Программа Здоровье
классный час (1,2,3,4 класс) по теме

Воспитательная работа с 1 по 4 класс проходит через программу "Здоровье". Данная программа существенно помогает составлению ежегодных планов воспитательной работы, а главное целенаправленная работа по оздоровлению учащихся приносит свои результаты по улучшению качества образования и воспитания учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zozh.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  «ЗДОРОВЬЕ». 2004 – 2008 г.  

  Овчинникова Л.В.

Пояснительная записка

Обстановка общего кризиса социально – политических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании и алкоголизма, пандемия СПИДа, - всё это требует неотложных контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи.

По выражению академика Амосова, « чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные.  Заменить их нельзя ничем».

Ещё в ХIХ веке была высказана мысль, что со временем многие болезни будут расцениваться как следствие низкой культуры, отсталости, и потому болеть будет считаться позорным. К сожалению, это время пока ещё не пришло.

Вспоминается невесёлая шутка: «Если бы людей судили за преступление против собственного здоровья, очень многие получили бы высшую меру ». Низка общая культура, слабы традиции ЗОЖ, нет потребности, нет привычки, нет навыков – эти основы не заложены с детства.  Именно поэтому так остро стоит проблема сохранения здоровья детей. Наряду с тем, что значимость и деятельность школы как учебного заведения, призванного дать знания, сохраняется, всё большее значение приобретает социально – психологический фактор, охрана здоровья, укрепление атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.

Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: « Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.

В последнее время показатели состояния здоровья населения ухудшаются. Особую тревогу вызывает здоровье детского населения. По данным опроса школьников лишь 15% регулярно выполняют утреннюю гимнастику. Занимаются в спортивных секциях – 13 % . Школа вынуждена заниматься в две смены, школьная мебель не соответствует анатомо– физическим особенностям ребёнка, температурный режим не соблюдается, питание не всегда витаминизировано. Высокая учебная нагрузка в школе диктует необходимость расширения занятий детей физической культурой и спортом. Однако при наличии в школе 1 спортивного зала эта проблема не решается.

При поступлении в первый класс из медицинских карточек видно, что пришли дети с ослабленным здоровьем. Медицинский осмотр в первом классе показал следующее: 1 -ребёнок инвалид, 4- с гиперкинетическим синдромом, 6 – нарушение осанки, 3 -с ослабленным зрением, 3- ожирение, после операции были двое, аденоиды –2, дисфункция слуховых труб -1, плоскостопие –1.

Перед учителем встала задача проводить уроки с учётом индивидуальных особенностей детей, применяя здоровьесберегающие технологии. Особое значение приобретает разъяснительная работа с учащимися, родителями о важности воспитания у них привычки бегать, кататься на лыжах, коньках, совершать прогулки, выполнять утреннюю гимнастику.

Программа « Здоровье» имеет значение для решения ряда воспитательных  и социальных проблем.

Проблемы: наличие в классе ребёнка – инвалида, ослабленных и больных детей, низкий уровень сформированности коммуникативных способностей, проблемы межличностного характера

 Задача программы: пропаганда и формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.

 Цель  программы: сохранение нравственного, психического и физического здоровья детей.

Возраст участников программы : 1 – 4 класс

Сроки реализации программы: 2004 – 2008 годы

Ожидаемые результаты: снижение уровня заболеваемости детей, формирование здорового образа жизни в семье.

Основные направления реализации программы:

  1. физкультурно – оздоровительное;
  2. социально – психологическое;
  3. медико – просветительское;
  4. работа с родителями.

Организационные мероприятия:

  1. Изучение медицинских карт учащихся, беседы с родителями ( анамнез ), консультация медицинских работников.
  2. медицинский осмотр в 1, 4 классах.
  3. доведение до сведения родителей показателей состояния здоровья детей.

