Нравственное воспитание
методическая разработка по теме

Мероприятия по нравственному воспитанию. Автором данных разработок я не являюсь, но для удобства работы собрала методическую копилку по данному направлению работы. Б уду рада, если они кому-то помогут в педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vspita.rar348.2 КБ

Предварительный просмотр:

Азбука нравственности

– Тема нашего занятия – «Азбука нравственности». Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?

О составляющих нравственного облика человека.

– В какой стране мы с вами живем?

В демократической. Демократия – власть народа.

– Что это значит «власть народа»?

Это значит, что люди непосредственно ответственны за построение свободного и справедливого общества. Это означает, что они должны быть достойными и порядочными людьми. Они должны быть преданными нравственным идеалам демократии.

– О каких идеалах идет речь?

Речь идет об уважении прав гражданина, соблюдении закона, добровольном участии в общественной жизни и заботе об общем благе.

Существует такое понятие: человеческое достоинство, им, собственно, определяется, чего стоит человек, каков он.

– Что значит «достойный человек»?

Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, достойный уважения, стоящий доверия, заслуживающий внимания, надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы, должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени, приличный в поведении, сообразный с требованиями правды, чести, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах.

Как много смысла в одном, единственном слове, которое мы не часто вспоминаем. Между тем вся наша жизнь состоит из поступков – достойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и недостойных. И не только в законах, принятых государством и записанных в главах нашей конституции, дело, а в так называемых неписаных законах человеческих отношений. Ведь нельзя же записать в конституции, что Иван не должен подсказывать Сергею на уроке или что Наталья, случайно услышав чужой секрет, не должна его сообщать всем знакомым. Это нигде не записано, но мы-то знаем, что это делать неприлично. И человек с чувством собственного достоинства не допустит такого, потому что уважает достоинство других.

Задание. Подумайте и приведите примеры из жизни, литературы, периодической печати, где вы сталкивались с поступками, достойными уважения.

Учащиеся отвечают.

Учитель. А вот пример из жизни иркутского писателя Марка Сергеева, происшедший с ним в годы войны.

Чтение рассказа.

Во время войны в школе, где учился М. Сергеев, как и во многих других, появились ребята из эвакуированных в Иркутск семей. Одного из них, москвича, звали Витя. Он был очень знающим, рассказывал много интересного. Никто из ребят в то время не был в Мавзолее В. И. Ленина, не видел Выставки достижений народного хозяйства, ее удивительных павильонов, изобилующих буквально чудесами, никто не гулял по Красной площади, не слушал оперы в Большом театре. А Виктор все это знал, да еще и рассказчик он был хороший. Девочки все в него влюбились, мальчишки все хотели с ним дружить.

И вдруг все перевернулось: девочки недоумевали, мальчики запрезирали новичка. В чем же дело? А в том, что Виктор, прекрасно зная математику и русский язык, никому ни разу, даже ближайшему другу, не дал списать выполненное домашнее задание. Он обычно говорил: «Я тебя уважаю, поэтому давай я тебе помогу, ты приходи ко мне или я к тебе, порешаем вместе». Одноклассники обижались: «Ничего себе – «уважаю, уважаю», а списать не дает».

И охладели к Виктору девочки, и сторонились его мальчики, и рассказы его уже не казались такими интересными.

А ведь если вдуматься, Виктор был прав. У него были несомненные дарования, он и в Москве был первым учеником в школе, поэтому домашнее задание, выполненное им, сразу можно было отличить, тем более учительским взглядом. А ребята не знали, вернее, не понимали, что он не жадничал, а берег их человеческое достоинство. Конечно, стыдно стоять у доски и говорить: «Извините, Мария Васильевна, я не решил задачку». И дальше уже от уровня честности: один скажет правду, что забыл, увлекся игрой в хоккей (тогда гоняли кривыми палками тряпичные самодельные мячи), другой придумает себе отговорки, наплетет сто коробов, лишь бы было похоже на правду. Да, вот так стоять у доски стыдно. Но в тысячу раз стыднее, когда учитель уличит тебя в том, что ты воспользовался чужим трудом. Он скажет «списал», а в подтексте этого слова слышится «украл». Да какое же это воровство? Ведь ты же не вырываешь страничку из тетради, а только списываешь?! Но что делать, вещи надо называть своими именами. Ты списал чужую работу. Вот представь, что это не домашнее задание, а, скажем, написанные твоим товарищем стихи. И ты отдал их в редакцию под своим именем. Правда рано или поздно выяснится. И за такой поступок человека по головке не погладят… А если это будут не стихи, а чертеж изобретения? Видишь, как далеко завели рассуждения о том, достойно или недостойно человека списывать чужую домашнюю работу. Все это понимал Виктор и даже пытался объяснить ребятам, но далеко не все его понимали. У каждого из нас не сразу вырабатывается вот это самое чувство человеческого достоинства, оно в нас есть, но мы еще не знаем, что же это такое…

Инсценировка французской баллады «Белая шаль».

Действующие лица: ведущий, Мать.

Ведущий. Баллада рассказывает о юном революционере, который был в отряде повстанцев, борющихся за свободу народа. Его поймали враги, королевские солдаты. Он, почти мальчик, осужден на смертную казнь, и утром на большой площади, где установили эшафот, ему должны отрубить голову. Ночью в камеру сына, подкупив стражу, приходит мать.

Мать. Рано утром меня примет король – я на коленях буду умолять его помиловать тебя, ведь ты совсем мальчик. Если моя просьба будет услышана королем и ты будешь прощен, утром в толпе увидишь меня в белой шали. Если же король ответит отказом, шаль будет черная.

