классный час "«Наши права и обязанности»
классный час на тему

Кашлач Татьяна Юрьевна

 

Классный час-исследование, можно провести во-2-4 классах.цель: приобретение учащимися знаний о  правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Познакомить с основным законом – Конституцией России,  с  «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klass_chas_prava_.docx26.82 КБ
Файл prava.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наши права и обязанности»

 Цель: Повышение социально – правовой компетентности посредством  обучения  навыкам реализации своих прав и обязанностей. Способствовать формированию активной гражданской позиции.

 Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Задачи:

образовательные: приобретение учащимися знаний о  правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Познакомить с основным законом – Конституцией России,  с  «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей

развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания, используя дополнительную литературу. Разностороннее развитие личности,  наблюдательности.

воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности.

социальные: формирование навыка сотрудничества.

исследовательские: Освоение первичных навыки проведения исследований по алгоритму: Тема, Цель, гипотеза, сбор информации(Спрошу у другого человека, вспомню, посмотрю в дополнительных источниках) , обобщение, выводы, результат. Через рефлексию – учить  детей  размышлять, направлять  на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Методы обучения:

словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;

частично – поисковый – выполнение работы в группах;

наглядно – образный – энциклопедии, презентация,   аудио, отрывки из литературных произведений, иллюстрации..

Форма проведения: классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Оборудование: презентация, иллюстрации, аудио -ролик, отрывки из литературных произведений, словари.

Подготовительная работа:1. приготовить  энциклопедии Даля, Ожигова, словарь Бабенко, В.Антонов «Изучаем права человека», Шабельник «Ваши права». 2.Вопросы для исследования (на листочках) на 3 группы: Найдите ,  что обозначает слово закон, право, конституция, конвенция.3.Листочки в виде разного цвета с изображением Фемиды и календарем правовых дат 4. Презентация -поэтапное  проведение урока.5. Ролик- презентация рефлексия.6. Дети до урока делятся  на группы, выбирают командира группы, садятся вокруг одного стола. 7. Проветривается кабинет.

Ход урока

1.Приветствие (все встают в круг):Рефлексия настроения и эмоционального настроя

Учитель: Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!

Я предлагаю поздороваться всем тем,

- кто родился зимой, летом, весной, осенью,

-кто пришел с хорошим настроением.

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

Учитель: Радостно от того, что мы с хорошим настроением собрались сегодня  на классный час для серьезного разговора.

2. Объявление темы и постановка цели занятия( рефлексия деятельности . Устная )

 Начинаем классный час,

Речь пойдёт  сейчас о вас.

Постарайтесь всё понять,

Много  нового узнать .

Тема занятия « Наши права и наши обязанности»

- как вы думаете о ком мы будем сегодня говорить?  На какой важный вопрос  нужно ответить ?

(какие  права и обязанности имеют дети. В каких документах они прописаны)

3.  Работа в группе  (Исследовательская работа)

давайте с вами проведем исследование слов, которые будут сегодня хозяевами нашего классного часа: закон, право, конституция, конвенция,  обязанность.

-   на листах у вас написано задание , перед вами лежат  словари Бабенко, Ожигова, Даля . найдите в них ответы на вопросы.

4. Как возникли наши законы. Необходимость создания законов.

-Давным -  давно  на Земле появились люди , с ними появились главные вопросы:

-Что люди могут делать и чего не могут ?

- что обязаны и чего  не обязаны?

На что они имеют право, на что не имеют?

Так в беседах, с помощью различных религий ,  в битвах, войнах, в драках появились законы.

1гр. Как в   толковом словаре Бабенко (Стр. 714) разъясняется это слово.

(дети  читают: Законы- это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. )

Самая ранняя система закона была сформирована  около 1700 года до н.э. царем Вавилона.

Позже  в эпоху средневековья  действия людей регулировала церковь.(Люди не знали законов природы, если шёл летом снег, гроза, то церковь говорила, что люди сами виноваты в этом, тем самым заставляли людей ей подчиняться)  

В греческой мифологии  богиню правосудия звали – Фемида.  На весах, которые она держит, взвешиваются добрые и злые поступки человека. Глаза у богини завязаны, в знак того, что она судит беспристрастно. т.е. Честно не зависимо кто перед ней мужчина или женщина, богатый человек или бедный…

5. Конституция РФ- главный закон нашей страны

Для того чтобы было равноправие у всех людей по отношению к правосудию   12 декабря 1993г (18 лет назад) был принят  главный закон нашей страны -  Конституция.

