Главные вкладки

    Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Дорогою добра"
    рабочая программа (1 класс) по теме

    Саенко Тамара Нодариевна

          Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями

    Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.

    Рассчитан курс на 1 учебный год для детей 6,5 - 7,5 лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_dorogoyu_dobra.doc136 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кафедра начального образования

    СКИРО ПК и ПРО

    Программа по внеурочной деятельности

    духовно-нравственного направления

    «Дорогою добра»

    для детей – 6,5 – 7,5 лет

    Срок реализации-1год

    Составители программы:

    Доронина М.К., учитель начальных классов

    Жукова В.И., учитель начальных классов

    Масленникова Н.И., учитель начальных классов

    Плиева Е.Л., учитель начальных классов

    Саенко Т.Н., учитель начальных классов

    г. Ставрополь, 2011г.

    Пояснительная записка

    В настоящее время в  нашем обществе,  раздираемом межнациональными конфликтами особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание. Поэтому очень важно развить в учащихся чувство  сопричастности к происходящему и ответственности за будущее своей страны.

    Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

          Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных секций.

          Программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

    Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.

    Задачи программы:

    — формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народов Северного Кавказа;

    — воспитывать в каждом ученике  уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

    — воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

    — способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

    — приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

    Особенность данной программы в том, что от блока к блоку, в доступной форме, от простого к сложному даётся представление учащимся об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей,  вероисповеданий, социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех.

    Программа рассчитана на детей 6,5 – 7,5 лет. Реализуется в течение одного учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю в различных формах: беседы, обсуждения, игры, исследований, праздников, экскурсий, встреч с интересными людьми, защиты проектов, конкурсов, викторин и т.д.

    № п\п

    Тема

    Количество

    часов

    Теория

    Практика

    I

    Я и школа

    4

    1.

    Азбука правильного поведения на улицах и дорогах города.

    1

    2.

    Что значит быть учеником

    1

    3.

    Учись учиться

    1

    4.

    Хочу и надо – трудный выбор

    1

    II

    Я и мои друзья

    4

    5.

    Законы дружбы

    1

    6.

    Какой я? Что во мне хорошего?

    1

    7.

    Конкурс полезных советов

    1

    8.

    С детства дружбой дорожи

    1

    III

    Я и здоровье

    3

    9.

    Береги здоровье смолоду

    1

    10.

    В здоровом теле – здоровый дух

    1

    11.

    В гостях у Мойдодыра

    1

    IV

    Я и моя семья

    6

    12.

    Может ли человек прожить один?

    1

    13.

    Моя семья

    1

    14.

    Моя родословная

    1

    15.

    Познаем мир вместе

    1

    16.

    Я и мое имя

    1

    17.

    Фотовыставка «Семейный альбом»

    1

    V

    Я и культура

    5

    18.

    Что такое культура

    1

    19.

    Сбор пословиц и поговорок о вежливости народов Северного Кавказа

    1

    20.

    Доброе слово – что ясный день

    1

    21.

    Доброта спасет мир

    1

    22.

    Праздник «Школа вежливых наук»

    1

    VI

    Я и моя Родина

    7

    23.

    Россия – Родина моя

    1

    24.

    Моя малая Родина – Ставропольский край

    1

    25.

    Все мы разные, но все мы равные

    1

    26.

    Что значит быть полезным людям

    1

    27.

    Город мой любимый

    1

    28.

    Мы помним и гордимся

    1

    29.

    Я – гражданин России

    1

    VII

    Я и Планета

    4

    30.

    Культура мира. Человек среди людей

    1

    31.

    Каким должен быть человек, способный сохранить все живое на свете

    1

    32

    Для чего нужна религия

    1

    33.

    Религия народов Северного Кавказа

    1

    Итого – 33ч.

    14

    19

    Содержание программы:

    I.Я и школа

    1. Азбука правильного поведения на улицах и дорогах города. Практическое занятие. Что я знаю о правилах дорожного движения. Обобщение и закрепление правил поведения на улицах и дорогах города.

    2. Что значит быть учеником. Вводное занятие. Беседа «Роль учения в жизни человека». Ознакомление с правилами поведения в школе.

    3. Учись учиться. Обсуждение функций учителя, учащихся. Распределение ролей. Ролевая игра «На уроке».

    4. Хочу и надо – трудный выбор. Час общения

    -подготовка вопросов для обсуждения: что мне нравится делать, а что-нет;

    -обсуждение, поиск решения проблемы

    -подведение итогов (оформление выводов), рефлексия.

    II. Я и мои друзья

    5. Законы дружбы. Беседа.

    Обсуждаемые вопросы:

    -что значит «дружить»;

    -кого можно назвать другом;

    -законы дружбы

    -устный рассказ «Хочу рассказать о своем друге…»

    6. Какой я? Что во мне хорошего? Час общения.

    -подготовка вопросов для обсуждения: какие я знаю черты характера; что можно отнести к хорошим и плохим чертам характера; какие из черт моего характера помогут мне в жизни, что я сделаю, чтобы стать лучше;

    -обсуждение, поиск решения проблемы

    -подведение итогов (оформление выводов), рефлексия.

    7. Конкурс полезных советов.  Подготовка учителем вопросов о полезных советах, как правильно построить свои взаимоотношения в детском коллективе, проведение конкурса, подведение итогов, награждение победителей.

    8. С детства дружбой дорожи. Музыкальный праздник. Инсценировка детских песен и сказок о дружбе.

    III. Я и мои друзья 

    9.Береги здоровье смолоду. Беседа. Обсуждение вопросов:

    -что значит быть здоровым человеком;

    -для чего нужна зарядка;

    -надо ли чистить зубы;

    -чем полезна каша.

    10. В здоровом теле – здоровый дух. Спортивные состязания. Деление на команды, подбор эстафет с учетом возрастных особенностей.

    11. В гостях у Мойдодыра. Встреча с медработником школы. Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Обсуждение.

    VI. Я и моя семья

    12. Может ли человек прожить один? Беседа.

    Вопросы для обсуждения:

    -кто меня окружает;

    -для чего человеку нужно общение;

    -для чего человек создает семью,

    - что сделать, чтобы  семья была счастлива.

    13. Моя семья. Конкурс рисунков. Рассказ о своей семье по рисунку.

    14.Моя родословная. Проектная деятельность.

    -собрать информацию о своих предках;

    -нарисовать «генеалогическое дерево»,

    -устный рассказ «Почему я горжусь своей семьей».

    15.Познаем мир вместе. Экскурсия с родителями к подножию горы Змейки. Сбор растений для гербария, полезных ископаемых для школьного демонстрационного материала. Подведение к выводу – я часть природы.

    16.Я и мое имя. Поисковая работа. Сбор информации (значение моего имени, почему меня так назвали, на кого хочу быть похожим)

    17.Фотовыставка «Семейный альбом». Подобрать самые интересные семейные фотографии. Вывод «Семья вместе, так и душа на месте». Составление фотоколлажа.

    V. Я и культура.

    18.Что такое культура. Беседа. Обсуждаемые темы: культура поведения в общественных местах, дома, культура речи.

    19. Сбор пословиц и поговорок о вежливости народов Северного Кавказа. Поисковая работа.

    20.Доброе слово, что ясный день. Практическое занятие. Обсуждение рассказов В.Осеевой «Синие листья», «Волшебное слово». Проигрывание ролевых ситуаций.

    21. Доброта спасет мир. Просмотр и обсуждение фильма.

    22.Праздник «Школа вежливых наук».

    VI. Я и моя Родина

    23. Россия – Родина моя. Игра – путешествие. Виртуальное путешествие по карте России. Просмотр презентации о природе и крупных городах нашей страны. Коллективное составление рассказа «Почему я горжусь своей страной»

    24. Моя малая Родина – Ставропольский край. Фотовыставка. Сбор фотоматериалов о нашем крае. Что ты знаешь о своём крае?

    25. Все мы разные, но все мы равные. Поисковая работа. Сбор информации о народах Ставрополья, об их вероисповедании и традициях. Обсуждение «Все ли люди имеют равные права?»

    26. Что значит быть полезным людям. Час общения. Вопросы для обсуждения:

    -расскажи о профессии своих родителей,

    -кем я хочу стать.

    27. Город мой любимый. Просмотр фильма о городе Минеральные Воды». Экскурсия по городу.

    28. Мы помним и гордимся. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Концерт.

    29. Я – гражданин России. Викторина. Подготовка перечня вопросов о правах и обязанностях гражданина России. Проведение викторины. Награждение победителей и подведение итогов.

    VII. Я и планета.

    30. Культура мира. Человек среди людей. Беседа. Обсуждаемые темы:

    - мировая культура,

    -культура моего народа

    31. Каким должен быть человек, способный сохранить все живое на свете. Просмотр фильма «Наша Земля из космоса» Обсуждение

    -что надо сделать, чтобы сохранить нашу планету

    32. Для чего нужна религия. Организация .встречи с духовным лицом.

    33. Религия народов Северного Кавказа. Посещение храма и/или мечети.Практическое занятие.

    Ожидаемые результаты.

           В результате реализации  программы  должно обеспечиваться достижение обучающимися:

    · воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком - либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

    · эффекта - последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. - становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

    1). Обучающиеся приобретают социальные знания (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

    2).Обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    3).Обучающиеся получают начальный опыт самостоятельного общественного действия. У младших школьников формируется социально приемлемая модель поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

    Формы подведения итогов в конце изучения блока: проведение праздника, викторины, организация фотовыставки, встречи с интересными людьми, защита проекта.

    Методическое обеспечение программы.

    Материально-технический ресурс:

    -фото-,видеоаппаратура(фотоаппарат, видеомагнитофон,.), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

    -компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.

    Кадровый ресурс:

    -к реализации программы привлечён педагог, владеющий способами и средствами духовно-нравственного воспитания и/или специалисты по данному воспитанию, не являющиеся педагогами;

    -уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.

    Организационный ресурс.

    Создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строятся на принципах товарищества и взаимопомощи. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.

    Информационно-методический ресурс:

    -школьный музей;

    -городской краеведческий музей;

    -городская детская библиотека;

    -Дом детского творчества;

    -школьный сайт;

    -электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

    Список использованной литературы для педагогов

    1. Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград, Издательство «Учитель»,2009

    2. Персидская И.В.,Фонова Г. – Классные часы ( внеклассная работа в начальной школе) -  Волгоград, «Учитель», 2007

    3. Максимова Т.Н. – Классные часы: 1 класс – Москва «ВАКО» , 2009

    4. Троицкая Н.Б., Королёва Г.А. «Сценарии школьных праздников» - Москва «Дрофа», 2007

    5. Лобачёва С.И., Щиголь К.В. «Календарь школьных праздников» - Москва, 2006

    6. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития.  Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

    7.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

    8.  Интернет-ресурсы:

    http://nsc.1september.ru Начальная школа

    http://www.uroki.net/docnach.htm - методическая копилка

    http://www.pedsovet.su/load/100-1  - Педсовет.су

    http://www.uchportal.ru/load/45-1 - Учительский портал (начальная школа)

    http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=413753 - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

    http://viki.rdf.ru/ Презентации

    Список литературы для детей и родителей

    1.Энциклопедия «Аванта +» Москва, 2006

    2.Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия

    3.Устав школы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Программа курса «Дети Отечества»

           В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личн...

    Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"

    Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  кружка «Этика: азбука добра» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деят...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра»

    Цель программы: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческог...

    Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

    С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начал...