Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Николаева Елена Рудольфовна

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_urok.doc934 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бородинская средняя общеобразовательная школа»

Ленинградская область

Выборгский район

п. Михалёво

Конспект

открытого урока по русскому языку,

проведённого во 2 классе Николаевой Еленой Рудольфовной

по теме: « Антонимы»

 5 октября 2011г.

УМК:

  1. Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.
  2. Учебник « Русский язык» 2 класс 1 часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2011 г.
  3. Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс, 1 часть, Москва, «Просвещение», 2011 г.
  4. Поурочные разработки по русскому языку, Москва, «ВАКО», 2011 г.

Авторы: Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко,Н. Ю. Васильева

Тема урока: Антонимы.

Урок:  № 24

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

Образовательная  -  ознакомление со словами – антонимами;

Воспитательные - формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству.

Развивающие -  развитие творческой инициативы; формирование и развитие положительной мотивации учебной деятельности; развитие мышления, памяти, воображения; развитие речи; активизация познавательной деятельности через решение логических задач;

совершенствование санитарно - гигиенических навыков, каллиграфии.

Оборудование и материалы:

Мультимедиа система, презентация.

Учебник «Русский язык»  2 класс, часть I,  В. П. Канакина.

Рабочие тетради, сигнальные карты красного и зелёного цветов.

Словарное слово на плакате, картинка на слайде:

ОСИНА

Индивидуальные карточки для проверки словаря:

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай,

здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.

Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня,

к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.

Ход урока:

  1. Организация класса. (1мин.)

Учитель: - Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим хором  правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.

  1. Проверка домашнего задания. Итог. (3 мин.)

Учитель: - Сначала мы проверим домашнее задание. Ксения, скажи, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании?

Ксения: - В домашнем задании  из упр.68, стр. 44 надо было из 2 групп слов составить пары слов-синонимов и записать их в тетрадь.

Учитель: -  Хорошо, молодец. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте задание. Сверьте работы с доской - экраном:

(читаю пары слов, дети сверяют записи)

1 слайд:

Ребята -  дети, бежать – мчаться, красный -  алый, азбука – алфавит, чудесный – волшебный, дорога – путь, грустить – печалиться, вьюга – метель.

Итог. Учитель: -  Ребята, поднимите красные сигналы, пожалуйста, у кого домашнее задание выполнено не так? Поднимите зелёные сигналы, если в домашнем задании нет ошибок!  Молодцы! Отлично! В домашнем задании никто сегодня не допустил ошибок.  Поставьте на полях тетради напротив домашнего задания восклицательный знак! Тетради организованно передайте на мой стол!

Учитель: - О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке? Ксения?

Ксения: О словах-синонимах.

Учитель: Умница! Даша, какие слова называются синонимами? Приведи примеры.

Даша:  - Слова, близкие по значению, например: папа-отец.

Учитель: - Хорошо!

Учитель: - Серёжа, что значит определить лексическое значение слова?

Серёжа: -  Сказать, что обозначает это слово.

Учитель: - Молодцы! Отлично! Ребята, в домашнем задании нам встретились несколько пар синонимов. Дима, где ещё можно узнать о словах – синонимах?

Дима: - Есть словари синонимов.

Учитель: - Хорошо, молодец!

1)Подготовка к формулированию новой темы.(1мин)

Учитель:  - Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.

2 слайд:

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

Маша Лукашкина

Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем? Лиза?

Лиза: - Оно весёлое, читается легко.

Учитель: - Хорошо. Назовите  слова – синонимы из стихотворения?

Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?

Влад: - Здесь их нет.

Учитель: - Правильно.

Учитель: - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова? Ира?

Ира : - Нет.

Учитель: - Эти слова называются антонимами.

2)Сообщение темы. (1мин.)

Учитель: - Вика Смолина, какая тема  урока будет сегодня?

Вика: - Антонимы.

Учитель: - Умница!

Учитель: - Когда мы изучаем новые слова, на какие вопросы отвечаем? Владик?

Владик: - Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет?

Учитель: - Молодец!

( учитель пишет тему на доске)

Учитель: - Ответим на первый вопрос: какие это слова, Дима?

Дима: - Разные

Учитель: - Хорошо, ещё? Лиза?

Ира: - Они не похожи друг друга.

Учитель: - Хорошо, вы молодцы! Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет? Федя?

Федя: - Они не похожи по смыслу.

Учитель: - Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный - белый? Владик?

Владик: - Это цвета.

Учитель: А вот эти слова: жара - стужа? Ксения?

Ксения: - Жара - это когда тепло, а стужа, когда холодно.

Учитель: - Молодец!  Значит, какие это слова, Таня?

Таня: - Они настроены друг против друга.

Учитель: - Молодец!

3 слайд

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.

  1. Минутка каллиграфии (2мин.)

Учитель: - Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики:

(Самомассаж рук.

1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.)

Учитель: - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном,  запишите в своих тетрадях число, сегодня 5 октября, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки.  Посмотрите, как правильно надо их писать.

( показываю, напоминаю правило письма букв : Каждая буква имеет свою высоту, ширину и наклон).

(Дети прописывают  буквы).

Учитель: - Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились. У кого получились красивые буквы, поднимите зелёные сигналы! Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Диме надо поработать над правильным написанием букв, Даше нужно следить за наклоном. Продолжаем работу.

  1. Словарная работа. Итог.(8 мин)

Учитель: - Вика Смолина, Лиза, Вика Николаева и Сергей получают индивидуальное задание на  карточках. Вике и Лизе в записанных  на карточках словах  надо вставить пропущенные буквы,  распределить слова  в 2 столбика: в первый – записать слова с проверяемой безударной гласной, во второй – записать слова с непроверяемой безударной гласной и поставить ударение. Вике Николаевой  и Серёже в карточке надо выбрать и подчеркнуть безударную гласную, которую  надо вставить в словарных словах, поставить ударение. Дети, которые выполняют задания в карточках, продолжат работать с нами, когда всё сделают. Приступайте.

Вика Смолина*:

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Лиза*:

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Вика Николаева***:

Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай,

здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.

Сергей***:

Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня,

к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.

Учитель: - Ребята, а  мы сейчас «Поиграем в словарик». Вы по очереди называете лексическое значение словарного слова, Таня пишет это слово на доске за ширмой ,  а вы -  в тетрадях.

Влад: - Коробка для школьных принадлежностей.( пенал)

Ира: - Дерево с белой корой. ( берёза)

Федя: - Столица нашей родины.( Москва)

Дима: - Страна, в которой мы живём. ( Россия)

Ксения: - Место, где мы родились и живём).(родина)

Даша : - Это плод яблони. ( яблоко)

Ксения: - Инструмент для копания земли.(лопата)

Дима: - Это садовое дерево, плод у него яблоко.(яблоня)

( Во время проверки карточек, обучающиеся ставят ударение  и подчёркивают непроверяемую безударную гласную. Проверяю индивидуальные карточки).

Проверка. Итог.(1мин.)

Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте работы своих соседей по парте. Проверяем, как у вас написаны слова и у Тани  на доске. Таня*, молодец, с этим заданием справилась без ошибок. Оценка «5». Кто работал без ошибок, поднимите зелёные сигналы! Молодцы!  Поставьте на полях восклицательный знак!  Поднимите красные сигналы, у кого 1 ошибка? Ира**, Дима**, Даша** допустили по одной ошибке в словах – вам надо быть внимательней и повторить дома словарные слова. На следующем уроке поработаете в карточках.

Учитель:-  Вика* и Лиза* правильно распределили слова по столбикам, но Лиза ошиблась в слове «летать», Лиза, как проверить безударную гласную?

Лиза:  - Полёт.

Учитель: - Правильно, не ошибайся, будь внимательней. Вика* получает за задание «5», Лиза* – «4». Вика Николаева*** и Сергей*** допустили по 1 ошибке в задании. Вам надо повторить словарные слова, буду спрашивать  на следующих уроках,  и не ошибаться при письме. Серёже и Вике оценка «4».

 Встали.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветерок всё тише, тише, деревцо всё выше, выше.

1)Знакомство с новым словарным словом:(3мин.)

Учитель: - Ребята, послушайте загадку, назовите отгадку:

«Что за дерево стоит, ветра нет, а вся дрожит».

Вика Николаева: - Это заяц, потому что дрожит.

Учитель:- Кто думает по-другому? В загадке говорится, что «вся» дрожит?

