программа внеурочной деятельности
рабочая программа по теме

Татьяна Валентиновна Жирова

Программа  внеурочной  деятельности  начальной  школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Рассмотрена                                                               Утверждена

на методическом  совете                                                        на педагогическом совете

от                                                                                     от

Программа  внеурочной деятельности

для учащихся начальной школы

МБОУ ТНОШ

Программа  внеурочной деятельности для учащихся

начальной школы  МБОУ  ТНОШ

Содержание:

  1. Нормативно-правовая и документальная основа.
  2. Пояснительная записка.
  3. Цели и задачи.
  4. Принципы программы.
  5. Направления реализации программы.

5.1. Формы внеурочной деятельности по направлениям.

6.   Условия реализации программы.

      6.1. Кадровое обеспечение.

6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное  время.

      6.3. Материально-техническое обеспечение.

  1. Предполагаемые результаты.
  2. Условия для самореализации учащихся.
  3. Внеурочная   деятельность согласно ФГОС, 1 класс на 2011-2012 учебный год.        9.1. Содержание воспитательной деятельности.

     9.2. Виды внеучебной деятельности.

     9.3. Методы и средства внеурочной деятельности.

  1. Тематическое планирование.

     10.1. Пояснительная записка.

     10.2. Цели внеурочного планирования.

     10.3. Задачи внеурочного планирования.

     10.4. Прогнозируемые результаты.

     10.5. Планируемые личностные результаты.

  1. Содержание деятельности.
  2. Создание материально-технической базы организации досуга учащихся.
  3. Ожидаемые результаты реализации программы.
  4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время.
  5. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
  6. Ожидаемые результаты реализации программы.
  7. Используемая литература.
  1. Нормативно-правовая и документальная основа:
  1. Закон Российской Федерации « Об образовании».
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  1. Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.
  2. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  1. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
  1. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
  1. Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе.
  1. Должностная инструкция старшей вожатой.
  2. Должностная инструкция классного руководителя.
  1. Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
  2. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
  1. Пояснительная записка

     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

          Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

   Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

   Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.  Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

  Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

   Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

   В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

        Воспитательная парадигма школы требует от  педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  1. приобретение учащимися социального опыта;
  2. формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  3. приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.        
  1. Цель внеурочной деятельности:

   Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. 

Задачи  внеурочной деятельности:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ЦДЮиТ, КДЦ, библиотеками, семьями учащихся.
  2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

           сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности  и настойчивости в достижении результата.
  2. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни.  
  3. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных  программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
  4. Совершенствование  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
  5. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  6. Организация информационной поддержки учащихся.
  7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
  1. Принципы программы:

  Включение учащихся в активную деятельность.

  Доступность и наглядность.

  Связь теории с практикой.

  Учёт возрастных особенностей.

  Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

       сложному).

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

  1. Традиции школы.
  2. Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
  3. Особенности руководителей кружков и секций, их интересы,                                  склонности, установки.
  1. Направления реализации программы
  1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
  2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
  3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от          учёбы время.
  4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
  5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
  6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
  7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

     Программа организации внеурочной  деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из  подпрограмм, в рамках которых реализуются 6 направлений деятельности.

Классы

Направления

I

II

III

IV

Всего

Спортивно-оздоровительное

3

3

3

3

12

Художественно-эстетическое

3

3

2

2

10

Научно-познавательное

1

1

1

1

4

Гражданско-патриотическое

1

1

1

1

4

Общественно-полезная деятельность

2

2

2

2

8

Проектная деятельность

-

-

1

1

2

Итого

10

10

10

10

40

5.1. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

  1. Работа курса «Ритмика»;
  2. Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
  3. Проведение бесед по охране здоровья.
  4. Применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток.
  5. Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
  6. Ведение «Разговор о правильном питании».

2. Художественно-эстетическое:

  1. Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  2. Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  3. Работа кружков  «Словесные забавы», «Волшебное перо», «Конструирование из бумаги», студии «Узор»;
  4. Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.

 3. Научно-познавательное:

  1. Предметные недели;
  2. Кружок «Эрудит»
  3. Библиотечные уроки;
  4. Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

4. Гражданско-патриотическое:

  1. Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
  2. Выставки рисунков.
  3. Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, тогучинцев;
  4. Встречи с участниками «горячих точек»;
  5. Тематические классные часы;
  6. Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
  7. Конкурсы рисунков.

