Программа внеурочной деятельности«Историческое краеведение Мирнинского района»
рабочая программа по теме

Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. 

 

Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение» в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на три года обучения,формы подведения итогов, учета знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx75.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Политехнический лицей»

Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение Мирнинского района»

 в начальной школе.

(духовно-нравственное направление)

                                                                                                     

     

                                                     Автор: Шараборина Марина Александровна

                                               учитель начальных классов  

Республика Саха (Якутия)

г. Мирный

2012

  1. Пояснительная записка

              Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

                   Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

               Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Сегодня внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

               Цель данной программы:  ознакомление учащихся с историей мирнинского района, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине,  ее истории и культуре,  формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми,  совершенствование  нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по  предмету «Окружающий мир». 

         Содержание предполагает решение следующих задач:

  1. содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашего района, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Мирнинского района  в историко-культурное наследие Республики Саха(Я); 
  2. привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
  3. научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять  его;
  4. развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  5. развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
  6. способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Мирнинского района;
  7. введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

          Данная программа рассчитана на преподавание со 2 по 4 классы начальной школы. На реализацию программы отводится 1 час в неделю  34 часа для учеников 2 – 4 классов. Продолжительность проведения занятий 30-35 минут.

          В результате освоения предметного содержания программы  у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностными результатами изучения курса является:

  1. научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  2. приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  3. научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

Выпускник получит возможность для формирования:

  1. основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Мирнинского района, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  2. чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  3. эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  1. определять цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно.
  2. учиться совместно с учителем,  обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
  3. учиться планировать свою  деятельность во внеурочное время.
  4. высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.
  5. работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

  1. определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений

Познавательные УУД:

  1. ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения задач.
  1. делать предварительный отбор источников информации для  решения задачи.
  2. перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

 Коммуникативные УУД:

  1. доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  2. слушать и понимать речь других людей.
  3. вступать в беседу во внеурочной деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  1. совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  2. учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. 

Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение» в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на три года обучения, формы подведения итогов, учета знаний.

           Отслеживание результатов  по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  1. викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  2. создания и защиты собственного  проекта;
  3. создания презентаций -  представлений  по изученной теме;
  4. конкурсов  исследовательских работ-соревнований, имеющих  целью выявить лучших из числа  всех участников;
  5. участия в конференциях районного, регионального, республиканского, российского уровня.

  1. Учебно-тематический план программы

2 класс. Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города).

Программа содержит четыре раздела:

  1.  «Моя маленькая родина»
  2.  «Мой  город»
  3.  «Алмазный край»
  4.  «Люди нашего района».  

Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться  и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

           

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

Содержание занятия.

лекции

практические

занятия

I

Моя маленькая родина

5

2

3

1.1

Моя школа – мой дом

1

1

Рассказ - экскурсия о нашей школе. Посещение школьного музея. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

1.2

Из истории школы. Традиции школы

1

1

Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения.

1.3

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.

1

1

Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет)

1.4

Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил

1

1

Беседа по содержанию. Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах.

1.5

Мой район

1

1

Дать  представления  об  истории  названий  улиц нашего района. Практическая работа:  индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.

Выставка рисунков «Наш дом»

II

Мой  город

5

2

3

2.1

Где мы живем (Россия, город Мирный) Имя моего города

1

1

Заочное путешествие по городу. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

2.2

Символы нашего города

1

1

Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба города Мирного. Работа в парах.

2.3

Культурно – просветительные учреждения нашего города

1

1

Беседа. Работа в парах: вопросы по содержанию.

2.4

Профессии города. Где работают родители

1

Беседа по содержанию. Работа в парах: где работают мои родители. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об их профессии.

2.5

Конкурс рисунков «Наш город»

1

1

Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение итога конкурса  рисунков «Наш город»

III

Алмазный край

18

8

10

3.1

Географическое положение Мирнинского района. Наш район на карте Республики Саха (Я)

1

1

Беседа. Сформировать  представление   о  территории  района, городах  и  поселках. Практическая работа: Мирный  на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашей республики (на усмотрение учителя) Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

3.2

История возникновения Мирнинского района

1

1

Сформировать  представление   об  истории возникновения Мирнинского района. Работа в парах: вопросы по содержанию

3.3

Символика Мирнинского района

1

1

Практическая работа:  раскрашивание герба Мирнинского района Работа в парах.

