Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’ (Конспект и презентация.).
классный час (4 класс) по теме

Карандина Галина Ивановна

Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’(Конспект и презентация.) Подготовила: Карандина Галина Ивановна. Возрастная группа: 4-6 классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт

Методическая разработка занятия по противопожарной тематике.

Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’ (Конспект и презентация.).

Саратовская область

Красноармейский район

МОУ ,, Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Красноармейска Саратовской области’’

Подготовила: Карандина Галина Ивановна,

учитель начальных классов

История развития пожарной охраны в России

Занятие по противопожарной тематике

                                                                                                 Выполнила:

Карандина Галина Ивановна

учитель начальных классов

МОУ  СОШ № 3

                              г.Красноармейска                  

        Саратовской области

                                            2012 год

Занятие по противопожарной тематике для учащихся 4-6 классов.                                                                                                      

Тема: История развития пожарной охраны России.

Цель: в форме путешествия дать возможность учащимся больше узнать о становлении пожарной охраны России и об основных правилах безопасности.

Задачи:

1)познакомить с  историей развития и структурным построением пожарной охраны России; статистикой; правилами  поведения во время пожара;

 значимостью профессии пожарного.

4)развивать познавательную активность; мышление, речь, воображение;

5)воспитывать ответственность за жизнь окружающих людей и свою жизнь.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

                                                                 

                                           

                                         Ход занятия.

I Организационная  часть.

II Подведение учащихся к открытию темы занятия.

- Ребята, вставьте в текст недостающие слова, и вы узнаете тему нашего занятия.

                                                            Текст.

            В старину люди считали ___________   ,,гневом Божьим’’. В случае   __________  служили молебен. Однако уже тогда понимали: с ___________ нужно и можно бороться.

           В конце  XI века в Москве была создана опаса – так называлась ______________________ служба. Она в случае ___________ спасала людей и тушила ___________ ,  а также смотрела за порядком на улицах.

            _____________   ___________  укрепилась и стала развиваться с началом преобразований Петра Первого. Караульщики ночью ходили с трещотками. На Спасской башне Кремля были особые_____________ ___________, которые предупреждали о __________ . Первая регулярная ___________ появилась в Москве в 1829 году. Затем по всей стране стали строиться___________ ___________ .

( Огонь, пожара, с огнем, пожарно-сторожевая, пожара, огонь, пожарная служба, колокола-набаты, о пожаре, команда, пожарные каланчи.)

- Молодцы, ребята! Тема нашего занятия ,, История развития пожарной охраны России’’. Я предлагаю провести наше занятие в форме путешествия по станциям.

                                                                  Станции.

1. История развития пожарной охраны России.

2. Виды пожарной охраны.

Численный состав ГПС. Техническое оснащение.

3. Статистика.

4. Основные правила поведения во время пожара.

А) Как правильно вызвать пожарную службу.

Б)  Как можно погасить очаг загорания.

В) Как выйти из горящего помещения.

Г) Что делать, если загорелась одежда.

5. Работа, выполненная на отлично. ( Я б в пожарные пошел, пусть меня научат.)

III  Работа над темой занятия.

1 станция. История развития пожарной охраны России.

Выступление учащихся, изучающих данную тему. Демонстрация слайдов     № 1-3.

1 ученик.

           Пожарная охрана России имеет богатую историю, уходящую в глубь веков. С появлением первых поселений, развитием городов все чаще вспыхивали в них пожары. Тяжелый ущерб наносили огненные смерчи на Руси, где издревле возводились, в основном, деревянные постройки.

          Становление русской государственности дало немало примеров реши тельных действий для преодоления социальных и экономических преград, встававших на историческом пути. Пожары были и остаются тормозом экономического развития. В связи с этим центральные власти России были вынуждены принимать определенные меры защиты от них. Еще Вели кий князь Иван III, во главе царской дружины участвовавший в тушении пожара Москвы в 1472 году и проявивший себя, несмотря на тяжелые ожоги, "зело хоробрым", немедленно издал указ о мерах пожарной безо пасности в городе. Наследники Ивана III на русском престоле были не менее решительны. Царские указы о суровом наказании виновников пожа ров чередовались с требованиями применять при строительстве камень, не ставить дома близко друг к другу и т.д..

2 ученик.

           Даже в сложное, обильное набегами захватчиков и внутренними распрями, смутное время на Руси не прекращалась борьба с пожарным бедствием.

Пожары на русской земле не унимаются. Горят Новгород и Псков, Москва и Смоленск, Рязань и Тверь, Кострома и Владимир... В 1212 го ду в Новгороде огонь превращает в пепелище 4300 дворов, гибнут сотни людей. Пожар 1354 года за два часа прак тически уничтожает всю Москву, включая Кремль и посады, а огненная буря 1547 года уносит в столице несколько тысяч жизней.

3 ученик.

           Наиболее важные преобразования в области борьбы с пожарами про исходили в период царствования Алексея Михайловича Романова. В раз работанном в 1649 году "Соборном уложении" восемь статей строго рег ламентировали соблюдение правил пожарной безопасности в городах и других селениях, а также в лесах.

               В апреле 1649 года выходит царский "Наказ о Градском благочи нии", устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве.

Историческая ценность Наказа заключается в том, что в нем были зало жены основы профессиональной пожарной охраны: создан оплачиваемый штатный состав, введено постоянное дежурство в виде объезда города, предусмотрено использование при тушении механизированных водоливных труб, объезжим предоставлено права наказания жителей города за нару шения правил обращения с огнем. Служба Градского благочиния по борь бе с пожарами была введена не только в Москве, но и в других городах Руси. Продолжалось совершенствование пожарно-сторожевой охраны.

4 ученик.

            Дальнейшее развитие профилактических мер по предотвращению пожа ров дал Петр I. Именно в его годы правления была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено при Адмиралтейс тве первое пожарное депо, закуплены пожарные насосы с кожаными рука вами и медными брандспойтами. И до настоящего времени остается акту альным один из петровских указов: "... и беречь от огня богатства государства Российского...".

            В период правления Алек сандра I в 1803 году в Санкт-Петербурге была организована первая пожарная команда. Царским указом в 1804 году была создана штатная пожарная команда и в Москве.

              Декрет Совнаркома ,, Об организации государственных мер борьбы с огнем’’, положил начало современной российской пожарной охране.

Изучение слайдов № 4-9.

 

 Слайд №8.

          Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

2 станция. Виды пожарной охраны.

Слайды  № 10-14.

Слайд №10.

Виды пожарной охраны:

· Государственная противопожарная служба

· муниципальная пожарная охрана

· ведомственная пожарная охрана

· частная пожарная охрана

· добровольная пожарная охрана

Слайд № 11.

             В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.  

            Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) - это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая развитые научную и учебную базы. Подразделения ГПС ежегодно совершают около двух миллионов выездов, при этом спасают от гибели и травм на пожарах более 90 тысяч человек.

Слайды №12-14. Рассматривание техники.

- Какую технику применяют пожарные?

- Прочитайте техническую характеристику костюма пожарного первого уровня защиты. На что вы обратили внимание?

           

              Боевая одежда пожарного 1-го уровня защиты.

         Назначение: защита от высоких температур, тепловых потоков и выбросов пламени.                                                                                                                 Технические характеристики:

         Огнетермостойкая ткань из арамидного штапельного волокна. Позволяет работать 300 сек. при температуре 3000 С.Выдерживает непосредственный контакт: T с пламенем - 15 сек.T с нагретыми до 4000С твердыми поверхностями - 7сек. Особенности: северный вариант выдерживает температуру до -500С.

Физкультминутка. Игра ,, Тушим пожар’’.

3 станция. Статистика.

Слайд № 15.

       Современные условия жизни общества способствуют росту числа по жаров и размеров социально-экономических последствий от них во всем мире. Ежегодно на земном шаре возникает более 5 млн. пожаров, от ко торых погибает несколько десятков тысяч человек и уничтожается мате риальных ценностей на десятки миллиардов денежных единиц. Огромный урон природе наносят ежегодно лесные и торфяные пожары, а также пожары аварийных нефтегазовых фонтанов.

