усилением роли семьи в их воспитании.

Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую многочисленную группу среди «проблемных» детей. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка - мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, кроме того, эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы, мышление, деятельность, речь, поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития.

У детей с интеллектуальной недостаточностью имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем и физического развития. У многих из них наблюдается функциональная слабость миокарда, сердечная аритмия, понижение артериального давления. Дыхание у них поверхностное, неритмичное; небольшая мышечная нагрузка резко учащает его, и необходимо длительное время для восстановления.

Отклонения в физическом развитии у детей с интеллектуальной недостаточностью выражаются в отставании роста, в значительной ослабленности мышц, в нарушении формы грудной клетки, позвоночника, конечностей и т.д.

В научных работах таких авторов, как Лебединский В.В, Лебединская К.С., Мастюкова Е.М., Марковская И.Ф., Певзнер М.С. отмечается, что у детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных   качеств,   несовершенство   мелкой   моторики   рук.  

Практически во всех научных работах, посвященных проблеме интеллектуальной недостаточности, в программах обучения и воспитания данного контингента детей, методических рекомендациях к проведению коррекционной работы с этими детьми, указывается необходимость проводить специальные  мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья, коррекцию и развитие общей и мелкой моторики. Однако ни в одной публикации нет описания последовательной системы физкультурно-оздоровительной работы с данной категорией детей, что и вызвало необходимость написания данной программы.

В исследованиях отечественных и зарубежных авторов показано, что работа по коррекции недостатков моторной сферы положительно влияет ни развитие интеллектуальной и речевой деятельности, а также на их общее развитие.

        При организации работы с детьми, имеющими различные нарушения развития, огромное значение имеет целенаправленное преодоление недостатков моторики, развитие движений, охрана и укрепление здоровья детей. Конечно же, подходы к организации физического воспитания детей с разными отклонениями в развитии неодинаковы. Они учитывают структуру дефекта, степень выраженности нарушений, состояние здоровья и многое другое. Однако всегда физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями развития. 

Физкультурно -оздоровительная работа в специальном (коррекционном) образовательном учреждении включает в себя непосредственно физическое воспитание; организацию рационального двигательного режима; создание комфортной,  безопасной развивающей среды необходимой для обеспечения двигательной активности детей; профилактические и    оздоровительные мероприятия.

Данная программа позволит систематизировать и углубить знания о здоровом образе жизни, заинтересовать учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время.

Цель программы - формирование, сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

  1. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья воспитанников.

Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма, повышению устойчивости к различным заболеваниям, увеличению работоспособности. Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей ребенка и направлены на формирование правильной осанки, развитие сводов стопы, укрепление связочно-суставного аппарата, развитие гармоничного телосложения, регулирование роста и массы костей, развитие мышц лица, туловища, рук, ног, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов - сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др. Оздоровление предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.

  1. Образовательные задачи предполагают:
  1. формирование двигательных умений и навыков;
  2. развитие двигательных, качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости);
  3. развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);

В процессе физического воспитания дети приобретают определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм; осознают свои двигательные действия; получают необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнений, игр; познают свое тело и учатся управлять им. Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающем, он познает свойства предметов, у него обогащается словарный запас, развивается пространственная ориентировка, память, внимание, мышление, воображение.

  1. Воспитательные задачи направлены на формирование творческой, разноплановой и гармонично развитой личности.

В процессе воспитания у детей формируются: потребность в ежедневных физических упражнениях; умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; самостоятельность творчество, инициативность; самоорганизация, стремление к взаимопомощи. Кроме того, у детей воспитывается стремление к помощи взрослому в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр. Создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.); закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества за порученное дело, умение заниматься в коллективе); осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость, самообладание); прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

  1. Коррекционно-развивающие задачи направлены на преодоление недостатков двигательной сферы, физического и психического развития детей. Улучшение анатомно-физиологического статуса детей предполагает коррекцию неправильных установок опорно-двигательного аппарата (отдельных конечностей, стопы, кисти, позвоночника); нормализацию мышечного тонуса; преодоление слабости отдельных мышц; улучшение подвижности в суставах; сенсорное обогащение: улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений; формирование вестибулярных реакций; преодоление недостаточности в деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма ребенка. Кроме того, решаются и общекоррекционные задачи - преодоление недостатков в развитии высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи. У воспитанников формируется саморегуляция, повышается умственная работоспособность, формируется умение действовать во внутреннем умственном плане.

    Все вышеперечисленные задачи физкультурно - оздоровительной работы в школе-интернате решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию воспитанников, направленному на физическое, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие, психофизическую готовность к производственным условиям и рабочим нагрузкам.

          В специальном (коррекционном) учреждении система физкультурно - оздоровительной работы несколько отличается от массовых учреждений. Она состоит из двух основных блоков. В первом блоке решаются общие задачи физического воспитания и оздоровления воспитанников: формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, совершенствование техники выполнения движений, обеспечение двигательной активности детей, осуществление профилактических и общеукрепляющих оздоровительных мероприятий. Во втором блоке решаются специфические (коррекционные) задачи физического воспитания: коррекция недостатков двигательной сферы, преодоление недостатков психического развития детей средствами физических упражнений, оздоровление детей с учетом особенностей здоровья той или иной категории детей с нарушениями развития.

При организации физкультурно – оздоровительной работы с учащимися руководствуемся следующими принципами: системность, непрерывность, динамичность, учет возрастных и психофизических возможностей воспитанников, индивидуальный и дифференцированный подход.

Учитывая возрастные особенности данного контингента детей, в предлагаемой нами программе работа была спланирована таким образом, чтобы можно было решить следующие задачи.

Задачи по организации физкультурно – оздоровительной работы в младших классах:

  1. развитие двигательной активности;
  2. освоение отдельных физкультурно – оздоровительных технологий;
  3. воспитание потребности в физических упражнениях;
  4. формирование ответственности за свое здоровье.

В старших классах решаются следующие задачи:

  1. формирование системы привычек по физической тренировке тела;
  2. развитие системы профилактических умений по охране здоровья;
  3. воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Сроки реализации программы

  Данная программа рассчитана на воспитанников с 1 по 9 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида.

Основные направления и условия реализации программы

Основные направления реализации программы:

  1. разработка системы приёмов, методов;
  2. создание базы методических разработок;
  3. работа спортивных секций;
  4. организация и проведение спортивных общешкольных мероприятий.

Для реализации данной программы в МС(К)ОУ созданы следующие условия:

  1. спортивный зал, оснащенный инвентарем;
  2. тренажерный зал, оборудованный современным оборудованием;
  3. спортивная площадка;
  4. беговая дорожка;
  5. футбольное поле;
  6. игровая площадка для детей;
  7. теннисные столы.

Физкультурно – оздоровительная деятельность включает в себя:

  1. создание системы двигательной активности в течение дня;
  2. утренняя гимнастика (ежедневно);
  3. прогулки с включением подвижных игр;
  4. оздоровительный бег (ежедневно);
  5. применение здоровьесберегающих технологий: пальчиковая, зрительная, дыхательная гимнастика, физкультминутки и паузы (на соответствующих занятиях);
  6. спортивные досуги, развлечения, праздники, конкурсы, соревнования;
  7. спортивные секции.

Тематические занятия сочетают в себе теоретическую и оздоровительную направленность, построены в игровой, увлекательной форме, доступны, интересны по содержанию. Для реализации программного материала используются разнообразные формы работы: индивидуальные, коллективные и массовые. При этом составленный план сочетает разные виды деятельности. Воспитанники получают представления о потребности в хорошем здоровье, учатся практическим навыкам физической культуры. В оздоровительных целях с детьми проводятся различные виды гимнастик (двигательная, дыхательная, зрительная и т.д.) Для повышения двигательной активности с детьми проводятся спортивные часы, дни здоровья, турслеты,  подвижные игры, динамические паузы с использованием развивающих упражнений направленных на развитие всех групп мышц организма.