3.4

Коренные жители нашей республики

1

1

Беседа: первичное представление о коренных жителях нашей республики. Познакомить  с  национальным  составом  населения  Республики Саха(Я). Работа в парах: «Какими ты представляешь коренных жителей нашей республики?»

3.5

Богатства нашей земли.

1

1

 Беседа:  важнейшие   богатства нашего края. Как  добывают,  где  используют. Практическая работа: рассматривание  образцов  полезных  ископаемых.

3.6

Традиционные ремесла моего края

1

1

Беседа:  познакомить  с  народными  и   художественными  промыслами  края.

Практическая работа: расписывание посуды национальным орнаментом нашего края.

3.7

Растительность. Растительность нашего края. Разнообразие растений

1

1

Беседа: создать  у  учащихся  представление  о  флоре  и  фауне  нашего края. Разнообразие  растений. Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений.

3.8

Растительность. Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека

1

1

Беседа: значение  растений  в  жизни  человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах

3.9

Животный мир. Животный мир Мирнинского района. Разнообразие животного мира

1

1

Беседа: животные, обитающие на территории Мирнинского района.

Практическая работа: игра «Крестики-нолики» Приложение №1

3.10

Животный мир. Животный мир Мирнинского района. Охрана и значение животного мира

1

1

Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу, обитающие на территории нашего района. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса.

3.11

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера

1

1

Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа:  составление правил  поведения  на  водоемах.

3.12

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов

1

1

Беседа: значение  и  охрана  водоемов. Практическая работа: работа с энциклопедией, составление рассказа о растении или животном нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

3.13

Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашем районе

1

1

Беседа: первичные  сведения  о  полезных  ископаемых района.  Рассматривание образцов полезных ископаемых. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

3.14

Полезные ископаемые. Алмазные россыпи.

1

1

Беседа: о  местах  и способах добычи алмазов,  о   практическом  значении.

3.15

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство в Мирнинском районе.

1

1

Фронтальная беседа. Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  культурных растений  встречающихся  на  территории  района

3.16

Сельское хозяйство. Что растет на полях нашего района

1

1

Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах  нашего края. Устное описание растения (по выбору обучающих)

3.17

Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства.

1

1

Фронтальная беседа: труд  людей на селе  в  разное  время  года. Организация конкурса рисунков. Конкурс рисунков. Подведение итога конкурса.

3.18

Викторина «Почемучек»

1

1

Викторина «История города Мирного» (Приложение №2)

IV

Люди нашего края

4

2

2

4.1

 Алмазный край. Труд людей нашего  края

1

1

Фронтальная беседа: Дать  первичные  сведения о   предприятиях алмазодобывающей промышленности, о людях, работающих в шахтах. Работа в парах: вопросы по содержанию.

4.2

Люди, прославившие Мирнинский район. (Герои – земляки)

1

1

Знакомство с людьми прославивших наш край. (Пригласить, почетных тружеников)

4.3

Экскурсии на предприятия города

1

1

Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения.

Практическая работа: организация конкурса рисунков о предприятиях   нашего края. Подведение итога конкурса.

4.4

Профессии и предприятия, на которых работают наши родители

1

1

Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему: «Моя мама (папа) работает - …) Защита проекта.

4.5

Мы хотим Вам рассказать…

2

2

Круглый стол

Итого: 

34

14

21

3 класс.  Программа  второго года обучения  имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка о Кемеровской области и ее столице.  Дети продолжают знакомиться с символикой области, города, с этапами становления города Мирного, с историческими событиями, повлиявшими на становление города, продолжат знакомство с животным и растительным миром района. В третьем  классе более углубленно изучается  рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы  нашего края.

Программа  содержит три  раздела:

  1. «Наш город»
  2.  «Алмазный край»
  3. «Люди нашего края».

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

Содержание занятия. Форма контроля

лекции

практические

занятия

I

Наш город

8

4

4

1.1

Мирный  - столица Алмазного края.