Слайд № 16.

        По данным статистики, большинство пожаров (72,4%) регистрируется в жилом и производственном секторе. Основными причинами их возникновения являются неосторожное обращение с огнем, в том числе граждан, находящихся в нетрезвом состоянии, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов, нарушение правил пожарной безопасности и неправильное устройство печного отопления и т.д.

Слайд № 17.

 Статистика пожаров в Российской Федерации за 2009г.

Чтение слайда. Анализ данных. Вывод.

- Познакомьтесь с данными. Обсудите их в группе. К какому выводу они нас подводят?

         За 2009 год обстановка с пожарами в Российской Федерации по сравнению с прошлым годом характеризовалась следующими основными показателями:

- зарегистрировано 187 490 пожаров (в 2008 г. – 202002 (-7,2 %);

- при пожарах погибло 13 933 человека (в 2008 г. – 15301 (-8,9 %), в том числе 596 ребенка (в 2008 г. – 596 (0 %);

- при пожарах получили травмы 13 207 человек (в 2008 г. – 12887 (+2,5 %);

- прямой материальный ущерб причинен в размере 10929,7 млн. рублей
(-10,6%);

- зарегистрировано 329 832 выезда пожарных подразделений на ликвидацию загораний.

       Подразделениями ГПС на пожарах спасено 84 394 человека и материальных ценностей на сумму более 46,8 млрд. рублей.

4 станция. Основные правила поведения во время пожара.

А) Работа в группах.

- Составьте памятку ,, Твои действия во время пожара’’. (5-7 минут)

Б) Проверка задания.

В) Рассматривание слайдов №18-24. Дополнение памяток.

Г) Чтение окончательного варианта памятки по цепочке. (Учитель каждому ребенку дает памятку.)

                                      Памятка.

                             Твои действия при пожаре:

  1. Если огонь небольшой. Можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.
  2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону ,, 01’’ или попроси об этом соседей.
  3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону ,, 01’’ и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

Знает каждый гражданин этот номер ,,01’’.

Если к вам придет беда – позвони скорей туда.

А если нет телефона – позови людей с балкона.

  1. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма.

Запомнить и взрослым необходимо:

Чаще в пожарах гибнут от дыма.

  1. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.
  2. Ожидая приезда пожарных. Не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
  3. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

Физкультминутка.

5 станция. Работа, выполненная на отлично.

Слайды № 24-26.

         Спасение людей на пожаре, оказание им быстрой помощи, охрана материального достояния - священный долг каждого работника пожарной охра ны.

        Для успешного тушения пожара необходимы вода или пена, ог нетушащий порошок или инертный газ, противодымный противогаз или теплоотражательный костюм, лестница для спасения людей, приспо собление для вскрытия конструкций здания, чтобы проникнуть к очагу горения. Десятки приборов, инструментов и различного рода приспособлений требуются пожарному для успешной борьбы с огнем, дымом, испепеляющей жарой, и всегда он дол жен сохранять высокую работоспособность, быстроту, выдержку, хлад нокровие.

       Чаще всего тактические задачи пожарным приходится решать силами дежурного караула - этого основного тактического подразделения в бо евой работе пожарных. Караул постоянно готов к выезду на пожар. На сборы по тревоге всему личному составу караула отводится очень жесткое время - сорок - пятьдесят секунд. За это время пожарные должны надеть боевую одежду, занять свои места на машинах, получить от диспетчера адрес пожара, вые хать к месту тушения.

Рассказ ребят о пожарных г. Красноармейска. (2,3 выступления.)

        Профессия пожарного очень опасна. Хочется сказать им большое спасибо за спасенные жизни, за работу, выполненную на ,,5’’.

IV Рефлексия.

- Что нового вы узнали на занятии?

- Какие вопросы возникли по данной теме?

- Где будете искать ответы на возникшие вопросы?

- Какой вклад внесли в подготовку занятия. Проведение?

- Какая форма работы вам понравилась?

- Дайте оценку занятия.

                                                 

                                         Литература:

  1. Журнал ,, ОБЖ’’, октябрь 2004 г, с.39-40;
  2. Методическая газета для учителей начальной школы ,,Начальная школа’’, январь 2010, с.14;
  3. Материалы портала МЧС Российской Федерации.

Методическая разработка занятия по противопожарной тематике.

Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’(Конспект и презентация.)

Подготовила: Карандина Галина Ивановна.

Возрастная группа: 4-6 классы.

МОУ ,,Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Красноармейска Саратовской области’’.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История развития пожарной охраны России Выполнила: учитель начальных классов Карандина Галина Ивановна МОУ СОШ № 3 г. Красноармейска Саратовской области

Слайд 2

Русь По мере становления российской государственности принимались меры для борьбы с пожарами, которые становились серьезным препятствием для экономического развития страны.

Слайд 3

1649 год 30 апреля царь Алексей Михайлович издает ,,Наказ о градском благочинии ’’ – первый общегосударственный документ, сформировавший организацию мер по пожарной безопасности на Руси.

Слайд 4

1918 год 17 апреля издан Декрет Совнаркома ,, Об организации государственных мер борьбы с огнем ’’ , положивший начало современной российской пожарной охране.

Слайд 5

Пожарная охрана России прошла долгий и славный путь в своем становлении и развитии

Слайд 8

1994 год, 1999 год 21 декабря Президентом Российской Федерации подписан федеральный закон ,, О пожарной безопасности в Российской Федерации ’’ . 30 апреля президентом Российской Федерации подписан Указ ,, Об установлении Дня пожарной охраны ’’ .

Слайд 9

2001 год 9 ноября Указом Президента Российской Федерации № 1309 Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ’’ .

Слайд 10

Виды пожарной охраны: Государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана.

Слайд 11

Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) – это: 220 000 человек 13 600 зданий и сооружений, в числе которых более 4000 зданий пожарных депо 18 634 основных и специальных пожарных автомобилей 49 пожарных катеров

Слайд 15

Статистика Современные условия жизни общества способствуют росту числа пожаров и размеров социально-экономических последствий от них во всем мире. Ежегодно на земном шаре возникает более 5 млн. пожаров, от которых погибает несколько десятков тысяч человек и уничтожается материальных ценностей на десятки миллиардов денежных единиц. Огромный урон природе наносят ежегодно лесные и торфяные пожары, а также пожары аварийных нефтегазовых фонтанов.

Слайд 16

Запомните! По данным статистики, большинство пожаров (72,4%) регистрируется в жилом и производственном секторе. Основными причинами их возникновения являются неосторожное обращение с огнем, в том числе граждан, находящихся в нетрезвом состоянии, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов, нарушение правил пожарной безопасности и неправильное устройство печного отопления и т.д.

Слайд 17

Статистика пожаров в Российской Федерации за 2009г За 2009 год обстановка с пожарами в Российской Федерации по сравнению с прошлым годом характеризовалась следующими основными показателями: - зарегистрировано 187 490 пожаров (в 2008 г. – 202002 (-7,2 %); - при пожарах погибло 13 933 человека (в 2008 г. – 15301 (-8,9 %), в том числе 596 ребенка (в 2008 г. – 596 (0 %); - при пожарах получили травмы 13 207 человек (в 2008 г. – 12887 (+2,5 %); - прямой материальный ущерб причинен в размере 10929,7 млн. рублей (-10,6%); - зарегистрировано 329 832 выезда пожарных подразделений на ликвидацию загораний. Подразделениями ГПС на пожарах спасено 84 394 человека и материальных ценностей на сумму более 46,8 млрд. рублей.

