"Победитель народов"
классный час (4 класс) по теме

Боргоякова Евгения Иннокентьевна

2012 год в Республике Хакасия объявлен годом Николая Федоровича Катанова, ученого востоковеда. Данный классный час посвящен жизни и творчеству Н.Ф. Катанова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_rukov.rar2.37 МБ

Предварительный просмотр:

                     Классный час: «Победитель народов»

Цель : познакомить учащихся с гениальным учёным хакасского народа.

Задачи:

1.Обучающая : формирование представления о первом хакасском учёном

2. Развивающая : обогащение активного словарного запаса учащихся.

 3. Воспитательная : воспитание уважения к истории своего народа. 

Форма : презентация жизни хакасского учёного .

Оборудование : презентация, пословицы, пластилин.

                                              Ход классного часа 

1. Орг момент

2. Знакомство с новым материалом

-Тема классного часа :  «Победитель народов»

а) Презентация

-«Пора, пора», - воскликнула бабушка, увидев у новорожденного маленький седоватый чубчик. «Пора» по-хакасски – сивый. Может так отметили небеса появление на свет будущего первого учёного Хакасии? Во всяком случае слово, невольно вырвавшееся у бабушки, так пристало к нему, что до сих пор в хакасских сёлах старики вспоминают: да, был такой учёный человек, которого звали Пора.

 А родился он 19 мая 1862 года.

-Кто-нибудь знает что значит имя Николай в переводе с греческого?

«Победитель народов»

   Может, и здесь сыграло свою роль провидение? И сегодня имя учёного –востоковеда Николая Фёдоровича Катанова , его труды известны многим народам. А в остальном он был обычным ребёнком. Летом с прочим детьми смотрел за овцами и телятами.

Когда ему исполнилось 7 лет открылось Аскизское одноклассное училище и он поступил в него учиться русской грамоте.

Когда ему исполнилось 14 лет он твёрдо заявил о намерении учиться в Красноярской гимназии. Родственники ему выдали несколько десятков рублей. В августе 1876 года отправляется на лодке по Абакану и Енисею в Красноярск, в далёкую и неведомую дорогу за знаниями. Гимназию он закончил в 1884 с золотой медалью. Сохранилось множество похвальных листов, которыми награждали его в гимназии, за отличное поведение, прилежание, успехи. Его самого первого из всех выпускников гимназии наградили медалью. Учась в гимназии (а там обучали детей знатного происхождения) постоянно боролся с нуждой, давал уроки детям из обеспеченных семей. За 8 лет учёбы в гимназии Катанов ни разу не пропустил ни одного урока, не имел ни одного опоздания. Все 8 лет он писал одной ручкой и одним пером, которые он очень берёг, а свой ученический пенал хранил до конца своей жизни. Он был очень бережлив, но не был никогда скупым. А уже в гимназии он выбрал свой путь востоковедение. В 1884 г. поступает В Санкт – Петербурский университет. Лекции он также внимательно слушал и имел отличную память. Поэтому он никогда не готовился к экзаменам.

После окончания университета едет работать преподавателем в Казанский университет. В течение своей жизни ему приходилось терпеть много лишений, ему не хватало денег на еду, не каждый день ел,  что был нерусским, его талант не был до конца признан при его жизни, и оценён  

Характерной чертой Катанова была его необыкновенная доброта к людям. Об этом пишет его дочь: «Он, можно сказать, просто не мог, не умел отпустить от себя людей, не обласкав их вниманием, не угостив обедом, не напоив чаем. Очень щедрый, он не любил приходить с пустыми руками в дом, где были дети. Для тех кто его видел впервые и не знал, кто он , вначале Н.Ф. казался мелким чиновником, «инородцем», игнорировать которого в обществе вполне допустимо и безвредно. Но зато по мере знакомства , развития беседы, стулья подвигались ближе к нему, внимание и широкая симпатизирующая улыбка росли быстро под обаянием интересного, всегда полезного, всегда остроумного собеседника, скромный и доброжелательный. Он много написал научных трудов, ещё учась в гимназии собирал сказки, пословицы хакасского, тувинского народов. У него в библиотеке были книги на 22 языках. Знал более 120 языков.  Гениальный человек, мы гордимся, что он был из нашего народа.

б) Работа со сказкой.

Орёл

-Прослушайте хакасскую сказку «Орёл».

-Какое из изречений подходит к этой сказке?

«Если не будет труда, то не будет и шапки»

«Обедай пока не насытишься, работай пока не вспотеешь»

«Не оставляй без внимания ничьего совета, прежде рассмотри его хорошенько!»

«Ученье – лучшее богатство»

-Эту сказку и изречения Н.Ф. Катанов записал во время обучения в гимназии.

3. Закрепление  изученного материала

-А теперь из пластилина вылепим героев сказки. Желающие подходим и выбираем героев сказки.

Дерево, орёл, крот, гнездо, птенцы, орлица.

Обыграем сказку.

4. Итог классного часа:

-Что нового и интересного узнали о первом хакасском учёном? Такие люди как Н.Ф. остаются в памяти народа на вечность. И мы должны знать, что такой великий человек был в нашем народе. Прочитайте книги о нём и посмотрите фильм режиссёра Курочки «Инородец»  

Список литературы:

1. Кокова И.Ф. Н.Ф. Катанов Хакасское книжное издательство – 1993 с. 118

2. Майногашева В.Г. Н.Ф. Катанов АНКАРА – 2000 с. 544

                                            Приложение

                                          Сказка «Орёл»

  Прилетевши из дальних стран, орёл начал вить себе гнездо наверху высокого ветвистого дуба. Крот, рывший возле дерева, говорит из своей норы орлу: «Это дерево ненадёжно: корни у него сгнили!» Орёл разве может слушать слов крота? Орлы видят далеко, а кроты – существа, не имеющие глаз; орёл – царь птиц, а крот есть маленькое существо, никуда негодное. Знать ли кроту о делах царя птиц? Орёл поэтому не послушался слов крота, свил себе гнездо и вывел там детей. Однажды орёл принёс домой прекрасное кушанье; высокое и ветвистое его дерево, свалившись, задавило собою до смерти орлицу вместе с её детьми. Только теперь орёл понял слова добродушного крота. Крот, высунувшись из своей норы, говорит: «Если бы ты подумал о том, что я знаю, каковы у дерева – корни, и что я постоянно роюсь в земле, то ты не оставил бы без внимания моего совета!»

    Это изречение говорит: «Не оставляй без внимания ничьего совета, прежде рассмотри его хорошенько!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1000-летие единения мордовского народа с народами России

1000-летие единения мордовского народа с народами России ( Для оформления классного уголка)...

рукописная книга В ЗАПОЛЯРЬЕ СУРОВОМ ЕСТЬ СТРАНА ЛОВОЗЕРЬЕ… ОЧЕРК Номинация «Мой сильный маленький народ» (коренные малочисленные народы Кольского Севера)

Очерк был представлен на ХV  МЕЖДУНАРОДНЫЙ  КОНКУРС  ДЕТСКОЙ  РУКОПИСНОЙ  КНИГИ « СОЧИНЯЕМ КНИЖКИ САМИ».Работу выполнила ученица 4 класса Кротова Анна....

материал для фестиваля народов мира. "Русский народ"

Материал может быть использован на клаасных часах, на фестивале народов мира. Представлен материал о традициях русского народа, русский костюм, частушки о блинах....

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа  «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа для 4 класса по     «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико...

Сценарная разработка: "Слава народу - победителю!"

В сердцах всех россиян живёт самое глубокое, самое трепетное чувство - чувство уважения и благодарности к нашим ветеранам....