Главные вкладки

    Да здравствует вежливость!
    классный час (3 класс) по теме

    Данное мероприятие знакомит учащихся с правилами этикета, формирует навыки культурного поведения в повседневной жизни; способствует активизации речи детей, расширяет их словарный запас; воспитывает бережное отношение к духовным ценностям и родному языку, любовь и уважение к близким.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vezhlivost.docx30.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие по теме

    «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЕЖЛИВОСТЬ!»

    Провела

    учитель начальных классов

    первой квалификационной категории

    МБОУ «СОШ№9» г. Альметьевск РТ

    Ряхова Татьяна Петровна.

    Цели:

    1. Знакомство учащихся с правилами этикета, формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни;

    1. Активизация речи детей, расширение их словарного запаса;

    1. Воспитание бережного отношения к духовным ценностям и родному языку, любви и уважения к близким.

    Оборудование:

     плакаты с правилами вежливости;

     выставка книг А.Л.Барто, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова;

    сочинения учащихся на тему «Вежливость - это…»;

     костюмы к сценке;

    фонограммы песен «Ежели вы вежливы», «Если добрый ты…»;

    рисунки учащихся «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!»

     

    Да здравствует вежливость!

    Учитель: - Дорогие, ребята. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о таких важных качествах человека, как вежливость и доброта. Вы, конечно, уже знаете,  волшебные слова. Давайте их вспомним.

    1 ученик:

    - Придумано кем-то

    Просто  и мудро

    При встрече здороваться:

    «Доброе утро!»

     «Доброе утро!»-

    Солнцу и птицам.

    «Доброе утро!»-

    Улыбчивым лицам.

    И каждый становится

    Добрым, доверчивым…

    Доброе утро длится до вечера.

    Учитель:- Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинить им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо с родителями, и просто с чужими людьми. Им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые  и почти взрослые люди.

    (инсценировка стихотворения А.Л.Барто «Признание»)

    Поди узнай, поди пойми,

    Что стало с парнем

    Лет восьми?

    Он всех в один несчастный день

    Чуть не довёл до слёз,

    Его зовут – стоит как пень,

    Как будто в землю врос.

    -Смотри, не пей воды сырой!-

    Советует сосед.

    Один стакан. Потом второй

    Андрюша пьёт в ответ.

    Поди узнай, поди пойми,

    Что стало с парнем

    Лет восьми?

    -Придёшь обедать к трём часам,-

    Ему сказала мать.

    Он пробурчал: - Я знаю сам…

    А сам явился в пять.

    -Ну что с тобой, Андрюшенька?

    И сын признался ей:

    -Когда я вас не слушаюсь,

    Я выгляжу взрослей.

    Учитель: - Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия,  формы выражения доброго отношения к людям.

    (на доске плакаты с правилами вежливости)

    1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
    2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
    3. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
    4. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
    5. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

    Учитель:- Грубость, неуважительное отношение к людям - признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают  не только мальчики, но и девочки.

    (две девочки читают стихотворение А.Л.Барто  «Любочка»)

    Учитель:-  Попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливы - кивок, если нет, то хлопок.

    1. Поздороваться при встрече…(вежливо).
    2. Толкнуть, не извиниться…(невежливо).
    3. Помочь подняться, поднять упавшую вещь ( вежливо).
    4. Не встать, обращаясь к учителю…( невежливо).
    5. Взять билет в автобус, троллейбус…( вежливо).
    6. Не уступить место в транспорте пожилому человеку, женщине с ребёнком…( невежливо).

    Учитель: - Очень часто можно услышать, как некоторые дети дразнят и обзывают других детей, придумывают им обидные клички, переделывают их имена и фамилии. И не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих друзей. По-настоящему вежливый человек не позволит окружающим унижать и оскорблять больного товарища.

    ( мальчик читает стихотворение А.Л.Барто «Я был когда- то болен»)

    Учитель:- А теперь поговорим о ситуациях, которые встречаются в нашей жизни на каждом шагу. Каковы должны быть поступки с позиции вежливого человека.

    1.Олег, выскочив из дома, побежал к автобусу. На бегу он случайно задел свою одноклассницу, натолкнулся на пожилую женщину; протискиваясь в автобусе, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела. – Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих?

    2.Когда Максим вышел на школьную площадку, обогнавшая его Света показала ему язык. Игорь шутливо стукнул его по затылку, Настя передразнила его походку.

    - Каким будет настроение у Максима? Почему?

    3.Наташа крикнула прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

    - Она допустила 4 ошибки. Назовите их. (1- крикнула; 2- не сказала: «Извините»; 3-не сказала: «Не подскажите»; 4- правильно говорить: не часов, а времени.)

    - Как нужно  было правильно обратиться к прохожему?

    4. Одна девочка жаловалась маме:

    - Во дворе меня один мальчишка зовёт Галька.

    - А ты как его зовёшь?- спросила мама.

    - Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

    - Права ли Галя?

    Учитель: - Вежливыми должны быть не только слова, но и поступки, чтобы за них не пришлось краснеть ни вам, ни родителям, ни друзьям.

    (прослушивание песни  «Ежели вы вежливы», музыка Т.Зибряк, слова  С.Маршака)

    Учитель:- Сейчас мы выясним, знаете ли вы вежливые слова…

    Игра « Доскажи словечко»

    1.Растает ледяная глыба

    От слова тёплого…(спасибо).

    2. Зазеленеет старый пень,

    Когда услышит …(добрый день).

         3.Если больше есть не в силах,

         Скажем маме мы…(спасибо).

    4.Мальчик вежливый и развитый

    Говорит, встречаясь,….(здравствуйте).

    5. Когда нас бранят за шалости,

    Говорим…(прости, пожалуйста).

    И во Франции, и в Дании

    На прощанье говорят…(до свидания).

    2 ученик:

    - Пожалуйста, твердите

    С утра по словарю:

    Спасибо, извините,

    Позвольте, разрешите,

    Я вас благодарю.

    Учитель: - Слова «здравствуйте», «до свидания» - очень интересные слова. Вдумайтесь в их значение. «Здравствуйте»- мы желаем вам здоровья (здравия). И «до свидания»- мы надеемся увидеться ещё раз. Поэтому людям приятно слышать эти слова.

    3 ученик:- Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

     Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

    Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

    Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В.Солоухин «Здравствуйте»).

    - Ребята, а если вы встретились не утром, а днём, что можно сказать при встрече кроме «здравствуйте»? Какими словами можно поприветствовать встречного?

    Дети: - Добрый день, привет!

    - Встретится вам учитель - вы и ему скажете: «Привет, Мария Николаевна!»? (ответы детей).

    - А теперь я вам представлю несколько ситуаций, а вы мне дадите правильный ответ на каждую из них.

    1. –Вы идёте с другом, а навстречу вам незнакомый мальчик. Но твой друг его узнал и поздоровался. А ты?
    2. – Вы пришли к другу домой. Дверь открыла его мама. Вы ей через дверь: «Саша дома?»

    4 ученик:

    - Добрый день! – тебе сказали.

    - Добрый день!- ответил ты.

    Как две ниточки связали-

    Теплоты и доброты.  ( звучит песня «Если добрый ты…»)

    Учитель:- А ещё очень важна интонация. Сейчас мы поиграем в интересную игру. Попробуйте очень доброе и ласковое слово «Здравствуй» произносить по – разному:

    -чётко, ясно, ласково и приветливо;

    - приветливо, но очень быстро;

    - приветливо, но растягивая слова, замедленно;

    - «скрипучим» голосом Кощея Бессмертного;

    - голосом страшного великана;

    - плачущим, рыдающим голосом;

    - с сильным удивлением;

    - с ненавистью, как будто говорите со злейшим врагом.

    - Простые вежливые слова чудесно облегчают нашу жизнь. Надо правильно их произносить. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Притворные, хитрые и поддельные слова могут вызывать неприятные ощущения и даже неприязнь.

    Вспомните пословицы и поговорки о добрых словах и добрых делах. Доброе слово и кошке приятно.

    Доброе слово дороже богатства.

    Доброе слово, что дождь в засуху.

    От добра добра не ищут.

    На добрый привет – добрый ответ.

    Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

    Учитель:- А сейчас послушайте мексиканскую сказку о том, как вежливость может спасти от опасности.

    Сказка «Вежливый кролик»

    Жил-был Кролик. Он был очень воспитанный и вежливый. Однажды Кролик шёл из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, на солнце надвинулись тучи, и полил дождь. На пути Кролика была пещера, в которой он решил укрыться от дождя. Но он не знал, что в этой пещере живёт старая ядовитая змея. Она редко выползала из пещеры, потому что не любила солнечный свет, зелень, красоту вокруг. Кролик, подойдя к пещере, не сразу вошёл в неё, а вежливо спросил:

    - Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать под вашими сводами дождь?

    Услышав голос Кролика, змея радостно ответила:

    - Заходи, Кролик!

    От голоса змеи Кролик испугался, но не подал вида. Он вежливо сказал:        

    - Простите, я не знал, что здесь занято, и что здесь кто-то живёт, всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить. И со всех ног бросился бежать домой.

    Змея, разозлившись, с ужасом зашипела:

    -Ох, уж эти мне вежливые кролики.

    Учитель:- Понравилась ли вам сказка? Чему она вас научила? А вас когда-нибудь выручала вежливость?

    - А как вы думаете, может ли вежливый человек быть злым?

    - Конечно, нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. И, значит, она всегда рядом с добротой, отзывчивостью, приветливостью, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.

    - Учёные и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли грубость, насмешки, оскорбления на здоровье людей? Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьёзные последствия. Когда школьнику приходится переживать боль и унижение, вызванные грубостью его товарищей, это сохраняется в его памяти на долгие годы. Пережитая обида делает ребят замкнутыми, недоверчивыми к словам и поступкам своих товарищей.

    5 ученик: (читает стихотворение А.Л.Барто «Вата»)

    Учитель:- А как вы думаете, вежливый человек – добрый человек?

    - Что такое доброта? Что скрывается за этим словом?

    1. Добро начинается с любви ко всему живому.
    2. Добрый человек - тот, кто уважает людей, помогает им.
    3. Добрый человек любит и охраняет природу.
    4. Добрый человек спокоен, весел, от него исходит тепло.

    Учитель: - Заканчивая наше мероприятие, я уверена, что вы хорошо усвоили: вежливость - это умение деликатно, предупредительно относиться к окружающим вас людям.  Я надеюсь, что в ваших сердцах добра стало немного больше; вы не останетесь равнодушными к чужой беде и станете, более бережно относится ко всему живому. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть! Запомните слова великого испанского писателя Мигеля  Сервантеса: « Ничто не обходится нам так  дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Да здравствует вежливость

    Повторение правил поведения в общественных местах....

    КТД "Да здравствует вежливость и доброта!"

    Давайте поклоняться доброте!Давайте с думой жить о доброте:Вся в голубой и звёздной  красоте, Земля добра, она дарит нас хлебом,Живой водой и деревом в цвету.Под этим вечно неспокойным небом...

    Классный час "Да здравствует вежливость и доброта!"

    Вежливость и доброта-качества воспитанного человека.Все мамы на свете хотят видеть своих детей вежливыми и добрыми...

    Утренник "Да здравствует вежливость и доброта"

    утренник проводится с целью воспитания  у учащихся правил доброго отношения друг к другу, вежливого обращения с людьми. В утреннике используются стихи, сценки, песни на тему дружбы, добра и вежли...

    Сценарий внеклассного мероприятия во 2 классе: Калейдоскоп «Да здравствуют вежливость и порядок»

    Цель: сформировать  представления  учащихся  о  нравственных  нормах  общения  и  выработать  навыки  этического  поведения.Задачи: 1. Учит...

    Да здравствует вежливость и доброта

    "От улыбки станет всем светлее"...

    Утренник "Да здравствует вежливость"

    Материал утренника "Да здравствует вежливость" для учащихся 1-2 классов для проведения досугового мероприятия во второй половине дня....