Слайд 18

Если случилась беда: Не паниковать. Избежать опасности легче, если действуешь спокойно и разумно. Паника – всегда потеря способности найти разумный выход. О возникновении пожара немедленно сообщите в пожарную охрану по телефону «01». Вызывая пожарных, нужно четко сообщить название населенного пункта или района, название улицы, номер дома, этаж, где произошел пожар. Нужно толково разъяснить, что горит: квартира, чердак, подвал, коридор, склад, ферма или что-то другое. Объяснить, кто звонит, назвать номер своего телефона. Если у вас в доме нет телефона, и вы не можете выйти из дома или квартиры, откройте окно и зовите на помощь криками «Пожар», привлеките внимание прохожих. 01

Слайд 19

Запомни! Знает каждый гражданин этот номер ,, 01’’ . Если к вам придет беда – позвони скорей туда. 01

Слайд 20

Как можно погасить очаг загорания. Если очаг загорания небольшой, то четкими и уверенными действиями его можно погасить. Помните: в доме всегда есть средства, позволяющие потушить пожар, - одеяла, грубая ткань, а также ведра и другие емкости для воды. При этом: - нельзя открывать окна и двери, т.к. приток свежего воздуха поддерживает горение. Нужно избегать создания сквозняков и сильного притока воздуха в помещение, где возник пожар, т.к. при этом будет сильно распространяться огонь. Поэтому нужно ограничить открывание окон и дверей, а также не разбивать оконных стекол.

Слайд 21

- нельзя тушить водой электроприборы, включенные в сеть. Прежде всего, загоревшийся электроприбор необходимо отключить от сети, т.е. вынуть вилку из розетки, а затем залить водой. Если это телевизор, то заливать надо его заднюю часть, стоя при этом сбоку от экрана, т.к. нагретый кинескоп может взорваться и поранить вас. Если нет рядом воды, то можно накрыть его плотным одеялом или засыпать песком, землей.

Слайд 22

Если вы видите, что не можете справиться с огнем, и пожар принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно покинуть помещение и помочь выйти людям из помещения. Начинайте немедленно выводить из зоны пожара детей, стариков, больных людей. В помещении необходимо выключить по мере возможности электричество и газ. В первую очередь выводятся люди из тех помещений, где в условиях пожара больше всего угрожает опасность их жизни, а также из верхних этажей здания, причем в первую очередь выводятся дети младших возрастов, престарелые и инвалиды. Очень важно зимой при сильных морозах взять с собой теплую одежду.

Слайд 23

Что делать при загорании одежды При загорании одежды необходимо обернуть пострадавшего плотной тканью или пальто, одеялом, лучше мокрым, или облить водой. Пламя можно также сбить, катаясь по земле, защитив прежде голову. Нельзя позволить пострадавшим бежать, пытаться срывать одежду. Необходимо предотвратить движение человека, вплоть до применения подножки. Для того чтобы полностью загасить пламя, устраните всякий приток воздуха под защитное покрытие. Приложите влажную ткань к ожогам. Не смазывайте ожоги. Не трогайте ничего, что прилипло к ожогам. Позвоните «03» и вызовите «Скорую помощь».

Слайд 24

Огонь-друг, огонь-враг… Какой гранью он обернется, зависит от человека . Легче, чем пожар тушить, Нам его предупредить. Крепко помните, друзья, Что с огнем шутить нельзя!

Слайд 27

Использованные ресурсы: www. mchs.gov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...

«История происхождения пожарной охраны»

Классный час. Цели: познакомить детей с историей образования пожарной охраны; закрепить правила пожарной безопасности....

Методическая разработка занятия по противопожарной безопасности в ГПД «С огнём шутки плохи»

«Чтобы в ваш дом не пришла беда,Будьте с огнем осторожны всегда!»...

Методическая разработка. Занятие в ГПД по теме «Освоение космоса» (с элементами Игры и викторины)

Цели:Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей;расширению кругозора учащихся; развит...

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Природа и наша безопасность" 3 класс (конспект + приложение + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Природа и наша безопасность" 3 класс (конспект + приложение + презентация)...

Методическая разработка занятия в ГПД на тему «Кошки»

В увлекательной форме дети узнают краткие сведения из истории кошек, об их повадках и особенностях характера....

Методическая разработка занятия в ГПД по теме: "Умозаключение и доказательство"

Методичекая разработка содержит подробное описание всех видов упражнений занятия. Материал может быть использован при подготовке занятия в ГПД и в рамках внеурочной днятельности. Все материалы занятия...