1

1

Фронтальная беседа: продолжить знакомство   и  углубить  знания учащихся  об  истории  города,  в котором  живут. Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок города»

1.2

Из истории образования города

1

1

Просмотр  и обсуждение фрагмента фильма «Алмазный край». Работа в парах: вопросы по содержанию.

1.3

Главные исторические и культурные памятники

1

1

 Беседа: «Памятники нашего города». Диспут: «Если я был бы мэром, то кому поставил памятник?»

1.4

Достопримечательности нашего города

1

1

Беседа, сопровождающая слайд презентацией «Достопримечательности нашего города».

Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей  нашего города.  Рассматривание и обсуждение.

1.5

Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу

1

1

Обзорная экскурсия по городу. Практическая работа: картинные описания – устное изложение материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города.

1.6

Знакомство с районами города. Район, в котором я живу.

1

1

Создание целостного представления о расположении районов города, улиц и площадей. Познакомить с архитектурой города, историей появления тех или иных архитектурных объектов.

Социальный  паспорт  районов. Практическая работа: показать  индивидуальность  каждого  района  города.

1.7

Предприятия города. Значение для республики и страны (рассказ обучающихся о профессии своих родителей)

1

1

Знакомство  с основными   предприятиями района, дать  представление  об  их  роли  в  экономике  страны.    Познакомить  с  продукцией  предприятий. Практическая работа: рассказ обучающихся о профессии своих родителей.

1.8

Игра – викторина

1

1

Практическая работа: Викторина «Почемучек» (приложение 3)

II

Алмазный край 

18

8

10

2.1

Географическое положение Мирнинского района. Наш район на карте. Символика района (флаг, гимн, герб)

1

1

Фронтальная беседа об истории своего  края, символах. Сформировать  представление   о  территории  района, географических  объектах

Практическая работа с контурной картой: обозначить Мирный  на  карте  России, наших  соседей.

2.2

 Мирнинский район в древности

1

1

Фронтальная беседа: Каким  был наш район  в прошлом. Практическая работа: сравнить  в древности и до наших дней.

2.3

История создания  (проектная деятельность).

1

1

Индивидуальная работа (подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений презентаций). Групповая работа (выступление обучающихся на уроке города).

2.4

Национальный состав Мирнинского района.

1

1

Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды.

2.5

Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества

1

1

Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр.

2.6

Экскурсия в краеведческий музей

1

1

Рассказ экскурсовода о народах нашей республики, национальном  составе,  коренных  жителях  края,  особенностях их быта, народного творчества.

Практическая работа: обобщение и оформление материала.

2.7

Города Алмазного края. История возникновения городов.

1

1

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая  деятельность; работа,  в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции). Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

2.8

Водные ресурсы. Реки Мирнинского района на карте России.

1

1

Фронтальная беседа. Практическая работа:  обучение работы с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера

2.9

Водные ресурсы. Реки Мирнинского района. Откуда берут начало и где заканчиваются

1

1

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Защита собственных исследовательских проектов.

2.10

Водные ресурсы. Озера Мирнинского района. Флора и фауна

1

1

Практическая работа: Описание и определение флоры и фауны озер. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Меры, предпринимаемые местным населением  по охране водных объектов

2.11

Рельеф.

1

1

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическая работа: извлечение (по заданию учителя) необходимую информацию из словарей, хрестоматий, справочников об уникальности Алмазного края.

2.12

Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое тайга. Растения тайги.

1

1

Знакомство  учащихся  с  яркими  представителями  растительного  мира  тайги.

Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории  района.

2.13

Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашего района, которые занесены в «Красную книгу»

1

1

Знакомство  с  «Красной  книгой»,  заповедниками Республики. Оценка своего и чужого поведения в природе. Как  сохранить  растения.  Отрицательное  влияние  людей  на  природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток.

Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Республики.

2.14

Животный мир. Животный мир Мирнинского района. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие.

1

1

Знакомство  учащихся  с птицами нашего  края.

Практическая работа: описание и определение  перелетных и зимующих птиц обитающих на территории Мирнинского района.

2.15

Животный мир. Насекомые нашего края. Охрана и значение животного мира

1

1

Фронтальная беседа о насекомых, обитающих на территории района. Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности насекомых.

2.16

Экскурсия в краеведческий музей.

1

1

Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения, обобщение и оформление материалов.

