Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "Любители природы".
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Настоящая программа предназначена для учащихся начальной школы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 146 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Кашарская СОШ
РАССМОТРЕНО: На заседании МО- ___________________ «____» _______________г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УР __________________ «___»__________________г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ___________ФИО «___» __________ ___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
ПЕДАГОГА
высшей категории
Пчелинцевой Светланы Алексеевны
по предметам: окружающий мир
« Любители природы», 2 класс
Направления развития личности:
общеинтеллектуальное, духовно-нравственное,
общекультурное, социальное
2013-2014 учебный
сл. Кашары
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы, Закона об образовании, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, «Программы формирования УУД».
Программа реализует общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, духовно-нравственное, патриотическое направления внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»
Программа внеурочной деятельности «Любители природы» предназначена для учащихся 2 класса.
Содержание программного материала соответствует возрасту младших школьников. Занятия рассчитаны на 2 часа в неделю, 68 занятий в год.
Программа предусматривает использование теоретического и практического материала, который раскрывается на примерах своего края и состоит из следующих разделов: «Природа моего села», «Род, семья и я», «Мое село: прошлое, настоящее, будущее».
Содержание программы имеет краеведческую направленность: изучение истории своего края, географическое положения района, история его образования и развития, становление производства и сельского хозяйства и т.д.
Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее.
Занятия носят преимущественно практический характер. На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, работать с научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, поселке, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.
Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.
Материал программы актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
Содержание программы соответствует Закону РФ «Об образовании», ФГОСам-2, основным направлениям инициативы «Наша новая школа», Программе развития образовательного учреждения, продолжает и углубляет традиции школы в патриотическом и духовно – нравственном воспитании, идеально вписывается в программу работы образовательного учреждения по формированию социального здоровья школьников в условиях сельской школы.
ЦЕЛЬ:
Заложить основы активной гражданской позиции младших школьников путем привлечения их к краеведческой работе.
Задачи:
Образовательные:
- Научить первичным навыкам проектно – исследовательской работе на основе краеведческого материала.
- Сформировать мотивацию к изучению истории и природы родного села.
- Изучение истории и природы своего родного села.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своей малой Родине.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
- Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.
Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Природа моего села (20 часов)
1. Вводное занятие.
Цели, задачи и содержание программы «Любители природы». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология.
2. Растительный мир.
Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения.
3. Животный мир.
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего села.
Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб.
Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?
Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека.
4. Красная книга нашего села.
Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги своего села.
Раздел 2. Род, семья и я (15часов)
1. Вводное занятие.
Понятия «род», «семья», «родословная».
2. Моя Родословная.
Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность.
Составление генеалогического древа.
Составление семейного альбома, устное описание родственников.
Выделение общих моментов в родословных различных семей.
Презентация результатов проекта.
3. Семейные традиции.
Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в селе Кашары до сих пор с целью их обогащения.
Подготовка выступления и участие в традиционном мероприятии СДК. Подготовка и проведение Святочных гаданий, колядования. Подготовка и выступление на традиционном празднике села «Масленица».
4.Семейные реликвии.
Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.
5. Роль семьи в истории села.
Изучение истории своей семьи в истории развития села.
6.Итоговое занятие.
Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».
Раздел 3. Моё село: прошлое, настоящее, будущее. (33 часа)
История образования села, происхождение названия. Первые жители и строители села. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Умельцы нашего села.
Условия для реализации программы.
Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:
- Проведение 50-70% занятий вне класса: в библиотеке, в СДК, в гостях у односельчан, на экскурсии в природу.
- Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).
- На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.
Программа будет успешно реализована, если:
- будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
- будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
- будет использоваться разнообразный дидактический материал.
Ожидаемые результаты.
К концу года обучения обучающиеся должны достичь первый уровень результатов. Они должны приобрести социальные знания, иметь представление об основных явлениях социальной реальности и повседневной жизни в соответствии с задачами программы:
Знать:
1.Историю своей семьи,
2. Традиции своей семьи,
3. Реликвии своей семьи,
4. Роль семьи в истории села.
5. Историю своего села.
6.Вклад односельчан в историю страны.
7. Экологические проблемы.
Уметь:
- Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи,
- Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.
Учащиеся 2 класса могут достичь 2 уровня результатов, т.е. выше названным добавятся:
Знать:
8. Знать и ценить традиции семьи, беречь её реликвии.
9. Знать посильные способы решения экологических проблем.
Уметь:
4.Делиться собранной информацией с одноклассниками.
5. Самостоятельно обобщать собранную информацию, участвовать в КТД.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
—понимать и объяснять, что такое фенология, для чего
служат фенологические прогнозы;
—рассказывать об изменении длительности дня и но
чи, сезонов;
—понимать значение высоты солнца над горизонтом
для состояния живой и неживой природы;
—называть нескольких (8–12 видов дополнительно к
школьной программе), наиболее распространённых видов
дикорастущих растений своей местности (деревьев, ку
старников, полукустарников, трав);
—называть культурные растения своей местности (6–
7 видов дополнительно к школьной программе);
—называть диких и домашних животных своей мест
ности (7–10 видов дополнительно к школьной программе);
—наблюдать за закономерностями развития растений
и животных в течение года, за влиянием на жизнь расте
ний и животных климатических факторов;
—прогнозировать возможность изменения в раститель
ном и животном мире;
—проводить и фиксировать фенологические наблюде
ния в природе;
—вести дневник наблюдений;
—различать в природе несколько видов растений и жи
вотных (в том числе по силуэтам);
—составлять и читать простейшие таблицы и графики;
—определять фазы развития растений;
—работать с простейшими определителями;
—применять результаты наблюдений в учебной де
ятельности.
должительных периодических наблюдениях за разнооб
разными объектами. Для наблюдения следует выбирать
ограниченное количество наиболее ярких и доступных
объектов.
Принципы организации деятельности:
- гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- дифференцированный подход
- практическая направленность.
Формы организации деятельности:
- групповые
- коллективные
- индивидуальные.
Формы занятий:
- игра
- экскурсия
- беседа
- практическая работа
- творческая работа
- викторина
- проект
Формы отслеживания результатов:
- презентации
- проектные карты
- родословная книга класса
Календарно-тематическое планирование «Любители природы»
№ п/п | Дата | Тема | |
план | факт | ||
Природа моего села. | |||
1 | Природа моего села. Вводное занятие. | ||
2 | Что такое экология? Правила техники безопасности | ||
3 | Что такое экология? | ||
4 | Наблюдение за погодой. | ||
5 | Водоёмы моего края. | ||
6 | Растительный мир. | ||
7 | Растительный мир. | ||
8 | Растительный мир. | ||
9 | Растительный мир. | ||
10 | Уход за комнатными растениями. | ||
11 | Животный мир. | ||
12 | Животный мир. | ||
13 | Животный мир. | ||
14 | Животный мир. | ||
15 | Народные приметы. | ||
16 | Народные приметы. | ||
17 | Красная книга нашего села. | ||
18 | Красная книга нашего села. | ||
19 | Подготовка к проекту «Красная книга нашего села». | ||
20 | Итоговое занятие. Презентация проектов «Красная книга нашего села» | ||
Род, семья и я. | |||
21 | Род, семья и я. Вводное занятие. | ||
22 | Моя родословная. | ||
23 | Моя родословная. | ||
24 | Моя родословная. | ||
25 | Семейные традиции. | ||
26 | Семейные традиции. | ||
27 | Семейные традиции. | ||
28 | Семейные реликвии. | ||
29 | Семейные реликвии. | ||
30 | Семейные реликвии. | ||
31 | Роль семьи в истории села. | ||
32 | Роль семьи в истории села. | ||
33 | Роль семьи в истории села. | ||
34 | Подготовка к проекту «Что в имени тебе моём …» | ||
35 | Итоговое занятие. Презентация проекта «Что в имени тебе моём …» | ||
Моё село: прошлое, настоящее, будущее. | |||
36 | Моё село: прошлое, настоящее, будущее. Вводное занятие. | ||
37 | Сл. Кашары – административный центр района. | ||
38 | Село, в котором мы живем. | ||
39 | Село, в котором мы живем. | ||
40 | Улицы моего села. | ||
41 | Улицы моего села. | ||
42 | Достопримечательности родного края. | ||
43 | Достопримечательности родного края. | ||
44 | Достопримечательности родного края. | ||
45 | Сельское хозяйство. | ||
46 | Сельское хозяйство. | ||
47 | Составление карты села. | ||
48 | Наша школа. | ||
49 | Наша школа. | ||
50 | Наша школа. | ||
51 | Традиции и быт Кашарцев. | ||
52 | Традиции и быт Кашарцев. | ||
53 | Наши знаменитые земляки. | ||
54 | Здравоохранение. | ||
55 | Здравоохранение. | ||
56 | Искусство. | ||
57 | Искусство. | ||
58 | Спорт в селе. | ||
59 | Спорт в селе. | ||
60 | Население и фольклор. | ||
61 | Население и фольклор. | ||
62 | Много профессий хороших и разных. | ||
63 | Много профессий хороших и разных. | ||
64 | Никто не забыт, ничто не забыто! | ||
65 | Никто не забыт, ничто не забыто! | ||
66 | Подготовка к проекту «Чтобы помнили …» | ||
67 | Итоговое занятие. Презентация проекта «Чтобы помнили …» | ||
68 | Итоговая конференция. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел | Основные способы работы | Формы занятий | Необход. дидактич. материал | Оборудо-вание | Кадры |
Природа моего села | Групповые Индивидуальные Практические Теоретические | Беседа, игра, экскурсия, практикум, викторина, проект, творческая работа | Карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе; карточки-задания для усвоения нового материала; карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила); викторины, кроссворды, загадки, метаграммы, анаграммы; экологические игры, сказки, ситуации. | Рабочие альбомы. Канцелярские принадлежности. Шкаф для методических пособий. Клей ПВА. Кисть -2шт. Компьютер Сканер. Принтер. Стеллажи. Стенды. Опросники | Пчелинцева С. А. |
Род, семья и я | Групповые Индивидуальные Практические Теоретические | Беседа, игра, экскурсия, практикум, викторина, проект | Творческие работы учащихся, методические разработки, образец исследовательской работы, викторина | Пчелинцева С. А. Родители Бабушка, дедушка и другие родственники | |
Мое село: прошлое, настоящее, будущее | Групповые Индивидуальные Практические Теоретические | Беседа, экскурсия, практикум, викторина, сообщения учащихся, проект | Методические разработки, творческие работы учащихся, исследовательская работа | Пчелинцева С. А. Жители села, Учителя-ветераны. Ветераны труда. Труженики тыла. |
Использованные источники информации.
1. CD «Кружковая работа в школе. Краеведение», изд. «Учитель», Волгоград, 2010
2. Программа творческого объединения мл. школьников «Моя малая Родина», Шильникова Е.В., зам. директора по ВР МОУ «Новопокровская СОШ»
3. Методическая литература (см. ниже)
Список литературы для педагога.
- В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
- В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
- Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г
- Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
- Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
- В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.
- В.Блохина. Литературные игры и занятия.— Горький, 1960г.
- Б.Болховитинов Твое свободное время.— М, 1975.
- В. Володченков Выходи играть во двор.— М.,1989г.
- О.С Газман В школу с игрой, М., Просвещение, 1991.
- В. И. Даль Пословицы русского народа,-—М, 1957.
- Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя детского сада // Составитель А. Кенеман.— М.,1989.
- Т., Кедрина . Большая книга игр и развлечений.—М., 1992г
- М. Литвинова Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателей детского сада.— М, 1986.
- Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,—М.,1990.
- Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки,//Собрал и обработал М. Булатов.— М., 1962.
- В.Д. Осиповский Родная старина. - Современник, 1999.
- Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 1993.
Список литературы для обучающихся и родителей.
- В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
- В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
- Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г
- Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
- Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
- В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа- наш дом".
Учебный курс «Природа – наш дом» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к сре...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Природа родного края"
Цель программы Природа родного края «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности учащихся начальной школы....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тайны природы» в 3 классе (нравственно – экологическое направление).
Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Тайны природы» в 3 классе(нравственно – экологическое направление)....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Человек и природа"
Цель курса: формирование нравственных, гуманистических идеалов у учащихся как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе. На основе современных естественно - научных представлени...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Природа и мы» на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы. Первые шаги по тропинке открытий.» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного об...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы - дети природы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы – дети природы» для 2 класса рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте ...