Программа патриотического воспитания младшего школьника «Моё Отечество»
рабочая программа по теме

Соломатина Ольга Валентиновна

 

Программа патриотического воспитания младшего школьника "Моё Отечество" расчитана на 4 года, имеет концентрическую структуру. В данной работе демонстрируется рабочая программа и мероприятия, проведенные в 1-ом и 2-ом классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа патриотического воспитания младшего школьника

 «Моё Отечество»

«А главное все-таки: люби, люби и люби свое отечество.                                                                                                                                                               Ибо любовь эта даст тебе силу, и все остальное без труда совершишь»                                                                                                                                 Салтыков-Щедрин М. Е.

Пояснительная записка

            Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

            Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу (Агапова, Давыдова 2002).

Системный подход воспитания патриотизма должен найти свое отражение в урочной, внеурочной и внеучебной деятельности младшего школьника, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.

Патриотическое воспитание невозможно без участия в этом процессе родителей.  Монтескье: «…лучшее средство привить любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов»

Цель программы - формирование основ патриотизма у младшего школьника.

     Предполагаемый результат воспитания – гражданственность и патриотизм школьников, выражающиеся в их готовности и способности нести личную ответственность за благополучие общества  и за собственное благополучие.  

     В основе программы положена Ленинградская концепция воспитания школьника, ключевым моментом которой является « глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет». «Малая родина – это,  прежде всего люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории».

Программа концентрического типа, разработана на 4 года, имеет 6 ступеней:

Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:

Предполагаемый результат:

  1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине.

(поэтапное формирование знаний согласно ступеням программы)

Учащиеся будут знать природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города,  страны, о законах, правах и обязанностях учащегося,  государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, знание исторических памятников страны, края, города).

2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

 Прогнозируется активизация эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств, как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний.

Младшие школьники будут уметь отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности,  принять участие в общественно направленном труде,  бережно относиться к природе, результатам труда других, отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками, укреплять  свое здоровье и беречь здоровье окружающих

 

Принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Направления  работы:

- краеведческое;

- гражданское;

- культурно-эстетическое;

- спортивное;

- военно-патриотическое.

Мероприятия, проведенные в 1-ом классе, по программе «Моё Отечество»,

2010/2011 учебный год

Ступень программы

Направление

Мероприятие

Место в УВП

Цель

Формы и методы деятельности

Итоги

Я и моя семья

культурно-эстетическое

«Кто Я?»

«Какой Я?»

«Моя любимая игрушка»

«Мой лучший друг»

«Мои домашние обязанности»

Классные часы

Формировать детский коллектив,

ответственность к своим обязанностям

Творческая работа в виде устного сочинения

Устные иллюстрированные доклады

культурно-эстетическое

«Моё домашнее животное»

Урок окружающего мира

Формировать ответственное отношение к своим обязанностям, чувство любви к домашним питомцам

Творческая работа в виде устного сочинения

Устные иллюстрированные доклады

Культурно-эстетическое

Традиции моей семьи  «Радость семейного счастья»

Классный час

Формировать семейные ценности, укреплять семейные традиции

Творческая работа в виде стенгазеты

Стенгазеты

Культурно-этетическое

«В здоровом теле – здоровый дух»

Классный час,

уроки окружающего мира

Бережно относиться к собственному здоровью, беречь здоровье окружающих

Уроки изучения нового материала, викторина

Плакаты о вредных для здоровья факторах

КУльтурно-эстетическое

О правилах дорожного движения (по программе школы)

Классные часы, внеучебные мероприятия

Знать и соблюдать ПДД, беречь свою жизнь и здоровье

Уроки изучения нового материала, викторины, творческие работы

Участие в городском конкурсе по ПДД

Краеведческое,  культурно-эстетическое

«Осенины»

Внеучебное мероприятие

Формировать представление о сезонных изменениях в природе, познакомиться с сельскохозяйственной продукцией Пермского края, формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства

Творческая работа родителей

Конкурсная программа, организованная родителями

культурно-эстетическое

«Мама –первое слово»

Внеучебное мероприятие

Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства

Творческая работа

Конкурс рисунков,

 праздничный вечер, посвященный  Дню матери

культурно-эстетическое

«А ну-ка, девочки»

Внеучебное мероприятие

Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства

Творческая работа родителей

Конкурсная программа, организованная родителями

культурно-эстетическое

«Мой папа самый лучший»

Внеучебное мероприятие

Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства

Творческая работа

Вечер, посвященный защитникам Отечества

культурно-эстетическое

«А ну-ка, мальчики»

Внеучебное мероприятие

Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства

Творческая работа родителей

Конкурсная программа, организованная родителями

культурно-эстетическое

«Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

Внеучебное мероприятие

Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства

Творческая работа родителей

Конкурсная праздничная программа

культурно-эстетическое

Дни именинников

Внеучебные мероприятия

Формировать детский коллектив, традиции, укреплять родственные чувства

Творческая работа родителей

Конкурсные праздничные программы

Моя школа

краеведческое

История школы

Классный час

Познакомиться с историей школы

Лекция

Конкурс рисунков

культурно-эстетическое

Моя школа самая лучшая!

Классный час

Воспитывать  любовь к школе

Творческая работа с помощью родителей

Конкурс авторских стихов

культурно-эстетическое

Встреча с ветераном труда, бывшим учителем школы Белавкиной Т.А.

Классный час

Познакомиться с творческой деятельностью бывшего учителя школы

Диалог

Оформление материала о Белавкиной Т.А. для музея школы

Мой район - Мотовилиха

краеведческое

История Мотовилихи

Классные часы

 Познакомиться с историей Мотовилихинского района

Поисковая

Оформление «Тетрадей Дружбы», доклады

краеведческое

Пермь космическая (к 50-летию полёта Ю.А.Гагарина) Посещение планетария

Классный час

Коллективная поисковая работа

Экскурсия

Познакомиться с историй и деятельностью Пермского планетария

Презентация

 http://youtu.be/lc5vLXkgOfo 

краеведческое

Посещение  ГТРК «Вести»

Внеучебное мероприятие

Познакомиться с историей и деятельностью Пермской государственной телерадиокомпании

Экскурсия

Рисунок

военно-патриотическое

«Вечная слава героям войны!»

Классный час

Познакомиться с историей ВОВ, формирование чувства гордости за свою семью

Творческая работа в виде сочинения о родственниках, живших в годы Великой Отечественной войны

Доклады

краеведческое

Разработка  туристического путеводителя по Мотовилихинскому району

Внеучебное мероприятие

Познакомиться с достопримечательностями Мотовилихинского района

Коллективная поисковая работа

Диплом победителей в краевом конкурсе «Путешествие 2011»

спортивное

«Мама, папа, я – спортивная семья»

Внеучебное мероприятие

Формировать потребность в здоровом образе жизни

Спортивное соревнование

Спортивное соревнование

культурно-эстетическое

Масленица

Внеучебное мероприятие

Формировать представление о народных традициях

Народное гуляние

Грамота самому нарядному классу

культурно-эстетическое

Посещение кукольного театра «Вера, Надежда, Любовь», спектакль «Рождество»

Внеучебное мероприятие

Формировать духовные ценности

Просмотр спектакля

Рисунок по теме

гражданское

Парламентский урок

Классный час

Формировать представление о государственном строе России

лекция

Участие в интерактивной игре для младших школьников «Парламентский урок»

гражданское

Гражданский час

Классный час, уроки музыки и изо

Формировать уважительное отношение к государственной символике России

Лекция, уроки, творческая работа

Участие в краевом  конкурсе рисунков «Государственная символика России»

Краеведческое,  культурно-эстетическое

«Друзья птиц»

Классный час, внеучебное мероприятие

Формировать бережное отношение природе, ответственность за «братьев меньших»

Творческая работа, практическая работа по изготовлению скворечников

Благодарность от лесхоза г.Перми

 

Результаты  первого года обучения.

Учащиеся с интересом  участвуют в мероприятиях, предусмотренных программой «Моё Отечество»,  повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях.

Одним из внешних стимулов является участие в различных соревнованиях, конкурсах, акциях, проводимых в классе,  школе,  городе, крае. Эти же конкурсы показывают степень усвоения знаний, предусмотренных программой, и их применения на практике.  Ученики знают традиции своей семьи, интересы своих родителей, государственную символику, государственные праздники, достопримечательности и историю Мотовилихинского района.  Знания могут применять на практике.

Эмоциональная сфера учащихся 1 класса  диагностирована методом наблюдения за поведением учащихся и нашла своё отражение в изобразительном творчестве. Учащиеся стараются добросовестно выполнять свои обязанности дома, в школе, в общественных местах. Дети бережно относятся к животным, продуктам труда других людей.

 Уровень воспитанности, диагностируемый методом тестирования,  – средний по классу.

В основном сформирован детский коллектив. Социометрические исследования показали, что отверженных в классе нет, выявлены лидеры.  Учащиеся в основном научились работать в группах, а также умеют распределить с помощью классного руководителя обязанности во время коллективной работы в классе. С уважением относятся к взрослым.

Родители принимали активное участие в общественной жизни класса: организовывали и проводили  праздничные мероприятия, помогали детям в поисковой и творческой работе.

Мероприятия, проведенные во 2-ом классе, по программе «Моё Отечество»,

2011/2012 учебный год

Ступень программы

Направление

Мероприятие

Место в УВП

Цель

Форма  деятельности

Итоги

Мой район - Мотовилиха

краеведческое

Достопримечательности Мотовилихинского района

Классные часы, внеурочные мероприятия

Познакомиться с достопримечательностями Мотовилихинского района

Поисковая

Оформление «Тетрадей Дружбы»

культурно-эстетическое

Акция «Чистый берег»

Внеклассное мероприятие

Очистить береговую зону ближайшего водоема, формировать экологическое мировоззрение

Практическая работа

Чистый берег пруда Мотовилихинский

Краеведческое,   культурно-эстетическое

Посещение музея Мотовилихинских заводов

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с историей  и деятельностью АО «Мотовилихинские заводы»

Экскурсия

Доклады о продукции Мотовилихинских заводов

Краеведческое,  культурно-эстетическое

Посещение музея Диорама

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с историей Мотовилихинского  района

Экскурсия

Оформление «Тетрадей Дружбы», доклады

Мой город Пермь

Краеведческое,  культурно-эстетическое

Достопримечательности города Перми

Внеклассное мероприятие, классные часы

Познакомиться с достопримечательностями города Перми, историей города

Поисковая

1 место в краевом конкурсе «Всем краеведам краевед»,

диплом финалистов муниципального конкурса «Потешные прогулки по Перми», оформление    «Тетрадей Дружбы», видеоролик об истории Пермского кукольного театра

 http://youtu.be/FnncsxE2pW0 

Краеведческое,  культурно-эстетическое

Посещение Музея древностей

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с древней историй Пермского края

Экскурсия

Участие в конкурсе юных археологов

Краеведческое,  культурно-эстетическое

Посещение Пермской галереи

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с экспонатами галереи

Экскурсия

Рисунки, отзывы об экскурсии

Краеведческое,  культурно-эстетическое

Автобусная экскурсия по Перми

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с достопримечательностями Перми

Экскурсия

Оформление «Тетрадей Дружбы», доклады

культурно-эстетическое

«Рождественские звездочки» в «Новогодних приключениях»

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с историей праздника Рождество, формировать духовные ценности

Творческая работа

1 место в краевом конкурсе «Новогодние приключения»

культурно-эстетическое

Светлый праздник Пасха

Урок музыки, технологии, классный час

Познакомиться с историей праздника Пасха, формировать духовные ценности

Творческая работа, урок

Праздничные открытки

культурно-эстетическое

«Волк и семеро козлят на новый лад» (к празднику 8 марта)

Внеурочное мероприятие

Формировать семейные ценности

Творческая работа

Праздничный вечер для мам и бабушек

культурно-эстетическое

«Богатырские забавы»

Внеклассное мероприятие

Формировать семейные ценности

Конкурс для пап

Грамота за участие

культурно-эстетическое

Дни именинников

Внеурочные мероприятия

Формировать детский коллектив, традиции, укреплять родственные чувства

Творческая работа родителей

Конкурсные праздничные программы

Культурно-эстетическое

О правилах дорожного движения (по программе школы)

Классные часы, внеклассные мероприятия

Знать и соблюдать ПДД, быть ответственным пешеходом и пассажиром

Уроки, тренинговые занятия, творческая работа

1 место в городском конкурсе по правилам дорожного движения «Дорога и мы»

Мой Пермский край – любимый край

краеведческое

Природа Прикамья

Классный час, урок окружающего мира, внеклассное мероприятие

Познакомиться с природным богатством Пермского края, беречь природные ресурсы

Поисковая, творческая

Оформление «Тетрадей Дружбы», доклады,

1 место в краевом конкурсе «Помоги реке»

Краеведческое,  культурно-эстетическое

Экскурсия в Лысьвенский краеведческий музей

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с историей и достопримечательностями города Лысьва

Экскурсия

Рисунок, отзыв об экскурсии

Краеведческое,  культурно-эстетическое

Экскурсия в музей под открытым небом в городе Чусовой

Внеклассное мероприятие

Познакомиться с историей и достопримечательностями города Чусовой

Экскурсия

Рисунок, отзыв об экскурсии

спортивное

«Веселые старты»

Внеурочное мероприятие»

Формировать потребность в здоровом образе жизни

Спортивное соревнование

1 место среди учащихся 1-2 классов

военно-патриотическое

Встреча с ветераном вооруженных сил СССР , майором  запаса  Исайкиным П.А.

Внеурочное мероприятие

Формировать чувство гордости  и благодарности за подвиг  советских солдат в годы ВОВ

Диалог

Отзывы о встрече

военно-патриотическое

Конкурс чтецов, посвященный Победе в ВОВ

Внеурочное мероприятие

Формировать чувство гордости и благодарности за подвиг советских солдат в годы ВОВ

Творческая работа

2 место в школе

гражданское

Права и обязанности ребенка

Классный час

Формировать правовую культуру учащихся

Диалог

Участие в конкурсе рисунков «Нарисуем права»


              В 3-ьем и 4-ом классах будет  продолжена работа по изучению Пермского края,  будет изучаться  история, культура, природа нашей страны – России, а также будет происходить  «наращивание» первых ступеней программы.  Согласно принципам программы будет увеличена доля гражданского и военно-патриотического воспитания. Конкретные мероприятия будут разработаны на основе анализа воспитательной работы за 2-ой и 3-ий  год обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа патриотического воспитания младших школьников «Моё Отечество»

Слайд 2

Цель программы: формирование основ патриотизма у младших школьников

Слайд 3

Срок реализации - 4 года.

Слайд 4

Задачами патриотического воспитания младших школьников являются: Предполагаемый результат: 1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине . ( поэтапное формирование знаний согласно ступеням программы) Учащиеся будут знать природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, страны, о законах, правах и обязанностях учащегося, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, знание исторических памятников страны, края, города). 2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Прогнозируется активизация эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств, как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе. 3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Младшие школьники будут уметь отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, принять участие в общественно направленном труде, бережно относиться к природе, результатам труда других, отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками, укреплять свое здоровье и беречь здоровье окружающих

Слайд 5

Направления Краеведческое Культурно-эстетическое Гражданское Спортивное Военно-патриотическое

Слайд 6

Мероприятия, проведенные в 1-ом и 2-ом классах обучения Рассказы о себе, своей семье

Слайд 8

Мероприятия, организованные родителями

Слайд 9

Новогодние превращения можно посмотреть по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=ff2lRKW7NaI&feature=BFa&list=UUv1zUONGTi_VnkWymmbOgZw

Слайд 10

Новогодние приключения «Рождественских звездочек» http://www.youtube.com/watch?v=lGWnisEoLLM&feature=relmfu http://youtu.be/fb40fTjXSjA

Слайд 11

Мероприятия, подготовленные для родителей «Волк и семеро козлят на новый лад» можно посмотреть по ссылке: http://youtu.be/aFOT7ZV3r5s

Слайд 12

Мероприятия, проведенные совместно с родителями

Слайд 13

Акция «Чистый берег» http://www.youtube.com/watch?v=JrsWfcbKf_I&feature=email http://www.youtube.com/watch?v=ycixdlUObcs&feature=channel&list=UL

Слайд 14

Стенд для изучения темы по ПДД «Перекресток», изготовленный совместно с родителями

Слайд 15

Моя школа Что такое школа? Это –дети. Заспанные дети на уроках, Школа дает нам много знаний. Ходим в школу мы с удовольствием. Школа, наша любимая Нам без тебя не прожить ни дня. Уроки, задания, задачи, диктант – Все это нужно так нам! Что такое школа? Это – встречи! Встречи с настоящими друзьями, С теми, кто дороже всех и ближе всех на свете. Наша дружба будет вечно с нами. Наша школа лучше всех! И другой на свете нет. Мы пришли сюда учиться, Не хотим переводиться! В первый класс пришли недавно Мы в начале сентября. И взрослеть мы начинали По страничкам букваря. Буквы, палочки, крючочки – Это было год назад. Во втором мы зависаем, Настроение наше – класс! Учат русскому, литературе, математике у нас, И английский изучаем, рисование и труд. А старанье и терпенье Нам всегда помогут тут! По ступенькам выше, выше – И придем в последний класс. Круто! Мы учимся здесь! И для нас и для нас весь мир Открыт впереди! Нелегко стать звездой, но с тобой Скоро этот мир удивим!

Слайд 16

Достопримечательности и история Мотовилихинского района в «Тетрадях Дружбы»

Слайд 17

Достопримечательности и история города Перми в «Тетрадях Дружбы»

Слайд 18

В нашем городе есть уникальное просветительское учреждение, сочетающее достижения науки, техники и искусства, http://youtu.be/lc5vLXkgOfo

Слайд 19

Кукольный театр города Перми http://www.youtube.com/watch?v=FnncsxE2pW0&feature=youtu.be

Слайд 20

Природа Пермского края в «Тетрадях Дружбы»

Слайд 21

Встречи с ветеранами

Слайд 22

Нарисуем права

Слайд 23

Изучаем государственную символику

Слайд 24

Экскурсии

Слайд 25

Наши победы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

Программа патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"

Программа патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах....

Программа патриотического воспитания младших школьников

Программапатриотического воспитания младших школьников...

Программа патриотического воспитания младших школьников "Патриот"

Патриотическое воспитание молодого поколения является            первостепенной функцией каждого современного общества....

Программа патриотического воспитания младших школьников "Моя родословная",

Данная программа способсвтует формированию патриотического восптания у обучающихся начальной школы, так как именно с семьи закладываются отвественность и чувство гордости за свою страну. Изучение...

Программа патриотического воспитания младших школьников «Кадеты – наследники Победы»

Патриотическое воспитание в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива, учащихся по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания...

проект программы патриотического воспитания младших школьников 1-2 класс

проект программы патриотического воспитания младших школьников 1-2 класс...