Урок по теме "Огонь ошибок не прощает"
методическая разработка на тему

Урок-практикум,  закрепление знаний о последовательности правильных действий в случае возникновения пожара и приемах самоспасения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ogon_oshibok_ne_proshchaet.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку

Образовательное учреждение – МБОУ СОШ № 4, ст. Ольгинская,

Приморско-Ахтарский район, Краснодарский край

Учитель – Власова Ирина Святославовна

УМК «Школа России»

Тип урока: обобщающий урок  с использованием проектных технологий

Форма проведения: урок-практикум

Авторский медиапродукт – презентация  слайдов  (среда POWER POINT)

Класс – второй

Тема: «Огонь ошибок не прощает»

Цель: 

обобщение  знаний  учащихся о правилах пожарной безопасности.

Задачи: 

  1. закрепить знания о последовательности правильных действий в

     случае возникновения пожара и приёмах самоспасения;

  1. прививать навыки осторожного обращения с огнём;
  2. составить памятку «Огонь ошибок не прощает»;
  3. совершенствовать навыки работы в группе, учить делиться

самостоятельно полученными знаниями, объективно оценивать

своё выступление и выступление одноклассников;

  1. развивать речь учащихся;
  2. воспитывать  самостоятельность, ответственность, находчивость

и аккуратность.

ТСО: - компьютер с программой PowerPoint;

           - мультимедийный проектор, экран;

           - презентация.

Оборудование: игрушечный телефон, воздушный шар.

Использование цифровых образовательных ресурсов

  1. http://www.mchs.gov.ru
  1. http://www.уаndex.image.ru - картинки
  2. http://www.ogps2mgn.ru
  3. http://omegadream.narod.ru огонь
  4. http://distance.donnu.edu.ua/galery_anim. огонь
  5. http://www.photoshoper2.ucoz.ru огонь

Использование литературы

Тарас Кинько «Наш номер 01» Киев, Газета «Приазовье», 29 апреля, 2010г.

Тема: «Огонь ошибок не прощает»

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.  

-Отгадайте загадки.

 Я - точка золотая,

но ты меня не тронь,

Иначе вмиг взовьется

Мой старший брат – Огонь.

(Искра) Слайд 3

У меня характер яркий,

Аппетит у меня жаркий.

Я могу съесть целый дом,

Улицу, микрорайон.

Мне достаточно искры,

Чтоб взметнулись вверх костры.

Ты рукой меня не тронь.

Обожжешься!

Я – …  (Огонь) Слайд 4

 

Что бывает, если птички

зажигают дома спички?

(Пожар) Слайд 5-6

III. Определение темы и целей урока. 

Когда огонь притворяется льдом,
Не верь в ледяные просторы.
Даже камень стирается морем,
Огонь остаётся огнём.
             Рисует смешные узоры,
            Немного смущается днём,
            Не верь, не плыви за ним в лодке,
            Огонь остаётся огнём.
Когда огонь приласкает рукой,
Оставь ледяные расчёты,
Погибнут все числа и ноты
Под музыкой, спетой огнём.

Сегодня мы вспомним правила обращения с огнём, как правильно вести себя

и действовать при пожаре, какие меры надо соблюдать, чтобы не стать

жертвой огня.

                 Тема нашего урока: «Огонь ошибок не прощает».

Девиз урока: Слайд 7        

                           «Вы  запомните, друзья,

                        Что с огнём шутить нельзя!»

IV. Работа над темой урока.

             С давних пор огонь стал другом человека. Слайд 8-9.

Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.

Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днем и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. В костер запрещалось бросать мусор и отходы, т.к. это могло «оскорбить» огонь. Костер нельзя было

ворошить острым предметом, чтобы «не поранить» духа огня. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки, - трение одного сухого дерева о другой. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень. 

Слайд 10     Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в

домах и школах, на заводах и фабриках, в городах и селах. Слайд 11-16

      Огонь - друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.

      Огонь - враг. Огонь, постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит

от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернется к нам, зависит от нас. Слайд 17-20

      Каждый человек  стремится  обустроить свой дом как можно уютнее и

удобнее. И в этом ему помогает то, о чем говорится в следующей загадке:

Накормить — живет,

Напоить — умрет.

(Огонь)

-   Приведите примеры, когда огонь выступает как друг человека. (На огне

можно приготовить еду. С помощью огня можно осветить комнату. Огонь дает человеку тепло, обогревает его жили ще.)

-    ...и как его враг. (Пожар дома, в лесу.)

Знают все: человек без огня

Не живет ни единого дня!

При огне, как при солнце светло!

