Главные вкладки

    Проблемные дети (одаренный ребенок в школе).
    методическая разработка по теме

     

    Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon problemnye_deti.doc150.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Областной конкурс «Современный классный руководитель – 2010»

    Министерство образования Омской области

    БОУДПО «Институт развития образования Омской области»

    Тема: «Проблемные дети»

    Номинация: «Проблемный ребёнок в классе»

            Автор:  Шрайбер Марина Ивановна  

    учитель начальных классов

    Муниципального образовательного

    учреждения «Харламовская средняя

    общеобразовательная школа»

     646812,   Омская область,

                                          р-н Таврический,

                                          с. Харламово

                                          ул. Мира 4 «Г»

    Электронный адрес:

    рабочий: xarlamovo@gmail.com

    домашний: shraiber.m.72@gmail.com 

    2010 г.

    Содержание.

    1. Пояснительная записка.
    2. Цели и задачи программы.
    3. Основные направления программы.
    4. Диагностика одарённости.
    5. Первоочередная задача учителя.
    6. Результаты работы.
    7. Одарённый ребёнок.
    8. Результаты работы.
    9. Вывод.
    10. Литература.

    Стр.

    3 - 4

    4

    4 - 7

    7 - 13

    13 - 14

    14 - 15

    15 - 16

    16 - 18

    18

    19

    Пояснительная записка.

    Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

    В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.

    Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений моей работы. В классе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.

       Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности».

       Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.

       Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.

       Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности). Отсюда необходимые условия работы с одаренными:

    -          сохранение индивидуальности;

    -          поддержка собственной познавательной потребности;

    -          знание психологических особенностей «одаренных».

    Разработка программы « Одарённые дети» была  вызвана необходимостью эффективности работы  по выявлению и развитию одаренности учащихся, что предусмотрено законом РФ «Об образовании»  от 24. 12. 2002 № 176-ФЗ с изменениями от 23. 12. 2003 № 186-ФЗ.

    I.     Цели и задачи программы:

    - Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей.

    - Создание условий для интеллектуального, морального, физического развития одаренных детей.

    - Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.

    II.     Основные направления программы.

    1. Деятельность учащихся.
    2. Деятельность учителя.
    3. Деятельность семьи.

     Учащиеся.

    1. Психолого-педагогический анализ развития учащихся класса.

    2.       Выявление одаренных детей:

    -          диагностика одаренности различных типов и видов;

    -          анализ результатов одаренности;

    -          создание классного банка данных о способных, одаренных,

    талантливых учащихся.

    3.       Организация обучения одаренных:

    а) внедрение элементов и систем обучения разного уровня сложности:

    -         апробация учебно-методического комплекта «Школа  века»,

    б)  дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми по общеобразовательному циклу:

    -          внедрение дифференцированного обучения в классе как системы работы;

    -       индивидуальная работа с одаренными детьми через  индивидуальные занятия;

    в)  участие детей в школьных, муниципальных, областных,  олимпиадах по предметам;

    г) НОУ в 4-х классах;

       д) участие детей в школьных, муниципальных, областных, всероссийских телекоммуникационных проектах и конкурсах, участие в международных предметных конкурсах «Кенгуру»,  «Русский медвежонок»  со 2 класса.

    4.       Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:

    а) создание условий в классной системе воспитания для социальной адаптации одаренных детей (интеллектуальный марафон, творческие дни, КВНы, внеклассная работа и т.д.);

    б) психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;

    в) создание системы стимулирования учащихся:

    -    отмечать наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей (грамоты,  награды );

    -   организация туристических поездок для расширения кругозора

    одаренных детей (краеведение, культура, искусство);

    г) активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие коллективы).