Ведущий. И вот утро казни, бушует толпа у эшафота, она негодует, что казнят такого юного паренька. И все ему сочувствуют. А он с улыбкой выходит к плахе, спокойно кладет голову: вот-вот прозвучат слова прощения, ведь мать стоит в толпе в белой шали. Палач заносит топор, казнь свершена. В толпе рыдает женщина в белой шали. Она боялась, что сын струсит, увидев плаху, топор и одетого в красные одежды палача, что ее мальчик начнет просить прощения, тем самым унизив свое достоинство, достоинство революционера. А так он умер спокойно и достойно.

Учитель. Во время войны сколько молодых юношей достойно, как подобает солдатам и патриотам, прошли через огонь и смерть, спасая Родину от коричневой фашистской нечисти, скольким мальчишкам и девчонкам, попавшим в руки врагов, пришлось вынести муки пострашнее, чем герою «Белой шали», – допросы, пытки! И сколько матерей, страдая от невыносимого горя, думали о том, чтобы их многострадальные дети сохранили в себе человеческое достоинство, не показали слабость врагам.

Декламация стихотворения С. Михалкова.

Жили три друга-товарища

В маленьком городе Эн.

Были три друга-товарища

Взяты фашистами в плен.

Стали допрашивать первого,

Долго пытали его –

Умер товарищ замученный

И не сказал ничего.

Стали второго допрашивать,

Пыток не вынес второй –

Умер, ни слова не вымолвив,

Как настоящий герой.

Третий товарищ не вытерпел,

Третий язык развязал.

– Не о чем нам разговаривать! –

Он перед смертью сказал.

Их закопали за городом,

Возле разрушенных стен.

Вот как погибли товарищи

В маленьком городе Эн.

Учитель. Чтобы быть порядочным человеком, обязательно ли быть героем?

Не каждый достойный человек обязательно станет героем. Но ни один герой не может быть человеком без высокого чувства: именно достоинство лежит в основе подлинной гордости, чести, веры в правое дело.

Послушаем, что же случилось дальше с Виктором, эвакуированным в Иркутск из Москвы.

Чтение продолжения рассказа.

Однажды, возвращаясь вечером из школы, Виктор увидел, что в сумерках три довольно крепких «лба», как говорили тогда о дылдах, доказывающих всем свою «правоту» кулаками, колотят паренька. Он не разглядел, кто это, как выяснилось потом, – его же одноклассники, за пару минут до того вышедшие из школы. Увидев явную несправедливость – трое на одного, он крикнул парням, чтобы они прекратили подлость, те только хмыкнули, и тогда худенький, не очень приспособленный, казалось, к драке Витя ринулся в бой. Откуда у него взялись только силы?.. Видимо, вот от этого, свойственного ему чувства собственного достоинства и справедливости. Ведь только тот в самом деле имеет чувство собственного достоинства, кто дорожит чужим.

Самое любопытное в этой истории состоит в том, что Витя поколотил, и весьма ощутимо, парня, которого все побаивались и от драки с которым все уходили, а он любил похвастаться силой, щелкнуть кого-нибудь по лбу или по затылку. А тут, побитый, с синяком пришел в школу… с матерью. Она, увидев следы драки на физиономии своего «младенца», возмутилась и, не считаясь с его просьбой не ходить в школу, пришла к директору, да еще и учинила ему скандал.

Во время урока директор и мать пострадавшего вошли в класс.

Директор велел ему подняться, и в голосе его чувствовалась ирония. Конечно, безобразие, что ученик поколотил ученика, но директор явно не сочувствовал пострадавшему. Ведь на то он и директор, чтобы знать об учениках все на свете.

– Итак, – сказал директор, – чья это работа?

– Моя, – встал Виктор.

Кого угодно можно было представить в роли драчуна, только не Виктора. Да и не годился он для драки, поэтому сначала ему даже не поверили. А Виктор и оправдываться не стал, а просто сказал:

– Ему попало за дело. Пусть расскажет сам…

Но пострадавшему мужества не хватило. Он упорно молчал, уставясь в пол, потом начал что-то выдавливать из себя. А мать его все повторяла: «Вот видите, вот видите! И это называется воспитание?»

Но тогда встали двое других участников драки и все сами рассказали. Мать пострадавшего покраснела и стала извиняться.

И выяснилось, что и тот, за кого вступился Виктор, потому не встает, что нечестно поступил по отношению к товарищам, и за это они решили его проучить.

– И все равно, – сказал Виктор, – трое на одного – это подло.

И все с ним согласились.

Учитель. Вот какая произошла непростая и неоднозначная история. Девчонки снова полюбили Виктора, а мальчишки захотели с ним дружить, несмотря на то что он по-прежнему не давал списывать.

– Что же такое порядочность?

Это когда человек делает разграничение между тем, что ему хочется делать (например, списать у товарища выполненное домашнее задание, украсть что-либо в магазине), и тем, что он должен делать (уважать сделанное другими людьми, права собственности и т. д.).

Работа в группах.

Задание. Опишите качества, которыми должен обладать достойный и порядочный человек. Аргументируйте свою точку зрения.

Группа 1 – внутренние качества: отношение человека к миру, к людям, его собственная линия поведения.

Группа 2 – качества предоставления: что человек дает другим людям.

Учитель. Таким образом, мы с вами определили 10 качеств, характеризующих порядочного человека. (Учитель записывает их на доске.)

Внутренние качества, которые развиваются из внутренних установок личности и определяют отношение к миру, к людям и линию поведения: честность, смелость, дисциплинированность, верность, неконфликтность.

Качества предоставления – то, что человек в процессе общения и взаимодействия дает другим и что в конечном итоге влияет на его внутренний облик: уважение, любовь, доброта, преданность, бескорыстие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"

Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень  нравственности чело...

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.

Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характер

  Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном  воспитании наносят обществу такой нев...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....