Конспект классного часа "Жертва. Жертвенные поступки"
классный час (3 класс) на тему

Разговор идет о поступках родителей ради своих детей и поступках детей ради своих родителей, о чувстве благодарности и вззаимопонимании между людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhertva.doc134.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока социальной жизни  или классного часа.

 

Учитель:   Дерябина Т.И. , учитель начальных классов

Тема: Жертвенные поступки. Жертвенный костер.

Цели и задачи: поговорить о человеческой благодарности по отношению друг к другу;

о благодарности детей по отношению к своим родителям и, наоборот, о

безвозмездной  родительской заботе о своих детях;

учить делать добрые дела, видеть хорошее в людях,

cпособствовать воспитанию в себе самых лучших человеческих качеств.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация,

толковые словари для каждой группы,

красивый графин для бальзама любви, натуральный сок,

мультфильм «Горячее сердце Данко»,  шелковое красное сердце и

маленькие  сердечки из клеящей бумаги (25 шт),

рисунки жертвенных костров, карточки со словами для работы в группах.

1.        Постановка цели.

-Спасибо, дети, за добросовестную подготовку к уроку!

-Какое слово вам приятно было услышать?

( Слово благодарности « спасибо »)

- Сегодня  мы поговорим о человеческой благодарности по отношению  к друг                другу.

-О « волшебных словах » с их волшебной силой мы начинаем говорить с 1

класса. Поэтому запас знаний у вас уже есть. Но достаточно ли этого?

РЕФЛЕКСИЯ

- Покажите на оценочной шкале, на каком уровне находятся ваши знания по этому              вопросу.

-  Сегодня мы продолжим разговор о самых лучших человеческих

качествах и, в том числе, человеческой благодарности.

2.Проверка домашнего задания.

- Начнем с домашнего задания и ваших исследований.

Домашнее здание: Посчитать, сколько раз в день вам скажут «спасибо»,

сколько раз сказали вы сами слово « спасибо»

- Итак, сколько раз в день вы говорили « спасибо »?

-Сколько раз говорили вам? (Выбирают лидера)

-Что получилось из того, когда вы стали говорить « спасибо»

как можно чаще?

-Какой можно сделать вывод?

( Слово «спасибо» имеет волшебную силу и вызывает ответную благодарность и внимание)

3.        Птица благодарности

- А теперь представьте, что к нам в класс влетела Птица благодарности. Она хочет напомнить вам о тех, кого вы забыли когда-то и за что-то поблагодарить. Пока птица летает, вы можете мысленно сказать им « спасибо », а птица поможет доставить эту благодарность по назначению (звучит музыка, а девочка в костюме птицы пролетает между рядами ).

 -Кто хочет поделиться своими мыслями? Кому вы отослали слова    

 благодарности?(высказываются дети)

 -Благодарность людей выражается не только словами, но и поступками. Нужно уметь    заботиться о своих близких людях, тем самым выражая им благодарность за их доброе отношение к вам.

   4. Работа в группах

-Предлагаю поговорить по этому поводу.  Давайте разделимся на группы. Каждая группа получит задание.

  Раздаются темы: ( Слайд 1)

а)        Мама заболела.

б)        У бабушки день рождения.

в)        Младший брат капризничает.

г)        Папа вернулся с работы усталый.

д)        Друг пришел в гости.

- Подумайте, какую заботу можно проявить по отношению  к людям в разных
 ситуациях, чтобы им было приятно? ( дети рассуждают)
Вывод: За такую заботу вы также получите и не только слова благодарности, но и такую же заботу и любовь.

6. Жертвенные костры.

-Вы наверное обратили внимание на то, что у нас в классе пылают костры  ( на доске нарисованы 2 костра, звучит лирическая музыка /

 - Это не просто костры – это « костры жертвенности ».

  -Как вы думаете, почему их так назвали?

  -Что значит слово « жертва » , «пожертвовать»? (Слайд 2)

  ( учащиеся ищут значение слов в толковом словаре)

  -Это значит отказаться от чего-то, принести в дар « безвозмездно!»

  -Каждый язык пламени олицетворяет жертвенный поступок  человека ради

   кого-то другого.

  -Подумайте, как и чем вы пожертвовали или собираетесь пожертвовать ради

    своей семьи,  своих родителей, близких людей? (дети предлагают и записывают

    на каждом языке пламени жертвенного костра поступки детей).

   -А чем родители жертвуют для вас? (записывают на каждом языке  пламени поступки родителей)

1 костёр (дети)                                                      2 костёр (родителей)

  1. Друзьями        1. Карьерой
  2. Мечтой        2. Работой
  3. Желаниями        3. Свободным временем
  4. Свободным временим        4. Интересами
  5. Игрушкой (Слайд 3)        5. Желаниями

                                                                                             6.Материальными средствами

                                                                                                  7.Мечтой

                                                                                               8.Здоровьем, жизнью (Слайд 4)

- А теперь сравните, чей костёр горит ярче?

 -Кому вы должны отдать свою благодарность и любовь?

 - А может ли поменяться положение? Как? Когда? (высказывания детей)

7.Сказка М. Горького « Горячее сердце Данко »

 

-На уроках чтения мы читаем много произведений о человеческой благодарности и заботе, но я хочу вспомнить об одной сказке, которая называется « Горячее сердце Данко »

 -Кто знает эту сказку?

 -А кто слышал о человеке по имени Данко?  Кто написал это произведение?

 -Хотите ещё раз посмотреть эту сказку?

 ( смотрят мультфильм  «Горячее сердце Данко» , можно рассказать сказку учителю на    

  фоне лирической музыки и держа в руках мягкое атласное сердце-игрушку)

Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трёх сторон таборы этих людей, а с четвёртой - была степь. Были это весёлые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжёлая пора: явились откуда - то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи попадали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим.

Тогда стали плакать жёны и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна - назад, - там были сильные и злые враги, другая - вперёд, - там стояли великаны - деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота.

Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днём в сером сумраке и ещё плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днём и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А ещё страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям.

Это были всё-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победил их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними их жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют алые духи леса и болота...Люди всё сидели и думали.

Но ничто - ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом всё громче и громче... Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни... Но тут явился Данко и спас всех один".

"Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

"- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдём в лес и пройдём его сквозь, ведь имеет же он конец - всё на свете имеет конец! Идёмте! Ну! Гей!"... "Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому, что в очах его светилось много силы и живого огня."

"- Веди ты нас!" - сказали они. "Тогда он повёл. "Повёл их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Всё гуще становился лес, всё меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повёл их куда - то. А он шёл впереди их и был бодр и ясен."

"Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нём собрались все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны - деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнём и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей.

И деревья, освещённые холодным огнём молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что - то страшное, тёмное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шёл впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!"

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

"- Ты, - сказали они, -ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!"

"- Вы сказали: "Веди!" - и я повёл! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не сумели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!"

Но эти слова разъярили их ещё более.

"- Ты умрёшь! Ты умрёшь!" - ревели они.

А лес всё гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого ещё ярче загорелось в нём сердце, ибо эта их дума родила в нём тоску.

А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

"- Что сделаю я для людей?!" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый эти факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.

"- Идём!" - крикнул Данко и бросился вперёд на своё место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивлённо качая вершинами, но его шум был заглушён топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слёз. А Данко всё был впереди, и сердце его пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождём. Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал, и - умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего - то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...

9. Работа по сказке

-   Как вы понимаете слова Данко?
         « Не своротить камня думою »?

  - Почему люди пошли за Данко?

 -  Какими качествами обладал этот юноша?
 - Чем пожертвовал Данко и ради кого?

  - Что стало бы с людьми, если бы они не пошли за Данко?

   -Остались ли люди благодарны этому юноше? (Осталась

     память о нем, легенда).

 - Я хочу подарить вам маленькие частички от этого благородного сердца, которые помогут    вам быть добрыми и щедрыми, благодарными и благородными. Пусть эти сердечки помогут вам вспомнить или придумать свою сказку о том, как кто- то пожертвовал ради своих близких или друзей  самым дорогим, что у него есть.

(учитель дарит каждому ребенку маленькое сердечко из клеящей бумаги, и дети приклеивают сердечки на тетрадки)

10.Примеры из жизни

-Можете ли вы привести примеры других людей, которые отдали свои жизни за счастье других?  ( МЧС, солдаты )

-Вашей жизни такие люди встречались? Вы лично с ними знакомы?

(дети приводят примеры)

 - Как вы думаете, откуда эти люди берут силу для того, чтобы  бороться с непониманием и ненавистью людей по отношению к ним?

       

11.Итог

 -О человеческой доброте и благодарности можно ещё много  говорить, но наш разговор подходит к концу.

 - Попробуйте на оценочной шкале отметить, на каком уровне теперь находятся ваши знания по данному вопросу? И есть ли еще место для дополнительной информации?

12.Бальзам любви и благодарности

- И, наконец, чтобы помочь людям быть добрыми, заботливыми и благородными, я предлагаю приготовить бальзам любви и благодарности и напоить им всех присутствующих.

( Несколько человек помогают учителю: берется красивый кувшин с натуральным соком и добавляют туда (предлагают дети) слова, написанные на экране (слайд 7), дети выбирают нужные слова)

     Доброту     нежность     радость     внимательность          здоровье

    Любовь     теплота       уважение    заботливость              долголетие

    Дружелюбие       спокойствие          удовлетворение         удовольствие

    Гармония            понимание            соучастие               зло, ненависть… ( Получается волшебный напиток, помогающий человеку быть добрым и благодарным. Этот напиток пьют дети, этим напитком угощают гостей.)

- Дети, спасибо за приятную беседу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа для 2 класса по теме: "Твои поступки"

Классный час разработан для  использования во 2 классе, работающем по профилактической программе "Все цвета кроме черного"....

Конспект классного часа «Твои поступки. Что такое хорошо, что такое плохо?» (2 класс)

Класс: 2Тема: «Твои поступки. Что такое хорошо, что такое плохо?»Цель:формирование умения у учащихся анализировать свои поступки....

Конспект классного часа в 4 классе на тему: «Будь справедлив в своих поступках.»

Цель: формировать нравственные качества человека; объяснить, что правдивость и честность - слова противоположные по значению лжи и нечестности, развивать индивидуальность и субъективность детей, творч...

Конспект классного часа "Твои поступки" (УМК Школа России, 2 класс)

Тема: «Твои поступки»Цели:1. Формирование умения анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей;2. Расширение кругозора.Оборудование: проектор, компьютер, видео, презентац...

Конспект классного часа на тему "Мои поступки" (3 класс)

Цели: формирование умения у учащихся анализировать свои поступки Оборудование: презентация, кусочки пазла...

Конспект классного часа «Твои поступки. Что такое хорошо, что такое плохо?» (2 класс)

Класс: 2Тема: «Твои поступки. Что такое хорошо, что такое плохо?»Цель:формирование умения у учащихся анализировать свои поступки....

Конспект классного часа по теме «Твои поступки. Что такое хорошо, что такое плохо?»

Тема: «Твои поступки. Что такое хорошо, что такое плохо?»Цели:формирование умения у учащихся анализировать свои поступки. Оборудование: презентация, видеофрагменты....