Программа по ОЗЖ
рабочая программа (3 класс) по теме

Потоцкая Вера Николаевна

Рабочая программа по Основам здорового образа жизни для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab. pr. OZG48 КБ
Файл dokument_microsoft_word.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

ББК

ISBN

Основы здорового образа жизни. Региональная образовательная программа (дополненный и переработанный вариант)

Авторский коллектив:

Барыльник Ю.Б.,  Дмитриева Н.В.,  Елисеев Ю.Ю.,  Клещина Ю.В.,  

Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.

Рецензенты:

Ловцова Н.И.,  д.  соц. н., профессор, зав. кафедрой социальной антропологии и  социальной работы Саратовского государственного технического университета.

Шамионов Р.М., д.пс.н., зав.кафедрой социальной психологии

© Министерство образования Саратовской области, 2008

© Министерство здравоохранения Саратовской области, 2008


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОЗОЖ

Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ. Опросы свидетельствуют о том, что 40% учеников 8–11 классов имеют опыт употребления различных наркотических веществ, а еще 20% живут и общаются с людьми, употребляющими наркотики.

Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, проблемах «отцов и детей», росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.

Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.

Современное определение понятия «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, уровнем развития личности, убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.

Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.

В программу включены совместные занятия родителей и детей. В образовательном учреждении необходимо организовать родительский всеобуч по ключевым вопросам воспитания подрастающего поколения.

Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков.

Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

                                 Основные требования к учащимся по курсу.

Овладение правилами поведения в обществе.   Развитие эмоциональной  устойчивости и чувства ответственности за своё поведение. Элементарные знания о правах и обязанностях человека и ребёнка. Формирование семейных ценностей.

Знание простейших приёмов и действий в  опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе и способов оказания или поиска помощи.  Овладение простейшими знаниями о гигиене и профилактике заболеваний.Знания основ здорового образа жизни. Усвоение основных правил безопасного поведения дома, в школе, на улице и дороге за городом. Развития навыков ухода за телом. Формирования негативного отношения к вредным привычкам.

3 класс

(1 час в неделю, всего – 34 ч)

«Во имя общего блага»

Содержание тем учебного курса.

Этический блок (4 ч)

Человек на планете Земля. В дружбе с природой. Спор и ссора. Умение вести дискуссию. Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Проявление заботы в моем городе, в моей школе.

Психологический блок (12 ч)

Этот странный взрослый мир. Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких. Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться. Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность. Кто «Я» такой.

Правовой блок (7 ч)

Правила в жизни человека.  Проявление милосердия, терпимости. Ответственность за жестокое поведение. Правила поведения в школе и на улице. Опасные ситуации. Стихийные бедствия. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Семьеведческий блок (4 ч)

Что такое труд. Трудом славен человек! Труд в моей семье. Что я больше всего люблю делать.

Медико-гигиенический блок (8 ч)

Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие. Полезные и вредные  привычки. Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ.



Предварительный просмотр:

 Наименование разделов

 и тем.

Календ.

сроки.

Вид занятий.

Наглядные пособия

и ТСО

Задания

   для

учащихся.

Примечание.

Эпический блок.

1

Земля наш дом

1 неделя

комбин. урок

презентации по теме.

2

О братьях наших меньших.

2 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

3

Культура общения.

3 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

4

Что такое ответственность и забота?

4 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

Психологический блок.

1

Мир взрослых.

5 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

2

Все мы разные.

6 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

3

Этика и этикет.

7 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

4

Правила этикета: движение при общении.

8 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

5

Что может носовой платок?

9 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

6

Познай себя.

10 неделя

  урок- тренинг

презентации по теме.

7

Справедливость к одноклассникам и к себе.

11 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

8

Я и мои друзья.

12 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

9

Услышать сердце человека.

13 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

10

Что такое агрессия и как избежать конфликта?

14 неделя

урок- игра

презентации по теме.

11

Правила безопасного поведения.

15 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

12

Как добиться успеха.

16 неделя

  урок- тренинг

презентации по теме.

Правовой блок

1

Правила в жизни человека.

17 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

2

 Права ребёнка в новом веке.

18 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

3

Школьный этикет

19 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

4

Жестокость и её последствия.

20 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

5

Опасные ситуации.

21 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

6

Правила поведения на дороге жизни.

22 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

7

Стихийные бедствия и правила поведения в чрезвычайной ситуации.

23 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

Семьеведческий блок.

1

Какие бывают профессии.

24 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

2

Учись учиться.

25 неделя

презентации по теме.

3

Терпение и труд все перетрут.

26 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

4

Труд в моей семье. Что я люблю больше всего делать.

27 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

Медико – гигиенический блок.

1

Твоё здоровье.

28 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

2

Здоровье и благополучие.

29 неделя

комбин. урок

презентации по теме.

3

Режим дня.

28 неделя

комбин. урок

презентации по теме.

4

Здоровый сон.

30 неделя

комбин. урок

презентации по теме.

5

О вреде курения.

31 неделя

комбин. урок

презентации по теме.

6

О вреде  наркотиков  и алкоголя.

32 неделя

комбин. урок

презентации по теме.

7

Вредные привычки. Откуда они берутся?

33 неделя

комбин. урок

презентации по теме.

8

Профилактика заболеваний.

34

неделя

комбин. урок

презентации по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...