Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «История моей страны» 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Программа внеурочной деятельности “История моей страны” (духовно-нравственное направление) для 2 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования.

На изучение отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). Программа направлена на патриотическое воспитание, формирование гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеурочная деятельность50.71 КБ

Предварительный просмотр:

                       Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 62 Выборгского района г. Санкт - Петербурга

194291 г. Санкт - Петербург Поэтический бульвар д.15 корп.2 тел.(812)559-57-86, факс (812) 559-26-92

«Принят»  на    педсовете

 «______» ______________ 2019 г.

«Утверждаю»   директор школы   

_________________ /  

Приказ № ___ от «___»____________2019 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

духовно – нравственное  направление

«История моей страны»

2 класс

                                 

                                 

Составитель программы:

учитель начальных классов Суслова Е.В.

                                               

                                       2019 / 20 год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности “История моей страны” (духовно-нравственное направление) для 2 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования.

На изучение отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). Программа направлена на патриотическое воспитание, формирование гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Цель программы:

-создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения через различные образовательные технологии;

-совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

-формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.

Программа построена на принципах:

-развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;

-действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;

-сотрудничества, партнерства учащихся, учителей начальной школы, работников библиотек и музеев.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

- испытывать чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- ценить в героях произведений доброту, честность, верность;

- испытывать чувство гордости за свою родину;

-испытывать гордость за подвиг советского народа во время Великой Отечественной войны.

Метапредметные результаты:

-учить работать в группе, развивать способность регулировать собственную деятельность;

–совершенствовать умения чтения, слушания историко-художественной литературы, сравнивать героев произведений;

- планировать проектную деятельность;

- находить необходимую информацию в различных источниках, преобразовывать её в презентацию;

- оформлять проект;

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

– знание наиболее значимых событий в истории России.

Виды деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

игровая деятельность

игровые занятия, праздники

познавательная деятельность

групповые, индивидуальные занятия, беседы

краеведческая деятельность

экскурсии

художественное творчество

выставки  работ

проектная деятельность

детские исследовательские проекты

№ п.п.

Дата проведения

Содержание материала

план

факт

1

Вводное занятие.

2

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. (16 ч)

Их подвиг бессмертен. Оборона Брестской крепости.

3

Город в кольце. Блокада Ленинграда.

4

Пионеры – герои Великой Отечественной войны.

5

Пионеры – герои Великой Отечественной войны.

6

Аркадий Гайдар  - боец и писатель.

7

Аркадий Гайдар и его произведения.

8

Битва за Москву

9

Курская битва

10

Сталинградская битва.

11

Подвиг ленинградцев

12

Памятные места, связанные с блокадой Ленинграда

13

Их именами названы улицы

14

Культурная жизнь блокадного города.

15

Последние дни войны (1941 – 1945 гг.).

16

Памятники истории. Вечный огонь.

17

Игра – квест «История моей страны».

18

Великие имена России (14 ч)

Великие имена России  - Петр Первый

19

Великие имена России -  Михайло Ломоносов.

20

Великие имена России -  А.В. Суворов.

21

Великие имена России  -  М.И. Кутузов.

22

Великие имена России – И.А. Крылов.

23

Великие имена России – А.С. Пушкин

24

Музыкальный Петербург, Ленинград (П.И. Чайковский, Д. Шостакович).

25

Легендарные оперные певцы (Ф. Шаляпин, С. Лемешев, И. Козловский).

26

Русские живописцы (И. Репин, Б. Кустодиев, И. Билибин).

27

Литературный Петербург, Ленинград. Детские писатели (М. Зощенко, Д. Хармс и другие).

28

Ульянов – Ленин В.И. – основатель социалистического государства.

Крейсер «Аврора» - символ революции.

29

Освоение космоса. К.Э. Циолковский. С.П. Королев.

30

Освоение космоса. Ю.А. Гагарин.

31

Георгий Константинович Жуков – полководец Победы.

32

Самая красивая страна (3 ч)

Озеро Байкал. Заповедные места России.

33

Дальний Восток – жемчужина России

34

Итоговое занятие. Игра «Что? Где? Когда?».

Используемая литература:

Приложение № 1.

Список информационных ресурсов о блокаде Ленинграда

Приложение № 2.