2гр. Как Сергей Иванович Ожигов объясняет  слово – Конституция?

(Главный , основной закон нашей страны)

12 декабря является государственным праздником. В конституции прописаны права  и обязанности наших граждан.

5. Разъяснение прав  детей.

3гр. Что такое право?

Как Владимир Иванович Даль в  толковом словаре даёт объяснение этому слову?

(Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми) – толковый словарь Ожегова.

- Зачем вообще нужно знать  права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).

6. Игра « Кто больше угадает прав»

-Что это за документ? (Свидетельство о рождении). О каком праве он вам напоминает? (Право на жизнь Право на имя).

- Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу).Что значит забота? Кто о вас заботится? (Родители, государственная власть РФ, педагоги, мед. Работники,  психологи, организации по правам ребенка –Опека, соц. защита)

- Что может обозначать домик? (Право на имущество). Можно ли брать чужую вещь без разрешения?

- Как вы думаете, для чего я вам показываю конверт? О каком праве может идти здесь речь? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать друг за другом).

- А о каком праве вам могут напомнить ваши учебники? (Право на учебу).

  1. Право на медицинскую помощь
  2. Право на отдых Физминутка (Когда я стану взрослым и купаться захочу, я сам залезу в ванну, 2 крана  откручу, потру живот и спинку веснушки на носу, заверну себя в простынку и в постельку унесу).

7. Организация Объединённых Наций (ООН)

Ребята, а знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия.

2гр.  Как Сергей Иванович Ожигов объясняет  слово- Конвенция

(Международный договор по специальному вопросу)

Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.

До какого  возраста, согласно Конвенции ООН , человек считается ребенком?

(До 14 лет, до 16 лет, до 18 лет, до21 года).

8. Анализ поступков сказочных героев.

Давайте, поможем сказочным героям отстоять свои права.

( На слайдах: Рассмотри рисунки. Нарушение каких прав изобразил художник.

Статья 5,9,13.)

Ребята, так значит , что вы имеете право делать что хотите, когда хотите и с кем хотите? Так ли это? А если вы вредите своими правами другим людям, то значит, что вы нарушаете права других людей. Рядом с правами прописаны в Конституции,  в Конвенции о правах ребёнка и обязанности .

9.Устав школы. Обязанности учеников. (Рефлексия деятельности . Письменная)

Какие обязанности существуют у учеников и в каком документе они прописаны?

Тест «Соблюдаю ли я устав школы» (ДА+, НЕТ-)

1. Не пропускаю без уважительной причины занятия в школе.

2. хожу всегда аккуратным?

3. Не приношу в школу опасных предметов, которые могут принести вред ребятам?

4. Берегу школьное имущество?

5. Не беру чужие вещи без разрешения владельца?

6. Не дерусь с ребятами на перемене.

7. уважительно отношусь к работникам школы(поварам, учителям, администрации, тех. Персоналу…)

8. приношу форму на занятия физкультурой?

Нужно пользоваться правами не принося вред другим людям. Иначе это будет расцениваться как  нарушение прав  и наказываться по закону РФ.

 10. Анализ ситуаций.

 Сын пришёл со школы, поел и пошёл играть. Мама говорит: сынок убери за собой посуду. А сын отвечает « в конвенции по  правам человека говорится , что я имею право на отдых»

- прав ли сын?

11. Рефлексия содержания учебного материала.(Анкета самоанализа)

- Я узнал сегодня, что у  каждого ребенка есть…….

- все права и обязанности  прописаны в документах, которые называются…..

- мне  было интересно на занятии….

- я запомнил….

-  я никогда не знал , а сегодня узнал, что…

- хочу сказать спасибо…

Вывод: Только живя по правилам. Взрослые, дети и вся страна будет жить счастливо. Я вам желаю счастья.

12. КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ и Афродита.

1 июня – Международный день защиты детей

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

13.Рефлексия  настроения  ролик (Жеребенок)

 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

начальная общеобразовательная школа №24

Методическая разработка

Районный конкурс «Учитель года -  2012»

Классный час

Тема: «Наши права и обязанности»

 Кашлач Татьяна Юрьевна

Учитель начальных классов

Иркутская обл., п. Чунский., Мира 59 конт. Тел., 2-16-74.,  2012г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день! Здравствуйте! Как настроение?