Одним из важных условий реализации данной программы является создание на занятиях, спортивных мероприятиях атмосферы радости, удовольствия, соучастия детей, что могло бы способствовать активизации интереса детей к занятиям физической культурой и спортом.

В программе принимают участие:

  1. воспитанники школы-интерната;
  2. члены педагогического коллектива;
  3. медицинские работники;
  4. родители.

Структурирование и содержание программы

1 класс

Сроки проведения

Тема

Форма

проведения

Сентябрь

1. «Что такое здоровье?»

2. «Подвижные игры на улице»

3. «Сороконожка»

4. «Мой веселый звонкий мяч»

Беседа

Прогулка

Спортивная эстафета

Спортивное развлечение

Октябрь

1. «Юный – краевед – турист»

2. « Станем сильными и здоровыми»

3. «Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!»

4. «Мы за здоровый образ жизни»

Туристический слет

Беседа

Спортивно-оздоровительная игра

День здоровья

Ноябрь

1. «Угадай, вид спорта»

2. «Моя семья и физкультура»

3. «Веселые старты»

Дидактическая игра

Беседа

Соревнование

Декабрь

1. «Три богатыря»

2. «Мое здоровье зависит от меня»

3. «Подвижные игры на свежем воздухе»

4. «Зимние забавы»

Спортивная игра

Беседа

Прогулка

День здоровья

Январь

1. «Кто быстрей?»

2. «Мужичок с ноготок»

Спортивные состязания

Соревнование

Февраль

1. «Спорт и здоровье»

2. «Путешествие в страну Спортландия»

3. «Сын полка»

4. «Одень спортсменов перед соревнованием»

Информационное сообщение

Спортивный час

Игра – эстафета

Дидактическая игра

Март

1. «Физическая культура и рациональное питание»

2. «Самый сильный»

3. «В здоровом теле – здоровый дух»

Информационное сообщение

Игра - эстафета

День здоровья

Апрель

1. «Мы – выбираем здоровье»

2. «О, спорт – ты мир»

3. «Мы за здоровый образ жизни»

4. «Подвижные игры на улице»

Беседа

Спортивное состязание

Конкурс рисунков

Прогулка

Май

1. «Зарничка»

2. «Не урони мяч»

3. «Азбука здоровья»

4. «Играйте вместе с нами»

Спортивно-патриотическая игра

Конкурс

Игра – путешествие

День здоровья

Структурирование и содержание программы

2 класс

Сроки проведения

Тема

Форма

проведения

Сентябрь

1. «Если хочешь быть здоров…»

2. «Ловкач»

3. «Подвижные игры на улице»

4. «Кладоискатели»

Беседа

Спортивная эстафета

Прогулка

Спортивная игра

Октябрь

1. «Юный – краевед – турист»

2. «Физкультура и здоровье»

3. «Мы, спортивные ребята»

4. «Мы за здоровый образ жизни»

Туристический слет

Беседа

Игра - эстафета

День здоровья

Ноябрь

1. «Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!»

2. «Как сделать свое тело гибким и красивым?»

3. «Веселые старты»

Спортивно-оздоровительная игра

Беседа

Соревнование

Декабрь

1. «Путешествие в страну здоровья»

2. «Сила, ловкость и здоровье»

3. «Угадай, вид спорта»

4. «Зимние забавы»

Спортивный час

Информационное сообщение

Дидактическая игра

День здоровья

Январь

1. «Саночная эстафета»

2. «Кто быстрее»

Соревнование

Командная эстафета

Февраль

1.«Твое здоровье зависит только от тебя»

2.«А, ну-ка мальчики!»