Библиографический список «Детям о блокаде Ленинграда»

Библиографический список подготовлен Мартюшевой Наталией Антоновной, зав. отделом петербурговедения Детской библиотеки истории и культуры Петербурга – филиала №2 ЦГДБ им.А.С.Пушкина

1. Алексеев С. Подвиг Ленинграда 1941-1944. Рассказы для детей / Рис. А.Лурье. – М: Детская литература, 2005. – 83 с.:ил.- (Серия «Великие битвы Великой Отечественной») Для среднего школьного возраста

Автор – участник Великой Отечественной войны - рассказывает детям о подвиге ленинградцев, о великой битве за Ленинград.

2. Алексеев С. Рассказы об обороне Ленинграда / Худ. Н.Андреев. – М: Дрофа, 2003. – 80 с.:ил. – (Серия «Честь и отвага») Для младшего школьного возраста.

3. Алмазов Б. Посмотрите – я расту / Ил.А.Десницкой. – М: Самокат,2014. – 144с.:ил. Для младшего и среднего школьного возраста.

Первое послевоенное лето, пионерский лагерь под Ленинградом. Вокруг идёт разминирование, собирают и вывозят подбитую технику. Но дети, пусть даже пережившие блокаду, остаются детьми – непослушными искателями приключений…

4.  Богданов Н. Бессмертный горнист / Худ. В. Гольдяев. – М: Советская Россия, 1971. – 32 с.:ил. Для младшего школьного возраста.

История о  мальчике-горнисте из блокадного города и его сверстниках, не сдающихся ни при каких обстоятельствах.

5. Бондаренко И. В осаждённом городе: Повесть / Рис. С.Спицына. – Л: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1957. – 234 с: ил. Для среднего школьного возраста.

В повести рассказывается о жизни детей-школьников блокированного Ленинграда. Начались летние каникулы 1943 года. Мальчики-одноклассники – Андрейка, Коля и Генка – стараются поддерживать связь друг с другом и, каждый по-своему, включается в общую жизнь города.

6. Был город-фронт, была блокада… Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней/ Сост. Д.Б. Колпакова и В.Н.Суслов. – Л: Детская литература, 1984. – 206с.:ил. Для старшего школьного возраста.

В сборник включены рассказы, стихи, очерки О. Берггольц, М. Дудина, В. Инбер, Л.Пантелеева, Л.Успенского и других известных писателей, поэтов, журналистов, а также воспоминания очевидцев героической обороны Ленинграда.

7. Воскобойников В. Девятьсот дней мужества/ Рис. Д.Боровского. – М: Малыш, 1984 (Серия «Дедушкины медали») Для младшего школьного возраста.

8. Воскобойников В. Время войны и блокады // В кн: Воскобойников В. Санкт-Петербург. Иллюстрированная история для детей. – СПб: Золотой век; Норинт, 2002. – с: 138-149 Для младшего школьного возраста.

9. Герман Ю.П. Вот как это было: Повесть / Худ. О.Фадеева. – СПб, М: Речь, 2013. – 96 с.:ил. (Серия «Вот как это было») Для младшего школьного возраста.

Трогательная, по-детски непосредственная повесть о блокадных днях – таких, какими их видит маленький Миша, оставшийся вместе с родителями в осаждённом Ленинграде.

10. Гоппе Г. Взвод моего детства: Поэма / Рис. О.Титова. – Л: Детская литература, 1973. – 46 с.: ил. Для младшего и среднего школьного возраста.

Поэтический рассказ о мальчишках блокадного Ленинграда/

11. Гоппе Г. Воробей блокадный: Сказка-быль//Вкн: Гоппе Г. Воробей, Пингвин и Рыжик. – Л: Детская литература, 1984. – с.:5-29 Для младшего школьного возраста.

Сказка-быль в стихах, в которой случаются самые невероятные чудеса. К примеру, блокадный воробей на фашистского стервятника бросился. И прогнал его.

12. Дети города-героя/ Сост. А.Л. Мойжес. – Л:Лениздат,1974. – 424 с.:ил. Для старшего школьного возраста.

Книга рассказывает о юных ленинградцах – тех, кто в годы войны жил в Ленинграде и боролся за него, и о тех, кто воевал за Ленинград вдали от него. Авторы сборника в большинстве сами бывшие ленинградские дети, пережившие блокаду.

