Дружба - главное оружие на Земле
методическая разработка по теме

Челмакина Надежда Владимировна

 Разработка классного часа, который может проводиться как во 2-м, так и в 3-4-х классах. Тема дружбы очень актуальна. Дети делают выводы в процессе диалога, игры, наблюдений. В подготовке к классному часу участвуют все.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_druzhbe.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Классный час

Тема: «Дружба – главное оружие на Земле».

Класс: 2

Цели:

-помочь детям понять значение дружбы в жизни человека, осознать её необходимость;

-расширять знания понятий «друг», «дружба», развивать устную речь учащихся, коммуникативные навыки общения в группах;

-воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, способствовать сплочению ученического коллектива.

Оборудование: мультимедийное устройство, иллюстрации, выставка книг, мини-проекты, подготовленные детьми в виде фото - галереи, значки для проведения игры.

Содержание

  1. Оргмомент и актуализация проблемы

При подготовке к классному часу важно помнить: Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.

При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены все учащиеся: разучены стихотворения, песни, дети самостоятельно отыскивали пословицы и поговорки о дружбе. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

Для учителя: На классном часе необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. уважать и принимать мир другого;
  2. относиться к ученикам с абсолютным доверием;
  3. акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;
  4. избегать оценочных суждений в отношении к детям;
  5. безусловное принятие ребенка.

Эмоциональный настрой

Приветствие, распределение учащихся в группы по интересам.

Демонстрация слайдов по теме в сопровождении песни «Землю обмотали».

Представление фото – галереи учащихся из жизни класс и со школьных мероприятий.

Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?

–  Повернитесь лицом друг к другу и пожелайте что–нибудь хорошее.

– А теперь подумайте, кого мы называем другом? (Дети высказывают свои предположения и рассуждения на основе личного опыта).

  1. Основная часть. Беседа

Учитель: О дружбе размышляли во все времена. О ней излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе» (читают подготовленные ученики):

  1. Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

  1. Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба — это если друг твой болен

И не может в школу приходить, —

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год...

Если друг твой что-то, к сожаленью.

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг.

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

  1. Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей — и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба — это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

Учитель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?

Учитель: Что же такое дружба, по мнению автора? (высказывания детей)

Учитель: Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём можно найти (на слайде):

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Учитель: В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием:

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Учитель: А есть ли у вас друг?

Учитель: Какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья?

 Учитель: Слова: доброта, внимание, отзывчивость, верность, помощь позволяют охарактеризовать понятия «дружба» и «друг».

Учитель: А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему (читает ученик):

  1. Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок -

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

Учитель: Как вы считаете, а может дружба распасться? По каким причинам? (высказывания детей)

Учитель: Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

Анализ ситуаций (работа в группах)

  - Предлагаю обсудить в группах ситуации, в  которые вы могли попасть. Выскажите своё мнение по этому поводу.

  1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.
  2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
  3. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Проводится обсуждение ситуации в группах, высказывается общее мнение группы.

Игра «Плохо одному»

- У вас на стульях приклеены различные фигурки. Посмотрите внимательно на свой стул и разойдитесь по новым группам. В итоге игры один ученик остался в одиночестве.

-Как ты себя чувствуешь? (ребенок жалуется на одиночество, скуку)

-Почему же случается так, что дружба распадается?

-Подумайте, можно ли наш класс назвать дружным? (свободные высказывания)

 (Обобщение по итогам игры  и беседы делает учитель, обращает внимание на выставку книг).

Учитель: Книг о дружбе  много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.

Обращает внимание на подготовленную заранее выставку книг с рекомендацией прочитать их:

  1. Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);
  2. А. Гайдар «Тимур и его команда»;
  3. В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;
  4. Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;
  5. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;
  6. В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи».

Учитель: А теперь давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.

Обсуждение в группах

Учитель: Что же у нас получилось?

(Правила, предложенные группами,  записываются на доске)

  1. Уступать
  2. Не бояться просить прощения, если обидел друга
  3. Не грубить
  4. Не злиться
  5. Не жадничать
  6. Помогать другу
  7. Быть честным и т.д.

Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».

Работа с пословицами.

-Каждая группа готовила пословицы о дружбе. Давайте проведём конкурс, кто нашёл больше пословиц.

Конкурс пословиц – «Марафон»

 (каждая группа по очереди называет подготовленные пословицы о дружбе, выигрывает та группа, которая закончит последней).

Учитель: Предлагаю вам прочитать ещё пословицы о дружбе (на слайде):

-Друг неиспытанный – что орех несколотый.

-С другом веселее при удаче, легче в беде.

-Дружба – что стекло: сломаешь – не починишь.

-Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

-Друг до поры – тот же недруг.

-Друг познаётся в беде.

-Дружба не гриб – в лесу не найдёшь.

-Хочешь иметь друга – будь им.

Учитель: Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе или классе, если все вокруг подружатся? (свободные высказывания)

Ученик читает стихотворение:

Чтобы солнышко светило

Чтоб на всех его хватило,

Чтоб цвели в лугах цветы,

Чтоб дружили я и ты.

За руки возьмемся, встанем в круг.

Каждый человек человеку - друг!

За руки возьмемся, пусть пойдет

По земле огромный хоровод.

  1.  Подведение итогов классного часа.

 – Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них (на слайде):

  1. Один за всех и все за одного.
  2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
  3. Радуйтесь вместе с друзьями.
  4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
  5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
  6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

Учитель: Желаю удачи всем в поисках настоящего друга!

- А какую тему для обсуждения вы хотели бы предложить к следующему классному часу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дружба - главное чудо всегда

Разработка классного часа о дружбе "Дружба - главное чудо всегда"Цель: показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга....

Классный час "Дружба- главное чудо...!"

Классный час посвящен дружбе, формированию у детей правильного представления о ней. Дети инсценируют стихиоворение, поют песни о дружбе, выводят Законы Дружбы....

Классный час "Дружба- главное чудо...!"

Класнсый час о дружбе,дети инсценируют стихотворение, выводят Законы Дружбы, поют песни...

разработка классного часа Самое главное слово на Земле, посвященное дню Матери

Единый всекубанский классный час, посвященный Дню Матери. 1 класс...

дружба -главное слово

Классный час для проведения в 3 классе по требованиям ФГОС.  Класс делится на групппы. Каждая группа получает задание.Цель данного занятия: формирование  представления о том, что такое дружб...

Дружба - главное чудо на свете!

открытый классный час...

Воспитательное мероприятие "Дружба - главное чудо"

Данное мероприятие было подготовлено на ряду с остальными занятиями, посвящено теме "Дружба"для искоренения агрессивного поведения детей в группе,...