Создание оптимальных условий для сохранения здоровья учащихся в процессе воспитательной и учебной деятельности

1.Использовать методы психологической диагностики для психотерапевтической коррекции неврозоподобных состояний, девиантного поведения учащихся, предупреждению стрессовых и конфликтных ситуаций в коллективе;

2.Пропаганда не медекаментозных методов оздоровления: закаливание, точечный массаж, занятия хатха йогой, ионизаторы воздуха.

3. Обязательное проведение физических минут на каждом уроке, зарядки перед уроками.

  1. Вовлечение учащихся в спортивные кружки, секции.
  2. проведение тематических классных часов по проблемам здоровья, профилактики вредных привычек, приобретению навыков ЗОЖ

Методы работы:

. Сказкотерапия

. Тренинговые занятия

. Занятия по нравственному и половому воспитанию

. Классные часы по ЗОЖ

. Валеологические занятия

. Психологические классные часы

. Психологическая диагностика

. Педагогический всеобуч родителей

Формы работы:

. Индивидуальная

. Групповая

. Коллективная

Реализация программы осуществляется через взаимодействие следующих участников: классный руководитель, родители, психологическая служба, учителя физкультуры и хатха йоги, медицинский работник, преподаватель музыки, и направлена на сохранение нравственного, психического и физического здоровья детей.

Критериями эффективности программы является:

. Снижение заболеваемости в классе

. Формирование у детей позитивного отношения к ЗОЖ

. Развитие коммуникативных навыков

. Уменьшение конфликтных ситуаций

. Устранение барьеров в общении

. Снижение уровня агрессии

. Соблюдение норм поведения и режима дня

Модель выпускника начальной школы:

В личности учащегося должны проявляться:

Самоконтроль, саморегуляция поведения, общественная активность, ответственность, коммуникабельность.

Ученик делает выбор в пользу ЗОЖ, бережно относится к своему здоровью, умеет организовать свой учебный труд, ценит отношения с одноклассниками, друзьями, активно участвует в коллективной творческой деятельности, готов к развитию интеллектуальных способностей и творческого потенциала, умеет самостоятельно принимать решения в пользу ЗОЖ.

Занятия по нравственному и половому воспитанию

1 – 2 классы

  1. Где я был, когда меня не было? Как я был «космонавтом». История появления человека на свет.
  2. Из чего сделаны девочки? Из чего сделаны мальчики? Красивые девочки, сильные мальчики. Быть девочкой – это…Быть мальчиком – это..
  3. История одежды девочек и мальчиков. Как одеваются девочки и мальчики сегодня. Что нравится надевать девочка и мальчикам?
  4. О дружбе девочек и мальчиков. Сор, сор – никогда! Мир, мир – навсегда! Как научиться не обижать друг друга, как научиться прощать и просить прощение.
  5. О детском одиночестве и о путях его преодоления.

6,7 Невидимые враги человека, которые ему мешают жить( нецензурные слова, курение, алкоголь, СПИД, наркотики)

8,9 Что значит быть ответственным. За что я ответственен дома, на улице, в школе.

10. Азбука поведения.

3 – 4 классы

1.Что значит быть мужественным? Что значит быть женственной? За что уважают мужчин и женщин?

2.Как находить себе друзей и подруг? Кто настоящий друг или подруга? Дружба девочек и дружба мальчиков.

3. Опасная дружба. Где нельзя заводить знакомства?

4.Какого человека называют бесчувственным? Что такое чувства? ( Обида, страх, злоба, гнев, добро, дружба, любовь)

  1. Кем я хочу стать? Мужские и женские профессии.

7 –8 Проблемы, которые решают взрослые в семье. Мои « хочу» и мои « надо»

9 – 10 Мы строим дом. Выходной день в семье. Мои интересы и возможности.

Темы классных часов:

1 класс

Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело.

Чтобы гриппа не бояться, надо братцы закаляться.

Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься.

2 класс

Что значит: быть здоровым человеком?

Шалости и травмы.

Чем можно отравиться?

3 класс

Путешествие в страну Здоровья.

