"Минуты вхождения в день"
план-конспект по теме

Павленова Наталья Михайловна

Данные беседы можно проводить в начале учебного дня. Занимают всего 5-7 минут, дают воспитательный эффект. Такие маленькие беседы можно продолжать на разные темы, учитывая проблемы своего класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon minuty_vhozhdeniya_v_den.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дульдургинская СОШ»

«Доброе утро, малыши!»

Минуты вхождения

в день.

(Беседы с детьми)

Учитель начальных классов:

Павленова Н.М.

№1. Как избежать конфликтов?

     Бывает, что из обычного разговора, не предвещающего ссору, вдруг получается конфликт. Чтобы такого не случилось, надо, чтобы участники разговора хотели понять друг друга, пытались подстроиться друг к другу.

Примером идеального бесконфликтного общения являются взаимоотношения матери и грудного ребёнка. Малыш ещё не умеет разговаривать – и мама гукает и тютюкает с ним вперемежку со словами, а сам ребёнок старается принять такое же выражение лица, как у мамы: мама улыбается – дитя тоже , мама нахмурилась – и малыш готов заплакать.

Первое, чем вы можете показать собеседнику, что вы готовы понять его,- это улыбка. Поэтому, чтобы избежать ссоры, почаще улыбайтесь.»Поделись улыбкою своей – и она к тебе не раз ещё вернётся».Помните эти слова? Давайте споём песню В.Шаинского и М.Пляцковского про улыбку.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у  каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья – то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу…

Улыбнитесь друг другу! Приятного вам учебного дня!

№2. Вперёд чужой беде не смейся.

    Однажды на уроке Коля ошибся, рассказывая правило. Некоторые ребята засмеялись, а громче всех - Вася. Он раскачивался от смеха и пальцем показывал на Колю. На следующем уроке Васю вызвали к доске решать задачу. Он путался в задаче, ребята ему подсказывали, но мальчик делал всё не так. Ребята опять смеялись, а пуще всех – Коля. Обиделся Вася.

На перемене подошёл он к Коле и стал ему выговаривать. А Коля ему: «Ты на прошлом уроке так смеялся надо мной, что чуть со стула не упал, а теперь обижаешься?»

-Обдумайте своё мнение по такой ситуации.  (Музыка)

-А теперь давайте обменяемся мнениями.

Получается, что, если хочешь, чтобы к тебе относились с пониманием, сам не осуждай людей за мелкие ошибки. Ошибаться может каждый. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. 

№3 Что такое совесть?

     В школьном коридоре во время перемены ссорились две девочки. И одна другой запальчиво выкрикнула: «Бессовестная ты! Бессовестная!»

Мне хотелось поговорить с вами на эту тему.

Безрадостный – значит, нет радости, безнадёжный – нет надежды, а бессовестный – нет чего? А что такое совесть? (…)

Совесть –это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека.А уж если человек всё-таки совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово и беспощадно наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя, хочет забыть о поступке – и не может, и мучается от этого.

Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть? Каким вы считаете человека без совести?

Послушайте музыку С.В.Рахманинова и решите для себя, хотите вы быть совестливыми или проще быть бессовестным.

-А теперь, в том качестве, которое вы для себя выбрали, начнём учебную неделю. Успехов вам! Хорошего настроения!

№4  Милосердие

     Чего только не увидишь в школьных коридорах! Вот опускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут ещё девочки и торопят её: «Ну, коряга, давай иди скорей!»

Вот вжался в угол черноволосый первоклассник, глаза которого, сильно увеличенные очками, полны отчаяния. А трое его одноклассников показывают на него пальцами и орут: «Косой чучмек! Чурка! Косой!»

-Что вы ребята, подумали о девочках на лестнице? О трёх первоклассниках? Какие они люди?

-А как бы вы поступили на их месте? Какое чувство вы испытываете по отношению к больной девочке? К печальному первокласснику?

Хорошенько поразмышляйте над этими вопросами. Разобраться вам поможет музыка П.И.Чайковского.

-Какое желание по отношению к обиженным ребятам у вас возникло? (Не появилось ли у вас желание помочь им, оградить их от обиды?) Это значит, что вы способны проявить милосердие, качество человека, который, жалея обиженных судьбой людей, приходит к ним на помощь сочувствием или делом, не ожидая в ответ никакой благодарности. Хотели бы вы, чтобы возле вас были милосердные люди? А сами хотите быть милосердными? Будьте ими! Помогайте не только людям, но и животным.

№5  Дитя хоть и криво, да отцу с матерью мило.

     Иногда вас, ребята, родители так своими строгостями допекут, что вам начинает казаться, что они ненавидят вас, как лютых врагов. Но так ли это? Послушайте русскую народную сказку.

Летит в лес на охоту Орёл. Навстречу ему Сова. Просит Сова Орла не трогать её милых детушек. «Да как же я их узнаю?—спросил Орёл. «Что ты, Орёл, - отвечает Сова,- мои самые красивые». Пообещал Орёл, что не тронет совят, но в лесу, в какое гнездо не заглянет, везде пушистые жёлтенькие птенчики пищат. Но вот в большом гнезде увидел Орёл птенцов – настоящих уродов: головы большие, шеи тонкие, глаза кошачьи, носы кривые, и орут птенцы противными голосами. Ну, думает, уж эти точно не совиные. Передушил всех и тащит к себе. А Сова навстречу: «Батюшка, Сизый Орёл, что же ты моих детушек погубил?!» «Да что ты, Сова, ты же говорила, что твои самые красивые»,- изумился Орёл. «Что ты! Моих детушек нет краше!»- вскричала мать.

-Ну вот! Сказка – ложь, да в ней намёк…

Недаром, значит, пословица говорит: дитя хоть и криво, да отцу с матерью мило. Так что в любви своих родителей советую не сомневаться.

Послушаем пьесу П.И.Чайковского «Мама», ещё раз поразмышляйте над сказкой»

№6 Всегда ли понятно, где добро, а где зло.

     У В.Осеевой есть коротенький рассказ «Злая мать и добрая тётя». У Дашеньки были мама и тётя. Обе они очень любили девочку, но любили по-разному. Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила её шить, вышивать, не бояться любой работы. А тётя ничего не заставляла девочку делать, решала за неё задачи и отпускала на целый день гулять с подругами. «У меня злая мать и добрая тётя»-,говорила Дашенька.

     Прошли годы. Даша выросла, поступила на работу. Не нахвалятся на неё люди – за что ни возьмётся, быстрее всех сделает. «Кто же научил тебя так работать?»-спросят, бывало, женщины. «Учила меня мама, спасибо ей»-, говорила Даша. А о доброй тёте она никогда не говорила.

    Почему в детстве Дашенька считала свою маму злой, а став взрослой, была ей благодарна? Послушайте песню А.Пахмутовой и Н.Добронравова «Добрая сказка».Подтвердит она ваши высказывания или опровергнет?

    Значит, для пользы дела советую слушаться маму и следовать её советам.

№7. Каждый человек достоин уважения.

    Ученики класса выбирали ребят на школьную предметную олимпиаду. Серёжа предложил: «Пусть на все соревнования идёт Ира. Она отличница, знает всё». Учительница спросила ребят: «А разве Ира лучше всех решает задачи? Разве Ира быстрее всех бегает? Разве Ира делает самые интересные поделки? И разве Ира знает больше всех о природе?» Ребята согласились и выбрали кроме Иры ещё Васю, Лёшу, Нину и Ксюшу.

    Что вы можете сказать о том, за что можно уважать человека? Каждый ли человек достоин уважения? Поразмышляйте над этим под звуки «сентиментального вальса» П.И.Чайковского.

(Ребята высказывают свои суждения)

    В каждом человеке есть какое-нибудь хорошее качество. Некоторые умеют многое, а некоторые что-то одно, но зато гениально. Значит, каждый из нас с вами достоин уважения.

Уважаемые дети, начнём урок!

№8. Сотвори из дела сказку.

    Часто человеку приходится делать то, что он не любит, в чём не видит интереса.

    Взрослые умеют управлять собой и легко справляются со своим нежеланием выполнять какое-то дело. А вам труднее, у вас ещё слабо развита воля – умение заставить себя. Зато у вас прекрасно работает фантазия, вы умеете играть во что угодно.

    Стоит вам только представить, что беспорядок в квартире сотворил злой волшебник, что вы идёте не за хлебом в магазин, а за тридевять земель за волшебным караваем, что правило по русскому языку – это магическое заклинание, а стихи – это секретные сведения, которые надо передать на словах,- как дело станет интересным и сделается легко и хорошо. Даже таблицу умножения легче запомнить с помощью песенки. Есть такая песенка В.Шаинского и М.Пляцковского «Дважды два-четыре». Помните её?

    Играйте, фантазируйте,-и жить станет интереснее, веселее, легче. Удачи вам на сегодняшних уроках!

№9. Чувство Родины.

    Приходилось ли вам уезжать из родного дома?

Вспомните, что вы чувствовали, возвращаясь домой? Не показалось ли вам, что дома и небо выше, и трава зеленее, и вода в реке теплее?

-Как вы думаете, почему это? (…)

Это чувство Родины, родного места, где всё привычно, где всё своё. Чувство Родины испытывают многие люди, которых дела или другая необходимость надолго отрывают от родных мест. Об этом и песен немало сложено. Послушайте одну из них песню Ю.Антонова и М. Пляцковского  «Родные места».

Чем авторам песни нравятся родные места? А мы только что говорили, что лучшее только у нас. Кто же прав?

Русская пословица не зря говорит, что всякий кулик своё болото хвалит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

минутки вхождения в день для первоклассников

занимательный и игровой материал...

Компьютерная презентация классного часа, посвящённого 350-летию вхождения Бурятии в состав России

В презентации дан материал о государственных символах Бурятии, о столице Бурятии - городе Улан-Удэ....

Вхождение в урок.

Несколько способов начать урок по-разному и интересно!...

Минутки вхождения в день.

Упражнения на релаксацию....

Минутки вхождения в день

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие младшие школьники испытывают серьезные трудности в адаптации к школе после летнего отдыха.Одни дети опаздывают на первый ...

День весёлых игр: шоу - дефиле «Минута славы»

День весёлых игр: шоу - дефиле «Минута славы»...

«Минутки вхождения в день»

Способствуют повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в классе;Устанавливают положительные взаимоотношения между детьми....