Воспитание в семье
методическая разработка на тему
В данной работе рассмотрены три главных аспекта воспитательной функции семьи, ряд условий, оказывающих существенное влияние на семью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_v_seme..doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
(учитель начальных классов: Столчнева М.Д.)
Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каж дый человек независимо от возраста.
Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общно стью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Одна из важнейших функций семьи – воспитательная, не зря семью называют «воспитательной колыбелью человека», в которой воспитываются не только дети, но и взрослые.
Воспитание - очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитыва ют. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание заключается в сотрудни честве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи (И.В.Гребенников).
1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие спо собностей. Семья выступает посредником между ребенком и обще ством, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается самым действен ным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека.
2. Систематическое воспитательное воздействие семейного кол лектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах пораду ет, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать «семейное кредо» - так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Исходя из этого кредо, семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие
3.Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания ос новывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осоз нают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это дела ют буквально с первых дней жизни. Уже в конце пер вого и начале второго года жизни ребенок становится настоящим «экспертом» своих родителей. Он по-разному ведет себя с матерью и отцом, вырабатывает в себе различные «стратегии» влияния на пове дение родителей. Дети тонко ориентируются в «слабых местах» ро дителей и умело пользуются ими.
И родителю, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосо вершенствованию, заниматься самовоспитанием.
Вот и получается, ребенок в семье - неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родите лей. А желание развить у своего ребенка способности, которые по могут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание - это прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качест ва, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые по стоянно демонстрируешь.
Рассмотрим ряд важных условий, которые оказывают наибольшее значение в воспитании ребенка в семье.
— благоприятный психологический климат, – семейная атмосфера, которая определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом, тем социально-психологическим климатом, характерным для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.
– воспитательные методы и приемы, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход.
— авторитет родителей, взрослых в воспитании детей. Ребенок лучше всего развивается таким образом, что ставит себя на место того, кого он считает авторитетным, мудрым, сильным, нежным и, любящим. Ребенок отождествляет себя с родителями, имеющими эти ценные качества, старается подражать им.
— роль наказаний и поощрений в воспитании детей. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что — нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков.
При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. Об этом родители часто забывают.
— отношения между братьями и сестрами. Большая семья — это отличная школа, где дети учатся не быть эгоистами, однако в такой семье, как правило возникает много конфликтных ситуаций, в основе которых лежит ревность. Такие ситуации не всегда удается правильно решить детям и их родителям.
– роль бабушек и дедушек в воспитании детей.
В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Здесь формируются основные черты его характера, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет зависит от того, каковы отношения в семье, между ее членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семей без проблем, без трудностей.
Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную творческую личность необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны особенно в первые годы пребывания ребенка в школе. Здесь у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные и просветительские. Родители помогают воспитывать интерес к научным и практическим знаниям, оказывают поддержку увлечениям ребенка, учат открытости, откровенности. В школе же ребенок получает навыки необходимые для школьного образования, стремится быть полноправным членом семьи, к нему приходит осознание себя как личности, которую любят и уважают; здесь он учится общаться со сверстниками, знакомится с правилами поведения и моралью; учится излагать свои мысли; у него происходит осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.
Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством формирования личности ребенка. Зачастую ошибки родителей в воспитании детей приводят к необратимым последствиям.
В. А. Сухомлинский считал, что к материнскому и отцовскому долгу человека надо готовить чуть ли не с колыбели, а воспитание хорошей матери и отца – это, по существу, решение половины всех задач школы. «Воспитывая матерей и отцов, мы закладываем основы воспитуемости будущих поколений» и «там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка—чтобы его любили таким, какой он есть.
Есть много разновидностей любви:
- Любовь умиления
- Любовь деспотическая
- Любовь откупа
Любовь умиления—самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность—деспотическая любовь. Эта форма—одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренний мир, силы, желания быть хорошим.
Третья разновидность—любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один родитель не уделяет достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь?
Каким вырастет ребенок, во многом зависит, какое он занимает положение в семье. Благополучное, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он уважает других. Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко—деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он—«квартирант».
Оправдывая свои действия, родители ссылаются на различные примеры из истории человечества.
Иногда противоречия между родителями и детьми ярко выражены, иногда им не придается большого значения.
С помощью родителей у ребенка постоянно закладываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между ее членами семьи. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи.
В наше время дети страдают от недостаточной любви и ласки. Многие родители приносят в дом привычку быть подчеркнуто сдержанным, научились подавлять желание прикоснуться к ребенку, погладить его по голове из-за боязни избаловать детей.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Законы воспитания "Нравственное воспитание в семье"
Памятка родителям о нравственном воспитании в семье и о наказании детей....
Родительское собрание. Тема:"Методы воспитания в семье"
Материал обращает внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье,позволяет ознакомиться с основными методами их воспитания,а так же понять причины которые стимулируют п...
Системный подход к решению духовно-нравственного воспитания в семье
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жи...
Родительское собрание на тему «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»
Актуальными на сегодняшний день являются типы семейного воспитания. Что же это такое?...
программа патриотического воспитания "Моя семья в истории завода, моя семья в истории страны"
В своих сочинениях «Моя мечта о России. Как её осуществить?» дети пишут: «Я хочу, чтобы наша страна была сильной и могучей, чтобы в России заботились о детях, были построены стадионы, бассейны, различ...
«Воспитание нравственно-волевых качеств младшего школьника в процессе трудового воспитания в семье»
Как ребенка приобщить к труду?...