     д) мероприятия с одаренными детьми:

    -          выставки детского творчества;

    -          творческие конкурсы (театр);

    -          конкурсы хореографических коллективов;

    -          литературные конкурсы;

    -          творческие дни;

    -          спортивные праздники и школьные олимпиады;

    -          шахматные турниры;

    -          проведение конкурса «Ученик года»;

    -          проведение предметных боев, предметных КВН, турниров

    смекалистых, деловых игр;

    -          проведение научных конференций;

    -          участие учащихся в разработке уроков, программ,

    внеклассных сценариев, внеклассных мероприятий;

    -          проведение предметных олимпиад очного и заочного типа.

    5.       Профилактические мероприятия по охране здоровья одаренных детей:

    -          организация отдыха в санаториях, базах отдыха, ЛДП при школе, поездки в бассейн «Альбатрос».

    У ч и т е л ь:

    1.       Постановка проблемы и включение в сознательное участие всех членов коллектива школы в реализацию программы «Одаренные дети»:

    -          проведение МО начальных классов на тему «Одаренные дети»;

    -       подключение в  работу школьные структуры по реализации программы «Одаренные дети».

    2.       Работа методического объединения по психолого-педагогической подготовке кадров к работе по выявлению, обучению и воспитанию одаренных детей:

    -      методические семинары «Творческая одаренность», «Одаренные дети и подростки»,

    -          изучение и распространение опыта работы с одаренными детьми;

    -          самообразование и саморазвитие педагога;

    3.       Создание системы диагностики одаренных:

    -         разработка критериев, тестирование для выявления одаренных детей;

    -          создание классного банка данных одаренных детей.

    4.     Установление творческих контактов с коллегами единомышленниками.

    С е м ь я :

    1.       Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одаренных учащихся.

    2.       Психолого-педагогический лекторий «Становление и развитие творческой личности в семье»:

    а) программа лектория:

    -          роль семьи в формировании личности одаренного ребенка;

    -          что надо знать о своем ребенке;

    -          как любить ребенка;

    -          наше общение в семье;

    -          искусство быть родителем;

    -          домашний эксперимент: «Какая у нас семья?».

    б) групповые консультации.

    -          современная семья: трудности и надежды;

    -          воспитательный потенциал семьи;

    -          одаренный ребенок в семье и в школе;

    В) индивидуальная работа с родителями (по запросам)

    3.       Участие в творческих конкурсах вместе с детьми и педагогами.

    4.       Родительская конференция: создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье.

    III.   Хочу остановиться на диагностике одаренности различных типов и видов.

    1. Карта интересов для младших школьников.

    Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

    При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

    Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка - с другой.

    Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

    Инструкция для детей

    В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-»; если нравится - «+», если очень нравится, ставьте «++».

              Инструкция для родителей

    Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

    На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

               Лист вопросов

    Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

    1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

    2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы,  

    повести;

    3) петь, музицировать;

    4) заниматься физкультурой;

    5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

    6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

    7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

    8) играть с техническим конструктором;

    9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми

    словами;

    10) самостоятельно рисовать;

    11) играть в спортивные, подвижные игры;

    12) руководить играми детей;

    13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

    14) ходить в магазин за продуктами;

    15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических

    кораблях и др.;

    16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

    17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

    18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

    19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

    20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

    21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

    22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

    23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

    24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными

    видами художественного творчества;

    25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть

    спортивные телепередачи;

    26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать,

    спорить, доказывать свое мнение);

    27) ухаживать за домашними растениями;

    28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль,

    подметать пол и т.п.);

    29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

    30) знакомиться с общественными явлениями и международными

    событиями;

    31) участвовать в постановке спектаклей;

    32) заниматься спортом в секциях и кружках;

    33) помогать другим людям;

    34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

    35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

    Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы

    (плюсы и минусы).

    Дата ___________        Фамилия, имя_________________

    Обработка результатов

    Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

    математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

    гуманитарная сфера (2-й столбик);

    художественная деятельность;

    физкультура и спорт;

    коммуникативные интересы;

    природа и естествознание;

    домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

    Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

    Обработка результатов

    Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

    Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

    2. Характеристика ученика

    Общая характеристика методики.

    Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одаренных детей. Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя.

    Ученик        

    дата        

    класс        

    учитель        

    школа        

    Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.

    Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».

    Учебные характеристики

    1. Имеет необычно большой запас слов.        

    2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на

    различные темы.        

    3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей.

    4. Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из

    рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие.

    5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем

    требуется в этом классе.

    6. Показал быстрое понимание арифметики.

    Мотивационные характеристики

    1. Настойчив в поисках решения задания.

    2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела        .

    3. Обычно прерывает других.

    4. Прилагает усилия для завершения действия.

    5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей.

    6. Упорный в отстаивании своего мнения.

    7. Чувствителен к мнениям других.

    8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к

    справедливости, может осуждать людей, события, вещи.

    9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером.         Творческие характеристики

    1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на

    реальные темы).

    2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно,

    что случилось бы, если...).

    3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым

    воображением истории, склонен к преувеличению.

    4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос

    возбужден).

    5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не

    кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов

    (играет в слова).

    6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического

    исследования; может потребовать доводы и доказательства.

    7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.

             Лидерские характеристики

    1. Берет на себя ответственность.

    2. Его любят одноклассники.

    3. Лидер в нескольких видах деятельности.

             Обработка результатов

    Эта заполненная  характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы.

    3.     Методики для родительского исследования

    Уважаемые родители! Нам очень важна ваша помощь в получении информации о вашем ребенке. Отметьте то, что вы знаете о нем, и верните в школу к указанной дате.

    Родительское исследование

    1. Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои  мысли.

    Пожалуйста, приведите примеры, если вы ответили «да».

    Да_______        нет_______.

    2. Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив и самостоятелен. Пожалуйста, приведите примеры, если вы ответили «да».

    Да_______        нет_______.

    3. Мой ребенок начал читать в детском саду.

    Да____        нет_____.

    Если ответ «да», то, пожалуйста, назовите книги, которые он читал.

    4. Мой ребенок жаден до чтения.

    Да______        нет ______.

    Пожалуйста, назовите книги, которые он прочитал за последние 6 месяцев.

    5. В чем, вы считаете, ваш ребенок больше всего талантлив или имеет

    особые умения.

    6. Пожалуйста, перечислите хобби и особые интересы, которые проявляет

    ваш ребенок (коллекционирование, собирание моделей, ремесло и т. д.).

    7. Какие специальные дополнительные занятия посещает ваш ребенок (вне

    школы)?

    8. Как ваш ребенок  относится к школе?

    9. Что может отрицательно повлиять на пребывание вашего ребенка в

    школе?

    10. Какие особенности своего сына (дочери) вам хотелось бы отметить,  

    которые помогли бы нам планировать программу для вашего ребенка?

    Знания, которые, на ваш взгляд, необходимы учителям?

    11. Каково любимое времяпрепровождение или досуг вашего ребенка?

    12. Верно ли, что ваш ребенок может:

    а) выполнять что-то с воображением, выражается сложными жестами,

    словами;

    б) использовать обычные материалы неожиданным образом;

    в) избегать обычных путей при выполнении чего-либо, выбирая вместо этого

    новое;

    г) создавать ситуации, которые, вероятно, не будут иметь места, любит

    «играть с идеями».

    13.Опишите, в какой сфере, по вашему мнению, ваш ребенок может

    справиться с образовательной программой для одаренных.

    Имя ребенка         

    Возраст _________________      Класс        

    Адрес___________________ ,   телефон        

    IV.   Яркие детские таланты встречаются довольно редко. В сельских общеобразовательных школах в основном учатся дети, при  благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими по сравнению с большинством интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, с восприимчивостью к учению.

     Задача учителя – заметить вовремя одаренного ребенка, однако трудность сельского учителя в том, что порой нет возможности обратиться за помощью к квалифицированной психолого-педагогической службе.  Приходится опираться  только на свой педагогический опыт, на научно-популярные публикации, на свои интеллектуальные возможности, потому как работать с одаренными детьми, я считаю, должны  и одаренные педагоги, постоянно пополняющие свои учительские знания, имеющие высокую педагогическую компетенцию, определенные личностные качества, умеющие строить межличностные отношения с учеником.