Таня: - Наверно, осина, у неё листочки дрожат на ветру.

Учитель: - Правильно, молодец! Как мы слышим это слово?

Дети (хором): [асина]

Учитель: - Какой звук слышим вначале слова?

Дети (хором):[А]

Учитель: - А правильно пишется это слово так:

ОСИНА

(Вывешиваю слово на доску:)

Учитель:- Запишите слово «осина», поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в этом слове, разделите слово на слоги.  Можно ли её проверить?

(дети про себя пробуют подобрать  проверочное слово)

Учитель: - Какой вывод можно сделать? Ксения?

Ксения: - Эта буква непроверяемая, надо запомнить, как она пишется.

Учитель: - Хорошо! Умница!

2) Определение лексического значения этого слова.(1мин.)

Учитель: - Федя, какое лексическое значение имеет слово «осина»?

Федя: - Это лиственное дерево с дрожащими листьями, потому что в загадке так говорится.

Учитель: - Хорошо! Молодец! А в каком случае говорят: «дрожит, как осиновый лист»? Ксения?

Ксения: - Когда человек замёрз или чего- нибудь боится.

Учитель: - Умница! Правильно!

3) Этимология.(1мин.)

Учитель: - Ребята, посмотрите, как выглядит это дерево. А лексическое значение этого слова в русском языке такое:

4 слайд:

Слово «осина»: лиственное дерево из семейства ивовых.

4) Составление и запись  предложения  с этим словом. (2мин.)

Учитель: -  Ребята, составьте свои предложения с новым словарным словом, можно смотреть на картинку.

Дима:-  Осина растёт у дороги.

Вика Смолина: - Осина дрожит на ветру.

Лиза:- На осине дрожат листочки.

Владик: - Осина – высокое лиственное дерево.

Учитель: - Хорошо, молодцы!  Вика Смолина выполнит звуковой разбор слова «осина» у доски за ширмой. А мы давайте запишем предложение: ОСИНА ДРОЖИТ НА ВЕТРУ. Владик выполнит задание у доски за ширмой: запишет предложение, подчеркнёт в нём главные члены предложения.

(Затем Владик  комментирует разбор):(1мин.) (я проверяю задание у Вики).

( Осина дрожит на ветру. Что?- осина- это подлежащее, подчеркну одной чертой. Что делает?- дрожит- это сказуемое, подчеркну двумя чертами.)

Учитель: -Владик, назови слово с проверяемой безударной гласной.

Владик: - дрожит: проверочное слово -  дрожь.

Учитель: - Правильно,  молодец! Ребята, поднимите красные сигналы, кто допустил ошибку  в предложении? Вика Николаева, Серёжа, Дима написали  безударную гласную А. Что надо сделать, чтобы при  письме не допускать ошибок? Лиза?

Лиза:- Слова надо проверять.

Учитель:- Как проверить это слово?

Вика Смолина: - Поставить эту букву под ударение.

Учитель: - Хорошо. Вике и Диме надо быть внимательней, на следующем уроке поработаете в карточках с заданиями, где нужно проверить безударную гласную. Вика Смолина выполнила задание без ошибок, молодец! «5»

Физкультминутка. (1 мин.)

А сейчас все дружно встали,

Отдохнём, как на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись!

Руки вверх, руки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

Встали, сели, встали, сели

И друг друга не задели!

  1. Закрепление нового  материала.( 3 мин.)

Учитель: - Повторите тему сегодняшнего урока. Владик.

Владик:- Антонимы.

Учитель: - Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова- антонимы  к картинкам:

5 слайд:

Учитель: - Дима.

( чистый – грязный)

Учитель: - Молодец!

6 слайд:

Учитель: - Вика Николаева.

(плачет – смеётся)

Учитель: - Умница, ты молодец!

7 слайд:

Учитель: - Серёжа.

(толстый – тонкий)

Учитель: - Правильно, молодец!

8 слайд:

Учитель: - Лиза, назови слова к картинкам.

(маленький  - большой)

Учитель:  - Молодец, правильно!

9 слайд:

Учитель: - Влад.

( грустный – весёлый)

Учитель: - Правильно, молодец! Ребята, посмотрите ещё раз на слова, которые вы называли. Сравните их.