2.17

Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. Значение для республики  и страны

1

1

Практическая работа: работа с контурной картой. Обучение  умению  находить  и  показывать  на  физической  карте  Мирнинского района месторождения  полезных  ископаемых,  места  и  способы  добычи. Выделить  основные  свойства  полезных  ископаемых. Значение   полезных   ископаемых для  Республики   и  страны

2.18

Игра «Цветик - семицветик»

1

1

Игра «Цветик - семицветик».

 III

Люди нашего края

5

2

3

круглый стол

 3.1

Первооткрыватели трубки «Зарница» Л.А.Попугаева и Ф.А.Беликов  1954г.

1

1

Беседа по содержанию. Работа в парах: вопросы по содержанию.

 3.2

Династии алмазодобычиков.

1

1

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах (выступление обучающихся на уроке города)

3.3

Шахтерский труд

1

1

Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о шахтерском труде.

3.4

Поэты, писатели (участие обучающихся в классной конференции)

1

1

Познакомить  со  знаменитыми  людьми Алмазного края. (Желательно пригласить на занятие) Практическая работа:  конкурс стихов.

3.5

Художники нашего края

1

1

Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о художниках нашего края.

IV

 Итоговые занятия  

3

3

4.1

Викторина «Это было интересно»

1

1

Викторина «Страницы истории родного края»

4.2

«Город будущего». Организация исследовательской работы

1

1

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)

4.3

Выставки и защита проекта  «Город будущего» (пригласить  родителей, учителей школы)

1

1

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

Итого: 

34

14

20

4 класс Программа третьего года обучения подразумевает развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению полезных ископаемых.

 Программа третьего  класса содержит четыре раздела:

  1. «Наш город»
  2. «Алмазный край»
  3. «Путешествие во времени»
  4. «Люди нашего края».

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

Форма

контроля

лекции

практические

занятия

I

Наш город

7

7

1.1

Появление города и трубки «Мир»

1

1

Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении города и трубки «Мир»

1.2

Истории названий улиц и площадей города

1

1

Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста об истории названий улиц и площадей нашего города. (выступление обучающихся на уроке города)

1.3

Храмы и церкви нашего города

1

1

1.4

Экскурсия. Храмы и церкви нашего города

1

1

Практическая работа: подготовить в группах рассказ о  полученной информации во время экскурсии.

1.5

Просмотр и обсуждение  документального фильма

1

1

Практическая работа: просмотр фрагмента документального фильма .Работа в парах: вопросы по содержанию.

1.6

Викторина  «Проверь себя»

1

1

Практическая работа:  Викторина  «Проверь себя»

1.7

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города»

1

1

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)

II

Алмазный край

14

6

8

2.1

Алмаз – царь камней

1

1

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий).

2.2

По следам алмазной мифологии.

1

1

Викторина

2.3

Технические алмазы

1

1

Беседа по содержанию. Рассматривание образцов.

2.4

Синтетические алмазы

1

1

Беседа по содержанию. Рассматривание образцов.

2.5

Где и как добывают алмазы?

1

1

Практическая работа: умение находить и показывать на физической карте месторождения полезных ископаемых.

2.6

География алмазодобывающей промышленности

1

1

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

2.7

Открытие якутских алмазов

1

1

Работа над текстом очерка. «Люди и алмазы».

2.8

Свет «солнечного» камня..

1

1

Познакомиться с жизнью и научным подвигом П.Х Староварова, названного «дедушкой» якутских алмазов, историей становления Якутии как алмазоносной провинции России

2.9-2.10

Удачный: страницы славной истории

2

1

1

Формирование  представлений о городе Удачный. Защита рефератов.

2.11-2.12

Айхал: большое будущее маленького поселка

2

1

1

Формирование представлений о поселке. Защита собственных исследовательских проектов

2.13

История заселения и освоения Алмазного края

1

1

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа.

2.14

Какие «пути – дороги» связывают наш район  с другими районами Республики  и  регионами России.

1

1

Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

III

Путешествие во времени

6

3

3

3.1

Происхождение якутского народа

1

1

Беседа по содержанию. Практическая работа: найти и показать на карте первые поселения.

