Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы
методическая разработка на тему

       В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе, к началу трудовой деятельности, к самообразованию и самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_ystuplenie_na_resp._npk.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа    № 171

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района города Казани

«Театр как средство формирования ключевых

компетенций учащихся начальной школы»

 

                                                          Выполнила учитель начальных классов

                                                        высшей квалификационной категории

                                                                        МБОУ «СОШ № 171

                                                                        с углубленным изучением                                                

                                                                        отдельных предметов»

                                                                       Советского района города Казани

                                                                        Шигапова  Розалия  Николаевна

                               «Театр как средство формирования ключевых

компетенций учащихся начальной школы»

       В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе, к началу трудовой деятельности, к самообразованию и самосовершенствованию.

Постоянно меняющееся общество, непредвиденные ситуации, большой объем информации, усложнение отношений между людьми диктуют необходимость  формирования личности с определенным набором ключевых компетенций.  

Под компетенцией понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность. Компетенции не сводятся только к знаниям или только к умениям. Компетенции являются сферой отношений, существующих между знаниями и действиями в практике.

Для реформы образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести учащиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего образования. Приобретение ключевых компетенций – процесс динамичный и происходит поэтапно. Они включают в себя широкое разнообразие умений и навыков, помогающих людям адаптироваться в изменяющемся обществе.

    Для формирования ключевых компетенций у младших школьников можно выбрать такую форму внеклассной работы как создание кукольного театра. К перечню ключевых компетенций, выявленных в ходе такого вида деятельности относятся:

 - коммуникативные навыки и способности - навыки общения в коллективе;

-ценностно-смысловые – это готовность ребенка видеть и понимать окружающий мир;

-общекультурные – это осведомленность учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека;

 -сотрудничество – умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде;

 -саморазвитие -  способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление

-умение решать проблемы - умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат;

         В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение театрального искусства в общеобразовательной школе способно эффективно повлиять на учебно- воспитательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учащихся, повышение их культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе.

Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт .

При творческом подходе педагога к театральным  занятиям  не только активизируется интерес школьников к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, эффективно улучшает психологическую атмосферу в классе.

Создание в школе кукольных театров - это яркое событие для детей. Подготовка спектакля – длительный и очень важный  процесс. В подготовку его входят подбор произведений – татарских и русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Создание психологически комфортной атмосферы занятий необходимо. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.

Говоря конкретно, при организации кукольного спектакля «Репка» я старалась сформировать у моих первоклассников все ключевые компетенции, которые были указаны выше.

Работая над постановкой  сказки  и приобщая детей к народному творчеству, я пытаюсь прививать им любовь к родине, к прекрасному, способствовать развитию выразительной и эмоциональной речи, стараюсь обогатить словарный запас учащихся.

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок, народная мудрость их содержания, увлекательность сюжета, веселый юмор большинства произведений устного творчества  народа – всё это открывает путь к сердцу и уму маленького человека.

«Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймем  великое значение творимого нами настоящего», - писал Максим Горький.

Если младший школьник не накопит яркие впечатления, полезные и интересные сведения  - у него не разовьется потребность выяснить непонятное, узнать новое, у него не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в школьном обучении.

Выступления детей покоряют своей непосредственностью, передачей эмоционального состояния персонажей, ведь человек и одушевленные предметы  -  труднейшие объекты для изображения.

Подготовка к кукольному спектаклю является интересной игрой для детей. Она выступает в качестве средства адаптации к школе и социализации учащихся. Игра воспитывает, развивает всё то, что составляет богатство человеческой личности. Важно сейчас поддержать их интерес к познанию, радость открытий, увлеченность процессом добывания знаний. Не погасить в детях огонек любознательности, познавательной активности  - одна из важных задач учителя начальных классов.

Методы, формы и содержание театральных упражнений, которые учитель может предложить детям, реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры,  развивают  психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память); придают учебному дню в школе привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.

Особое место занимают игры со словом, где звучание, произношение, целенаправленное высказывание занимают центральное место. Артикуляционные  упражнения  дают возможность тренировать речь ребенка. Для тренировки воображения служат речевые упражнения голосом: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом.

 Задаче раскрытию "Я" личности ребенка служат игровые исполнительские задания, где могут быть использованы разные варианты исполнения и каждый ребенок может предложить свой вариант исполнения в соответствии со своим пониманием, выдумкой и фантазией.

Следует учитывать, что выполнение заданий под музыку помогает организовать работу, учит слушать музыку, но снижает внимание ребят друг к другу, поэтому пользоваться музыкальным сопровождением постоянно нельзя.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей, выезд в театр кукол. Дети учатся различать понятия «театр», как здание и «театр», как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества.

В процессе создания театрального спектакля  усваиваются термины : режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий. Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало ребенка.

Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве.

Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.

Кукольный театр – это форма искусства. Искусство кукол совмещает различные виды искусства: куклы – это скульптура, декорации – живопись, сказка, пьеса – литература. Театр кукол обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества моих учеников.

В театре кукол происходит чудо, волшебство оживления неодушевленного предмета, а ожить практически может любой предмет: дерево, дом, скамья. Школьный театр кукол позволяет сформировать дружный творческий коллектив. Главная задача театрального коллектива - эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

    Введение ключевых компетенций в практическую составляющую образования, в  нашем случае это создание кукольного театра, позволяет решать проблему, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором знаний, умений и навыков и в дальнейшем использовать эти знания для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

   Социологи и учёные педагоги признают, что ценности сегодня немного сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться, и поэтому наша задача, задача учителей начальных классов не только научить всему детей, но и научить применять эти знания в современной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы

В данной презентации отображен перечень ключевых компетенций, основанный на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах...

«Метод проектов как эффективное средство формирования ключевых компетенций учащихся»

Что  можно сделать сегодня, чтобы вовлечь каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность?      К числу наиболее эффективных средств формирования ключевых ком...

Роль информационных образовательных технологий в формировании ключевых компетенций учащихся начальных классов

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...

Доклад на тему: «Возможности образовательных технологий для формирований ключевых компетенций учащихся начальных классов на уроках математики».

     В образовательной системе складываются огромные возможности для учителя в организации обучения младшего школьника. В современной системе образования лежит компетентностное о...

Семинар для педагогов "Формирование ключевых компетенция учащихся начальной школы"

Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся:- получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;- не может применить определенный набор знаний ...

Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы в процессе обучения

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, ч...