Классный час "Браво - Актер"
классный час (3 класс) по теме

В игровой форме дать представление о роли театрального искусства, познакомить с понятиями. Классный час приурочен к празднику День театра - 27 марта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_15.rar16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Браво, Актер!»

Вед. – Знаете ли вы, что 27 марта международный день театра. Мы сегодня с вами поговорим на эту тему, совершим заочное путешествие в театр. Итак, занимайте свои места. Покажите, умеете ли вы себя вести в театре.

                                                                             (Уч-ся находят свои места.)

Вед. – Я рада всех вас приветствовать в нашем необычном театре. А знаете ли вы что такое театр? Что значит театральное искусство? Какие представления бывают в театре? Что такое декорации, освещение, грим? Кто такие актеры?

                               (Ответы детей)

Вед. – Представим, что мы с вами вошли в оперный театр. Днем здесь будто бы ничего не происходит, а вечером вдруг все изменяется. К высоким дверям подходят нарядные люди, у дверей зрительного зала их  встречают капельдинеры с программкой в руках. Знаете ли вы, что такое программка?

А кто такой капельдинер?

Незнакомые понятия и термины нам сегодня будут объяснять театроведы. Поприветствуем их!

Театроведы: КАПЕЛЬДИНЕР (нем. Kapelldiener) (устар.), служащий театра или концертного зала, проверяющий у посетителей билеты, наблюдающий за порядком (ныне — билетер).

   (Показывает и объясняет)

Вед. – Затем зрители входят в зрительный зал. Занимают свои места в партере или ложе, а если не повезло с билетом, то на самом верхнем балконе, который еще называют галереей или галеркой. Гаснет свет… Поднимается занавес, зажигают огни рампы      и начинается увертюра.

                           (Звучит увертюра к опере Фигаро, Кармен)

Вед. – Увертюра в переводе с франц. означает «вступление», «открытие». Увертюра обычно открывает оперу, драматический спектакль. А мы открываем ею наше путешествие в увлекательный мир театра.

История: (сообщение детей)

Театроведы : ТЕАТР (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Произведение современного театрального искусства – спектакль – создается на основе драматического или музыкального сценического произведения  в соответствии с замыслом режиссера. Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах.  Первые театры были построены еще в Древней Греции.

Именно грекам пришла в голову мысль представить сказания о своих богах и героях в образах, живых лицах. Греки поняли, как занятно и поучительно может быть театральное зрелище, где вместо рассказчика выступают перед жителями те самые герои, о которых рассказывается в мифе.

В древности актеры играли под открытым небом перед очень большим   количеством зрителей, иногда их было до сорока тысяч. Чтобы быть хорошо видным такому количеству народа, актеры играли на подставках,

называвшихся «котурнами», и в масках, которые были гораздо больше голов самих актеров. А чтобы публике было хорошо слышно, в рот «маски» вставляли рупор» называвшийся «персоной».

В средние века театральные представления происходили прямо на площади, только актеры находились гораздо ближе к зрителям, да и зрителей было куда меньше. Маленькая группа актеров переезжала из города в город. Все костюмы и реквизит помещались в одной – двух повозках. Зато какой же бывал праздник, когда ярко раскрашенный фургон появлялся на улицах города…

В Англии такой театр назывался «Глобус». Для него писал  пьесы и играл в них великий Вильям Шекспир.

В Италии один из первых театров назывался "Комедия дель арте" - комедия масок. В этом театре роли навсегда были закреплены каждым актером. Это были Арлекин, Пьеро, Панталоне, Бригелла Коломбина. Актеры выступали в масках, как и древние греки, только цель была у них совсем иная. В своих остроумных комедиях они высмеивали знать, богачей и священников, за что их то и дело преследовала полиция.

В России бродячих актеров называли скоморохами, они также развлекали народ на площади и их тоже преследовала полиция.

Впервые в нашей стране театр как здание появился при царе Алексее Михайловиче (отце Петра I) и назывался Потешной палатой. Было это более  300 лет назад.

Но лишь в начале XIX века театр приобрел тот вид, нам знаком и сейчас. Появился зрительный зал со стульями и креслами для зрителей и со сценой, оборудованной для различных представлений.

Вед. - Итак, наше путешествие в увлекательный мир театра начинается. Неизвестные вам понятия и термины нам растолкуют «театроведы». Поприветствуем их!

- Итак, зажигаются софиты, открывается занавес, и зрители приглашают на сцену актеров. А актерами сегодня будете вы, ведь ваши билеты не только зрительские, но и они разного цвета и служат пропусками для участия в конкурсах.