10 слайд:

чистый – грязный,

плачет – смеётся,

толстый – тонкий,

маленький - большой,

грустный – весёлый.

Учитель:  - Какие это слова? Таня?

Таня: - Это антонимы.

Учитель: - Лиза, какие слова называются антонимами?

Лиза:- Слова, противоположные по значению.

Учитель: - Молодцы, вы правильно отвечали. Слово «антоним» в русском языке  обозначает «против».

  1. Работа с учебником.(1мин.)

Учитель: - Ребята, откройте страницу в учебнике  45. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы? Где можно найти слова антонимы, Лиза?

Лиза: - В словаре антонимов.

Учитель: - Правильно, словарь антонимов есть и у нас в конце учебника. Вы можете им пользоваться при выполнении домашнего задания. Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое антонимы и кто из вас на уроке был самым внимательным.(показываю словарь в учебнике)

(  Устная работа.  Дети хором отвечают отгадки).1

11 слайд :

Я- антоним к слову «зной»

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня……(прохлада)

- Молодцы!

12 слайд:

Я -антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …..(зима)

- Молодцы!

13 слайд:

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь ……..(тишина)

Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте  в них антонимы.

14 слайд:

Ученье – свет,

А неученье -……(тьма)

(Хором – тьма)

Учитель: - Вика, как ты понимаешь значение этой пословицы?

 Вика С.: - Будешь хорошо учиться, будешь много знать, многого добьёшься в жизни.

Учитель: - Умница! Хорошо.

15 слайд:

Знай больше,

А говори ……..(меньше)

( Хором – меньше)

Учитель: - Федя, как понимаешь значение этой пословицы?

Федя: - Хоть ты будешь много знать, а говорить надо меньше и правильно, чтобы люди думали о тебе хорошо.

Учитель: - Хорошо!  Молодец! Вы все молодцы! Работали быстро, дружно, были внимательны!

  1. Самостоятельная работа. Итог.(5мин.)

Учитель:  - А сейчас небольшая самостоятельная работа.  Сядьте правильно. Вика Смолина будет самостоятельно выполнять из учебника упр.№ 71. Вика Николаева , Ира и Даша из словаря в конце учебника выпишут  в тетрадь 3 пары слов – синонимов. Ребята, а вам из каждого четверостишия надо выписать только пары слов - антонимов. Каждую пару напишите на новой строке. Ксения, повтори, какие слова называются антонимами?

Ксения: - Слова, противоположные по значению.

Учитель: - Молодец!

 (читаю четверостишия)

16 слайд:

Очень толстый червячок

Яблоку прогрыз бочок,

С тонким он теперь соседом

О скворцах ведёт беседу.

17 слайд:

Сегодня пасмурный день был,

Глеб зонт взял, а лев забыл.

Дождь пролился неплохой

Лев весь мокрый, Глеб сухой.

18 слайд:

Любопытный карапуз

Изучал продуктов вкус,

Но из всех запомнил только

Сладкий торт и перец горький.

19 слайд:

Полный чемодан гордится,

Что поедет за границу,

Ну, а старый и пустой

В шкаф отправят на постой.

Проверка.(1мин.)( проверяю задание у Смолиной, Николаевой, Иры, Даши)

Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга. У вас должно быть так же, как на экране. Ошибки исправьте карандашом.

20 слайд:

Толстый – тонкий

Взял – забыл

Мокрый – сухой

Сладкий – горький

Полный – пустой

Длинный - короткий

Итог. Учитель: - Ребята, поднимите красные сигналы, у кого не так? Ксения и Федя  не успели  дописать слова. Поставьте точку там, где вы закончили.  Серёжа пропустил пару слов «взял-забыл». На какие вопросы они отвечают, Серёжа?

Серёжа: - Что сделал?

Учитель: - Ребята, слова –антонимы могут отвечать не только на вопросы :Кто? Что?, но и на вопросы: Что делал? Какие?

Поднимите зелёные сигналы, у кого всё правильно! Молодцы! Ира, Вика Н., Даша  тоже были внимательны, не допустили ошибок . Молодцы!

Все вы справились с работой. Какие вы записывали слова?

Ира:-  Антонимы!

  1. Итог урока.(1мин.)

Учитель: - Скажите, пожалуйста, что нового  вы  сегодня узнали на уроке? Ксения?

( Какие  слова называются  антонимами.)

Учитель: - Какие это слова, Лиза?

Лиза: -  Слова, противоположные по значению.

Учитель: - Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?

Дима: - Отгадывали загадки.

Учитель: - Хорошо! Ещё?

Ксения: - Учились подбирать антонимы  к картинкам и к пословицам.

Учитель: - Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке.  Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.

  1. Оценивание. (1мин.)

Учитель: - Вы сегодня были все активны на уроке. Отвечали правильно на мои вопросы. Сегодня за урок я вам поставлю такие оценки:

Ира, Дима, Вика Николаева, Даша, Серёжа, Лиза - допустили по одной ошибке в словарной работе, вам сегодня «4». Повторяйте дома словарные слова, будьте внимательны на уроках. Лиза повтори правило  о письме безударных гласных, поработаешь  в крточке.

Вика Смолина за работу на уроке, выполнение задания у доски и самостоятельно сегодня получает «5». Владик  и Таня за работу у доски и за работу на уроке получают «5».

Ксения,  Федя тоже были активны на уроке, не допускали ошибок в тетрадях, оценка «5». Молодцы!

  1. Домашнее задание.(2мин.)

21 слайд:

- Запишите в дневниках: с. 45, учить правило, у. 74 -  подобрать и записать антонимы к словам, можно пользоваться словарём антонимов.

  1. Урок окончен!

Карточка учёта знаний на уроке.

Список

Проверка д/з

Словарная работа

(непроверяемые безуд.гл.)

Фонетический разбор

Разбор предложения

Правописание безударных гласных

Самостоятельная работа

Итог урока

Гаврилюк Д.**

+

1 ош.

+

1ош.

+

4

Козлов В.**

+

+

+

+

+

5

Никонорова И.***

+

1 ош.

+

1 ош.

+

4

Николаева В.***

+

1 ош.

+

1 ош.

+

4

Приходько Т.*

+

+

+

+

+

5

Смолина В.*

+

+

+

+

+

+

5

Соловьёва К.**

+

+

+

+

+

5

Сыкина Д.**

+

1 ош.

+

+

+

4

Фаркаш С.***

+

1 ош.

+

1 ош.

+

4

Шевелин Ф.**

+

+

+

+

+

5

Янчук Е.*

+

1 ош.

+

+

+

4

*- отмечены сильные дети

**- средние

***- слабоуспевающие

Самоанализ урока по теме: « Антонимы».

Тема урока «Антонимы».  По программе эта тема изучается в разделе « Лексика. Состав слова», урок по счёту № 24. Все уроки логически  взаимосвязаны, проводятся в системе. Тип урока комбинированный, так как нужно было повторить пройденный материал,  познакомить с новым и закрепить знания по нему.

Урок проводился во 2 классе по программе « Школа России», автор учебника В. П. Канакина. В учебнике достаточно много материала для практической, самостоятельной работы обучающихся. Наличие в учебнике разных вариантов заданий служит средством самоконтроля учащихся.

Количество обучающихся в классе - 11.  Из «Карточки учёта знаний» видно, что детей можно разделить на группы: сильные, средние, слабоуспевающиеся обучающиеся. При планировании урока я учитывала психологические особенности обучающихся,  а так же потенциал каждого ребёнка, так сильные дети работали у доски, в карточках, самостоятельно в тетрадях, слабые  - получили дополнительное задание на карточках, с остальной группой класса работали вместе. Есть дети, у которых медленная скорость письма. Этим детям (Ксения, Вика Николаева, Федя) я разрешаю выполнить меньший объём письменных заданий. Не все дети пишут красиво, хотя на каждом уроке проводится минутка каллиграфии. (слабо развита мелкая моторика рук). Детей, допускающих ошибки в словарных словах, ставлю на контроль, работаем индивидуально. (Чаще даю карточки со словарными словами, подбираю задания, в которых отрабатывается навык правильного письма слов).

На данном уроке главными  целями были: ознакомление со словами – антонимами; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости,аккуратности,самостоятельности,работоспособности,внимательности,честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству; развитие творческой инициативы; формирование и развитие положительной мотивации учебной деятельности; развитие мышления, памяти, воображения; развитие речи; совершенствование санитарно - гигиенических навыков, каллиграфии.