Слайд 2

Тема занятия: «Наши права и обязанности»

Слайд 3

Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? В каких документах прописаны права и обязанности ребенка? Важные вопросы занятия:

Слайд 4

Прочитаем – многое узнаем Закон – это…… Конституция РФ- это…… Право – это…. Конвенция – это…..

Слайд 5

Когда и как возникли наши законы? Толковый словарь Л.Г. Бабенко Законы – это правила , которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

Слайд 6

Богиня правосудия- ФЕМИДА На весах, которые она держит, взвешиваются добрые и злые поступки человека. Глаза у богини завязаны, в знак того, что она судит беспристрастно.

Слайд 7

Конституция Российской Федерации- 12 декабря 1993г Словарь русского языка С. И. Ожигов «Конституция – главный закон нашей страны»

Слайд 8

Что такое право? Толковый словарь С.И. Ожегова «С овокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми .»

Слайд 9

Игра « Мы имеем право : 1 2 3 4 5 6

Слайд 10

Словарь русского языка С. И. Ожигов Конвенция Международный договор по специальному вопросу В 1989г -150 стран мира подписали Конвенцию ООН Организация Объединённых Наций (ООН)

Слайд 11

Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? Волк по отношению к козлятам.

Слайд 12

Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? Волк – бабушку и Красную шапочку.

Слайд 13

Кто кого в сказке «Лиса и заяц» лишил права владеть имуществом?

Слайд 14

Кто кого в сказке «Золотой ключик» лишил имущества? Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино.

Слайд 15

Кто кого в сказке « Дюймовочка » держал в подневольном состоянии? Мышь – Дюймовочку .

Слайд 16

Обязанности Тест « Соблюдаю ли я устав школы » (ДА+, НЕТ-) 1 . Не пропускаю без уважительной причины занятия в школе. 2. Хожу всегда аккуратным? 3. Не приношу в школу опасных предметов, которые могут принести вред ребятам? 4. Берегу школьное имущество? 5. Не беру чужие вещи без разрешения владельца? 6. Не дерусь с ребятами на перемене. 7. Уважительно отношусь к работникам школы(поварам, учителям, администрации, тех. персоналу … ) 8. Приношу форму на занятия физкультурой?

Слайд 17

Итоги занятия я никогда не знал , а сегодня узнал………. все права и обязанности прописаны в документах, которые называются … .. - мне было интересно на занятии … . - я запомнил … . -- хочу сказать спасибо …

Слайд 18

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ 1 июня – Международный день защиты детей 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка 10 декабря – День прав человека

Слайд 19

Счастья, вам дети !!!

Слайд 20

АЗБУКА ПРАВА

Слайд 21

www.themegallery.com Статья 1 Ребенком является каждый человек до 18-летнего возраста Статья 2 В независимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии право на защиту ребенка от всех форм дискриминации

Слайд 22

www.themegallery.com Статья 6,7 Право на жизнь и право на имя Статья 9 Право на защиту от жестокого обращения родителей

Слайд 23

www.themegallery.com Статья 18 Ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка ( статья 18, п.п. 1 - 2). Статьи 12, 13, 14, 15 Права ребенка на уважение его взглядов и права свободного выражения этих взглядов по всем затрагивающим его вопросам

Слайд 24

www.themegallery.com Статья 16 Право на защиту от всех форм эксплуатации Статья 31 Право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, а также заниматься искусством и участвовать в культурной и творческой жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: « Наши права и обязанности ». ( 2 класс ).

Материал класного часа знакомит ребят с Конвенцией о правах ребёнка....

Классный час "Наши права и обязанности"

Обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их пра...

Классный час "Наши права и обязанности"

Сценарий классного часа, приложения...

Классный час. Наши права и обязанности.

Цель - на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах и обязанностях ребёнка; формирование коммуникативной компетентности; культуры участия в интеллектуал...

Классный час "Наши права и обязанности"

Цель классного часа: познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция»,; рассмотреть некоторые направления «Конвенции о правах ребенка» (право на имя, на жизнь, на свое мнение, на образование), с ис...

Классный час: "Наши права и обязанности".

                                                      ...

Классный час. Наши права и обязанности.

Классный час. Наши права и обязанности....