5. Общественно-полезное:

  1. Проведение субботников;
  2. Работа на пришкольном участке.
  3. Разведение комнатных цветов.
  4. Курс «Росток»

6. Проектная деятельность:

  1. Разработка проектов к урокам.

Распределение времени по каждому направлению:

  1. Спортивно-оздоровительное – 102 ч.
  2. Художественно-эстетическое – 34 ч.
  3. Научно-познавательное – 34 ч.
  4. Гражданско-патриотическое – 68 ч.
  5. Общественно-полезное – 68 ч.
  6. Проектная деятельность – 34 ч.

      Общее количество часов-340

  1. Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  1. конкретное планирование деятельности,
  2. кадровое обеспечение программы,
  3. методическое обеспечение программы,
  4. педагогические условия,
  1. материально-техническое обеспечение.

  6.1. Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

  1. педагоги школы, реализующие программу;
  2. библиотекарь;
  3. работники  ЦДЮиТ;
  4. тренеры спортивных школ;

Совершенствование уровня кадрового обеспечения:

Задачи

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности

Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса

Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений.

Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.

Проведение семинаров по реализуемым программам.

Обеспечение комфортных условий для работы педагогов

Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций, воспитателя группы продленного дня.

Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий

Организация и проведение общешкольных  мероприятий.

Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.

6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.

  1. методические пособия,
  2.  интернет-ресурсы,
  3. мультимедийный блок.

Создать банк методических разработок дел школы,    мероприятий, событий

Систематизация авторских разработок педагогов.

Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.

Разработать систему диагностической работы педагога-психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся.

Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.

Диагностика возможностей  школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.

Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.

Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.

Курсы повышения квалификации по вопросам  воспитательной и внеурочной  деятельности педагога.

Провести педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений.

Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся.

Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.

Систематизация методической литературы.

Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.

6.3. Материально-техническое обеспечение:

  1. выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
  2. материалы для оформления и творчества детей,
  3. наличие канцелярских принадлежностей,
  4. аудиоматериалы и видеотехника,
  5. компьютеры,
  6. телевизор,
  7. проектор,
  8. экран и др.

7.Предполагаемые результаты:

  1. внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  2. улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве;
  3. укрепление здоровья воспитанников;
  4. развитие творческой активности каждого ребёнка;
  5. укрепление связи между семьёй и школой.

Учитель и родители как участники педагогического процесса: 

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

  1. усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
  2. гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
  3. развитие у  школьников опыта формального и неформального общения со  взрослыми;
  4. освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
  5. оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):

  1. непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
  2.  развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной,  исследовательской  деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
  3.  оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.

Учащиеся

школы

Администрация школы

Классный руководитель

Родители

Медиц.

работник

Взаимодействие

Педагоги

ДДТ,

библиотека

Другие учреждения дополнительного

образования

  1. Условия для самореализации учащихся.

№ п/п

Виды деятельности

Название секции, кружка и т.д.

Охват учащихся (в т.ч. от общего кол-ва)

1

Игровая

КВН, «Своя игра», «Поле чудес» и т.д.

1-4 классы

2.

Художественное творчество

Кружок «Словесные забавы»

1 класс

3.

Спортивно-оздоровительная

«Подвижные игры»

«Весёлые старты»

Дни здоровья

Курс «Ритмика»

Беседы и мероприятия о  здоровом образе жизни

1-4 классы

4.

Досугово – развлекательная деятельность

Праздники, конкурсы, викторины, фестивали.

1-4 классы

5.

Трудовая деятельность

Трудовые десанты.

1-4 классы

6

Познавательная деятельность

Олимпиады, конференции, предметные недели, курс «Умники и умницы», курс «Росток»

1-4 классы

7.

Туристско-краеведческая деятельность

Туристические походы, экскурсии,

1-4 классы

  1. Внеурочная   деятельность согласно ФГОС, 1 класс

на 2011-2015 учебный год

Направление

деятельности

Кол-во часов в неделю

Вид деятельности

Ф.И.О.учителя

Спортивно-оздоровительное

1

Программа «Ритмика»

Козеева Л.В.