3. «Сын полка»

4. «Не урони мяч»

Беседа

Спортивное развлечение

Игра – эстафета

Конкурс

Март

1. «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

2. «Подвижные игры на свежем воздухе»

3. «В здоровом теле – здоровый дух»

Викторина

Прогулка

День здоровья

Апрель

1. «Мы – выбираем здоровье»

2. «О, спорт – ты мир»

3. «Мы за здоровый образ жизни»

4. «Самый сильный»

Беседа

Спортивное состязание

Конкурс рисунков

Игра - эстафета

Май

1. «Зарничка»

2. «Знакомство с русскими народными играми»

3. «Веселый стадион»

4. «Играйте вместе с нами»

Спортивно-патриотическая игра

Прогулка

Спортивный праздник

День здоровья

Структурирование и содержание программы

3 класс

Сроки проведения

Тема

Форма

проведения

Сентябрь

1. «Как беречь свое здоровье»

2. «Кто быстрее »

3. «Лесные робинзоны»

4. «Путешествие в страну Физкультурию»

Беседа

Спортивное состязание

Игра-соревнование

Спортивный праздник

Октябрь

1. «Юный – краевед – турист»

2. «Гимнастика и мое самочувствие»

3. «Подвижные игры на свежем воздухе»

4. «Мы за здоровый образ жизни»

Туристический слет

Беседа

Прогулка

День здоровья

Ноябрь

1. «Самый сильный»

2.«Учись сам делать правильный выбор»

3. «Веселые старты»

Игра - эстафета

Проблемные ситуации

Соревнование

Декабрь

1. «Огонек здоровья»

2. «Спорт и Я»

3. «Одень спортсменов перед соревнованием»

4. «Зимние забавы»

Спортивный час

Беседа

Ситуативная игра

День здоровья

Январь

1. «Рождественская гонка»

2. «Путешествие по городу Здоровейску»

Лыжная эстафета

Игра-соревнование

Февраль

1. «Саночная эстафета»

2. «Физическая культура и питание»

3. «Сын полка»

4. «Ловкие и смелые»

Соревнование

Информационное сообщение

Игра – эстафета

Конкурс

Март

1. «Спорт для всех и каждого»

2. «Охрана здоровья моего организма»

3. «В здоровом теле – здоровый дух»

Спортивное соревнование

Беседа

День здоровья

Апрель

1. «Мы – выбираем здоровье»

2. «О, спорт – ты мир»

3. «Мы за здоровый образ жизни»

4. «Подвижные игры на улице»

Беседа

Спортивное состязание

Конкурс рисунков

Прогулка

Май

1. «Зарничка»

2. «Знакомство с русскими народными играми »

3. «Наше здоровье»

4. «Играйте вместе с нами»

Спортивно-патриотическая игра

Прогулка

Игра-КВН

День здоровья

Структурирование и содержание программы

4 класс

Сроки проведения

Тема

Форма

проведения

Сентябрь

1. « Я сам отвечаю за свое здоровье»

2. «Тропа испытаний»

3. «Зов джунглей»

4. «Кто вперед»

Беседа

Игра - соревнование

Спортивное соревнование

Игра - эстафета

Октябрь

1. «Юный – краевед – турист»

2. «Как сохранить силу и красоту»

3. «Подвижные игры на свежем воздухе»

4. «Мы за здоровый образ жизни»

Туристический слет

Информационное сообщение

Прогулка

День здоровья

Ноябрь

1. «Ловкие и умелые»

2. «Я знаю, как одеться комфортно»

(занятия спортом в разную погоду)

3. «Веселые старты»

Спортивная эстафета

Ситуативная игра

Соревнование

Декабрь

1. «Что я знаю о спорте и спортсменах»

2. Посещение спортивной секции

3. «Детские Олимпийские игры»»

4. «Зимние забавы»

Беседа

Экскурсия

Спортивный праздник

День здоровья

Январь

1. «Рождественская гонка»

2. «Два Мороза»

Лыжная эстафета

Спортивная игра

Февраль

1. «Саночная эстафета»

2. «Какой я спортсмен?»

3. «Сын полка»

4. «Попробуй,  догони»

Соревнование

Разговор

Игра – эстафета

Конкурс

Март

1. «С физкультурой мы дружны – нам болезни не страшны»

2. «Я буду тренироваться»

3. «В здоровом теле – здоровый дух»

Спортивный час

Беседа

День здоровья

Апрель

1. «Мы – выбираем здоровье»

2. «О, спорт – ты мир»

3. «Мы за здоровый образ жизни»

4. «Русские народные игры»

Беседа

Спортивное состязание

Конкурс рисунков

Прогулка

Май

1. «Зарничка»

2. «Таежные робинзоны»

3. «Наше здоровье»

4. «Играйте вместе с нами»

Спортивно-патриотическая игра

Спортивная эстафета

Игра-КВН

День здоровья

Структурирование и содержание программы

5 класс

Сроки проведения

Тема

Форма

проведения

Сентябрь

1. «Охрана здоровья моего организма»

2. «В поисках сокровищ»

3. «От игры к спорту»

4. «Сильные и смелые, ловкие, умелые»

Беседа

Спортивная игра

Игра - эстафета

Конкурс

Октябрь

1. «Дорогой туриста – краеведа»

2. «Школьный двор – спортивный двор»

3. «Гимнастика тела и красота»

4. «Мы за здоровый образ жизни»

Туристический слет

Спартакиада

Информационное сообщение

День здоровья

Ноябрь

1. «Олимпийские игры»

2. «Погода и занятия спортом в различные времена года»

3. «Снайпер»

Спортивно–оздоровительный праздник

Ситуации

Подвижная игра

Декабрь

1. «Страна Спортландия»

2. «Гигиена - важное условие занятий физической культурой и спортом»

3. «Все за здоровьем!»

4. «Зимние забавы»

Спортивный час

Информационное сообщение

Спортивное соревнование

День здоровья

Январь

1. «Быстрый лыжник»

2. «Белая ладья»

Спортивная эстафета

Соревнование

Февраль

1. «Как заставить себя тренироваться?»

2. «Веселые старты»

3. «Юные защитники отечества»

4. «Рыцарский турнир»

Разговор

Спортивное соревнование

Конкурсное состязание

Конкурс

Март

1. «Тренировки и спорт»

2. «Смелее, девчонки!»

3. «В здоровом теле – здоровый дух»

Беседа

Спортивное развлечение

День здоровья

Апрель

1. «Мы – выбираем здоровье»

2. «О, спорт – ты мир»

3. «Мы за здоровый образ жизни»

4. «Улыбка, спорт, здоровье – нам в жизни ценное подспорье»

Беседа

Спортивное состязание

Конкурс рисунков

Игра - КВН

Май

1. «Зарница»

2. «Русские народные игры»

3. «Тропа здоровья»

4. «Марафон игр»

Спортивно-патриотическая игра

Прогулка

Игра - соревнование

Спортивное развлечение

Структурирование и содержание программы

6 класс

Сроки проведения

Тема

Форма

проведения

Сентябрь

1. «Здоровый образ жизни»

2. «Со спортом вместе…»

3. «В стране Олимпии»

4. «Выходи во двор – поиграем!»

Беседа

Игра - эстафета

Спортивный час

Спартакиада

Октябрь

1. «Дорогой туриста – краеведа»

2. «Плавание – важнейший компонент здорового образа жизни»

3. Посещение спортивной секции

4. «Мы за здоровый образ жизни»

Туристический слет

Информационное сообщение

Экскурсия

День здоровья

Ноябрь

1. «Мы будущие олимпийцы!»

2. «Что помогает мне быть сильным и здоровым»

3. «Со спортом вместе…»

Спортивные соревнования

Беседа

Спортивная эстафета

Декабрь

1. «На старт!»»

2. «Воля и тренировки»

3. «Самые ловкие»

4. «Зимние забавы»

Подвижные игры

Беседа

Конкурс

День здоровья

Январь

1. «Быстрый лыжник»

2. «Равный среди равных»

Спортивная эстафета

Соревнование

Февраль

1. «Здоровье и спорт»

2. «Один за всех и все за одного»

3. «Юные защитники отечества»

4. «Стартуем вместе!»

