Народная игра как средство гармоничного развития
статья по теме

Амирова Елена Анатольевна

Одним из основных направлений воспитания младших школьников является формирование представлений о культуре своего народа. Начальный этап этой деятельности связан с обучением детей русским народным играм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_igra_kak_sredstvo_garmonichnogo_razvitiya.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Народная игра как средство гармоничного развития

младших школьников.

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 49» Амирова Е.А.

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 49» Кондрашина С.Ю.

С 2008 года наша школа работает в режиме полного дня. Это позволяет намного шире использовать возможности учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.

Одним из основных направлений воспитания младших школьников является формирование представлений о культуре своего народа. Начальный этап этой деятельности связан с обучением детей русским народным играм.

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.

Русские народные игры очень многообразны: бытовые, настольные, хороводные с народными песнями, прибаутками, плясками.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Русские народные игры можно подразделить на четыре раздела.

 Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: "Гуси-лебеди", "Волк во рву" , "Волк и овцы" , "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", "Коршун и наседка" , "Стадо" , " Хромая лиса" , "Филин и пташки". "Лягушата", "Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты.

С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел - "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры: "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка" и другие.

С большим интересом современные школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний" и т.д.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем), "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Бои на бревне" и их различные варианты.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Они очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа.

Народные игры – важнейший инструмент не только воспитания, но и обучения младшего школьника. Широкое применение народных игр обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Использованная литература:

  1. Абрашина И.В. Русские народные подвижные игры как средство воспитания нравственного поведения в процессе обучения, 2005.
  2. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство умственного развития.

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчен...

«Игра как средство коммуникативного развития ребёнка в группе продлённого дня»

Современный ученик стремится получить от школы не только предметные знания, но и определённый жизненный опыт, который пригодится в дальнейшей жизни. Дети младшего возраста эмоциональны, впечатлительны...

Статья "Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры как средство гармоничного развития личности ребенка"

В статье представлена практика работы по гармоничному развитию ребенка посредством использования сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры в начальных классах общеобразовательной школы.Ключевы...

Статья о значении игры "Баскетбол" для гармоничного развития школьников.

В программе обозначенны цели и задачи раздела комплексной программы по физической культуре спортивные игры "Баскетбол"....

Подвижная игра как средство гармоничного развития школьников

В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Зд...

"игра как средство речевого развития детей"

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка &ndash...

Музыкальные игры как средство коммуникативного развития дошкольников

В статье отражены вопросы и проблемы реализации развития у ребёнка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия; развития у ребёнка способности восприн...