При огне и зимой тепло!

Посмотрите, ребята вокруг:

Нам огонь - повседневный друг!

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.

Говорим - огонь нам друг!

Но врагом он станет вдруг,

Если мы забудем,

Отомстит он сразу людям.

Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которыми

человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил

человеку тепло, свет, защищал его от диких зверей, использовался

для приготовления пищи, изготовлений орудий труда. Огонь стал

надёжным товарищем и помощником людей. Благодаря огню

человечество устремилось в космос. Слайд 21

Люди научились добывать и сохранять огонь. В руках человека, при условии соблюдения правил пожарной безопасности, он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается в зло.

  1. Конкурс знатоков «Из истории пожарного дела».
  1. Назовите год создания пожарной охраны России. Слайд 22.

(17 апреля 1918 года принято считать днём образования пожарной

охраны России).

2. Каким житьё-бытьё первых пожарных? Слайд 23-25.

 Еще 200 лет назад в каждом российском городе строили пожар ную

каланчу, которая служила на блюдательным пунктом для пожар ных. Пожарная каланча была самым высоким строением в городе. На ее верхушке дежурил дозорный. Он смотрел, не покажется ли в какой стороне черный дым

или языки пла мени. И если такое случалось, бил в набат, или поднимал

 сигнальный флаг. Тогда из пожарного депо выезжала пожарная бригада на спе циальных повозках, запряженных лошадьми. Лошади скакали очень быстро — мчались во весь опор. От сюда пошло выражение: «Нестись, как на пожар».

3. Когда была учреждена пожарная охрана в Екатеринодаре?

     (3 марта 1795 года)

- 17/30 мая 1825 года в городе Екатеринодаре  была создана первая

 Пожарная Команда, как военизированная единица. Команде отводился

 целый квартал на углу Красной и Екатерининской (ныне ул. Мира),

где и располагался пожарный двор. В  1843 году в центре  пожарного

двора строят деревянную башню-каланчу,  рядом караульное

помещение, склады, конюшни и другие хозяйственные  постройки,

а также квартиры пожарных. Расположение пожарного двора в

центре города позволяло осуществлять наблюдение за городом.

Из истории: в 1649 году царь Алексей Михайлович (отец Петра 1) издал наказ "О градском благочинии", в котором были заложены организованные меры по борьбе с огнем. Пожарная охрана Кубани имеет славные традиции.

В годы Великой Отечественной Войны огнеборцы Кубани не только тушили пожары, но и сражались на фронтах, в партизанских отрядах. Пожарные Краснодарского края принимали участие в ликвидации последствий землетрясений, в выполнении задач в зоне чрезвычайного положения республик Закавказья, ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Как нигде в России обучение мерам безопасного поведения проводится на трех пожарно-технических выставках, две из которых находятся в Анапе и ВДЦ "Орленок" Туапсинский район, также установлено пять памятников в честь пожарных, погибших при исполнении служебного долга в годы войны и мирное время.

За последние пять лет при пожарах огнеборцами спасено около 2 тысячи человек.

Более 400 сотрудников Краснодарского края отмечены правительственными наградами (орденами и медалями) за тушение сложных пожаров и спасение людей.

4. Когда была образована противопожарная служба в нашем Приморско- Ахтарском районе? Слайд 26.

В Приморско- Ахтарском районе противопожарная служба была

образована почти 60 лет назад. В настоящий момент в районе работают три пожарные части: в городе, поселке Октябрьском и в станице Бриньковской. Всего в штате 93 человека. В остальных поселениях созданы девять

добровольных дружин.

 Стоит отметить, что в рядах пожарных района не абы кто, а на стоящие профессионалы. Более того, пожарная охрана района может по праву считаться одной из самых спортивных в крае.

 Ежегодно в районе проходят соревнования по пожарному спорту, где школьники борются за звание лучшего пожарного. Безусловно, такие

спортивные игры — хорошая пропаганда мужественной профессии. Своими силами работники ПЧ-128 полностью обновили фасад и стены своего пожарного депо. А в 2009 году на территории части состоялось открытие

мемориальной доски — память о тех, кто стоял у истоков создания районного гарни зона пожарной охраны. Кстати, это мероприятие было приурочено к 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. 

В актовом зале ГУ МЧС России по Краснодарскому краю состоится торжественное мероприятие, посвященное Дню пожарной охраны 28 апреля в 11:00 мск.

"С приветственным словом выступит начальник Главного управления, будут возложены цветы к памятнику пожарным, погибшим при исполнении служебного долга. В программе мероприятия - награждение отличившихся сотрудников правительственными и ведомственными наградами ", - сообщила порталу ЮГА.ру начальник пресс-службы краевого управления МЧС Татьяна Кобзаренко.