Беседа

Спортивный праздник

Конкурсное состязание

Спартакиада

Март

1. «Туризм и путешествия»

2. «Смелее, девчонки!»

3. «В здоровом теле – здоровый дух»

Информационное сообщение

Спортивное развлечение

День здоровья

Апрель

1. «Мы – выбираем здоровье»

2. «О, спорт – ты мир»

3. «Мы за здоровый образ жизни»

4. «Улыбка, спорт, здоровье – нам в жизни ценное подспорье»

Беседа

Спортивное состязание

Конкурс рисунков

Игра - КВН

Май

1. «Зарница»

2. «Тропа испытаний»

3. «Здоровье молодежи – богатство России»

4. «Робинзонада»

Спортивно-патриотическая  игра

Игра - соревнование

Акция

Спортивная эстафета

Структурирование и содержание программы

7 класс

Сроки проведения

Тема

Форма

проведения

Сентябрь

1. «Красота тела и физическая культура»

2. «От игры к спорту»

3. «Здравствуй, Олимп!»

4. «Все на старт!»

Беседа

Игра – эстафета

Спартакиада

Соревнование

Октябрь

1. «Дорогой туриста – краеведа»

2. «Шейпинг, аэробика – что это?»

3. «Кожаный мяч»

4. «Мы за здоровый образ жизни»

Туристический слет

Информационное сообщение

Соревнование

День здоровья

Ноябрь

1. «Сила моего тела»

2. « Сильные и смелые, ловкие, умелые»

3. «Олимпийский резерв»

Беседа

Конкурс

Спортивный праздник

Декабрь

1. «Спорт равных возможностей»

2. «Праздники здоровья. Твое участие»

3. «Исправь допущенную ошибку»

4. «Зимние забавы»

Спортивное состязание

Разговор

Проблемная ситуация

День здоровья

Январь

1. «Лыжные эстафеты»

2. Посещение спортивной секции

Соревнование

Экскурсия

Февраль

1. «Спорт и тренировки»

2. «А, ну-ка парни!»

3. «Юные защитники отечества»

4. «Воля к победе»

Беседа

Игра - эстафета

Конкурсное состязание

Спортивное соревнование

Март

1. «Свое здоровье береги – сам себе ты помоги!»

2. «Кто вперед»

3. «В здоровом теле – здоровый дух»

Игра – КВН

Конкурс

День здоровья

Апрель

1. «Мы – выбираем здоровье»

2. «О, спорт – ты мир»

3. «Мы за здоровый образ жизни»

4. «Один за всех – все за одного»

Беседа

Спортивное состязание

Конкурс рисунков

Спортивная игра

Май

1. «Зарница»

2. «Спортивные старты»

3. «Здоровье молодежи – богатство России»

4. «Кто быстрее»

Спортивно-патриотическая игра

Соревнование

Акция

Спартакиада

Структурирование и содержание программы

8 класс

Сроки проведения

Тема

Форма

проведения

Сентябрь

1. «Красота и здоровье»

2. «Стартуем вместе!»

3. « Тропа здоровья»

4. «Мир олимпизма»

Беседа

Спартакиада

Игра - соревнование

Спортивный праздник

Октябрь

1. «Дорогой туриста – краеведа»

2. «Мои физические показатели»

3. «Воля к победе»

4. «Мы за здоровый образ жизни»

Туристический слет

Информационное сообщение

Спортивная эстафета

День здоровья

Ноябрь

1. «Образ жизни и бессонница»

2. «Гимнастика – жизнь и успех»

3. «Самые быстрые»

Проблемная ситуация

Беседа

Конкурс

Декабрь

1. «На старт»

2. « Со спортом вместе…»

3. «Что такое активный отдых?»

4. «Зимние забавы»

Спортивное состязание

Спортивный час

Разговор

День здоровья

Январь

1. «Лыжные эстафеты»

2. «Большой спорт и здоровье»

Соревнование

Беседа

Февраль

1. Посещение спортивной секции

2. «А, ну-ка парни!»

