Программа работы с родителями "Сотрудничество".
рабочая программа по теме

В программе отображены формы и методы совместной работы школы с родителями детей начальной школы, основные задачи и направления, проведён краткий анализ по реализации программы за 1 год работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo_programma.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Демянского муниципального района

муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Великий Заход

Программа по работе с родителями

«Сотрудничество»

предназначена для работы

с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов

Срок реализации программы: 4 года

Автор программы: Колчина Ирина Александровна,

 учитель начальных классов муниципальное  автономное

 общеобразовательное учреждение основная

 общеобразовательная школа д. Великий Заход

Адрес: 175317 Новгородская область, Демянский район, д. Великий Заход,  ул. Центральная д. 34

Руководитель: Иванова Елена Николаевна

Телефон:(8-816-51) 95-519

Пояснительная записка

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказывается, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.

Деятельность родителей и педагога  в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.  Однако, практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Идеальным вариантом воспитательной работы, и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве. В создании союза родителей и педагога важнейшая роль принадлежит последнему, поэтому перед собой я поставила задачу найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения. Для этого мною разработана программа взаимодействия классного руководителя и родителей, которая предполагает создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития учащихся.

 Программа   работы с родителями «Сотрудничество» рассчитана на 4 года, с 1 по 4 класс. Программа будет реализовываться классным руководителем 1 класса Колчиной Ириной Александровной. Начало реализации 2010 год.

Программа  работы с родителями

« Сотрудничество».

Сроки реализации программы: 2010-2014 г.г.

Основная цель программы - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития учащихся.

Основные задачи:

  1. повышение роли школы в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых;
  2. формирование компетенций здоровьесбережения у учащихся;
  3. формирование психолого-педагогической грамотности родителей;
  4. создание условий для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий;
  5. демонстрация положительного опыта воспитания детей в семье;
  6. активизация поиска новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия.

 Нормативно-правовая основа программы: 

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Конституция РФ.
  3. Закон РФ «Об образовании».
  4. Федеральный закон № 124-Ф3 от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
  5. Закон Российской Федерации от 28 июля 1993 г. № 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
  6. Нормативно-правовая база школы.

Формы взаимодействия педагогов и родителей: родительское собрание, родительский всеобуч, творческие мастерские и игровые тренинги, временные творческие группы родителей класса, презентация опыта семейного воспитания; индивидуальная работа.

Методики реализации программы. Разработанная программа реализуется посредством применения методики  КТД (коллективных творческих дел И.П. Иванова).

         КТД формирует умение жить и работать в коллективе, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, способствует развитию лидерских качеств. 

Через совместные дела со своими детьми родители могут увидеть, как учится и живет их ребенок в коллективе, а иногда, и открыть очень много нового  в себе и в своем ребенке. Только с помощью совместных дел родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к школе как сторонние наблюдатели. Только в этом случае можно говорить о целостном воспитании ребенка.

         Через коллективные творческие дела вырабатывается культура общения: умение вести дискуссию, умение слушать собеседника, говорить, сопереживать,  корректировать свое поведение, а иногда, и менять свою расстановку приоритетов лично для себя. Немаловажным фактором при проведении данных мероприятий является присутствие не только матерей, но и отцов, так как учитываются не только возрастные, но и половые особенности  развития детей, желательно присутствие бабушек и дедушек.

          Такая  связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных  ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность, взаимопомощь.

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса:

  1. Индивидуальные консультации родителей (законных представителей) специалистами-участниками образовательного процесса (2 раза в год):

- педагогом-психологом школы,

-  библиотекарем,

- медицинским работником,

- учителем-логопедом,

- администрацией школы.

  1. Индивидуальные консультации по запросам родителей (законных представителей) классным руководителем и другими специалистами (в течение года).

Формы совместной деятельности педагогов, родителей (законных представителей) и воспитанников:

  1. общешкольные  родительские собрания (сентябрь, ноябрь, март, май);
  2. родительский всеобуч (по плану работы школы);
  3. познавательная деятельность: творческие отчёты, выставки, конкурсы и т.д.;
  4. трудовая деятельность: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории, выставка семейных поделок и т.д.;
  5. досуговая деятельность:

-мероприятия;

-конкурсы разного уровня: школьного, муниципального, областного,     российского;

- соревнования,

-экскурсии и  походы, 

- игровые программы и т.д.  

Методы взаимодействия: 

1.Убеждение - процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.

2.Психологическое заражение - воспитание психических состояний, обладающих, как правило, яркой эмоциональной окрашенностью.

3.Поощрение - похвала, благодарность.

4.Упражнение - опосредованное влияние на воспитанников, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.

5.Коррекция - оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.

6.Ситуация морального успеха - поддержка воспитанника, закрепление положительного в его развитии.

Принципы в работе:

  1. управление с самого начала должно предусматривать участие всех членов коллектива: детей, родителей и классного руководителя;
  2. воспитание личности, прежде всего - развитие ее деятельности в содружестве со взрослыми. Подростковый возраст не зря называется временем действий: общение и деятельность детей, их семей и учителей;
  3. внимание к особенностям каждого ребенка и каждого родителя (законного представителя) при организации совместной деятельности.  

Ожидаемые результаты: 

  1. возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;
  2. формирование у учащихся потребности в  здоровом образе жизни;
  3. активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей;
  4. повышение педагогической грамотности родителей (в том числе, посредством ресурсов сети Интернет);
  5. активное участие родителей в жизнедеятельности класса и школы;
  6. использование Интернет-технологий для более эффективного взаимодействия классного руководителя и родителей (законных представителей).

Содержание программы

Организация работы с учащимися, их родителями (законными представителями) и педагогами предполагает практическую реализацию следующих целостных тематических блоков: "Семья и здоровье", "Семья и социум", "Семья и ценности".

1. «Семья и здоровье».

Цель:

формирование понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения

Задачи:

  1. показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни;
  2. научить ради здоровья противостоять вредным привычкам;
  3. формировать у учащихся потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  4. способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

Направления деятельности:

пропаганда здорового образа жизни

Содержание деятельности:

  1. акции;
  2. социальные рекламы и сюжеты;
  3. тематические беседы с детьми, родителями;
  4. игровые программы;
  5. конкурсы;
  6. выставки;
  7. соревнования;
  8. психологические занятия;
  9. КТД;
  10. разработка памяток, буклетов по пропаганде здорового образа жизни для учащихся, родителей, педагогов;
  11. организация питания.

Ожидаемые результаты:

  1. овладение навыками ЗОЖ,
  2. овладение элементарными знаниями о сохранении здоровья.

Виды деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);

составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);

получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива) - в ходе бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями;

получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).

2. «Семья и социум».

Цели:

  1. повышение педагогической, правовой культуры родителей
  2. формирование социально-активной личности гражданина.

Задачи:

  1. содействовать укреплению семьи и сохранению ее нравственных устоев;
  2. сформировать модель единого образовательного пространства "ребёнок - семья - социум";
  3. ознакомить с нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Уставом ОУ;
  4. сформировать представление о социальных правах и обязанностях;
  5. способствовать осознанию и осмыслению родителями своей позиции и методов воспитания;
  6. активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного процесса.

Направления деятельности:

  1. психолого-педагогическое просвещение;
  2. правовое просвещение.

Содержание деятельности:

  1. экскурсии;
  2. выставки

Организация работы с родителями:

  1. родительский лекторий;
  2. консультации для родителей (законных представителей) по проблемам воспитания ребенка в семье;
  3. игровые тренинги;
  4. КТД;
  5. день Открытых дверей в школе,
  6. работа комитета родителей класса

Ожидаемые результаты:

  1. овладение психолого-педагогическими и правовыми знаниями;
  2. овладение коммуникативными навыками;
  3. укрепление семейных традиций;
  4. формирование уверенности в собственной социальной личной значимости.

Виды деятельности

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

участвуют в экскурсиях по микрорайону, поселению, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде);

учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология (труд, художественный труд)», участия в разработке и реализации различных проектов);

приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных как в учебное, так и в каникулярное время);

приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и  жизни.

3. «Семья и ценности».

Цели:

  1. развитие нравственных и духовных ценностей;
  2. раскрытие возможностей личности через рациональное поведение, общую культуру и семейные традиции.

Задачи:

  1. развивать и воспитывать культуру общения;
  2. содействовать укреплению семейных традиций;
  3. включать учащихся в активное познание мира этических категорий, простых норм нравственности, ориентируясь на рост его самосознания, стремление разобраться в самом себе и окружающих;
  4. помочь в выборе путей нравственного самосовершенствования;
  5. развивать творческое воображение на основе соотношения индивидуального и коллективного.

Направления деятельности:

  1. укрепление детско-родительских отношений;
  2. формирование семейных ценностей.

Содержание деятельности:

  1. родительский лекторий;
  2. игровые программы;
  3. совместные выставки;
  4. КТД;
  5. конкурсы;
  6. творческие вечера;
  7. родительские собрания;
  8. экскурсии;
  9. походы и т.д.

Ожидаемые результаты:

  1. овладение навыками культуры общения;
  2. укрепление и развитие семейных традиций;
  3. личностное самосовершенствование;
  4. развитие творческого потенциала

Виды деятельности.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана);

ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного  участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);

получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий (через содержание инвариантных учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Искусство», а также вариативных дисциплин, в том числе изучаемых по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», дисциплин, отражающих историю и культурологические основы других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России);

ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;

посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ «НАШИ НАДЕЖДЫ» (начальная школа)

 Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая шк...

Программа работы классного руководителя "Мы вместе"

Модель работы, самоуправление в классном коллективе, подборка классных мероприятий на четыре года обучения....

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ШЕСТОГО И СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ В ШКОЛЕ ДОШКОЛЬНИКА

В программе подробно рассматривается работа с детьми шестого и седьмого года жизни, их подготовка к школе...

Программа работы с родителями " Навстречу друг другу"

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ Назначение  ПрограммыНастоящая  Программа  определяет  цели, задачи  и  направления  деятельности  классного  руко...

Программа работы с низко и высоко-мотивированными детьми,1 класс по программе "Планета знаний"

Рабочая программа для ликвидации пробелов у учащихся в обучении математики, русского языка, литературного чтения, создание условий для успешного индивидуального развития ребенка. Программа для поддерж...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Рабочая программа "Обучая, развиваем" (Программа работы с одаренными детьми в начальной школе)

Программа рассчитана на 4 года. Работа с одарёнными детьми - важный момент в работе учителя....