13. Дмитриев В.К. «…Была война, была блокада…» Рассказы для детей. – СПб: Корона принт, 2013. – 240 с.:фотоил. Для среднего школьного возраста.

Книга состоит из коротких рассказов, из которых можно узнать о том, как и когда началась осада Ленинграда, какие лишения она принесла мирным жителям, как ленинградцы не сдались врагу несмотря ни на что, как защищали родной город, как прорывали блокадное кольцо.

14. Дубровин В. Мальчишки в сорок первом / Рис. В.Вальцефера. – Л: Детская дитература,1973. – 128 с.:ил Для младшего школьного возраста.

Это повесть о юных ленинградцах, оставшихся в блокированном городе. Беспечные и озорные в начале книги, герои проходят через большие испытания, которые заставили их, быть может, рано повзрослеть, но не пасть духом…

15. Ефимов И. Таврический сад: Повесть / Рис. С.Острова. – Л: Детская литература, 1966. – 96 с.:ил. Для среднего школьного возраста.

Позади осталась блокада Ленинграда, прошли годы эвакуации, и Вася Горбачев снова встретился с друзьями. Многие дома ещё в развалинах и пленные немцы восстанавливают то, что разрушили.

16. Жуковская Е. Школа меняет адрес: Рассказы/ Рис. В.Челинцовой. – М: Детская литература, 1984. – 62 с.:ил. Для младшего школьного возраста.

Рассказы о жизни ребят в блокадном Ленинграде.

17. Карасёва В. Маленькие ленинградцы. Рассказы/ Рис. А.Кирилло.  – М: Детская литература, 1969. – 64 с.:ил. Для младшего школьного возраста.

Рассказы о жизни детей в осаждённом Ленинграде. На их долю выпали тяжкие испытания, но они вместе со взрослыми защищали город от врагов: тушили зажигалки, отводили в бомбоубежище малышей, ухаживали за стариками…

18. Карасева В. Юрка: Рассказ / Рис. Р.Саенко. – Киев: Издательство детской литературы «Веселка», 1974. – 31 с.:ил. Для младшего школьного возраста.

Трудно жилось в осаждённом городе и взрослым, и детям, но каждый находил в себе силы чем-то помочь фронту. Вот и маленький Юрка оказался нужен нашим бойцам: зная немецкий язык, он помог перевести важный военный документ.

19. Крестинский А. Мальчики из блокады: Рассказы и повесть/Рис. Н. Кошелькова. – Л: Детская литература, 1983. – 143 с.:ил  Для среднего и старшего школьного возраста.

Лирико-драматическое повествование о жизни ребят в осаждённом фашистами Ленинграде

20. Лободин М. За оборону Ленинграда /Рис. Д.Боровского. – М: Малыш, 1976 (сер.«Дедушкины медали») Для младшего школьного возраста.

В этой книге воспроизведены некоторые эпизоды героической обороны Ленинграда, рассказывается о подвиге ленинградцев.

21. Маршак С. Почта военная: Повесть в стихах// В кн.: Маршак С. Сочинения в четырёх томах: Том 2. – М: Художественная литература, 1958. – с:145-180Для среднего и старшего школьного возраста.

Рассказ в стихах о ленинградском почтальоне и фронтовой почте.

22. Маршак С. Ленинградское кольцо, Дворец пионеров в Ленинграде: Стихи // В кн: Я говорю с тобой из Ленинграда: Литературно-художественный сборник. – Л: Детская литература, 1987. – с:80-81

23. Ничто не забыто. 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда 1941-1944/ Сост. Д.Б. Колпакова, макет и оформление А. Веселова. – СПб: ДЕТГИЗ - Лицей, 2005. – 320 с.: ил. Для среднего и старшего школьного возраста.

Авторы этой документальной книги – прозаики, поэты, журналисты, художники, фотографы, люди военных и мирных профессий – очевидцы и свидетели трагедии блокадного Ленинграда.

24. Панова В. Валя. Володя: Рассказы / Рис. Л. Подлясской. – Л: Детская литература, 1966. – 80 с.: ил. Для старшего школьного возраста.

Рассказы о судьбах ленинградских детей, вывезенных из осажденного города.

25. Пантелеев Л. Маринка; Главный инженер: Рассказы // В кн.: Пантелеев Л. Честное слово. Рассказы, стихи, сказки. – М: Детская литература, 2006. – с:104-131Для младшего школьного возраста.

Рассказы автора, пережившего блокаду, о его дружбе с маленькой девочкой-соседкой, о подвиге выживания в первую блокадную зиму, о  том, как ленинградские ребята строили ложные военные объекты.

26. Сапаров А. Мальчишка из Ленинграда. Из фронтовых тетрадей / Рис. А.Ушина. – Л: Детская литература, 1965. – 182 с.: ил. Для среднего и старшего школьного возраста.

Разные истории о храбрых и скромных людях, проявивших мужество в суровые дни войны, в том числе о мальчишке из Ленинграда Коле Милосердове, сумевшем наладить связь с бойцами, отрезанными гитлеровцами.

27. Сапаров А. «Скворцы» перелетают Ладогу: Рассказы / Рис. И.Некрасова. – Л: Детская литература, 1974. – 158 с.: ил. Для среднего и старшего школьного возраста.

Книга о знаменитой Ладожской ледовой трассе, о смелости и дерзости танкистов, которые заставили свои многотонные танки – «скворцы» - перепрыгнуть через трещины во льду, чтобы ввести их в бой на другом берегу озера. Издание дополнено пятью рассказами из другой книги А.Сапарова «Мальчишка из Ленинграда»

28. Семенцова В.Н. Лист фикуса. Рассказы о войне/ Рис. Т.А.Панкевич. – СПб: Паритет, 2005. – 31 с.: ил. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

В своих рассказах от лица пятилетней девочки автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке, и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и её мамы в блокадном Ленинграде.

29. Суслов В.Н. Красные облака / Н.Кошелькова. – Л: Детская литература, 1970. – 95 с.:ил. Для младшего школьного возраста.

Рассказы о том, что видел и знал автор книги, будучи мальчишкой блокадного Ленинграда

30. Суслов В.Н. 50 рассказов о войне / Ил. В.Травина. – СПб: Нотабене, 1994. – 206 с.:ил. Для старшего школьного возраста.

Автор этой книги был школьником блокированного Ленинграда, а в январе 1944 года стал солдатом Ленинградского фронта. В книге нет выдуманных страниц. Всё, о чём говорит писатель, было на самом деле.

31. Суслов В.Н. «Я помню город мой другим…»: Стихи // Вкн: Суслов В. Три тетради. Гл.Ленинградская тетрадь. – Л: Детская литература, 1986. – с:108-121 Для младшего и среднего школьного возраста.

Стихи о блокаде и войне: «Я помню город мой другим…», «Старые крыши», «Картошка», «Баллада о блокадном времени», «Танк», «Мирная пушка»

32. Тихонов Н. Ленинградские рассказы / Рис. И. Латинского. – Л:Детская литература, 1977. – 191 с.: ил. Для среднего и старшего школьного возраста.

33. Туричин И. Мария Васильевна и четыре краски: Рассказ / Рис. В. Бескаравайного и М.Лихачевой. -  Л:Детская литература, 1973. – 49 с.:ил. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Во время Великой Отечественной войны ленинградка Мария Васильевна была солдатом, а в мирное время работает в типографии им. Ивана Фёдорова. Четыре цвета – чёрный, жёлтый, синий и красный помогают ей делать цветные картинки в книгах.

34. Фонякова Э. «Хлеб той зимы»: Повесть / Худ. Л. Пипченко. – СПб, М: Речь, 2015. – 223 с.:ил. (Серия «Вот как это было») Для младшего и среднего школьного возраста.

Автобиографическая повесть о блокадных днях, о самой обычной девочке, её семье и ленинградцах, не оставивших окруженный город.

35. Цинберг Т. Седьмая симфония: Повесть / Худ. Е.Жуковская. - СПб, М: Речь, 2015. – 142 с.:ил. (Серия «Вот как это было») Для среднего и старшего школьного возраста.

Повесть о ежедневном подвиге ленинградцев, о несломленном городе, о девочке Кате, которая спасла трёхлетнего мальчика и благодаря этому обрела силы жить дальше.