Художественно-эстетическое

2

2

1

Кружок «Конструирование из бумаги»

Студия «Узор»

Курс «Словесные забавы»

Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях.

Кульпина Н.М.

Неизвестная Н.Д., преподаватель  ЦДЮиТ

Рябцева А.И.

Классные руководители  1-4 классов

Научно-познавательное

2

программа курса «Росток».

 Репина О.В., преподаватель СЮН

Общественно-полезная деятельность

1

Подготовка, проведение и участие в классных и общешкольных мероприятиях.

Трудовые десанты.

Классные руководители  1-4 классов

Проектная деятельность

1

Реализация проектной деятельности, участие в научно-практических конференциях

Классные руководители  1-4 классов

Итого

10 часов

           9.1. Содержание воспитательной деятельности.

    Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

  1. гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
  2. социальной активности;
  3. представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  4. приобщение к системе культурных ценностей;
  5. трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
  6. экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
  7. эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  8. организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
  9. навыков здорового образа жизни.

Внеурочная деятельность составляет 1350 занятий за 4 года, отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей (в том числе этнокультурных), интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации.

9.2. Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности: 

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

9.3. Методы и средства внеурочной деятельности  - это методы и средства воспитания, выбор которых опреде ляется содержанием, формой внеурочной деятельности:

  1. беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
  2. упражнение,
  3. поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
  4. методы игры в различных вариантах,
  5. составление плана  и т.д.

Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Сложившаяся система работы с жителями города происходит в тесном сотрудничестве и с социальными партнёрами ОУ . Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Это факторы развития компетентности учащихся.

Формы оценки.
        В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  1. комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  2. использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  3. оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  4. оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  5. сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  6. использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  7. уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  8. использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  9. использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  10. использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации          образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.  

  1. Тематическое планирование внеурочной деятельности.

10.1. Пояснительная записка.

      Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию).

     Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

     Главная задача классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой задачи в план воспитательной работы включены особенности физиологии, народные традиции, школьный уклад, игровые моменты,  инсценировки, праздники…

     Содержание деятельности уч-ся начальных классов  во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.

     Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».    

    Для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования в школе созданы необходимые условия. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:

- на регуляции социального поведения ребёнка;

- привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;                  

- сохранение положительного отношения к школе и учению;

-  воспитание здорового образа жизни;

-  интегрирование усилий учителя и родителей;

 - привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.

10.2. Цели внеурочного планирования:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного    отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

- формирование желания и умения учиться;

- освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и  преобразования в условиях решения жизненных задач.

10.3. Задачи внеурочного планирования.

  1. Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
  2. Формирование положительной «Я – концепции».
  3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
  4. Развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности.
  5. Воспитание духовно–нравственных качеств личности.
  6. Развитие навыков рефлексивных действий.

10.4. Прогнозируемые результаты.

 «Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:

-готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),

-готовности к дальнейшему образованию,

-сформированности естественно-научного и социально- философского мировоззрения,

-сформированности общей культуры,

- сформированности потребностей и умений творческой деятельности,

- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни,

-сохранения здоровья, т.е. оптимального развития  каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей,  интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.

10.5. Планируемые личностные результаты.

Самоопределение: 

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества.

  1. Содержание деятельности.

Примерное календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для начальной школы.

Сентябрь «Здравствуй, школа»

Направления  деятельности

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность.

- Конкурс рисунков –              «Школа -   наш дом!»

Гражданско-патриотическая деятельность.

- Выборы органов      самоуправления в классах, общественных организациях.

Нравственно-эстетическая деятельность.

- День Знаний.
- Торжественная линейка «Здравствуй, школа!»

- Праздник-сбор  «Путешествие по    стране Знаний»

Психофизическое здоровье учащихся.

- День здоровья.
- Инструктажи по правилам        безопасного поведения.

Трудовое воспитание.

- Осенняя вахта труда.
- Организация дежурства по школе.

Спортивно-массовая работа.

- Осенний кросс «Стартуют все!»

Октябрь «В гостях у осени»

Направления

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность.

 - Конкурс стихов об  осени;

 - Выставка рисунков, фотографий, поделок «Снова осень стоит у порога»;

Гражданско-патриотическая деятельность.

Акция «Пропускам уроков – нет!»

Нравственно-эстетическая деятельность.

 - День Учителя (линейка)

 - Осенний бал.

Психофизическое здоровье учащихся.

 - Беседы по противопожарной безопасности

Трудовое воспитание.

 - Генеральные уборки  классов

Спортивно-массовая работа.

 - Турнир школы по пионерболу (3 – 4 кл.)

Ноябрь «В гостях у Мойдодыра»

Направления

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность.

 

 - Праздник «Друзья Мойдодыра» - 1 кл.

Гражданско-патриотическая деятельность.

 - Беседы о Дне согласия и примирения

Нравственно-эстетическая деятельность.

 - Праздник «День матери»  (по классам)

 - Линейка «Чистота – залог здоровья»

Психофизическое здоровье учащихся.

 - Рейды по проверке внешнего  вида, состояния учебников и классных комнат

 - Кл. часы о формировании  навыков санитарно – гигиенической культуры; 

Трудовое воспитание.  

 - КВН «Я и мой дом» (2 кл.)

Спортивно-массовая работа.

 - Турнир школы по игре   «Перестрелка» (2-4 кл.)

Декабрь «Зимняя сказка»

Направления

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность.

- Конкурс  рисунков и газет к Новому году.

 - Классные  часы «Что такое Новый год», «Как
встречают Новый год»;

Гражданско-патриотическая деятельность.

  «Герб, Флаг, Гимн России (кл. часы, оформление стендов в классе)

Нравственно-эстетическая деятельность.

 - Подготовка и проведение Новогодних праздников.

Психофизическое здоровье учащихся.

 - Беседы по профилактике ОРЗ, гриппа;   

Трудовое воспитание.

 - Мастерская Деда Мороза

 - Генеральные уборки

Спортивно-массовая работа.

 - Спортивные эстафеты

Январь «Пифагор»

Направления

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность.

 - Заочная и очная олимпиада по математике.

 

- Математические  КВНы по классам

Гражданско-патриотическая деятельность.

  - Беседы об основных гарантиях и правах ребенка

Нравственно-эстетическая деятельность.

 - Выпуск математических газет;

- Организация зимних каникул.

Психофизическое здоровье учащихся.

 - Акция «Вредным привычкам – бой!»

Трудовое воспитание.

 - Генеральные уборки классов 

Спортивно-массовая работа.

 - Спартакиада по зимним видам спорта.

Февраль «Здоровье»

Направления

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность.

  «Колесо истории» -викторины по истории Отечества

Гражданско-патриотическая деятельность.

 - Декада гражданско-патриотического воспитания    «Я – гражданин России»

 - Тожественная линейка, посвящённая Дню защитников Отечества

Нравственно-эстетическая деятельность.

 - Конкурс «А, ну-ка, мальчики», «Папа, мама, я – споривная семья»

Психофизическое здоровье учащихся.

 - Кл.часы на тему «Береги здоровье смолоду»

Трудовое воспитание.

 - «Книжкина больница» 

 -Генеральные уборки

Спортивно-массовая работа.

 - Военно-спортивная декада:
-веселые старты  1-4 классов (по параллелям)

Март «Читалия»

Направления

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность.

 - Игра – эстафета «По следам литературных героев»  (3-4 кл.)

 - Игра – эстафета «Сказочный денёк» - 2 кл

Гражданско-патриотическая деятельность.

 - Линейка, посвящённая Международному женскому дню   

Нравственно-эстетическая деятельность.

 - Конкурсы «Хозяюшка», «А, ну-ка, мамы»

Психофизическое здоровье учащихся.

 - Беседы по профилактике правонарушений «Что такое хорошо и что такое плохо».

Трудовое воспитание.

 - «Книжкина больница» 

 - -Генеральные уборки

Спортивно-массовая работа.

 - Весёлые старты  «А, ну-ка, девочки»

Апрель   «АБВГДейка»

Направления

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность.

 - Неделя правовых знаний

Гражданско-патриотическая деятельность.

 - Викторины, конкурсы, посвященные Дню космонавтики.

Нравственно-эстетическая деятельность.

 - Праздник  «Я – пешеход» - 1-4 кл.
- Неделя добра

Психофизическое здоровье учащихся.

 - Акция «Помоги школьной библиотеке»

Трудовое воспитание.

 - Субботник «Чистый двор»

Спортивно-массовая работа.


- Турнир по русской лапте.

Май  «Моя Родина»

Направления

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность.

 - Конкурс рисунков, посвящённый 9 мая

Гражданско-патриотическая деятельность.

 - Линейка  «9 Мая»

 - Уроки мужества.
- Операция «Память»;
- Митинг, посвященный Дню Победы, концерт.

- День славянской письменности (кл. часы)

Нравственно-эстетическая деятельность.

 - Праздник Последнего звонка.
- Праздник «Прощание с начальной школой».

-   Сбор школы, посвященный окончанию учебного года

Психофизическое здоровье учащихся.

 - Инструктажи по правилам безопасности во время летних каникул

Трудовое воспитание.

 - Посадка картофеля на школьном поле, разбивка цветников.

Спортивно-массовая работа.

 -День здоровья

Июнь «Здравствуй,  лето»

Направления

Мероприятия

Интеллектуально-познавательная деятельность.

 - Конкурсы, викторины (по плану работы летнего оздоровительного лагеря)

Гражданско-патриотическая деятельность.

 - Работа по плану работы летнего оздоровительного лагеря 

Нравственно-эстетическая деятельность.

 - Работа по плану работы летнего оздоровительного лагеря

Психофизическое здоровье учащихся.

 - Работа по плану работы летнего оздоровительного лагеря

Трудовое воспитание.

 - Организация летнего труда детей:  ремонтные звенья;  работа на пришкольном участке

Спортивно-массовая работа.

Работа по плану работы летнего оздоровительного лагеря 

  1. Создание материально-технической базы организации досуга учащихся:
  1. Оснащение кабинетов  звуковой и мультимедийной аппаратурой.
  2. Организация и оснащение методического кабинета.
  3. Оснащение читального зала библиотеки.
  4. Оснащение видеопроекционной аппаратурой.
  5. Оснащение спортивного зала инвентарем.
  6. Оборудование рабочего места педагога.
  1. Ожидаемые результаты:
  1. Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
  2. Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов.                                                                                                                                  
  3. Творческая самореализация детей;
  4. Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
  5. Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
  6. Сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы;
  7. Формирование единого воспитывающего пространства;
  8. Развитие ученического самоуправления на всех уровнях;
  9. Вовлечённость учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, и группы риска во внеурочную деятельность школы;
  10. Активное, массовое  участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
  11. Использование потенциала открытого образовательного пространства.

  1. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время:

Задачи

Мероприятия

Создать систему информирования учащихся, родителей и педагогов о возможности участия в мероприятиях города и школы.

Оформление информационного стенда

Родительские собрания

Создать систему информирования родителей о возможности занятий во внеурочное время.

Размещение материалов на информационных стендах.

Экскурсии в учреждения внешкольного воспитания и обучения.

Оформление расписания работы кружков, факультативов, спортивных секций.

Создать систему информирования учащихся и взрослых о достижениях учащихся.

Размещение копий благодарностей и грамот на информационных стендах

Оформление стенда «Наши достижения».

Размещение на сайте школы.

Продолжить работу над сайтом школы в Интернете.

Работа над созданием сайта учащимися.

Курсы компьютерной грамотности для педагогов.

Работа над созданием сайта педагогами.

Размещение мобильной информации на сайте школы.

  1. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.

        Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования  зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой.  Управление реализацией  программой  осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление  любой инновационной деятельностью идёт  по следующим направлениям:

- организация работы с кадрами;

- организация работы с ученическим коллективом;

- организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;

- мониторинг эффективности инновационных процессов.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения

мониторинговых исследований,  диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации,  отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

  1. рост социальной активности обучающихся;
  2. рост мотивации к активной познавательной деятельности;
  3. уровень достижения  обучающимися таких образовательных результатов,  как  сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
  4. качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
  5. удовлетворенность учащихся и  родителей жиз недеятельно стью школы.

             

Объекты мониторинга:

  1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
  2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
  3. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
  4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
  5. Вовлечённость  обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
  6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
  7. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

  1. Ожидаемые результаты реализации программы.

    Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

    Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

   В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.