3.2

Легенда об Эллей – Боотуре

1

1

Познакомиться с якутской легендой об Эллей-Боотуре .Нарисовать иллюстрацию.

3.3

Якутский национальный костюм

1

1

Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды

3.4

Якутская резная кость.

1

1

 Фронтальная беседа по содержанию.

3.5

Национальный праздник ЫСЫАХ

4

1

Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование элементов празднования.

3.6

Жилища народов, проживающих на территории края

1

1

Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование жилищ народов севера.

 IV

Люди нашего края

6

3

3

 4.1-4.2

Галерея алмазных профессий или Мои родители работают в АК «АЛРОСА»

2

1

1

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий).

 4.3-4.4

Алмазные династии.

2

1

1

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий).

4.5-4.6

Конкурс рассказов/исторических хроник «История семьи в истории города»

2

1

1

Конкурс рассказов/исторических хроник «История семьи в истории города»

V

Итоговое занятие

1

1

5.1

Составление и разгадывания кроссвордов

1

1

Составление и разгадывания кроссвордов

Итого: 

34

16

18

Литература

  1. ФГОС  Примерные программы начального образования. – «Просвещение»,  Москва,  2009.        
  2. ФГОС  Планируемые результаты начального общего  образования. – «Просвещение»,  Москва.  2009.        
  3. «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.
  4. Р. Юзмухаметов «50 Алмазных лет». – «Книга-Пента», 2005
  5. Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010.
  6. http://алмазный-край.рф/istoriya-ulusa
  7. http://ru.wikipedia.org
  8. http://toponimika9.narod2.ru/
  9. http://мо-город-удачный.рф/?attachment_id=1377
  10. http://www.bankgorodov.ru/region/raion.php?id=254

Приложение №1

Игра «Крестики-нолики»  

(2 класс, 19 урок,  «Животный мир Мирнинского района. Разнообразие животного мира»)

Командам предлагаются карточки-перфокарты, где записаны номера вопросов-заданий. Ведущий читает вопрос-задание, а команды ставят «+», если вопрос-задание верное, или «0», если в нем ошибка.

Вопросы-задания:

  1. Бабочка и осина – это объекты живой природы.
  2. Самый холодный осенний месяц – октябрь.
  3. Осенью выпадают осадки только в виде дождя.
  4. Белки запасают на зиму грибы и ягоды.
  5. Некоторые бабочки улетают осенью в тёплые края.
  6. Птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно.
  7. В конце осени залегают в спячку бурундуки и барсуки.
  8. На зиму запасают корм волки, лоси, лисы.
  9. Лягушки осенью нагуливают подкожный жир и засыпают

10. Деревья зимой не умирают, а спят

Перфокарта с правильными ответами:

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

+        0        0         +        0        +        +        0        0        +

Приложение №2

Викторина «История города Мирного»

(2 класс, урок 28, викторина «Почемучек»)

- Кто был первым поселенцем?

- Как назывался наш город раньше?

- Из представленных гербов выберите герб города и республики.

- В каком году были построены первые каменные здания?

- Назовите улицы города.

- Перечисли площади нашего города.

- В каком районе мы живем?

Приложение №3

Викторина Почемучек

(3 класс, урок 8, игра-викторина)

1) Кто, когда и где впервые обнаружили первый алмаз на территории нашего района?

2) Перечислите населенные пункты мирнинского района?

3) Какая река протекает по территории нашего района??

4) Назовите животное, изображенное на гербе мирнинского района?

5) Придумай свой вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение Кемеровской области» в начальной школе.

Данная программа «Историческое краеведение» рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 – 4 классов.Прог...

программа внеурочной деятельности"Историческое краеведение Владимирской области"

Реализация ФГОС, программа дополнительного образования "Историческое краеведение Владимирской области"...

рабочая программа внеурочной деятельности "Историческое краеведение Владимирской области"

Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Владимирской области, познакомить с достопр...

Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение"

         Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Краеведени...

Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "Любители природы".

Настоящая программа предназначена для учащихся начальной школы....

Методическая разработка программы по внеурочной деятельности "Исторический калейдоскоп"

Методическая разработка программы по истории для младших школьников предназначена для проведения в рамках внеурочной деятельности в 3 - 4 классе (два года обучения). Первый год предполагает знакомство...