Библиографический список «Великие имена России»

Алексеев С. «Рассказы о Суворове» - М: Детская литература, 2018

Алексеев С. «Рассказы о Кутузове» - М: Детская литература, 2018

Барто А.Л. «Дневник Наташи Ивановой» - М: Эксмо, 2015

Альбедиль «Михайло Ломоносов. Первый русский ученый» - С-Пб, Качели, 2018

Воскобойников В. «Рассказы о юных героях» / История Отечества – М: Махаон, 2015

В.Воскобойников «Жизнь замечательных детей» / книга вторая – М: Оникс – лит, 2019

Гранин Д. «Блокадная книга»- Изд.группа «Лениздат»: С-Пб, 2013

Заводчиков П., Самойлов Ф. «Девичья команда» - С-Пб – Москва: Речь, 2015

Невыдуманные рассказы повествуют о сложной и опасной военной работе, которую вместе с бойцами выполняли собаки.

Кудрявцева Т «Маленьких у войны не бывает» - С-Пб: акварель, 2015

Пантелеев «Новенькая»// Рассказы – С-Пб, Речь, 2016

Герои рассказов – мальчишки и девчонки 11-12 лет, живущих в военное время.

«Стихи и песни о войне 1941 – 1945 гг» //Классика в школе – М: Эксмо, 2015

Смирнов С.С. «Рассказы о неизвестных героях» // Из книги Брестская крепость – М: Советский писатель, 1985

Школьный словарик «Праздники России» / Сост. Яценко И.Ф.- М:ВАКО, 2010

Школьный словарик «Отечественная война 1812 г» / Сост. Чернов Д.И. – М: ВАКО, 2016

Школьный словарик «Великая Отечественная война / Сост. Никитина Е.Р. – М: ВАКО, 2017

Краткая энциклопедия школьника «Великие полководцы» - М: Молодая гвардия, 2001

Энциклопедия «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг» - ООО «Феникс», ООО Издательский Дом «Априори» г.Ростов – на - Дону

Приложение № 3.

Подборка художественных фильмов,
действие которых разворачивается в блокадном Ленинграде

Подборка составлена Ивановой Ольгой Алексеевной, преподавателем кафедры культурологического образования СПб АППО

1) «БЛОКАДА: ЛУЖСКИЙ РУБЕЖ», «БЛОКАДА: ПУЛКОВСКИЙ МЕРИДИАН» (фильм первый в двух сериях), 1974 г. Режиссёр Михаил Ершов. 10+

2) «БЛОКАДА: ЛЕНИНГРАДСКИЙ МЕТРОНОМ», «БЛОКАДА: ОПЕРАЦИЯ «ИСКРА»» (фильм второй в двух сериях), 1977 г.. Режиссёр Михаил Ершов. 10+

Жанр:  киноэпопея, создание приурочено к 30-летию освобождения города.

Соответствие исторической действительности: детально воссозданы события начала ВОВ и блокады Ленинграда. Более 50 минут экранного времени занимают документальные кадры, снятые во время блокады (блокадными операторами, включая таких знаменитых, как Наум Голод, Роман Кармен, Ефим Учитель.). На документальную пленку наложена шумовая фонограмма 70-х гг.

3) «САДИСЬ РЯДОМ, МИШКА!» 1977 г. СССР, Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького,  режиссер Яков Базелян.  6+

Жанр: детский, военный

Литературная основа: сценарий Алексея Германа и Светланы Кармалита по повести Ю. Германа «Вот как это было».

Сюжетные линии: история о четырех друзьях семи лет, детство которых пришлось на дни блокады. Первая треть фильма происходит на фоне мирной жизни Ленинграда сороковых, две другие трети затрагивают тему голода, разрушенного дома, воюющих на фронте отцов и казарменного положения матерей, о потере карточек и  близости смерти. Пытаясь «заработать» на еду и не умереть с голоду, дети организуют концертные выступления в блокадных госпиталях. Нравственной основой фильма становиться понятие дружбы и поддержки друг друга ради выживания.

4) «ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ», 1957 г.  СССР, киностудия «Мосфильм», режиссер Захар Аграненко, 10+

Сюжетные линии: на фоне постоянно разрывающихся снарядов творятся судьбы ленинградцев. Параллельным монтажом соединяются в общее полотно история любви, потеря матери и жены, доставки хлебным обозом продуктов и смерти командира

Соответствие исторической действительности. 27 декабря 1941 года была закончена Седьмая симфония Шостаковича. Исполнение состоялось в Большом зале филармонии 9 августа 1942. Партитуру симфонии в Ленинград доставил летчик на военном самолете. Музыкальной редакцией Ленинградского Дома радио, которому предстояло собрать музыкантов для премьеры симфонии, в дни блокады руководила Н. М. Орлова. Фамилия и должность в фильме  сохранены. В фильме решение откомандировать музыкантов с фронта принимает командующий штабом фронта. На самом деле военные музыканты прибыли в радиокомитет из окопов, блиндажей, с передовых позиций по решению комитета партии, политуправления Ленинградского фронта. Документальная хроника продолжает и дополняет художественное действие.

5) «ПОРОХ», 1985 г. Режиссёр Виктор Аристов

Жанр: военная драма

Сюжетные линии: действие картины происходит в сентябре 1941 года в осаждённом Ленинграде.  Камера следует перед героем фильма или позади него, создавая ощущение, что герой – это каждый зритель. Никонов отвечает за отправку снарядов из Кронштадта в Ленинград под постоянными авианалетами. Он не чувствует себя героем, он выполняет работу. Этот фильм максимально приближает нас к пониманию того, «как это было».

6) «ДНЕВНЫЕ ЗВЁЗДЫ», 1966 г. Мосфильм. Режиссёр и сценарист Игорь Таланкин.

Литературная основа: фильм поставлен по мотивам произведений и по одноименной книге Ольги Берггольц.

Жанр: биографическая драма, фильм-исповедь.

Сюжетные линии: композиция фильма выстроена как череда сцен-воспоминаний, не подчиненных исторической смене периодов жизни. Вся судьба поэтессы проходит перед нами как полотно, сотканное из разнофактурных фрагментов жизни. Все они подчинены ответу на вопрос «Как прожить правильно…?» и задают критерий этой правильности стихотворным эпиграфом, с которого начинается  кино. Медленное течение речи с читаемым смыслом каждого слова,  переживаемого и проживаемого в минутах экранного времени героиней (актрисой Аллой Демидовой) призывает зрителя поднять глубинные слои своей личной памяти, измерить свой опыт значимостью судеб города, страны, мировой историей.

Соответствие исторической действительности. Блокадный Ленинград воссоздан в деталях, но показан не символично, а глазами поэтессы: образно (вереница закутанных в шерстяные платки детей, еле передвигающих обезличенных и падающих людей на фоне легкой вальсовой музыки), сюрреалистически (воспоминания оживают и в лицах приходят к поэтессе в дни блокады, задают вопросы про это, блокадное время).

7)  «ЖИЛА-БЫЛА ДЕВОЧКА», 1944 г. Режиссёр Виктор Эйсымонт 6+

Жанр: военная драма

Сюжетные линии: две маленькие девочки выживают в блокаду. Мама десятилетней Настеньки умирает на глазах у дочери, мама четырехлетней Кати вынуждена нести службу весь день. Ощущение правдивости происходящего не покидает зрителя весь фильм.

Соответствие исторической действительности: съемки велись в еще блокадном Ленинграде. Сквозь арку Главного штаба видны танки на Дворцовой площади, замаскированную Александрийскую колонну и потемневший Зимний дворец.

8) «ЗИМНЕЕ УТРО»,  1967 г. Режиссёр: Николай Лебедев. 8+

Литературная основа:  сценарий  Сократ Кара и Тамары Цинберг по мотивам повести Тамары Сергеевны Цинберг  «Седьмая симфония».

Жанр: военный фильм, драма, мелодрама.

Сюжетные линии: «забота о жизни другого нужна для собственного выживания», - так говорит девочка, главная героиня фильма, которая спасает маленького мальчика, заменяя ему родителей. Катя (Таня Солдатенкова) самоотверженно защищает ребенка от бомбежки, голода, недобрых словом  людей. Она словно «притягивает» к себе людей хороших, делая их искреннее, доброжелательнее, отзывчивее. Этот фильм – демонстрации тех нравственных качеств человека, которые должны быть присущи всегда, а не только в дни испытаний.

9) «ИЖОРСКИЙ БАТАЛЬОН», 1972 г., киностудия Ленфильм. Режиссёр Геннадий Казанский.10+

Жанр: драма.

Сюжетные линии: любовь девятиклассников Матвеева Николая и Снегиревой Лены на фоне начала войны (прием в Ижорский батальон, бои). Молодые люди олицетворяют собой все поколение военной молодежи, так быстро повзрослевшее на фронтах войны.  Собирательный характер отдания почести всем погибшим на Ижорском фронте и ВОВ носит  скорбь утраты, прощание с любимцем всех колпинских рабочих солдатом и фрезеровщиком Чайкой в конце фильма.

Соответствие исторической действительности: съемки фильма происходят на местах боев на реке Ижоре, старых улицах Колпино и в цехах Ижорского завода. Используются документальные кадры: уходящий на фронт ижорский батальон на фоне заводских корпусов,  рабочие Ижорского завода второго фронта сварочных цехов, бомбежки колпинских улиц, маленькие дети и женщины, спасающиеся от бомбежки, разлетающиеся в щепки деревянные дома. Для съемок фильма были построены декорации. По воспоминаниям актёра В. Корзуна, «съёмки проходили на заводе при участии тех, кто когда-то в войну молодыми работал и защищал родной завод, Ленинград». Последние кадры рассказывают о боевом пути ижорского батальона, освобождавшего Красный Бор, Лугу, Псков, Тарту, побережье Балтийского моря.

10) «МОРСКОЙ БАТАЛЬОН», 1944 г. СССР, киностудия «Ленфильм». Режиссёр Александр Файнциммер.

Жанр: драма

Сюжетные линии: «Отличные дела: всю Европу бросили на Ленинград, всю Европу на один город Ленина»; «Врешь, немец! Пока сердце бьётся в груди, пока видят глаза, пока руки держат оружие, не бывать фашисткой нечисти в городе Ленина! Не бывать!»; «Будем дышать – будем держать, а не будем дышать – все равно будем держать» – эти цитаты фильма определяют его эмоциональность и героический настрой. В 1944 победа еще не была завоевана и весь фильм пронизан экспрессией призыва подвига. Каждое действие фильма подчинено единому устремлению к победе. На фоне боев Ленинградского фронта разворачивается история любви Сережи Маркина и Гали, Вари Маркиной и Яковлева.  

Соответствие исторической действительности: использована документальная хроника наступления фашистов на Россию летом 1941 года – на танках, мотоциклах, грузовых и легковых автомобилях, пешком, на самолетах. Первые кадры сопровождаются чтением стихотворения «Ленинградцы, дети мои!» Джамбула Джабаева. Выборгская сторона, Эрмитаж, Дворцовая набережная, набережная Фонтанки, Ленинграда 1944 года – это натурные декорации фильма. Документальные кадры блокадного сорок второго плавно переходят в кадры тех же мест сорок четвертого. Праздничный салют дня снятия блокады 27 января 1944 года дан в чередовании реальных документальных и художественно-съемочных кадров.

11) «МЫ СМЕРТИ СМОТРЕЛИ В ЛИЦО», 1980 г.СССР, Киностудия «Ленфильм», Первое творческое объединение. Режиссер Наум Бирман.

Литературная основа: фильм создан по сценарию, написанному Юрием Яковлевым по его книге «Балерина политотдела». Книга основана на реальных событиях, происходивших в Ленинграде времен Великой Отечественной Войны с балетмейстером Аркадием Орбантом.

Жанр: военная драма

Сюжетные лини: композиция фильма выстроена как ряд последовательных сцен, каждая из которых посвящена юному танцору Ленинградского Дворца пионеров. Борис Корбут (его прототип - Аркадий Орбант), переходя из одной квартиры своих учеников к другой, видит их на грани жизни и смерти. Однако каждый из них готов совершить свой подвиг: выполнить задание политотдела фронта для пополнения агитбригады 55-й армии и отправиться на фронт для поднятия боевого духа солдат на линии фронта.

