Музыкальные игры как средство коммуникативного развития дошкольников
статья по музыке

Вагнер Ирина Александровна

В статье отражены вопросы и проблемы реализации развития у ребёнка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия; развития у ребёнка способности воспринимать и использовать различные вербальные и невербальные коммуникативные средства; обеспечения формирования у детей социальных представлений, осознания и воссоздания в игре различных видов социальных отношений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУДО «Городской дворец детского (юношеского)

творчества им. Н.К. Крупской»

Музыкальные игры как средство коммуникативного развития дошкольников

Выполнила: Вагнер И.А.,

Педагог дополнительного

образования

г. Новокузнецк, 2023

          Аннотация: в статье отражены вопросы и проблемы реализации развития у ребёнка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия; развития у ребёнка способности воспринимать и использовать различные вербальные и невербальные коммуникативные средства; обеспечения формирования у детей социальных представлений, осознания и воссоздания в игре различных видов социальных отношений.

           Ключевые слова: музыкальное воспитание, музыкальная игра, музыкальные коммуникативные игры, работа с детьми.

          В последние годы в связи с изменениями, происходящими в мире, ростом технического прогресса, ускорением темпа жизни, именно эта сторона жизни ребёнка становится наиболее уязвимой. Взрослые члены семьи работают, обеспечивая материальное благополучие в семье, ну а детей «занимают» телевизор и компьютер, порой предлагающие далеко не самые полезные для подражания примеры поведения, лишающие ребёнка живого общения. В результате, часто именно проблема общения становится едва ли не самой важной жизненной проблемой, лишающей человека возможности нормально учиться, работать и полноценно отдыхать.

          Дошкольный возраст – это именно тот важный период в жизни человека, когда закладываются основы наиболее необходимых для социализации умений, а потому достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский сад и, в частности, музыкальная деятельность, как обладающая наиболее яркой эмоциональной палитрой.

          Реализовать все идеи музыкального воспитания поможет игровая технология! Надо только ловко спрятать решение образовательных и развивающих задач в игру. Новые требования ФГОС ориентируют отечественную педагогику на развитие каждого ребенка как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности. В сложившейся ситуации педагоги все чаще обращаются к такой форме образовательной деятельности, как игра.

          Долгие годы музыкальная игра рассматривалась как дидактическое средство и метод обучения дошкольников, однако современная практика воспитания детей стремится к использованию игр, которые предусматривали бы не только развитие музыкальных и творческих способностей, но и являлись бы средством формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников.

          Музыкальная игра помогает стимулировать интерес и доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, способствует эмоционально-положительным контактам между детьми, развивает инициативные действия, направленные на взаимодействие друг с другом.

          Содержание и тематика музыкальных игр складывается под влиянием других разделов программы-знакомства с социальным окружением, с природой, литературными и сказочными персонажами и пр. В основе игры чаще всего музыка изобразительного характера, которая подсказывает ход действия сюжетной игры или игры с правилами. В ходе игры даже самые застенчивые дети могут представить себя и почтальоном, и козой, и сапожником. В играх, сопровождаемых песней, непосредственно сам текст подсказывает соответствующие действия.

          Большое значение для общего формирования личности дошкольника имеют музыкальные коммуникативные игры – это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. Это-синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребенка.

          Так, образовательная область помогает детям не только успешно согласовывать свои желания, но и оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание. Перед игрой совместно планируют ее ход и содержания, распределяют роли.

          Музыкально-коммуникативные игры способствуют формированию умений: согласовывать движения с музыкой, передавать в движении характер музыки, реагировать на смену частей музыки, отмечать окончание звучания музыкальной пьесы; развитию ритмического и динамического слуха; совершенствованию качества движений.

          Именно поэтому актуальным становится включение в образовательный процесс музыкально-коммуникативных игр. Так как воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, где доступно изобилие современной аппаратуры (синтезатор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр и т. д.), оборудование, новейшие разработки музыкальных инструментов, игр, современных танцев. Всё это имеется в нашем детском саду, и даёт мне возможность использовать всё на своих занятиях.

          Заключение: проведя анализ работы по целенаправленному развитию межличностных отношений старших дошкольников, базирующихся на использовании музыкально-коммуникативных игр, мы пришли к выводу, что такие игры способствуют сплочённости группы, организации совместных действий, проявлению чувства общности, установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, внимательного и бережного отношения друг к другу. Дети в совместных играх применяли свой приобретённый коммуникативный и игровой опыт.

          Целенаправленное развитие межличностных отношений отразилось на раскрытии индивидуальных возможностей каждого ребёнка: некоторые дети преодолели страх перед общением, легче устанавливали контакты с взрослыми и другими детьми, узнавая и принимая морально-этические нормы общества и нравственные критерии.

          Речевые игры коммуникативной направленности улучшили не только речь детей, но и их способность общаться с взрослыми и сверстниками, повысили их самооценку, сформировали уважительное отношение к товарищам, выросло желание заниматься музыкой. Совместная образовательная деятельность детей и педагога, в которой использовались музыкально-коммуникативные игры, стала более содержательной, а занятия – более продуктивным, интересным и насыщенным.

Список литературы

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2. Ремизова Г.Е. Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте // Обруч. – 2001. – №4.

3. Репина Т.А. Межличностные отношения в различных возрастных группах детского сада // Проблемы социальной психологии. – М., 1971.

4. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /

О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство-Пресс, 1998.

5. Воспитание звуком: Методическое пособие / Т.А. Рокитянская. – М.:

Национальное образование, 2015.

6. Музыкальное воспитание в детском саду / М.А. Давыдова. – М.: Вако,

2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная игра как средство гармоничного развития

Одним из основных направлений воспитания младших школьников является формирование представлений о культуре своего народа. Начальный этап этой деятельности связан с обучением детей русским народным игр...

Дидактическая игра как средство умственного развития.

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчен...

«Игра как средство коммуникативного развития ребёнка в группе продлённого дня»

Современный ученик стремится получить от школы не только предметные знания, но и определённый жизненный опыт, который пригодится в дальнейшей жизни. Дети младшего возраста эмоциональны, впечатлительны...

Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста...

Подвижная игра как средство гармоничного развития школьников

В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Зд...

"игра как средство речевого развития детей"

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка &ndash...

Театрализованная деятельность, как средство коммуникативного развития.

Мой, годами выверенный, опыт работы. И заикающиеся, и стеснительные, даже аутичные дети вполне гармонично чувствовали себя в классе.Ведь дети просто играли!...