             Работа с одаренными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности, находит все новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности его учеников.

    V.  Для своих детей я самостоятельно разработала программу факультатива по математике «Математический винегрет», одной из задач которой является развитие логического мышления учащихся; составила программу кружка «Юные театралы». Так как подбор  детей оказался очень эмоциональным, творческим, талантливым, поэтому на занятиях кружка мы не только разрабатывали сценарии, делали постановки этих сценариев, но и учились читать и писать стихи, знакомились с произведениями местных поэтов - учителей Олейника В.П., Кононенко Р.Е.  Вот некоторые спектакли, которые мы поставили: экологический «В гостях у Бабы – Яги», «Царевна Лягушка на новый лад», «Ярмарка талантов», «Едет, едет царь в карете…» и т.д. Последний музыкальный спектакль назывался «Путешествие в Мультипультию».

    Если учитель активен в своем творческом поиске, результат не заставит себя долго ждать.  В 2008 году творческая группа моих учащихся: Ксения Удодова, Ольга Иноземцева, Самвел Казарян, Дмитрий Пичугин, Кочетков Сергей, заняли 3 место во всероссийском телекоммуникационном математическом проекте «Гимнастика ума». Ежегодно с 2004 года мои ученики занимают призовые места в муниципальном конкурсе чтецов «Россия – Родина моя» - 2004, 2005гг. – 1-ые места Тихонюк Татьяна (3, 4 классы), 2007, 2008гг. – 2-е места Тихонюк Татьяна(6, 7классы), 2009г – 2 место Тихонюк Татьяна 8 класс, 3 место Удодова Ксения 4 класс. И в этом году надеемся на успешное выступление.

    Ежегодно со второго класса мои ученики принимают активное участие в международных предметных конкурсах «Кенгуру»,  «Русский медвежонок». В 2004- 2005 учебном году 1 место в районе и 6 в регионе в «Кенгуру» - Тихонюк Таня ученица 4 класса. «Русский медвежонок » в 2004 - 2005 году- дипломантом стал ученик 4-го класса Яковлев Саша. В 2004 - 2005 учебном году мои ученики  заняли 2 призовых места в районных олимпиадах среди школ начальных классов: математика - 2 место Котунов Павел, русский язык - 2 место Тихонюк Татьяна.  В 2008 год - 1 и 2 места в школьном туре олимпиады по математике среди 3 – 4 классов Кочетков Сергей и Удодова Ксения ( 3 класс). В 2005 – 2006 году подготовила Шрайбера Александра ученика 5 класса к конкурсу «Красота спасёт мир» в номинации «Проза» - 2 место.

    В 2008-2009 уч. году  Иноземцева Ольга и Московченко Вадим участвовали в муниципальном конкурсе «Ученик года 2009».         

    Ежегодно учащиеся участвуют в районной выставке «Земля Таврическая»,  получают призы и дипломы (Доценко Алёна, Шрайбер Саша , Чипизубова Илона).

    VI.    Моя ученица, Тихонюк Татьяна, сейчас учится в 9 классе. Но я очень горжусь, наблюдая за её успехами, что именно я вместе с её семьей увидели её разнообразные способности. Она талантлива во всём. Судите сами: за время обучения в Таврической школе искусств за отличную учёбу и старание она получила 7 грамот:

    2005 – 1, 2006 – 2, 2007 – 4.

    Кроме этого участвовала в разнообразных музыкальных конкурсах, кстати очень успешно:

    2003 год - районный музыкальный конкурс «Орфей» - 2 место;

    2006 год - зональный конкурс юных пианистов – 1 место; зональный конкурс фортопьянных ансамблей – 1 место; зональная олимпиада по сольфеджио – 1 место;

    2007 год - районный музыкальный конкурс детского русского народного творчества – 1 место;

    2008 год - районный музыкальный конкурс детского русского народного творчества –3 место; - областной конкурс юных исполнителей «Музыкальная провинция» - лауреат 2 степени.

    Благодаря этим победам она получила путёвку в ВДД «Орлёнок». Большую роль в её музыкальном развитии сыграл театр казачей песни «Лутонюшки», в котором она занималась 1,5 года.

    Но не только в школе искусств Татьяна преуспевает, но и в  классе одна из первых. Она участвует во всевозможных конкурсах, олимпиадах и есть отличные результаты:

    всероссийский математический конкурс «Кенгуру»

    2004 – участница;

    2005 – 1 место в районе;

    2006 – 1 место в районе;

    2007 – 1 место в районе;

    2007 – к 15-ти летию «Кенгуру» призовое место за поделку.

    Всероссийский конкурс по русскому языкы «Русский медвежонок» 2004 – 2007 гг.(награждена призами).

    2005 год

    районная олимпиада по русскому языку – 2 место.

    Районный конкурс чтецов «Россия – Родина моя»

    2004 – 1 место; 2005 – 1 место; 2007 – 2 место; 2008 – 2 место; 2009 – 2 место.

    Кроме этих грамот она награждена за участие в школьных мероприятиях, за отличную учёбу грамотами, похвальными листами, благодарственными письмами. И их не мало:

    2003 – 2, 2004 – 4, 2005 – 2, 2006 – 6, 2007 – 1, 2008 – 1.

    В течении четырех  лет  Татьяне присваивалось звание «Ученик года» (2005, 2006, 2007, 2009 гг.)

    Но и это не всё! Она является трижды степендиатом:

    Таврического муниципального района – 2007, 2008 гг.;

    Министерства культуры Омской области – 2008 год.

    О нашей Тане в районной газете «Таврические новости» было 4 статьи:

    2008 год

    от 21 марта «Победители»; от 8 мая «Помни свои корнм», «Музыкальная провинция»; от 30 мая «Дом, где живёт музыка» - автором этой статьи была сама Татьяна.

    VII.   Конечно таких детей единицы, но я стараюсь рассмотреть в каждом ребенке его способности к чему-нибудь, развивать их и помогать в дальнейшем, даже после окончания начальной школы.

    Работы моих учеников отличаются актуальностью, самостоятельностью, умением правильно отобрать необходимые факты, имеют научно- практическую направленность. У учащихся моего класса большой уровень самостоятельности при работе над творческими заданиями.  Большинство работ посвящены вопросам родиноведения. Одна из работ написана  по истории родного села Харламово «История возникновения и развития села Харламово».

     Для проведения исследовательской работы учащимися был организован поиск и сбор материала, проходили встречи со старожилами села, ветеранами войны и труда, бывшими выпускниками школы. Большое внимание было уделено работе с архивными документами. Собранный материал тщательно анализировался. Главные цели работы - расширить знания об истоках образования села Харламова, проследить главные исторические события, которые сыграли важную роль в развитии села, воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, повысить интерес к своему прошлому, к истории своего села, своих семей, накапливать и сохранять знания о родном крае. Работа защищалась на классных часах в 7, 3, 4 классах, была рекомендована на муниципальный конкурс «Летопись сибирских деревень». Изучая прошлое родного села, историю отдельных семей, учащиеся глубже стали понимать, что корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны 

    В своём классе использую метод проектов, написание рефератов, создание мультимедийных презентаций. На уроках окружающего мира при изучении темы «Что такое семья?» практикую исследование на тему «Моя родословная». Учащиеся беседуют с бабушками, дедушками, родителями, собирают информацию, фотографии, документы из семейного архива. Результатом проекта является составление собственного генеалогического древа и мини презентации. Защищают проект  учащиеся  на уроке и на родительском собрании. В 3 классе при изучении темы «Что такое ремесло?» класс разбиваю на группы, каждая группа по желанию выбирает одну из тем для разработки и подготовки мультимедийной презентации.

        На этапе подготовки к презентации провожу не только постоянные  консультации, но и активно помогаю учащимся при создании её. Подготовка презентаций включает практическую работу в библиотеках, моделирование, обзор литературы, поиск информации в Интернете, обсуждение проблем, разработку структуры презентации, создание презентации, демонстрацию и защиту.

          Были подготовлены  мультимедийные  презентации, которые используются как на уроках, так и во внеурочное время:

    1. «Времена года».
    2. «Поэтический образ природы в рисунках детей».
    3. «Что такое Русь? Или Россия – Родина моя!».
    4. «Умняшки» - умные, мудрые, находчивые, языкатые, шумные, крикливые интеллектуалы.
    5. «Милым и любимым».
    6. «Село моё родное».
    7. «История возникновения чая».
    8. «Задачи».

    VIII.    Закончить свою работу хотелось бы так:  в Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином. Таланты были даны каждому и каждому разное число. Эта замечательная притча Христа имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя.

    Литература.

    1. Как я работаю с одаренными детьми. ж. Начальная школа.№2-2009г.
    2. Методики диагностики одаренности младших школьников.        

               ж. Практика административной работы.№6-2002г.

    1. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М.,1991.
    2. Одаренные дети в обычной школе. ж. Народное образование. №9

               1999г.

    1. Принципы педагогической поддержки одаренных детей.        

               ж. Педагогика. №6-2003г.

    1. Программа «Одаренные дети»         ж. Завуч. №4-2001г.
    2. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного

               возраста. ж. Начальная школа.№3-2007г.

    1. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000.
    2. Хеллер К. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков

    //Современные концепции одаренности и творчества /Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997.

    1. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и

    диагностика способностей. М., 1991.

    Анкета.

    Фамилия, имя, отчество.

    Шрайбер Марина Ивановна

     

    Дата рождения.

    27.02.1972 год

    Образование.

    Средне специальное, педагогическое училище №2, 1991 год.

    Место работы.

    646812, Омская обл., Таврический р-н, с. Харламово, ул. Мира 4 «г», Муниципальное образовательное учреждение «Харламовская средняя общеобразовательная школа»

    Должность.

    Учитель начальных классов.

    Педагогический стаж.

    18 лет.

    Стаж классного руководителя.

    18 лет.

    Контактные телефоны.

    Моб. 89061977780

    Дом. 8-38151-38250

    Раб. 8-38151-38394

    e-mail

    Дом. shraiber.m.72@gmail.com

    Раб. xarlamovo@gmail.com 

    Адрес проживания.

    646812, Омская обл., Таврический р-н, с. Харламово, ул. Суворова 13/1.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Одаренный ребенок. Типы одаренности."

    В данной публикации описываются типы одаренности, которые легко увидеть учителю в детях....

    Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

    В работе содержится материал о видах одаренности, признаках, особенностях взаимоотношений  со сверстниками и педагогами, роли семьи в развитии одаренного ребенка....

    Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе на тему: «Внимание! Одаренный ребенок! »

    Как правило , особое внимание педагогам, родителем и психологам приходится уделять слабым, отстающим в учебе детям. Но я хотела бы уделить большее время одаренным детям. Обратить внимание взрослых на ...

    Рекомендации родителям одарённых детей «Одаренный ребенок: как помочь ему?»

    Чтобы уменьшить Ваши родительские тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, мы собрали здесь самые ценные советы и рекомендации....

    Одаренный ребенок в школе

    Сегодня для нашей страны актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны. В настоящее время существуют две точки зрени...

    "Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в образовательном процессе начальной школы"

    «На основе анализа литературных источников определить основные педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одаренного ребенка в образовательной среде»....

    Выступление на международном фестивале Педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"

    Выступление на вебинаре на тему:"Инновационные формы и средства работы с одаренными детьми"...