   5. Назовите виды пожарной техники в нашей стране. Слайд 27.

    (Пожарные автомобили, поезда, пожарные суда, самолёты и вертолёты)

   6. В какие цвета раскрашен пожарный автомобиль? Слайд  28-30.

    (Красный и белый)

7. Назовите количество человек боевого расчёта пожарного автомобиля. 

Слайд 31. (6 человек – командир отделения, водитель, 4 пожарных)

   8.  Какова одежда пожарных? Слайд 32.

9. Сколько времени даётся пожарному расчёту на сбор и выезд по сигналу

        «Тревога»? (34 секунды - отлично, 38 секунд – хорошо, 42 секунды – удовл.) 

8. Что такое пожар? Слайд 33.

    (Это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб,

     вред жизни и здоровья граждан, интересам общества и государства)

9. Назовите основные причины возникновения пожара. Слайд 34-36.

10. Что такое пожарная безопасность?

    (Это состояние защищённости личности, имущества, общества и

     государства от пожаров)

2. Игра «Собери пословицу». Слайд 37.

Составьте пословицу из отдельных частей.

Огонь –  хороший слуга, но плохой хозяин.

Спички –  не игрушка, огонь- не забава.

Искра мала, а великое пламя рождает.

3. Работа в группах.  Решение ситуационных задач. Слайд 38-41.

1. Если случится пожар в квартире, в которой ты находишься, твои первые действия:

а) сообщу о пожаре и постараюсь покинуть квартиру;

б) начну тушить пожар в квартире;

в) спрячусь в дальнем углу и буду ждать.

2. Если комната начала наполняться густым едким дымом?

а) открою окно и дверь;

б) буду продвигаться к выходу;

в) закрою нос и рот мокрым платком и буду продвигаться к выходу,

прижимаясь к полу.

3. Что делать, если огонь в квартире еще маленький?

а) оповестить соседей и приступить к тушению огня;

б) немедленно приступить к тушению огня, отключив газ и электричество;

в) открыть в комнате окна.

4. Что ты будешь делать, если при приготовлении пищи на газовой плите

загорелся жир на сковороде?

а) залью сковороду водой;

б) вынесу ее из кухни;

в) выключу газ, накрою сковороду крышкой.

5. Что ты будешь делать, если из телевизора пошел дым?

а) выдерну вилку из сети и наброшу на телевизор влажное одеяло;

б) залью телевизор водой;

в) убегу в другую комнату.

6. Что делать, если включенную конфорку газовой плиты заилило  водой из кипящего чайника?

а) проветрить кухню;

б) зажечь конфорку снова;

в) выключить газ, проветрить кухню, протереть плиту.

4. Анализ и разыгрывание речевой  ситуации «Вызов пожарной команды».

Как правильно вызвать пожарную команду?

(Выслушиваются предположения детей)

Прослушайте, обсудите и разыграйте данную ситуацию. Слайд 42.

                Смело трубку в руку взять,

        «01» сумей набрать

        И назвать ещё потом

        Город, улицу и дом,

        И квартиру, где живёте,

        И с каким она замком,

        И ещё сказать: «Даю

        Вам фамилию свою,

        Также номер телефона,

        У которого стою».

5. Игра «Если возник пожар».

Игру начинает учитель. В руках у него воздушный шар. Играющий должен

быстро сказать последнее слово стихотворной строчки и передать шар

другому участнику. Если участник ответил неправильно, то шар вновь

переходит к учителю.

Учитель.         Этот шар в руках недаром.

                Раньше, если был пожар,

                Ввысь взмывал сигнальный шар.

                Звал пожарных в бой с пожаром.

                

                Где с огнём беспечны люди,

                Там взовьётся в небо шар,

                Там всегда грозить нам будет

Ученик.        Злой пожар. (Передача шара)

Учитель.        Раз, два, три, четыре -

                У кого пожар в …?

Ученик.      Квартире.

                

Учитель.        Дым столбом поднялся вдруг.

                Кто не выключил …?

Ученик..        Утюг.

Учитель.        Красный отблеск побежал.

                Кто со спичками …?

Ученик..        Играл.

Учитель.        Стол и шкаф сгорели разом.

                Кто сушил бельё над…?

Ученик..        Газом.

Учитель.        Побежал пожар во двор.

                Это кто там жёг…?

Ученик.        Костёр.

Учитель.        Пламя прыгнуло в листву.

                Кто у дома жёг…?

Ученик.        Траву.

Учитель.        Кто бросал в огонь при этом

                Незнакомые …

Ученик.        Предметы.

Учитель.        Помни, каждый гражданин,

                Этот номер…

Ученик.        «01».

Учитель.        Дым увидел – не зевай.

                И пожарных…

Ученик.        Вызывай.

Учитель.         Это всем должно быть ясно,

                Что шутить с огнём…

Ученик.        Опасно!

6.  Составление памятки «Огонь ошибок не прощает»

    (проектная деятельность в группах)

а) постановка проблемы

 Подумайте, какие правила нужно соблюдать, чтобы не случилось беды?

 Что делать, если начался пожар?

б) деятельность в группах

        План работы учащихся в группе.

1. Выбор путей проведения своих исследований.

2. Сбор данных.

3. Обработка собранных сведений.

4. Оформление результатов исследований.

в) презентация (представление памятки)

 Памятка «Огонь ошибок не прощает» Слайд 43-46.

Пожары  причиняют людям большие несчастья.

Чтобы избежать дома огненной беды, не шалите с огнем, не

играйте с пиротехническими изделиями, будьте осторожны с

горючими жидкостями.

В  первую очередь не играйте со спичками, следите, чтобы не шалили с огнем

ваши товарищи и маленькие дети.

Не  устраивайте игр с огнем в сараях, подвалах, на чердаках.

Не  играйте с электронагревательными приборами, это опасно! Помните,

что опасно  оставлять работающие электроприборы и газовое оборудование

без присмотра.

Ребята!  Помните эти правила всегда, разъясняйте их своим друзьям и

товарищам. Этим вы окажите помощь работникам противопожарной службы в

деле предупреждения пожаров в школах, жилых домах, в лагерях.

7. Учебная эвакуация.

(Звучит сигнал о возникновении пожара)

 Что нужно делать, услышав этот сигнал? (Эвакуироваться)

 Что такое эвакуация? (Это выход из опасной зоны)

 Ваши действия?

(Выслушиваются ответы учащихся и учитель подводит итог)

  1. Если вы обнаружили пожар в школе или почувствовали  запах дыма,  немедленно сообщите об этом  учителю, находящемуся по близости.
  2. Не пытайтесь самостоятельно потушить пожар.
  3. Действуйте по команде учителя. Никогда не прячьтесь в

задымлённом помещении в укромные места. При эвакуации покидайте

 опасное место в составе класса. Ведите себя спокойно, не создавайте

паники.

  1. Если в помещении дым,  пригнитесь к полу, по возможности дышите через мокрую ткань.
  2. Запомни это сам и расскажи другим.

V. Обобщающая игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

 

          Учитель читает четверостишия.   Ученики после каждого

 четверостишия, если считают, что нужно поступить именно так,

говорят хором: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если уверены, что

действия неправильны, то молчат.

Учитель.     Кто, задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

                    От коварного огня?

Учащиеся. Это я, это я, это все мои друзья!

Учитель.    Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

(Ребята молчат)

Учитель.    Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

Учащиеся. Это я, это я, это все мои друзья!

Учитель.    Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел!

(Ребята молчат.)

Учитель.    Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?

Учащиеся. Это я, это я, это все мои друзья!

VI. Рефлексия урока. Слайд 47-48.

  1. Какой момент урока вам больше всего запомнился?
  2. Что совершенно новое вы узнали на уроке?
  3. А когда и где нам могут пригодиться  знания, полученные на этом уроке?
  4. Я ...доволен своей работой.
  5. Мне было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Огонь ошибок не прощает"

О правилах пожарной безопасности...

огонь ошибок не прощает

огонь ошибок не прощает...

Огонь ошибок не прощает

следующие задачи:систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;воспитание...

урок -презентация по основам пожарной безопасности "Огонь ошибок не прощает!"

В начальных классах необходимо формировать знания по правилам пожарной безопасности.Важно познакомить детей с причинами пожара  и их последствиями, со средствами пожаротушения, дать представление...

Урок по окружающему миру "Огонь ошибок не прощает"

Урок по окружающему миру для учащихся 3-х классов. Цель данного урока пополнить знания детей о правилах пожарной безопасности и сформировать у них навыки правильного поведения при пожаре. К уроку...

Презентация к уроку по окружающему миру "Огонь ошибок не прощает"

Презентация к уроку по окружающему миру "Огонь ошибок не прощает" для учащихся 3-х классов отражает все этапы урока....

Урок – практикум «ОГОНЬ ОШИБОК НЕ ПРОЩАЕТ»

Урок с применением коуч-технологии (метод "Мировое кафе"), межпредметная интеграция...