Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Школа вежливых наук"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Дополнительная образовательная программа  общекультурного направления расчитана на 1 год обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_vezhlivyh_nauk.doc87 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шапкинская средняя общеобразовательная школа №11

имени Героя РФ Боровикова В. В.

                                                                    «Утверждаю»

                                                                         «_____»___________2011г.

                                                                         ______________________

                                                                                                      Директор  школы          Т. П. Назаренко

Программа

внеурочной деятельности

«Школа вежливых наук»

Направление: общекультурное

Класс 1

2011 – 2012 уч. год

                                                      Автор: Прозорова Г. Н.

                                                                     учитель начальных классов

2011г.

Пояснительная записка

                Программа учебного курса «Школа вежливых наук» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1 классе.

Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и  культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

На реализацию программы отводится 1 час  в неделю, всего 33 часа  в год.

                 Цель программы:    

- формирование гармонической, всесторонне развитой личности и привитие элементарных  навыков  культурного поведения, и на их основе предоставить условия развития для  всех сторон личности.

        Средства достижения цели: 

- интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированное занятие.

                Основной принцип построения программного материала

 - последовательное обучение детей нормам нравственности и речевого этикета, познания и самосовершенствования своей личности.
        Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы,  обсуждения на занятиях, диалогов  необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д
.

            Содержание программы предполагает решение следующих задач:

  1. обучение навыкам общения и сотрудничества;
  1. формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  2. развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  3. введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Воспитательные идеи программы:

  1. Старайся делать добро!
  2. Бойся обидеть человека!
  3. Люби и прощай людей!
  4. Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  5. Познай мир и себя!
  6. Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Формы реализации программы:

  1. беседы
  2. игры
  3. викторины
  4. игры-путешествия
  5. конкурсы чтецов
  6. конкурсы рисунков
  7. игра с последующей рефлексией
  8.  день добрых сюрпризов
  9. смотр талантов.

        Занятия курса «Школа вежливых наук» проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.

Предполагаемый результат: 

  1. приобретение опыта  доброго общения с людьми;
  2. проявление сильных добрых сторон характера;
  1. возникновение устойчивого  желания совершать добрые поступки;
  2. построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.

        К концу изучения курса «Школы вежливых наук» ученик

        должен знать:

 

  1. правила этикета и социального быта;
  2. вежливые слова;
  3.  как вести себя в школе, классе, столовой, в транспорте, на улице и в других общественных местах; 
  4. как помочь товарищу  и как принять помощь, как вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке;
  5. гигиенические требования к еде, жилищу, одежде;
  6. основные средства связи;
  7. сущность этических понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, Родине.

        должен уметь:

  1. для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену,
  2. беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок,
  3. потреблять вежливые слова и соблюдать правила этикета.

Тематическое планирование курса

№ заня  тия

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Дата

проведения

1

Я – первоклассник. Как я выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

2

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

3

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

4

Товарищи и друзья  

Как завоевывать друзей

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

5

5

Без друзей меня чуть- чуть

Правила общения с товарищами и друзьями. Взаимовыручка  

взаимопомощь.

6

Мы выбираем дружбу

Праздник

7

Что такое этика и этикет

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

8

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

9

О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

10

Правила знакомства, представления и обращения

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

11

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

12

Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

13

Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

14

Что такое хорошо и что такое плохо

Игра- путешествие

15

Старших надо уважать, малышей – не обижать

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

16

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

17

Моя семья

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

18

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

19

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

20

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

21

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

22

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

23

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

24

Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

25

Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами поведения  в театре и кино. Моделирование ситуаций.

26

Поведение в библиотеке и музее

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

27

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни..

28

Мы соберем большой хоровод

Праздник с родителями

29

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

30

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

31

Сказка – ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

32

Праздник вежливых ребят

Праздник

33

Что мы узнали и чему научились

Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

Используемая литература:

  1. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  2. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  3. Каландарова Н. «Уроки речевого творчества», М., 2008;
  4. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  5. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
  6. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
  7. Смолка К. «Правила хорошего тона», М., 1980;
  8. Электронное сопровождение к занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук" 4 класс

Подробная программа по духовно-нравственным направлениям....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливых наук "

Программа курса «Школа вежливых наук» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении поможет ...

Программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе, духовно-нравственного направления....

Внеурочная деятельность Курс Школа вежливых наук « Этика: азбука добра »

Курс Школа вежливых наук « Этика: азбука добра »...

Программа внеурочной деятельности ««Школа вежливых наук»»

Формирование представлений о мире, российской культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о добре и зле, нравственности....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука вежливых наук»

   Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в соц...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» (клуб) 1- 4 класс...