Соответствие исторической действительности: в деталях воссоздана атмосфера блокадного Ленинграда – морозный ветреный 1942 год, безмолвная атмосфера длинных очередей и шатающихся ленинградцев, опустевших домов и улиц, людей, оцепеневших в своей мертвенности. Эти оживленные фотографически достоверные образы превращены в символы. Режиссер использует очень много музыкально-зрительных зарисовок, внутренних монологов на фоне замершего города. Натурные съемки проходили, в том числе, и на территории Ленинградского Дворца пионеров (Аничков дворец).

12) «ДВА БОЙЦА», 1943 год, СССР,  Ташкентская киностудия, новая редакция киностудии им. Горького, режиссер Леонид Луков. 8+

Литературная основа: сценарий Е. Габриловича по повести по повести Льва Славина «Мои земляки».

Жанр: военная драма, мелодрама.

Сюжетные линии: фронтовая судьба свела корабельного сварщика из Одессы Аркадия Дзюбина (Марк Бернес) и простого рабочего парня с уральского завода Александра Свинцова («Саша с Уралмаша» – Борис Андреев). В 1941 они ведут бои на Ленинградском фронте.

Соответствие исторической действительности: фильм снимался в условиях эвакуации, куда почти не доходила достоверная информация о положении дел в блокадном Ленинграде. В условия ведения боев бойцы на трамвае, подходившем к линии фронта, приезжают в город, чтобы увидеть девушку Саши. Дружба фронтовых товарищей проверяется подвигом, поддержкой и выручкой. После премьеры фильма "Два бойца" его режиссер Леонид Луков писал: «Главная сила на войне — это люди. И цель моя была показать эту главную силу войны — простых советских людей, не совершивших, на первый взгляд, никаких выдающихся подвигов, но чья повседневная жизнь и борьба сами по себе подвиг. И поэтому в картине "Два бойца" главное — не сюжет и не внешние обстоятельства, а люди на войне. Здесь важно все: как они дерутся, как тоскуют по дому, как любят чудесную женщину, как мечтают о будущем… Хотелось в вое мин и взрывах снарядов услышать стук простого человеческого сердца, подслушать солдатские думы, хотелось говорить с экрана языком простых людей, петь их песни, показать то высокое и честное чувство советского патриота, которое ведет нас к бессмертной победе над врагом».

13) «ЗЕЛЕНЫЕ  ЦЕПОЧКИ», 1985 г., СССР. , режиссер Юрий Ерзинкян. 10+

Литературная основа: фильм снят по повестям Германа Матвеева «Зелёные цепочки» и  «Тайная схватка» (входят в трилогию «Тарантул»).

Жанр: детский детектив

Сюжетные линии: поймать «сигнальщика» (диверсанта, стрелявшего осветительными ракетами во время бомбежек), раскрыть банду – вот задача для троих друзей, Миши, Степы и Васи.

Соответствие исторической действительности: съемки проходили в Ленинграде, максимально приближены к образу города начала войны

14) «НЕПОБЕДИМЫЕ», 1942 г. СССР, Центральная объединенная киностудия художественных фильмов гор. Алма-Ата. Режиссеры Сергей Герасимов и Михаил Калатозов.

Жанр: драма, военный

Сюжетные линии: сюжетом фильма становится история создания «нового» танка. Линии судеб всех героев этого фильма подчинены только этой идее. Сквозной сюжетной линией становится история взаимоотношений инженера Кировского завода Родинова (Борис Бабочкин) и Анастасии Ковалевой (Тамара Макарова) – инженера Ижорского завода. Весь фильм построен на многословных диалогах, в традициях драматического театра раскрывающих нюансы чувств и переживаний. Создатели фильма не могли знать, что в блокаде город будет находиться 872 дня и какие жертвы будут принесены во имя его спасения.

Соответствие исторической действительности: фильм начали снимать буквально через месяц после начала блокады. Кадры документальные переходят в декорационные по замыслу, продолжая место действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  кружка «Этика: азбука добра» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деят...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Введение в историю" 3-4 класс ФГОС

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» НА СТУПЕНИ НОО ДЛЯ 1-4 КЛАССА

Изучение «Семьеведения» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют з...

Календарно – тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности «Духовное краеведение для малышей» для учащихся 4 класса

Календарно – тематическое планированиек рабочей программепо внеурочной деятельности«Духовное краеведение для малышей»для учащихся  4 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса»

Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи...