Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс
    рабочая программа (4 класс) на тему

    Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  кружка «Этика: азбука добра» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы И. С. Хомяковой и В. И. Петровой.      Актуальность программы в необходимости нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

    Основная цель  — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

    Общая характеристика. Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности  «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabprvneur4klass_etika.doc114 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Мухановская средняя общеобразовательная школа».

                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ:

    Директор школы

    _____________/О.В.Тетерина/

    «___» ______________ 2016 г.

    Рабочая программа

     по внеурочной деятельности

    кружка «Этика: азбука добра»

    (духовно-нравственное направление)

    4 класс

    Составитель:   Кардашова Наталья Николаевна, учитель начальных классов,

                                                                               без категории

    2016 год

    Пояснительная записка

            Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  кружка «Этика: азбука добра» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с учетом требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования. Программа разработана для курса 34 часа (1час в неделю), реализуемая в МБОУ «Мухановская СОШ» в 2016-2017 учебном году.

          Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы И. С. Хомяковой и В. И. Петровой.

          Актуальность программы в необходимости нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

    Основная цель  — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

    Общая характеристика. Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности  «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.

     Задачи направлены прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

    Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

    —личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

    —стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

    —развивающие нравственное сознание;

    —активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу. Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

         

                                         Содержание программы

    1. Школьный этикет.           -9ч 

    Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

    Поведение в столовой, правила поведения за столом.

    1. Правила общения.            -5ч

    Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

    знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,

    без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление

    ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

    1. О трудолюбии.                   -5ч

    Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

    1. Культура внешнего вида.-7ч

    Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

    Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

    1. Внешкольный этикет       -8ч 

    Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

    Требования к планируемым результатам изучения программы

    Личностные результаты освоения программы. В процессе освоения материалов кружка ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

    Календарно-тематическое планирование

    № п/п

    уро-ка

    Тема

    Кол-во часов

    Характеристика основных видов деятельности ученика

    Дата кален.

    Дата факт.

    Тема 1. Школьный этикет (9 ч.)

    1

    1

    Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. 

     1

    воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной си-

    туации;

    2

    2

    Забота о младших.  

    1

    совершенствовать знания правил этикета и применять их на практике (настроение, чувства, уважение при выполнении этих правил). 

    3

    3

    Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. 

    1

    оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на

    перемене).

    4

    4

    Поступки человека и его характер. 

    1

    воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной си-

    туации;

    воспитывать ответственность человека за свои поступки;

    5

    5

    Поступки человека и его характер. 

    1

    воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной си-

    туации;

    воспитывать ответственность человека за свои поступки; 

    6

    6

    Культура общения. 

    1

    совершенствовать знания правил этикета и применять их на практике (настроение, чувства, уважение при выполнении этих правил);

    7

    7

    Культура общения. 

    1

    совершенствовать знания правил этикета и применять их на практике.

    8

    8

    Отзывчивость и доброта 

    1

    оценивать своё поведение и поведение окружающих;

    воспитывать ответственность за свои поступки;

    9

    9

    Отзывчивость и доброта 

    1

    формировать доброже-

    лательное и заботливое отношение к людям;

    Тема 2. Правила общения (5 ч.)

    10

    1

    Культура общения. Игра «Город вежливости». 

    1

    использовать в речи слова вежливости;

    11

    2

    Вежливый ли я дома? 

    1

    участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,

    анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказы-

    вания;

    12

    3

    Приветствия и знакомства 

    1

    высказывать предположение о последствиях недобрых поступков

    (в реальной жизни, героев произведений);

    13

    4

    Приветствия и знакомства 

    1

    создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положитель-

    ный, отрицательный);

    описывать сюжетную картинку (серию);

    14

    5

    Верность слову 

    1

    оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

    самостоятельно формулировать правила коллективной игры, ра-

    боты.

    Тема 3. О трудолюбии (5 ч.)

    15

    1

    Культура физического и умственного труда. 

    1

    проводить хронометраж дня; анализировать свой распорядок дня,

    корректировать его;

    оценивать свои действия во время уроков, дежурств;

    16

    2

    Золотые руки. 

    1

    оценивать значение труда в жизни людей;

    17

    3

    Золотые руки. 

    1

    стимулировать оценку учащимися собственного отношения к труду;

    18

    4

    Герои труда. 

    1

    оценивать героический труд.

    19

    5

    Герои труда. 

    1

    оценивать свои действия во время уроков, дежурств;

    Тема 4. Культура внешнего вида (7 ч.)

    20

    1

    Что такое культура внешнего вида? 

    1

    воспроизводить основные требования к внешнему виду человека

    в практических и жизненных ситуациях;

    21

    2

    Что такое культура внешнего вида? 

    1

    оценивать внешний вид человека;

    приобщать к чистоте, опрятности, аккуратности.

    22

    3

    Одежда и осанка. 

    1

    оценивать внешний вид человека;

    приобщать к чистоте, опрятности, аккуратности.

    23

    4

    Вежливость и внешний вид. 

    1

    оценивать значение опрятности для здоровья, уважения окру-

    жающих, собственного хорошего самочувствия

    24

    5

    Вежливость и внешний вид. 

    1

    воспроизводить основные требования к внешнему виду человека

    в практических и жизненных ситуациях;

    25

    6

    Чувство, настроение, характер человека 

    1

    оценивать значение опрятности для здоровья, уважения окру-

    жающих, собственного хорошего самочувствия

    26

    7

    Чувство, настроение, характер человека 

    1

    оценивать значение опрятности для здоровья, уважения окру-

    жающих, собственного хорошего самочувствия

    Тема 5. Внешкольный этикет (7 ч.)

    27

    1

     «Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. 

    1

    использовать доброжелательный тон в общении;

    28

    2

     «Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. 

    1

    формировать вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека

    29

    3

    Осваиваем правило «так нельзя».

    1

    оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведе-

    ния в общественных местах.

    30

    4

    Цветы в жизни человека. 

    1

    воспитывать любовь к прекрасному;

    знать правила дарения цветов.

    31

    5

    Праздничный этикет 

    1

    совершенствовать знания правил этикета на празднике 

    32

    6

    Готовимся к празднику. 

    1

    совершенствовать знания правил этикета на празднике

    33

    7

    Готовимся к празднику. 

    1

    совершенствовать знания правил этикета на празднике

    34

    8

    Праздник «Азбука добра»

    1

    формировать уважение к учителям и родителям

    Перечень учебно-методического и материально – технического обеспечения курса:  

    Для учителя:

    1.  Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра»  для внеурочной деятельности младших школьников   (1 - 4 классы).

    2. Т.Н.Максимова «Классные часы 3 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Вако», 2011

    3. Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва,2010

    4. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2010

    5.  Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль , Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009..

    6.Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 2014.

    7. -http pedsovet. su/load/142-1-0-14714 - Педсовет

    8. -http: www.proshkolu.ru/user/statsencko42/folder/668213 сайт про школу ру

    9. http://school-collection.edu.ru/collection/- единая коллекция ЦОР

    10. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

    11. Ноутбук

    Для учащихся:

    1. Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий http://www.megabook.ru;

    2. Образовательный ресурсный центр «Этика» ethicscenter.ru

    3. Образовательный портал nauki-online.ru

    Согласовано                                          Согласовано

    на ШМО учителей нач. классов          зам. директора по УВР

    «___» _____________ 2016 г.               «___» _____________ 2016 г.

    _____________(Кардашова Н. Н.)             ______________(Попутникова Н. С.)

                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность  программы определена тем, ч...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

    Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра»

    Цель программы: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческог...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» НА СТУПЕНИ НОО ДЛЯ 1-4 КЛАССА

    Изучение «Семьеведения» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют з...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «История моей страны» 2 класс

    Программа внеурочной деятельности “История моей страны” (духовно-нравственное направление) для 2 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта началь...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса»

    Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи...