Внеклассное мероприятие "Мы расскажем вам о севере"
методическая разработка (2 класс) по теме

Кравченко Надежда Александровна

Всестороннее развитие ребёнка невозможно без ощущения себя как части своего народа, его культуры. Поэтому, необходимо приобщить обучающихся к пониманию истории родного края, его природного своеобразия, особенностей национальной культуры, того края, в котором протекает жизнь ребенка. Ведь как писал А.Твардовский, чувство Родины в широком смысле - родной страны, Отчизны - связано в нашем сознании с чувством Родины малой - отчего края. Целью данной работы является сохранение национальных ценностей и естественная передача их подрастающему поколению, через популяризацию и пропаганду северной национальной  культуры среди обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vk.mer_._o_severe.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по теме: "Мы расскажем вам о Севере"

Цель.

Знакомство учащихся с  краем, в котором они живут

Задачи.

Познакомить с культурой и традициями народов Севера, активизировать словарный запас и расширить кругозор, обогатить жизненный опыт детей;

Развивать речь, познавательную активность, творческий потенциал учащихся;

Воспитывать чувства прекрасного, любовь и гордость к родному краю, умение ценить культуру и традиции народов Севера.

Мы расскажем вам о севере.

На фоне мелодии появляются ведущие (один взрослый и двое детей)

Вед.-

Суров мой север лишь на первый взгляд

 Пусть ветры завывают за стеною,

 Здесь каждый вас видеть будет рад

 И обогреть душевной теплотою.

1 реб. Дороже нет родного края.

 Где отчий дом, семья, друзья.

 Его я славлю, воспеваю-

 Ведь это родина моя.

2 реб. Малый кружочек на карте ямальской

 А вот по - крупнее кружок...

 Все это дорого, все сердцу близко.

 Все это наше родное, дружок.

Вед. – Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас на день рождения.

1 реб. (обращаясь к другу) А у кого день рождения? У тебя? Вот почему ты такой нарядный!

2 реб. Но ведь ты тоже нарядный. Значит это у тебя день рождения. Неправильно это - скрывать от друзей.

Вед. - Друзья мои, не спорьте, посмотрите в зал. Сколько там нарядных людей. И все они, и мы с вами будем праздновать день рождения нашего края. А все наши выступления будут подарками нашему имениннику. Очень приятно ходить на день рождения к другу. А кто такой друг? Это тот - кого мы хорошо знаем. А хорошо ли мы знаем наш Ямал?

Ученик. “Приезжай”. Л. Лапцуй

Ты не видел тундры? Приезжай!

 Если встретит холодом она,

 Если вьюга зарычит, страшна,

 Словно моря Карского волна.

 Не пугайся, словно горностай,

 Не кидайся в снежные бугры

 Неумелым лыжником с горы.

 Ясным взором посмотри вокруг,

 Полной грудью свежести вдохни,

 Бодростью наполнится твой дух.

 В тундре – век двадцатый, наши дни.

 Сядешь в нарты, что летят стрелой,

 Или в сизокрылый самолет,

 В тундре, под Полярною звездой,

 Где живет мой маленький народ.

 Жар гостеприимства сохраняя,

 Обогрет ты будешь без огня!

Викторина: Наш Ямал.

1. В каком году образовался наш округ?

 2. Назовите главный город нашего округа.

 3. Назовите другие города округа.

 4. Какие реки протекают по округу?

 5. Люди, каких коренных национальностей живут на Ямале?

 6. Основные занятия народов севера.

 7. Назовите священное животное народов ханты.

 8. Назовите других животных севера.

 9. Назовите известных писателей и поэтов Ямала.

Вед.- Молодцы, друзья мои. Да на севере живут ненцы, ханты, селькупы. Это очень мужественные люди, живут они в необыкновенных домах - чумах. Зимой они носят одежду из меха оленя- малицу и пимы. Пимы - любимая и надежная обувь северян. А хотите посмотреть на мастериц, которые шьют эту чудесную обувь

Ученик. “В мастерской” П. Явтысый (инсценировка)

Мягкий свет, как сиянье струится.

 В мастерской тишина и уют.

 За широким столом мастерицы

 Меховые пимы людям шьют.

 И движением неторопливым,

 Мех сшивая, стежок за стежком

 И орнамент, чтоб стал он красивым,

 Обозначат цветным лоскутком.

 Мастериц расцветают улыбки,

 А иголки в умелых руках

 В мех олений ныряют, как рыбки,

 Мелкий бисер горит в завитках.

 Не пимы- сапоги скороходы

 Заполярной зимой до весны

 Ни метель, ни снега, ни походы

 Этим чудным пимам не страшны.

“Весёлые пимы”. П. Явтысый.

Вот и сшили нас из меха!

 Мы не можем жить без смеха,

 Жить не можем без проказ.

 Эх, малыш!

 Возьми-ка нас!

 Мы весёлые пимы!

 Не боимся мы зимы!

 Ты на ножки нас надень

 И гуляй хоть целый день там,

 Где снежные дорожки!

 Мы твои согреем ножки.

 Об одном тебя мы просим:

 В дни, когда весна и осень,

 Не ходи ты с нами в лужи!

 Нет для нас

 Занятий хуже!

 Мы размокнем,

 Мы порвёмся

 И к тебе уж не вернёмся…

 Как же ты пойдёшь без нас

 В первый класс?

Вед. Дети ненцев и ханты живут и учатся в городах и посёлках нашего округа.

Они приезжают из далеких тундровых стойбищ. Как и все дети, они любят играть в прятки, пятнашки, чехарду. Игры их называются: “Куропатки и охотники”, “Волк и олени”, “Важенка и оленята”. И любая игра не обходится без считалки.

Ученик. “Что вас много не беда”. П. Явтысый.

Что вас много – не беда!

 Собирайтесь все сюда!

 Поскорее! Не ленитесь!

 В круг широкий становитесь!

 Я сейчас начну считать,

 Чтобы крайнего узнать.

 Тот, кто станет крайним вдруг,

 Тот пускай покинет круг.

 Начинаю я считать:

 “Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

 Стая уток в небе синем.

 И тебе лететь за ними!..

 Раз! Два! Три! Четыре!

 Утки лапки промочили,

 Чтоб не мокли от росы,

 Им галоши отнеси!..”

 Счёт ведём мы:

 “Раз! Два! Три!

 Наш костёр сильней гори!

 Чтобы был обед готов,

 Принеси скорее дров!..”

 Мы считаем: “Раз! Два!

 В тундре выросла трава.

 Кто в траве оставил след?

 Поскорей найди ответ!..”

 Посчитаем дальше: “Раз!

 Только двое стало нас.

 Все мы прячемся в кусты,

 А искать нас будешь ты!..”

Вед. А вот ещё считалки.

1 реб. Дети всюду на земле

 В тундре, в городе, в селе

 Летом, зимнею порой

День проводят за игрой.

 Только прежде чем играть

 Надо всех пересчитать

 Чтоб узнать, кто всё же будет

 Догонять вас иль искать

 А считалочки из тундры

 Выучить совсем не трудно.

Вед. Сейчас каждый класс получит по одной считалке, которые вы выучите и расскажете хором. А пока вы готовитесь, будут звучать песни о севере.

Считалки для зала в приложении.

Звучит музыка. Как только готовы, каждый класс рассказывает считалку хором.

Вед. Вот и хорошо. Оказывается, правда, что считалочки из тундры выучить совсем не трудно.

Итак, друзья, мы продолжаем наш праздник. Мы хотим, чтобы вы ближе познакомились с нашим краем, с его традициями, с творчеством его народа.

Живя в тесной связи с природой, ненцы и ханты чутко прислушиваются к ней, наблюдают, примечают.

Ученик. “Приметы”. Р.Ругин.

Как много было дедовских примет!

 Иных из них давно уж нет в помине.

 Другие сквозь десятки зим и лет

 Дошли до нас, и вот - живут поныне

 Нельзя, они гласили, называть

 По именам зверей и птиц, иначе

 Тебе вовек в любом лесу не знать

 Ни счастья на охоте, ни удачи.

 Нельзя плевать в костер- огонь всерьёз

 Обидится и дом спалит твой сразу-

 И там бывать, где жертву ты принес,

 Чтоб не бояться порчи или сглазу.

 Ни снег не смел - обидеть, ни грозу,

 Ни землю, ни свирепый океан ты,

 И должен был беречь зверей в лесу,

 Что духами родов считали ханты.

 Приметы! Вы прошли святой тропой,

 Бывали и в забвении, и в силе,

 Случалось, что удачу за собой

 Иль невезенье людям приносили.

 Сам рассуди, где мудрость в них, где ложь,

 И оцени старинные советы:

 Но ты греха на душу не берёшь

 За то, что помнишь отчие приметы.

“Долганские приметы”. О. Аксёнова (Диалог двух учеников)

Если шумно хороводят вновь гагары над рекой.

 Значит завтра быть погоде, да притом ещё какой!

 Если чайки разгалделись на разбойном языке,

 Значит, рыбы, в самом деле, густо водятся в реке.

 Если чаще лемминг юркий под ногами стал шнырять,

 Значит, мы песцовых шкурок сможем нынче много сдать.

 Если рано- рано утром стелется весной туман,

 Значит, жди крикливых уток из далеких тёплых стран.

 Если днём погожим тундра не звенит от комара,

 Значит, жди, что завтра утром разожжёт костры жара.

 Если в тёплый день нежданно гуси к югу повернут,

 Значит, ветры с океана снег и холод принесут.

 Если малость поутихла только к вечеру пурга,

 Значит, жди, неделю лихо будут вновь гулять снега.

Приметы. Сценка - диалог двух ведущих.

- Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее

 - Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка

 - Оставленный в тундре запас - и для нас, и для вас.

 - Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.

 - Много грибов – много белок будет.

 - Уходи на охоту рано – всегда будешь с удачей.

 - Не будь жадным, и не останешься одиноким.

 - Не вылавливай из озера всю рыбу – оставь потомкам.

*Если в дом придёт чужая блудная собака – к добру, к счастью.

 *Если в доме злые собаки – и люди там неуживчивые.

 *Не берите собаку бесплатно – она на новом месте не приживётся.

 *Если собака, стоя на ногах, качается – хозяину предстоит дорога.

 *Нельзя собаку вечером звать по кличке – воры придут.

 *Нельзя переступать через собаку – растопчешь своё счастье.

Вед. Много богатств на Ямале. Но как вы думаете, друзья мои, какое главное богатство Севера?

1 реб. Я думаю - его люди.

2 реб. И, конечно же, мы, дети, его будущее.

Вед. Вы правы. Родители стремятся, чтобы дети получали образование. А чтобы они не забывали родные места, на каникулы ученики едут в родной чум на оленьей упряжке. И долгой дорогой домой ребята загадывают друг другу загадки.

1 реб. Попробуйте и вы отгадать северные загадки.

Загадки.

В ночь беззвёздную до чума

 Кто добраться вам поможет?

 Кто разыщет путь по ветру,

 Если в тундре бездорожье? (Олень)

Олень от них убегает –

А они не отстают. (Нарты)

По речной глади

 Деревянная уточка скользит,

 Крыльями о воду бьёт,

 А взлететь не может. (Лодка)

С неба летит – пляшет.

 Всё, что есть в тундре, - прячет.

 А в чум попадёт – плачет. (Снег)

Она, как снег, от солнца прячется.

 А мышки – от неё. (Сова)

Радость пастуха оленевода

 На четырёх палочках стоит,

 Обсохнет – за мамой побежит. (Новорождённый оленёнок)

Волшебник на железе

 Посредине чума сидит –

 И угостить может,

 И укусить может. (Огонь очага)

Летом - серая, зимой белая. (Куропатка)

Летом - меховые, зимой берестяные. (Рога оленя)

1 реб. А ты знаешь, почему ненцы и ханты могут запросто жить в тундре, и ничего с ними не бывает.

2 реб. Я думаю потому, что у них много помощников. Вот олень, например.

Ученик. “Олень”. П. Явтысый.

Передовой олень, ты самый умный в стаде.

 Всю тундру я изучил по твоим следам.

 Сегодня снова я, мечтая о награде,

 Упряжку молодых во власть твою отдам.

 Передовой олень, ты чести не уронишь.

 Уж мне тебя не знать, напарник мой родной!

 Соперников своих опять легко обгонишь,

 Легко опередишь, как прошлою весной.

 Ты добываешь мне победу за победой!

 Красивый, как цветок, горячий, как огонь!

 Я без труда найду узор твой крупноследный

 Средь тысячи следов и тысячи погонь.

 Я тяжести тебе ненужной не прибавлю,

 И гордости твоей вовек не умалю.

 Я глупой воркотнёй тебя не обесславлю

1 реб. Я понял, наши друзья ненцы и ханты потому такие сильные, что устраивают всякие состязания, гонки на оленях, ещё они перетягивают палку.

2 реб. А как это?

1 реб. Сейчас я тебя научу.

Игра “Перетягивание палки” (описание в приложении).

Вед. А это состязание, ребята, мы проведем с вами. Нужно по одному человеку от класса, который может много прыгать.

Состязание: Прыжки через нарты (описание в приложении).

Ученик. “Моя любовь”. Л. Лапцуй.

Тундра, я к тебе любви не прячу,

 Да и разве может быть иначе,

 Если усадив меня на нарты,

 Ты учила брать любые старты!..

 Где в году по двести дней бураны

 Пляшут, как истошные шаманы,

 А ветра голодною волчицей

 Вот так, что даже и присниться

 Не всегда такое людям может

 Под великим северным сияньем…

 Тундра, я тебя и на мгновенье

 Не могу представить без оленей,-

 С их извечно гордою походкой,

 С их красивым бегом, как полётом,

 Вдаль, где горизонт из дымки соткан

Песня: Тэтэль-вэтэль (в приложении)

Вед. Сейчас Ямал - обжитая планета.

 Везде, на всём – солёный пот труда.

 …Дремавший бесконечными веками,

 Весь полуостров как бы вырос вдруг,

 Был поднят над студёными волнами

 Усилием весёлых юных рук.

 Он был вчера похож на старика,

 Но юношей расправил плечи ныне.

 Сейчас Ямал не снежная пустыня…

 Полюбите наш край наверняка!

 Мы ждём, друзья! И вовсе не беда,

 Коль встретит вас неласковая вьюга.

 В любой зайдите чум – вас ждёт всегда

 Гостеприимство и забота друга.

 Суров мой Север лишь на первый взгляд.

 Пусть ветры завывают за стеною,

 Здесь каждый вас увидеть будет рад

 И обогреть душевной теплотою.

Приложение

Считалки для зала.

*Прилетели в тундру утки

 Позолоченные грудки,

 Чтоб утяток выводить…

 А тебе сейчас водить!

*Сильный северный олень

 Нас катает целый день!

 Но на нарту всем не сесть

 – Значит, ты останься здесь

 Вышло солнце из-за туч,

 Уронило яркий луч

 Прямо в травы и цветы…

 Этот лучик ищешь ты!

*Как по нитке, по лучу

 К солнцу я залезть хочу.

 Вот я лезу в небо смело…

 Только тучка прилетела,

 И пропала солнца нить.

 Я – упал…

 Тебе водить!

*На рассвете высью синей

 Пролетают гусь с гусыней,

 Окликают с высоты:

 Выходи из круга ты!

*Прибежала к нам лиса

 Через реки и леса…

 Быстрым зайчиком в кусты

 Убегай скорее ты!

*Все ребята встали в круг.

 Серый волк примчался вдруг!

 Он клыкастый погляди!

 Самый, смелый выходи!

Сценка “В мастерской”.

На фоне мелодии в глубине зала две девочки имитируют движения мастериц, которые выделывают кожу и шьют пимы. В это время на передний план сцены выходят двое мальчиков, которые читают стихотворение по частям. По окончании стихотворения, девочки берут готовые пимы, любуются ими, показывают их зрителям и кладут на переднюю часть сцены. Все уходят. На фоне продолжающейся мелодии выходят дети, ведущие, надевают пимы и читают стихотворение Весёлые пимы.

Игра “Перетягивание палки”.

Двое спортсменов садятся напротив друг друга, упираются ступнями ног и берутся двумя руками за палку, держа её горизонтально между собой, пытаются перетянуть друг друга на себя.

Состязание “Прыжки через нарты”.

На сцене выставляются несколько нарт (санок) на расстоянии метра. Спортсмен, толкаясь двумя ногами с места, перепрыгивает через нарты, стараясь перепрыгнуть как можно больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "О правилах кошке расскажем немножко"

данная разработка содержит материал, помогающий в игровой форме закрепить правила противопожарной безопасности, познакомиться с правилами обращения с утюгом...

Внеклассное мероприятие "Мы расскажем вам о севере"

Всестороннее развитие ребёнка невозможно без ощущения себя как части своего народа, его культуры. Поэтому, необходимо приобщить обучающихся к пониманию истории родного края, его природного своеобразия...

Лекарственные растения Севера (внеклассное мероприятие)

Внеурочное мероприятие по региональному компоненту для начальных классов. Можно использовать на интегрированных уроках литературного чтения, окружающего мира и технологии...

Внеклассное мероприятие "Расскажу тебе"

Литературная композиция по творчеству мордовской сказительницы Люлякиной С.М....

Внеклассное мероприятие по музыке для 1-4 классов Первая литературная ярмарка народов Севера.

Расширение музыкального кругозора детей посредством организации внеклассного мероприятия.Музыкальный материал: литературный, песенный и танцевальный репертуар малочисленных народов Севера.Оборудование...

Методическая разработка внеклассного мероприятия . Квест- игра "Сокровища севера" на английском языке

Методическая разработка внеклассного мероприятия квест- игры "Сокровища севера " предназначен для обучающихся 2-4 классов Архангельской области. Использован материал регионального содержания...

Внеклассное мероприятие «Расскажи стихи руками» Веселые переменки.

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Расскажи стихи руками" Проводится на переменах. Цель -развивать умение слушать речь, понимать содержание и соотность слова с действиями пальце...