3. «Юные защитники отечества»

4. «Как заставить себя тренироваться?»

Экскурсия

Игра - эстафета

Конкурсное состязание

Беседа

Март

1. «Свое здоровье береги – сам себе ты помоги!»

2. «Спорт для всех и каждого»

3. «В здоровом теле – здоровый дух»

Игра – КВН

Соревнование

День здоровья

Апрель

1. «Мы – выбираем здоровье»

2. «О, спорт – ты мир»

3. «Мы за здоровый образ жизни»

4. «Самый спортивный»

Беседа

Спортивное состязание

Конкурс рисунков

Конкурс

Май

1. «Зарница»

2. «Олимпийские надежды»

3. «Здоровье молодежи – богатство России»

4. «Состязание в прериях»

Спортивно-патриотическая игра

Спартакиада

Акция

Спортивный праздник

Структурирование и содержание программы

9 класс

Сроки проведения

Тема

Форма

проведения

Сентябрь

1. «Мое здоровье – мое богатство»

2. «Равный среди равных»

3. «Кожаный мяч»

4. «Экспресс здоровья»

Беседа

Спортивная эстафета

Соревнование

Спортивный праздник

Октябрь

1. «Дорогой туриста – краеведа»

2. «Взаимосвязь здоровья и физических показателей»

3. «Белая ладья»

4. «Мы за здоровый образ жизни»

Туристический слет

Информационное сообщение

Конкурс

День здоровья

Ноябрь

1. «Красота тела и физическая культура»

2. «На старт»

3. «Занятия спортом»

Беседа

Игра – эстафета

Разговор

Декабрь

1. «Мы за здоровый образ жизни»

2. «Как и кто играет в хоккей?»

3. «Знатоки олимпизма»

4. «Зимние забавы»

Спортивный час

Беседа

Конкурс

День здоровья

Январь

1. «Лыжные эстафеты»

2. «Спартак, вперед!»

Соревнование

Спартакиада

Февраль

1. «Спорт, тренажеры и правильное их использование»

2. Посещение спортивной секции

3. «Юные защитники отечества»

4. «Спорт для всех!»

Беседа

Экскурсия

Конкурсное состязание

Спартакиада

Март

1. «Свое здоровье береги – сам себе ты помоги!»

2. «Туризм – как один из видов активного отдыха»

3. «В здоровом теле – здоровый дух»

Игра – КВН

Информационное сообщение

День здоровья

Апрель

1. «Мы – выбираем здоровье»

2. «О, спорт – ты мир»

3. «Мы за здоровый образ жизни»

4. «Меткий стрелок»

Беседа

Спортивное состязание

Конкурс рисунков

Конкурс

Май

1. «Зарница»

2. «Со спортом вместе…»

3. «Здоровье молодежи – богатство России»

4. «Воля к победе»

Спортивно-патриотическая игра

Спартакиада

Акция

Спортивное соревнование

Прогнозируемые результаты

В процессе реализации физкультурно – оздоровительной программы «Я в мире спорта» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Обучающиеся младших классов должны знать:

  1. что такое здоровье, как его охранять;
  2. значение образа жизни для личного здоровья;
  3. значение физических упражнений и двигательной активности для развития здорового организма.

Обучающиеся младших классов должны уметь:

  1. выполнять несложные физические упражнения;
  2. владеть отдельными навыками тренировки своего организма;
  3. удовлетворять свои двигательные потребности в течение всего дня;
  4. организовать игру, соблюдать правила поведения в играх;

Обучающиеся старших классов должны знать:

  1. что здоровье – бесценный дар, который постоянно надо беречь и приумножать;
  2. значение спорта, физкультуры для организма.

Обучающиеся старших классов должны уметь:

  1. составить для себя комплекс утренней гимнастики, физической нагрузки в течение дня;
  2. владеть элементами какого – либо вида спорта.

Заключение

   Сегодня очень актуальны проблемы сохранения здоровья детей и привития им навыков здорового образа жизни. Поэтому одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является физкультурно - оздоровительное направление.
  В рамках работы школы значительную роль в оздоровлении детей играют внеклассные мероприятия спортивной направленности. В школе имеется хорошая материальная база для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья школьников.
 Универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи.
  Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
  Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса школы.

Чтобы достичь желаемого результата, родителям и педагогам необходимо:

  1. осознать, что только общими усилиями членов семьи и коллектива школы-интерната можно помочь ребенку;
  2. помнить о том, что ребенок - уникальная личность, поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми;
  3. знать, что в родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;
  4. педагогам: воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни класса; родителям: внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах класса;
  5. способствовать формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей.

Библиографический список

  1. Балашова В.А., Степаненко В.П., Бекешева Л.М. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения» // Завуч. - 2000, № 4
  2. Бутко Г.А. Организация физкультурно - оздоровительной работы в         детском   саду   для   детей  с   задержкой   психического   развития.   // Коррекционная педагогика. - 2006, № 6.
  3. Воропаев  М.В.  Воспитательные  системы  образовательных учреждений  - основы типологии./ М.В. Воропаев - Тамбов, 2002.
  4. Воспитательная система класса: методическое пособие / под ред. Е. Н. Степанова. - Псков, 1998.
  5. Воспитательные систем современной школы: опыт, поиски, перспективы / сост. Л. К. Балясная; научн. ред. Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. - М., 1995.
  6. Воспитательная система специальной (коррекционной) школы VIII вида: [Текст]: коллективная моногр. / Н.Е. Разенкова, О.В. Паршукова, С.А. Лагутина, Е.Д. Рукавицина, И.И. Доровских, Т.В. Гребенщикова, С.Л. Савченко - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010.-242 с. Рецензенты: Н.Г. Коновалова д-р мед. наук, профессор ; Л.Ф.Резанова к.п.н., доцент.
  7. Дмитриев А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития.- М., 2004. - 134 с.
  8. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб.пособие для студ. Высш. учеб. заведений. -  Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 193 с.
  9. Коновалова Н.Г. Оздоровительная физическая активность в воспитательно-образовательном процессе; малые формы: учебно-методическое пособие / Новокузнецк: изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005. -66 с.
  10. Кучма В.Р., Барсукова Н.К., Храмцов П.И. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков // Вестник образования. - 2004, № 18
  11. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: Пособие для учителей и воспитателей. М: Просвещение, 1983. - 104 с.
  12. Обсуждаем проблемы воспитания. Методические разработки педагогических советов./ под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. - М., 2004
  13.  Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.-288 с.
  14.  Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьееберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе.- М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. -400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на б...

Конспект урока физической культуры для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы интерната II вида:"Техника владения мячом в упражнениях и играх."

    Урок  по теме "Техника владения мячом в упражнениях и играх"   является подготовительным к игре в баскетбол. Проводится после изучения способов и техники пере...

"Формирование мелодико-интонационной выразительности речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) образовательной школы VII-VIII вида"

В пособии представленны разные виды заданий по развитию просодической стороны речи учащихся младших классов коррекционных школ...

Личный перспективный план по самообразованию учителя - дефектолога ГБСКОУ «Агрызская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида Шакировой Ландыш Илдаровны на 2016-2021 учебный год

Личный перспективный план по самообразованию учителя - дефектологаГБСКОУ «Агрызская специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа – интернат VIII вида»  Шакировой Ландыш Илдаровнына...

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №6»

Что значит и что могутдать (эти) несколько часов правильной речисреди целых суток неправильного разговора!Буду все время постоянно следить за собой…..Превращу жизнь в сплошной урок!Таким путем я разуч...

Сборник: ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ (Из опыта работы ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2», Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна. Роль игры в процессе обучения детей с ТМНР страница 56

Сборник: ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПУТИ РЕШЕНИЯ (Из опыта работы ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2», Дылыкова Дарима Гомбоцыреновна. Роль игры в процессе обучен...