"Школа вежливых наук."
классный час по теме

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_vezhlivyh_nauk._1klass..doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия:

«Школа вежливых наук».

  1. Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
  2. развивать умения отличать “плохое” от “хорошего”;
  3. формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом;
  4. развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
  5.  выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
    • способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся;
    • содействовать формированию дружного коллектива.

Оборудование: пословицы и поговорки о доброте и вежливости, сочинения детей на тему: «Что такое доброта?», рисунки детей «Спешите делать добро», фонограммы песен: «Дружба», мультимедийный проектор.

Учитель: Уважаемые гости, ребята. Тема нашего мероприятия: «Школа вежливых наук».

Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. О доброте, о вежливости, о дружбе, мы научимся дарить людям радость, будем учиться общаться, дружить.

 Мы поговорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об очень важных и нужных качествах для человека. Создадим себе хорошее настроение. И для начала – улыбнитесь всем окружающим.

 Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.

Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» означало «знаток», - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. 

Правила вежливости

  1. В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
  2. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
  3. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
  4. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

(Дети по цепочке читают правила).

А.Яшин “С добрым утром”

Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным:
“С добрым утром!”,
“Добрый вечер!”,
“Доброй ночи!” –
говорим.

Если к чаю иль к обеду
В дом войдём,
Не любо, что ль,
поклоняясь, сказать соседям:
“Чай да сахар!”,
“Хлеб да соль!”

Не от тяги к суесловью
И сложилось не вчера
Это братское, с любовью
Пожелание здоровья,
Пожелание добра.

И живётся вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.

         Игра «Вежливо – невежливо»

         Учитель: Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого проведём игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливыми были действия, то поднимаете руку, а если нет, то – хлопаете в ладоши.

  1. Поздороваться при встрече… (вежливо).
  2. Толкнуть, не извиниться… (невежливо).
  3. Не встать, обращаясь к взрослому…
  4. Помочь поднять упавшую вещь…
  5. Не уступить место пожилому…
  6. Пропустить вперёд девочек, когда вы заходите в класс, в раздевалку…
  7. Выкрикивать с места во время урока...

Учитель: А теперь поговорим о поступках с позиции вежливого человека. Определите правильность решения ситуации.

 Ситуации:

  1. Одна девочка жаловалась маме:

- Во дворе один мальчишка зовёт меня Галка.

- А как ты его зовёшь? – спросила мама.

- А я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Права ли Галя?

  1. Когда Игорь вышел на спортивную площадку, обогнавшая его Наташа показала язык. Слава шутливо щёлкнул его по затылку.

Каким будет настроение у Игоря?

Учитель: Не только слова должны быть у нас вежливыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.

Было лето,
Пели птички…
Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции Фили
Две девчонки в дверь вошли.

Не толкаются девчонки,
Скромно стали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке.

Павлик понял:
“Иностранки!
Это видно по осанке!
Может быть, они туристки,
В первый раз у нас в стране?”

И с трудом он по-английски
Произнес: – Позвольте мне
Пригласить вас на скамью!
Ну, а сам я постою!..

Было лето,
Пели птички…
Две девчонки в электричке
Сели около окна.
– Между прочим,
Мы москвички, –
Улыбается одна.

Павлик крикнул:
– Как же так!
Значит, я
Попал впросак?!

И теперь не пьет,не ест он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему!

Поэтическая игра «Словарь вежливых слов».

Растает ледяная глыба

От слова доброго (спасибо).

Зазеленеет старый пень

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)!

Товарищи, твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Учитель: «Доброта»…- что скрыто за этим словом? Давайте послушаем стихотворение, которое прочитает нам Улви.

               Добрым быть совсем,

               Совсем не просто,

               Не зависит доброта

               От роста,

               Не зависит доброта

              От цвета.

              Доброта – не пряник,

              Не конфета.

             Доброта с годами не стареет,

             Доброта от холода согреет,

             Если доброта, как солнце, светит,

             Радуются взрослые и дети.

Ребята у меня к вам вопрос.

- Для чего человеку нужны руки? (ответы детей – разные).

- А можно с помощью рук общаться?

- Да.

- Какими бывают наши руки? (добрыми).

- Да.

- А злыми?

- Тоже.

 

Задание:

Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

- Они теплые, нежные, ласковые, добрые, мирные.

- Что еще можно сказать?

- Может ли человек обидеть другого, если у него такие добрые руки?

- А какие руки бывают, когда они злые?

- Холодные, колючие, вредные, плохие.

- Могут ли руки помочь подружиться?

- Да.

 

Пусть тепло ваших рук передается друг другу, согревает сердца и души, делает их добрее.

 - А вы любите делать добрые дела?

(ответы детей).

- А какие добрые дела вы можете сделать …для своей мамы, для друга, для одноклассника, для учителя?   

Ведущая: 

Ребята, а дать списать – это доброе дело?

-  (ответы детей).

- Быть добрым человеком просто, если добро делать от души, искренне и нужно помнить;

        Чтобы ты не делал, ты всегда должен помнить, что живешь на свете не один.

        Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи.

        Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой.

Но ситуации бывают разные. Давайте посмотрим.

 

Ситуация 1.

Нарядная, оживленная женщина входит в автобус, увидев её, рядом поднимается мальчик.

- Садитесь, пожалуйста!

- Ну что ты, спасибо, не надо.

- садитесь, пожалуйста, садитесь. Я всегда пожилым людям уступаю.

В чём не прав мальчик?

(Ответы детей: указывать, подчёркивать на возраст женщины нетактично).

 

Ситуация 2.

Две девочки, проходя мимо мальчика,  рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: «Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось».

В чем в этой ситуации заключается ошибка мальчика? А как бы вы поступили?

(Ответы детей).

Учитель: Ребята, мне хочется верить, что  после нашей беседы в ваших сердечках добра станет намного больше,  что вы станете более бережно относиться не только к близким, но и ко всему живому.

Тренинг «Паутина»

А сейчас я  предлагаю всем разбиться на  маленькие группы и поделиться друг с другом с теплом ваших сердец. ( Каждая группа получает клубок ниток и, передавая друг другу конец нитки, плетут «паутину» добра и тепла).

Учитель:

Не стой в стороне равнодушно.

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря.

Молодцы, ребята! Я вижу, вы хорошие знатоки правил вежливости, научились совершать добрые поступки. А научились ли вы дружить? Знаете ли вы, что такое дружба?

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

 

Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…

Учитель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.

Ребята, давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы.


(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)
• Уступать
• Не бояться просить прощения, если обидел друга
• Не грубить
• Не злиться
• Не жадничать
• Помогать другу
• Быть честным

Молодцы, но согласитесь, иногда бывает, что мы ссоримся. Ребята, а почему это происходит? А что нужно сделать, чтобы никогда не ссориться?

 
Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».
После ваших открытий у меня настроение стало таким приподнятым, что захотелось вместе с вами спеть. А вам?

Клип «Дружба».

Законы дружбы.

- Если выполнять эти законы, тогда всем, кто рядом с нами, будет тепло и радостно. А вам, ребята, понравилось наше занятие?

 - Кому не понравилось, потопайте ногами, а кому понравилось, похлопайте в ладоши! Начали.

А сейчас мы все произнесем клятву. Для этого надо всем встать.

                   Клянемся вежливыми быть.
                   Всегда спасибо говорить.
                   Добрый день и до свидания,
                   Нет в мире лучше звания.
                   Клянемся добрыми мы быть,
                   А лень и грубость позабыть.
                   Учится этикету, науку помнить эту.
                   Клянемся добрыми мы быть.

- А теперь, как вежливые ребята, что вы скажите вашим старшим товарищам?

(Спасибо)

- Что нового вы узнали сегодня?

- Что вспомнили?

- Мы прощаемся с вами.

Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Школа вежливых наук"

Дополнительная образовательная программа  общекультурного направления расчитана на 1 год обучения....

школа вежливых наук

Планирование кружка "Школа вежливых наук"  1 класс...

Рабочая программа курса «Школа вежливых наук» ( внеучебная деятельность )

  Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках  федерального государственного образовательного стандарта о...

Программа "Школа вежливых наук"

Программа внеурочной деятельности по ФГОС НОО социальног направления. Программа расчитана на 4 года обучения для  1-4 классов....

Проект "Школа вежливых наук"

Данный проект поможет спланировать работу по воспитанию навыков культурного поведения в 1-4 классах....

Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по организации внеурочной (кружковой) деятельности в условиях внедрения ФГОС «Школа вежливых наук» (духовно-нравственное направление)...

Школа вежливых наук

воспитание основных навыков культурного поведения младших школьников...