Урок начался  с организационного момента, который подготовил  и настроил обучающихся на активную работу. Для этого я использовала  стихотворение, которое задало  рабочий ритм урока. Этот этап,  хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Для подведения детей к новой теме урока я использовала только элемент проблемно - диалогического урока (по методике Е. Л. Мельниковой), так как сама только начинаю её осваивать, но работа на уроках  по этой методике мне нравится. Такая методика ведения уроков способствует развитию самостоятельного мышления, формирует умение вести поиск.

Для проведения урока я использовала следующие  методы и приёмы работы:

- словесные (беседа),

-наглядные (карточка со словарным словом, рисунки, презентация, учебники, сигнальные карточки),

-самостоятельная работа (работа в тетрадях),

-методы стимулирования (словесное поощрение, похвала, оценки)

-контроля и самоконтроля (самопроверка и взаимопроверка, контроль учителя). На уроке я использовала современные образовательные технологии, такие как:

-игровая (в словарной работе игра «Поиграем в словарик», физкультминутки провожу в форме игры),

-технологию проблемного обучения, опорных сигналов, технологию разноуровневого обучения.

На протяжении всего урока дети контролировали свою работу. На полях тетради карандашом я разрешаю ставить определённые знаки:

! – ошибок в работе не допущено;

+ - за работу допущено 1-2 ошибки;

- за работу на уроке допущено 3 - 5 ошибок. Подсчитав свои знаки, дети могут сами определить, какую оценку за письменную работу они могут получить. Такой вид проверки учит детей самоконтролю, многие дети в классе уже видят свои ошибки и умеют исправлять их.

В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, смена видов деятельности (чередование устных: отгадывание загадок, работа с пословицами, название слов – антонимов;  и письменных видов деятельности: словарная работа, самостоятельная работа в тетрадях), на уроке проведено 2 физкультминутки, самомассаж рук. Без напоминания дети выполняют самостоятельно гимнастику для глаз (в свободное от письма время).

Использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения. Изображения на экране были чёткими, яркими, хорошо освещёнными.

 В течение всего урока соблюдалась  логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Учебный материал для урока был достаточно содержательным, достаточно объёмным и соответствовал возрастным  интересам и способностям обучающихся.

На уроке я применила формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная, которые так же в ходе урока сменяли друг друга. Дети были активны, мыслительная активность обучающихся стимулировалась словесными поощрениями и оценками.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

С помощью правильного подбора материала к уроку, использования ИКТ, которые помогают сэкономить время на уроке, цели урока, считаю,  были достигнуты: дети назвали, что нового было на уроке, усвоили, какие слова называются антонимами, правильно смогли дополнить пословицы, отгадать загадки, что доказывает активность детей на уроке, их ответы, общая  психологическая атмосфера урока. Урок закончился до звонка, комментарий к домашнему заданию был дан. 

Уроки, проводимые с использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоционального фона обучащихся при восприятии учебного материала.

На уроке были поставлены оценки:

Вика Смолина, Ксения, Влад, Федя, Таня – «5»(5 чел.)

Вика Николаева, Ира, Дима, Даша, Лиза, Серёжа – « 4» (6 чел.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" автор Канакина

Рабочая программа по русскому языку автор учебника В.П.Канакина, 5 часов в неделю, итого 170 часов. В рабочей программе учитываются требования ФГОС...

Урок русского языка для 4 класса, программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина

Тема:  Глагол. 2- е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.Цель:  ознакомить с особенностью окончаний глаголов 2-го лица, донести до сознания учащихся, что мя...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 3 класс, УМК "Школа России", авторы учебника В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Календарно-тематическое планирование выполнено в программе Excel, подготовлено для загрузки в журнал МРКО....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова" по программе УМК «Школа России» автор учебника В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

                   Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"по программе УМК...

Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: «Однозначные и многозначные слова» УМК Школа России Автор учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Тип урока: открытие новых знаний.Цель: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем....

Технологическая карта урока русского языка в 1В классе. Тема: «Ударение» УМК Школа России Автор учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока:  урок закрепления знаний.Цель урока: создать условия для закрепления и систематизации знаний обучающихся об ударении.Задачи урока: Закреплять знания об ударении, ударном и безударном с...