"Великий школяр" Устный журнал о М. Ломоносове для учащихся 4 класса
методическая разработка (4 класс) по теме

 

Нынче, когда всех нас сильнее всего волнует дефицит культуры в обществе ( а значит, и дефицит доброты, человечности) пример Ломоносова очень поучителен и убедителен. Михаил Васильевич Ломоносов - великий учёный, просветитель, поэт, физик, химик и геолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ успевал всюду. Наш геройпережил трех цариц и трех царей, прожив довольно мало — каких- то там 54 года.Везде привносил новое, неожиданное, прогрессивное. И как много успел он сделать в жизни! А какой след ухитрился оставить в русской истории! Следовать за мыслями великого человека, по словам А. С. Пушкина, наука самая занимательная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alimova_ti_ustnyy_zhurnal_velikiy_shkolyar.doc538 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    

                                                  

« Великий школяр»

Устный журнал

Подготовила  учитель начальных классов

МБОУ СОШ №13

Алимова Тамара Ивановна

Станица Медвёдовская

Тимашевский район

Задачи:

Познакомить ребят 4 класса с жизнью выдающегося ученого.

Развивать речь, память поэтические способности ребят.

Воспитывать любовь к трудолюбию, желание познавать новые науки, стремление к учёбе.

Оборудование: презентация со снимками М.В.Ломоносова:

Портрет М.В. Ломоносова

Деревня М.В. Ломоносова

Дом М.В. Ломоносова,

Первые книги “Грамматика”, “Арифметика”,

Ломоносов на пути в Москву

Учитель:

Сегодня занятие посвящено замечательному человеку, ученому, поэту, химику, географу, ритору, математику и просто замечательному и умному человеку.

Имя его: Ломоносов Михаил Васильевич.

Человек-громада, человек-энциклопедия!

Первый русский академик!

Историческая справка: (готовят ребята 4 класса).

Страница 1

Малая родина

1 ученик. 

Сама жизнь нашего героя многим представляется весьма похожей на рождественскую сказку! Архангельский мужик. Из свободных русских людей-поморов. Родился ненастным осенним днем 1711 года в глухой деревне Денисовка, расположенной на одном из островов дельты Северной Двины напротив города Холмогоры.

Василий Дорофеевич Ломоносов, отец будущего ученого, успешно занимался рыбным и зверобойным промыслом, имел собственное судно. Детство Михаила Ломоносова прошло в труде, не только нелегком, но часто и опасном.

Вместе с отцом Михайло совершал плавания по Белому морю. Приходилось бывать на Соловецких и доходить даже до Новой Земли. В этих походах закалялось мужество будущего ученого, развивались трудолюбие и выносливость, наблюдательность и отвага, воля и уверенность в себе. Ломоносов жадно познавал труды и красоты бытия. 

 Море очаровывает его. Мальчик учится ориентироваться в бескрайнем море по солнцу и ночному небу, участвуя в ловле косяков рыбы и охоте на морского зверя. Но каждый такой поход мог оказаться последним для маленького помора! Сколько смертельных опасностей таила в себе морская стихия для маленького суденышка, одинокого в бескрайнем и неспокойном море!..
          Испытания закалят романтическую натуру мальчика, помогут ему побыстрее повзрослеть. Но с другой стороны, так ли хорошо это раннее взросление? Ведь он мало играет со сверстниками, отказывая себе в маленьких детских шалостях, он мало уделяет времени грамоте, а оттого эта самая взрослая жизнь у штурвала, рядом с отцом, полная бытовых лишений, имеет особый горьковатый, будто глоток соленой морской воды, привкус. В отсутствии его детских радостей, пожалуй, больше минусов, чем плюсов. Ведь из всех русских гениев Ломоносов позже всех остальных ступит на стезю учения...

Страница 2

Первые шаги к знаниям

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь — предела познанию нет.

Фирдоуси

Учитель:

 Чем больше человек зна ет, тем больше ему хочется знать. Знание чего-то одного цепляется за незнание другого, а узнав второе, выявляешь не известность третьего, и так без конца... Образуется цепочка из знаний, побужда ющая нас к неустанному их поиску. И только много знающий человек чувству ет себя истинно свободным.

2ученик: 

Каким был мальчик? На редкость смышленый и весьма наблюдательный, а главное — исключительно трудолюбивый.

О таких говорят: «самородок».

Михайло с раннего детства безошибочно умеет отличать добро от зла и среди сверстников слывет крепким силачом и ярым правдолюбцем.

 Дрался ли он? А как без того?

Свой путь в большую науку Михаил Васильевич Ломоносов начал с изучения грамоты. В то время это было нелегким делом.

Первая его домашняя учительница — мать, грамотная женщина из духовного сословия, — научила  его грамоте и привила любовь к книгам. С тех пор в нем проснется страсть к самостоятельному изучению тех или других предметов.

Сначала  заучивались буквы, которые имели свои непростые названия — «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро» и т. д. Затем переходили к составлению слогов и, наконец, к словам. Многие его родственники были грамотными.

 Местный дьяк Семен Никитич Сабельников обучил мальчика читать и  писать.  От него  Ломоносову  стало  известно,  что для приобретения большого знания и учености требуется   знать   язык   латинский», а этому   можно обучиться только в Москве, Киеве или Петербурге.

Обладая пытливым умом и прекрасной памятью, мальчик быстро освоил грамоту и вскоре мог уже переписывать церковные книги, а в приходской церк ви читать «Жития святых», псалмы и каноны, счи таясь лучшим чтецом в деревне. Хотя церковные кни ги послужили началом его общего образования, они не увлекли его.

В четырнадцать лет Ломоносов гра мотно и четко писал.  У своего односельчанина  X. Дудина Ломоносов впер вые  познакомился  со  светской  литературой.   «Грам матика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леон тия Магницкого  и   «Псалтырь»   Симеона  Полоцкого очень заинтересовали  подростка, и он неоднократно обращался с просьбой  к  владельцу  взять их на не сколько дней и почитать дома.

3  ученик:

 Но книги, в то время, были слишком дороги, и Дудин  не соглашался рас статься с ними. Только после смерти Дудина летом1724 г. Ломоносов стал обладателем этих сокровищ. С тех пор он не расставался с ними в течение многих лет,  выучил  их   наизусть,  называя   «вратами  своей учености». В то время эти сочинения были самыми лучшими пособиями для изучения русской грамма тики, стихосложения и математики.

Знакомство с книгами убедило Ломоносова в необ ходимости учиться, чтобы познать окружающий мир. К  тому  же  жизнь  в  родном  доме  становилась  не выносимой,   наполненной   постоянными   ссорами   с мачехой.

           Спустя много лет ученый с горечью вспо минал о тех безрадостных для него годах: «...имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в край нем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в   отце   моем,   представляя,   что   я   всегда   сижу   по-пустому за книгами.  Для того многократно я при нужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и  терпеть стужу и го лод, пока я ушел в Спасские школы».

Если учесть, что юноша мог «читать и учиться» только в зимние, холодные дни, а с наступлением весны вместе с отцом отправлялся на промыслы, то можно представить, каким трудным был его путь к знаниям.

Страница 3

В Москву!

4 ученик: Михаилу   исполнилось   девятнадцать   лет.   Управя   морские промыслы, осенью тысяча семьсот тридцатого года он упал отцу в ноги:

—        Государь   мой,    татенька,   Василий   Дорофеевич,   пусти   в
Москву учиться!

Татенька! Ужели ты произволяешь детищу своему лучше
быти враг, нежели друг?

У отца сердце озябло и ноги задрожали: «Как это враг? А для кого я потом кровавым дом и все богатство   наживал?   Для   тебя!   Кому   оставлю:   тебе!..   Миша!

Погляди-ко,  руки-те  отцовы...  как  крюки!..  Сколько  я  на веку работы унес!.. Ужели отцовы труды людям под ноги бросишь?..»

— Татенька,   Василий   Дорофеевич!   Я   с   божьей   помощью
вознамерился шире да выше свой  жизненный полет управить...
Татенька, государь, благослови в Москву учиться...

Той же зимы Михаило ушел из дому. Мимо шел на Москву рыбный обоз. Миша и ушел с обозом. Снес на себе шубу, да кафтан, да три рубля денег.

...Буря-непогодушка унесла его с родной сторонушки. В архи ве холмогорского воеводы сохранился документ: «7-го декабря 1730 года с дозволенья отца своего отпущен к Москве Михайло Васильев сын Ломоносов. О чем выдан ему пашпорт».

С помощью обозников Михайло отыскал в Москве рыбного старосту, холмогорца. Земляк, выслушав юношу, умилился и про слезился:

—        Неслыханно! Отрок, из одной токмо жажды знания, пре зирая  тысячи   препятствий,   за  тысячу  верст   бежит   в  Москву учиться!..

5 ученик:

 Об этом городе северяне знали хорошо. Они часто отправлялись туда с рыбными обозами, а многие оставались там, на постоянное жительство. В Холмогорах, в доме архиепископа, бывало немало воспитанников Московской славяно-греко-латинской академии. От них Ломоносов мог узнать все подробности об этом учебном заведении, а также о других школах Москвы.

Высшее духовное учебное заведение, которое до второй половины XVIII в. выполняло роль общеобразова тельной школы и в основном готовило чиновников для государственных учреждений.

Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1685 г. при Заиконоспасском монастыре, сыграла большую роль в развитии русской культуры и просвещения. Наивысшего расцвета академия достигла в петровское время, когда она стала крупнейшим просветительным центром страны. Прохождение полного курса академии было рассчитано на тринадцать лет, а все обучение разделено на  восемь   классов.   Обучение   велось   круглый   год.
           

6 ученик: 

  Хотя Ломоносов умел читать и писать, знал основы Арифметики, он был определен в самый низший класс, ибо основным предметом четырех младших классов являлся латинский язык, которого не знал и так стре мился   изучить  девятнадцатилетний   юноша.  

 Много горечи  и обид пришлось испытать гордому помору в первые годы учения. Позже он вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите, какой болван лет в двадцать пришел латыни  учиться!»  

 Но природный ум, большой талант и поразительное трудолюбие  позволили будущему ученому  к концу первого года окончить курс трех младших классов и перейти в четвертый.

7ученик: 

На всю жизнь сохранил Ломоносов тяжелые воспоминания о бедствиях, которые он испытал в годы учения. Он сам расскажет со временем о них в своих воспоминаниях: «Имея один алтын жалованья в день, нельзя было иметь пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды...»

Несказанная бедность, крайняя нужда! Через земляков-поморов юноша вскоре установил связь с отцом. Отец настаивал на возвращении сына домой, уговаривал его бросить учение, обзавестись хозяйством и семьей. Однако никакие уговоры, ни какие испытания и трудности не могли поколебать твердого решения юноши получить образование, познать тайны науки.

Все видеть, все понять,

Все знать, все пережить,

Все формы, все цвета

Вобрать в себя глазами.

Пройти по всей земле

Горящими ступнями,

Все воспринять

И снова воплотить.

                                      М. Волошин

Учитель: 

Все увидеть и все понять, конечно, невоз можно, но человек должен стремиться увидеть и познать как можно больше.

Много лет размышлял я

Над жизнью земной,

Непонятного нет для меня под Луной.

Мне известно, что мне ничего не известно, —

Вот последняя правда, открытая мной.

                                                 Омар Хайям

«То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, бесконечно» (Лаплас).

Страница 5.

Такая короткая долгая жизнь

Учитель:

 Жизнь — это долгая до рога под звездами, путь, по которому

у каждого человека может быть путеводная звезда. «Не сворачивает тот, кто смотрит на звезду» (Леонардо да Винчи).

Для того дорога и дана.

Чтоб души вниманье не дремало.

Человеку надо знать немало,

— Оттого дорога и длинна.

Иногда в дороге нам темно,

Иногда она непроходима.

Но идти по ней необходимо —

Ничего другого не дано.

                                  Д. Сухарев 

Аристотель считал, что жизнь – это дорога в 26 250 дней. Много это или мало? В рамках мироздания — ничтожно мало. Но жизнь исчис ляется не только прожитыми годами, но и поступками, которые совершил человек, благими делами, которые он сделал. «Жизнь — не те дни, что прошли, а что запомнились» (И.Павленко).

Порою день — сплошной экзамен,

Порой он пуст, как небытье.

Как измерять нам жизнь — часами

Или событьями ее?

По кругу стрелки мерно мчатся.

Но есть у Времени секрет:

Бывает год беднее часа,

А час богаче многих лет.

Петрусь Бровка

Оказывается, жизнь не так уж и коротка, если в ней многое успеешь сделать: вдоволь начитаться, попутешествовать, построить мосты и города, насадить сады, вырастить детей, позаниматься наукой, искусством и много еще чем. Надо только ценить вре мя. Мы же привыкли им разбрасываться. Для нас 15-20 мин — это не время.

 8 ученик:

А вот Михаил Васильевич Ломоносов - великий учёный, просветитель, поэт, физик, химик и геолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ успевал всюду. Наш герой пережил трех цариц и трех царей, прожив довольно мало — каких- то там 54 года.. Везде привносил новое, неожиданное, прогрессивное. И как много успел он сделать в жизни! А какой след ухитрился оставить в русской истории!

Время быстро бежит,

Никому эту скорость не сбавить:

То зима, то весна,

То листвы осыпается медь.

Потому и спешу

Что-то нужное людям оставить.

Мне бы только успеть!..

Эти стихи М. Пляцковского перекликаются со словами Ломоносова

перед смертью: «Я пожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею, что не мог завершить всё, что делал для родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу о смерти, дети отечества вспомнят обо мне и пожалеют …».

 Учитель: 

На Земле живут милли арды людей. И каждый из них имеет свою дорогу, свою маленькую тропинку, свой путь. У одних — дорога ровная,  гладкая, у других — сплошные ямы, рытвины, уха бы, а у третьих она петляет, извивается, делает виражи...

Строить свою жизнь надо сегодня. Недаром поговорка русская гла сит: не откладывай на завтра то, что мож но сделать сегодня. А вспомним восточную мудрость: «Научились ли вы радоваться препятствиям?» Не огорчаться, не мирить ся, не возмущаться, не раздражаться, а именно — радоваться, ибо только препят ствия пробуждают наш дух, скрытые внут ренние силы. «Стимул движению дает не соратник, не союзник — противник дает».

Наука радости — наука побеждать,

Одолевай препятствия без гнева

И понимая их предназначенье:

Они даны, чтоб высекать огонь,

Чтоб звезды видеть —

Их зажги в себе.

В. Сидоров

 Если боишься — иди на встречу страху, если сомневаешься — иди навстречу сомнению, иди навстречу, и ты увидишь, какая ничтожная струя воды образует порою шумящие реки, моря, оке аны, создавая иллюзию их мощи.

 «Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное. Человек стано вится выше ростом оттого, что тянется вверх» (М.Горький).

Когда песчинка мыслит о Вселенной,

Она в себя Вселенную вмещает,

И больше Космоса становится песчинка.

Таков закон.

В. Сидоров

             

                                               

Страница 5

                                         Феномен Ломоносова

Три века отделяют нас от Ломоносова.

Казалось бы, всё изменилось: общество, наука, человек, но и сегодня, когда мы решаем сложнейшие вопросы современности – войны и мира, ускорения научно – технического прогресса, связи науки с практикой, загрязнения окружающей среды, многие учёные всё чаще вспоминают Ломоносова. Специалисты различных областей ищут в его научном наследии ответы на многие нерешённые вопросы.

Чем объяснить нестареющий феномен Ломоносова?

Ответ прост: не может быть забыт тот,

кто жил для Родины,

для её процветания и могущества,

кто обладал главными качествами личности:

державной гордостью,

высоким достоинством,

гражданским мужеством.

При нём бы не стал профессором человек, прекрасно знающий

физику или химию, но не знающий истории или литературы, не владеющий организаторским мастерством, которое столь надобно всем:

от школьника до академика, от рабочего до министра

— и чтоб ясно и точно говорить, выступать и

чтоб вести доказательный спор.

Жизнь Ломоносова можно означить одним словом — прорыв.

Прорыв социальный –

из крестьянства в академию.

Прорыв из тьмы в знание.

Он был профессором химии,

занимался теорией и практикой стихосложения.

Он слыл известным физиком,

но много сделал для металлургии.

Он занимался естествознанием,

астрономией,

географией -

чем только не занимался Ломоносов —

и все на высочайшем научном уровне!

Возможно ли такое многоцветие в одной жизни

Литература:

1.Альберт Лиханов «Сын России»

2.«Михайло Ломоносов»   Воспоминания современников.

Стихи и проза о нём. Составитель Г.Е.Павлова, А.С.Орлов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал учёта достижений обучающихся 4 класса "А" по русскому языку.

Журнал учёта достижений обучающихся в 4 классе «А» составлен по принципу учёта УУД в соответствии с календарно – тематическим планированием по русскому языку по программе «Школа 2100». В ...

Журнал учёта достижений обучающихся 4 класса "А" по математике.

Журнал учёта достижений обучающихся в 4 классе «А» составлен по принципу учёта УУД в соответствии с календарно – тематическим планированием по курсу математики по программе «Школа 2100». ...

"Великие сыны России". Классный час для учащихся 3 класса.

"Великие сыны России". Классный час для учащихся 3 класса....

Журнал классного руководителя в 1 классе

В работе даны все материалы для составления плана воспитательной работы в 1 классе....

Сценарий внеклассного мероприятия «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)

Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)...

Журнал по ТБ для учащихся

Журнал по ТБ для учащихся...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...