       Театроведы: Софит, сценический прибор, сос тоящий из светильников рассеянного света. Софиты смонтированы в сек циях, подвешенных к специальным металлическим фермам, которые под нимаются и опускаются при помощи грузовых подъемов или электромото ра. Задача софитов — освещение сце ны спереди и сверху.

Занавес- Занавес, театральный элемент оборудования сцены или оформления спектакля. Занавес, закрывающий сцену от зрительного зала между от дельными картинами, перед началом и после окончания спектакля, а также во время антрактов, называется ант рактовым. Закрывающий часть сцены во время исполнения интермедий на авансцене занавес называется интермедийным. По характеру действия за навесы бывают раздвижные, подъем но-опускные, световые (световой по ток обеспечивается осветительными приборами). Особое назначение вы полняет огнестойкий противопожар ный занавес, служащий для герме тичной изоляции сцены с зритель ного зала.

Вед. - Актеру очень важно донести до зрителя образ героя. И я приглашаю на сцену первых актеров, тех,  у кого билеты синего цвета

           (выходят актеры)

- Ваша задача без слов, пантомимой показать нам то, что написано на карточке.

          Игра «Сценический этюд»

Задание: мимикой, жестами, движениями передать все свои ощущения, чувства, переживания.

Нам сообщили, что мы идем в поход. И вот мы в пути. Как живописна лесная тропа! Внезапно показался широкий, бурный ручей. Не успели мы перебраться через него, как пошел дождь, сначала редкий, потом все сильнее и сильнее. Мы спрятались под большое дерево. Дождь стих, выглянуло солнце. Жарко. Рюкзак отяжелел. Как хочется пить! Замучила мошкара. Ура, привал!

Актеры готовятся к выступлениям. Но ведь театр — это не только актеры, играющие спектакль, но и все те люди, кото рые участвуют в подготовке этого чуда, создают театральную атмосфе ру, то есть люди разных театральных профессий. Участники желтых карточек. Назовите, пожалуйста, эти профессии.

Игра: на карточках написаны разные профессии людей. Нужно выбрать лишь театральные.

 (Актер, режиссер-постановщик, хореограф, осветитель, гример, костюмер, драматург, суфлер, звукооператор, декоратор, художник, главный режиссер, звукорежиссер, директор, оформитель, реквизитор и другие.)

Театроведы: Актер (франц. acteur, от лат. actor-исполнитель), исполнитель ролей в драматических спектаклях и фильмах. Исполнителя партий в оперных, ба летных спектаклях, эстрадных, цир ковых представлениях чаще называют артистом.

Гример, творческий работник. наносящий на лицо актера грим, преображающий его внешность.

Декоратор, творческий работник театра, создающий декорацию.      

Реквизитор, творческий работник, обеспечивающий спектакль рек визи том (изготовляя его или добывая раз личными способами).

Хореограф, творческий работник, придумывающий или ставящий танцы.

РЕЖИССЕР (от лат. rego — управляю), постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой всех участников — актеров, художника, композитора, в кино — и оператора.

Драматург, автор пьес любого жанра.

 Звукооператор, творческий работ ник, обеспечивающий музыкальное оформление спектаклей и шумовые эффекты.

Костюмер, творческий работник театра, обеспечивающий спектакль костюмами. Создает костюмы по эс кизам художника-оформителя или своим собственным.

Осветитель, творческий работник, осуществляющий световое оформление спектакля.

Вед. - После выступления зрители одаривают актеров аплодисментами. Но ведь аплодис менты могут быть разные. А какие? Давайте попробуем изобразить. Итак, обычные. А теперь ленивые. Восторженные. И, наконец, овации.

                 (Ребята пробуют аплодировать по-разному.)    

- Но вернемся к актерским конкурсам. Актеры — это мастера слова. Очень важны ма нера речи, умение владеть голосом, говорить разным тоном с различны ми интонациями. Я приглашаю на сцену наших мастеров слова. У них билеты зеленого цвета. Ваше зада ние — произнести всего одно слово, но с определенной интонацией, ко торая написана на карточке.    

∙ Игра. Произнеси слово с интонацией, которая написана на карточке

Здравствуйте

1. с восторгом

2. грусть

3. обида

4. счастье

 

∙ Сказка на новый лад: составить сказку с введением новых, современных слов. Каждый участник говорит по предложению до тех пор, пока нет логически законченной концовки.

- Для актера важно все: движения, пластика, речь. А что же главное? Какова задача акте ра? Донести до зрителя определен ный образ, то есть умение войти в роль.  А теперь зада ние для актеров — обладателей красных билетов. Вы должны войти в роль и донести до нас образ своего героя. Предлагаю вам выбрать рек визит согласно своему заданию.

Игра

1. Роль зайца из сказки «Заюшкина избушка»

   Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, избушка у лисы не растаяла. Она попросилась ко мне погреться, да меня и выгнала…

2. Роль лисицы из басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»

   Голубушка, как хороша!

Ну, что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты была б у нас царь-птица.  

- На театральных подмостках ставятся постановки разных жанров, каких? Слово "Те атроведам».

(«Театроведы» поясняют что такое комедия, трагедия, драма, сказка, мюзикл, феерия, трагикомедия.)

Трагикомедия, вид драмы, совме щающий признаки трагедии и коме дии. Ее признаки: сочетание смешных и серьезных эпизодов, смещение воз вышенных и комических характеров, пасторальные мотивы, а также идеализированные дружба и любовь, про веденные через опасности к безопас ности и счастью, запутанное действие с волнующими ситуациями, длитель ной неизвестностью и неожиданными сюрпризами, преобладающая роль случая в судьбе действующих лиц. Постоянство характера, как правило, отсутствует, но часто подчеркивается одна черта, превращающая персонаж в тип. События обычно автономны от действий героев. Комическое и траги ческое часто усиливают друг друга. Трагический эффект основан на несо ответствии героя и ситуации (траги ческая ситуация — комический герой, реже — наоборот), на внутренней не решенности конфликта.

 

Феерия (франц. feerie от fee — фея, волшебница),  жанр театральных представлений, основанных на при менении различных постановочных эффектов, трюков, «превращений». Для изображения фантастических или необыкновенных происшествий ис пользуются достижения театральной техники, свет, звуковое оформление. Как особый театральный жанр феерии появились в Италии в XVII в., получи ли развитие в Великобритании.

ДРАМА (греч. drama, букв. — действие),

1) род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, т.е. воспоизведение хода событий, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен).

КОМЕДИЯ (от греч. komodia), жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге; характеров или нравов — на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств; идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения. По характеру комического различают комедии: сатирические, юмористические. Важнейшее средство комического эффекта: диалог, речевая комика.

ТРАГЕДИЯ (от греч. tragodia, букв. — козлиная песнь), вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. Начиная с 18 в. и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры.

СКАЗКА, один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

МЮЗИКЛ (англ. musical), музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Жанр сформировался в США в 1920-30-х гг., расцвет наступил в 1940-60-х гг. Центром мирового мюзикла по праву считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка — именно там были поставлены самые известные мировые мюзиклы. Среди самых известных мюзиклов советской России — «Орфей и Эвридика» (1974), «Фламандская легенда» (1979), «Юнона и Авось» (1981).

Жанр мюзикла получил в России второе рождение в конце 1990-х гг.; первым новым мюзиклом стал «Метро», премьера которого состоялась осенью 1999. Первый мюзикл, который целиком и полностью является российским — «Норд-Ост» (премьера в октябре 2001), в основу которого лег роман В. Каверина «Два капитана».

В 2002 предпринимались попытки российской постановки зарубежных мюзиклов — «Notre Dame De Paris» и «Chicago»; в том же году в Москву был привезен бродвейский мюзикл «42-я улица», который стал первым, демонстрировавшимся на английском языке.

ТРАГИКОМЕДИЯ, драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии.

СУФЛЕР (франц. souffleur, от souffler — дышать, дуть, подсказывать), работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы (в музыкальном театре по клавиру) и подсказывающий в случае необходимости артистам слова роли. Суфлер находится в суфлерской будке, расположенной у линии занавеса и скрытой от зрителей.

- А сейчас мы подошли к самому интересному моменту. Что показывают на сце не? Спектакль. Или, иными слова ми, постановку. Она готовится очень долго и тщательно. Но есть такие пьесы, которые не требуют долгой подготовки. Это пьесы те атра-экспромта. И вот одну из таких  пьес мы поставим прямо сей час. Но для начала распределим роли.

Действующие лица: занавес, звонок, часы, ученик 5-го класса Вася Петров, директор школы, техничка тетя Дуся, ведро тети Дуси, швабра тети Дуси, радостные крики учеников и веселый топот ног

 

Театр-экспромт, или пьеса из школьной жизни в одном действии

Открывается Занавес. ( Занавес с полотнищем ткани в руках пробегает вдоль сцены.)

Перед нами  школьный коридор. Тикают Часы, отсчитывая последние минуты до звонка. (Актер, изображающий Часы, должен, как ма ятник, раскачиваться в сторону и от четливо тикать.)

Тишина... Только Тетя Дуся, закончив уборку, стоит, поставив свое Ведро на пол и тяжело опираясь на Швабру, и утирает со лба трудовой пот. (Актер, изображающий  Ведро Тети Дуси. сидит на корточках рядом с нею, руками изображая опущен ную  дужку. Актер, изображающий Швабру Тети Дуси вначале стоит рядом с нею, раскинув руки в стороны. Тетя Дуся опирается на его плечо.)

Нако нец раздается долгожданный Звонок. (Звонок,  издавая соответствующий звук, бегом огибает сцену по кругу.)

И вот уже слышится радостный  Крик учеников и веселый топот ног. (Названные актеры топают ногами и при помощи ладошек, быстро прикладывае мых ко рту и отнимаемых от него, из дают шум, напоминающий многоголо сый гул.)

 И вот уже цокают каблуки Директора, шагающего по коридору. (Директор с важным и строгим видом шествует по сцене.)

 Его чуть не сбива ет с ног летящий по коридору сломя голову Ученик 5-го класса Вася Петров. (Репетируется названное действие.)

 В последнюю секунду он отскакивает в сторону от Директора, но наталкивается на Ведро тети Дуси, которое, не выдержав такого натиска, падает в обморок. (Когда на актера, изображающего Ведро, налетает Вася Петров, он заваливается на бок, не раз мыкая рук и не разгибаясь.)

 Вася Пет ров пытается убежать, но Швабра Тети Дуси настигает неудачливого пры гуна, (В момент оглашений текста, актер, изображающий Швабру  Тети Дуси. падает в сторону Васи Петрова так, чтобы тот успел поймать его под мышки. Руки актера, играющего роль Швабры,  остаются раскинутыми в стороны.)

 Он начинает возмущаться (отталкивая к Тете Дусе Швабру, во пит «А че я?!»), но Тетя Дуся смело возражает ему (подхватив и поставив Швабру прямо; Тетя Дуся берет Васю Петрова за шкирку со словами: «Нечего носиться как угорелый».)

 За всем этим грозно наблюдает Директор, Но тут звучит Звонок на урок. Пострадавший несется в класс, боясь опоздать. Директор уходит в свой кабинет. А тетя Дуся гордо удаляется, захватив с собой Ведро и Швабру. (Тетя Дуся должна идти кряхтя и очень медленно, чтобы Ведро и Швабра поспевали за ней мел ким семенящим шагом. Не забудьте, что «ручка» Ведра должна находиться в руке у Тети Дуси, и Швабру она также должна «держать» в руке.)

Снова нас тупает тишина, нарушаемая только тиканьем Часов. Занавес закрывается (пробегает в обратную сторону).

(Внимание! Крик учеников и веселый то пот ног, так же, как и Часы, «работа ют» на протяжении всей сценки. Ведро и Швабра Тети Дуси сохраняют позу тоже в течение всей сценки.)

- Давайте все встанем и наградим актеров  овацией. Актеры, пожалуйста, выйдите на поклон.

 Все когда-ни будь кончается. И после спектакля актеры уходят за кулисы, стихает музыка, закрывается занавес, гаснут софиты и зал пустеет. Закончилось и наше путешествие в мир театра. До новых встреч!   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Каждый парень - воин бравый"

Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Защитника Отечества, для учащихся начальной школы. Очень увлекательное, игровое мероприятие с использованием различных конкурсов....

мероприятие "Каждый парень - воин бравый"

Это мероприятие, которое можно провести на 23 февраля, 9 мая. Это конкурсная программа....

Конкурсная программа "Браво! Мальчики!"

Мероприятие к празднику 23 февраля...

Физминутка "Бравые солдаты" (1 - 4 класс)

Данная физминутка создана на основе веселой детской песенки "Бравые солдаты". Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.Физминутки любимы детьми. В своей работе наблюдала, как во время проведения знаком...

Конкурс. " Солдатушки браво ребятушки !"

Сценарий конкурса.Презентация....

Классный час "Профессия - актер"

Классный час направлен на профориентационную работу...

Внеклассное мероприятие в рамках фестиваля открытых классных часов, посвященных Году педагога и наставника «УЧИТЕЛЮ – БРАВО!»

Внеклассное мероприятие представляет собой цикл коротких уроков по различнвм предметам, которые проводят в качестве педагогов сами дети. Если урок удался, остальные обучающиеся класса говорят этому уч...