Полезны везде и всегда солнце, воздух и вода.

Сам себе я помогу и здоровье сберегу.

Говорим мы вам без смеха, чистота – залог успеха.

4 класс

Вредные привычки.

Здоровье девочки.

Здоровье мальчика.

О пользе зарядки.

Валеологические занятия по формированию культуры здоровья

Моё тело.

Мои эмоции.

Как люди отдыхают.

Погода и одежда.

Как не заболеть, когда другие болеют.

Как правильно пользоваться лекарствами.

Я и моя семья.

Я и мои друзья.

Спокойствие, только спокойствие!

Я и моя безопасность.

Волшебная скорая помощь.

Психологические классные часы

Качества человеческого ума. Ум человека. Как его развить?

Тренировка памяти. Как развить хорошую память?

Учимся представлять и фантазировать.

Слушать – слышать, смотреть – видеть, понимать – делать вывод.

Что такое мой характер?

Как научить себя учиться?

Окна моего дома. Что они значат в моей жизни?

Мои положительные качества и мои недостатки на чаше весов …

Чувство юмора в жизни человека. Как научиться радоваться жизни?

Конфликтный человек. Какой он?

Как научиться быть любимым?

Какие качества человека помогают ему в трудных жизненных ситуациях?

Тренинги:

1 класс – Адаптация детей к школе

2 класс – Дружный ли наш класс?

3 класс – Развитие мыслительных процессов.

4 класс – Адаптация к пятому классу.

Участие детей в общественной жизни школы:

1 класс – День Бегуна, соревнования по шашкам, Спартакиада, Весёлые старты с воспитанниками ДОУ « Солнышко», уроки Сказкотерапии.

2 класс – участие в районной научно – краеведческой конференции « Мы за ЗОЖ», выступление на классных часах в других классах « Умей сказать – « НЕТ!», участие в конкурсе плакатов, вовлечение всех учащихся в соревнования по шашкам

3 класс – выступление с агитбригадой в школе « Умей сказать - НЕТ», участие в научно – практической конференции « Шаг в будущее», городские соревнования по шашкам,

4 класс – пропаганда ЗОЖ, участие в конкурсах, викторинах

Родительские собрания:

1 класс – Я и он: как жить в гармонии с ребёнком.

Индивидуальные особенности развития ребёнка 7 –8 лет.

Развитие коммуникативных навыков для успешной социализации ребёнка.

Развитие эмоционального мира первоклассника

2 класс – « Я и мой ребёнок» поиски взаимопонимания

Чувства родителей и детей. Душевное здоровье ребёнка.

Наказание и поощрение.

Утомляемость ребёнка и как с нею бороться.

3 класс – Если ваш ребёнок часто болеет

Как развивать память ребёнка

Подвижные и медлительные дети.

4 класс – Ваш ребёнок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании.

Как научить дочь или сына говорить « нет»

Выбор дальнейшего пути.

Спортивные праздники с участием родителей

Оборудование классного кабинета:

1.Приобретение ионизатора воздуха с помощью родителей.

2. Покупка электрочайника для кипячения воды.

3. Выписать в класс плакаты по ЗОЖ и ОБЖ

4. Покупка шашек в класс для игры на переменах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Здоровье" Мини-клуб "Береги здоровье смолоду"

Принципы реализации программы. Цель и задачи программы. Деятельность по реализации программы.  Прогнозируемый результат...

Проект программы "Здоровым быть здорово!"

Программа  на 4 года. Содержит тематическое планирование по каждому году....

Игровая программа "Здорово быть здоровым"

Внекласное занятие для учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида. В игровой форме воспитывать у учащихся внимательное отношение к своему здоровью....

Программа «Здоровым быть здорово!»

      Программа «Здоровым быть здорово!» рассчитана на 1 час в неделю и построена с учётом интересов и потребностей школьников 1-4 классов. Предлагаемая программа способству...

Воспитательная программа "здоровому всё здорово".

Воспитательная работа с классом....