Дневник родителя первоклассника
методическая разработка (1 класс) по теме

Окуневич Галина Николаевна

Данный материал был создан как пособие-помощник для родителей первоклассников в период адаптации детей к школьной жизни. В нем собраны различные тесты для родителей, упражнения для занятий с ребенком дома. Так же материал будет полезен и для учителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Типичные трудности в обучении и способы их преодоления

Трудности

Психологические причины

Рекомендации

1. В письменных работах пропускает буквы

  1. Низкий уровень развития фонематического слуха.
  2. Слабая концентрация внимания.
  3. Несформированность приемов самоконтроля.
  4. Индивидуальные особенности личности.

Упражнение 1 ; 19.

2. Неразвитость орфографической зоркости.

  1. Низкий уровень развития произвольности внимания.
  2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу).
  3. Низкий уровень объема и распределения внимания.
  4. Низкий уровень развития кратковременной памяти.
  5. Слабое развитие фонематического слуха.

Упражнение 2; 3; 4; 5.

3. Невнимателен и рассеян.

  1. Низкий уровень развития произвольности.
  2. Низкий уровень объема внимания.
  3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
  4. Преобладающая мотивация учения – игровая.

Упражнение 6; 12.

4. Испытывает трудности при решении математических задач.

  1. Низкий уровень развития общего интеллекта.
  2. Слабое понимание грамматических конструкций.
  3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков.
  4. Низкий уровень развития образного мышления.

Упражнение 7;8.

5. Испытывает затруднения при пересказывании текста.

  1. Несформированность умения планировать свои действия.
  2. Слабое развитие логического запоминания.
  3. Низкий уровень речевого развития.
  4. Низкий уровень развития образного мышления.
  5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации).
  6. Заниженная самооценка.

Упражнение 9;10; 11.

6. Неусидчив.

  1. Низкий уровень развития произвольности.
  2. Индивидуальные особенности личности.
  3. Низкий уровень развития волевой сферы.

Упражнение 12; 20.

Щадящий режим, учет при обучении индивидуальных особенностей.

7. Трудно понимает объяснение с первого раза.

  1. Несформированность приемов учебной деятельности.
  2. Слабая концентрация внимания.
  3. Низкий уровень развития восприятия.
  4. Низкий уровень развития произвольности.
  5. Низкий уровень развития общего интеллекта.

Упражнение 13; 14.

Необходимо дополнительное обследование у психоневролога.

8. Постоянная грязь в тетради.

  1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук.
  2. Несформированность приемов учебной деятельности.
  3. Недостаточный объем внимания.

Низкий уровень развития кратковременной памяти.

Упражнение 2; 3.

9. Плохое знание таблицы сложения (умножения)

1. Низкий уровень развития механической памяти.

2. Низкий уровень развития долговременной памяти.

3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы.

4. Низкий уровень развития произвольности.

5. Слабая концентрация внимания.

6. Несформированность приемов учебной деятельности.

Упражнение 16; 17.

10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы.

  1. Несформированность приемов учебной деятельности.
  2. Низкий уровень развития произвольности.

Упражнение 2; 21.

11. Постоянно забывает дома учебные предметы.

  1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
  2. Низкий уровень развития произвольности.
  3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

Упражнение 1; 2; 12.

12. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо.

  1. Низкая скорость протекания психических процессов.
  2. Несформированность приемов учебной деятельности.
  3. Низкий уровень развития произвольности.

Упражнение 2; 12; 22.


Рекомендации

(перечень упражнений)

Упражнение 1. Для усиления концентрации слухового внимания удобно проводить арифметические диктанты.

Родитель сообщает: «Сейчас я буду тебе читать арифметические задачи. Ты должен решать их в уме. Получаемые числа также держи в уме. Результаты вычислений запиши только тогда, когда я скажу: «Пиши!»

Задача. Даны два числа: 6 и 3. Сложи первое число и второе… и от полученного числа отними 2…Затем отними еще 4. Пиши! (Ответ: 3)

 Задача. Даны два числа: 15 и 23… Первую цифру второго числа прибавь к первой цифре первого числа… отними от полученного числа 2, а теперь прибавь 7…Пиши! (Ответ: 8)

Упражнение 2. Родитель ставит перед ребенком задачу: «Перед тобой расположены фигуры. У каждой есть свое название. Причем одно и то же название имеют несколько фигур. Вот, например, эта фигурка (низкая белая шестигранная призма) называется бик. Повтори, как она называется. Ты должен отобрать сюда другие фигурки, которые, по-твоему, могут называться бик.

1 группа: низкие граненые (8 фигур). Их название бик.

2 группа: высокие граненые (7 фигур). Их название гур. 

3 группа: низкие цилиндры (3 фигуры). Их название цев.

4 группа: высокие цилиндры (3 фигуры). Их название лаг.


Упражнение 3. Детям предлагается по сигналу «Внимание» прочесть предъявляемый на короткое время (не превышающее 1 сек.) материал и записать его. При этом сообщается, что если он записал правильно больше пяти букв в двух самых длинных словах, то он выиграл, если меньше, то проиграл.

Задание 1. Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

 РБВЛ                                 КТМЦ

 ЖКПРЧ                                 ДЗНТК

 КПТНСД                                 ШРВТБЧ

 ДПВ                                         ШГС

 БМДРКЛФ                                 МВХШТСГ

 СТПЦГВДК                         ЖГВПРМТК

 МВПКШЛЧБХ                         БРНЦДКСЧГ

Задание 2. Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например:

 Стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка.

 Ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор, велосипедист.

 

Задание 3. Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:

 Я бегу                         Что ты

 Дай мне                         Я плыву

 Дым идет                         Лень мне

 Двор чист                         Один – воин

 Что делать                 Птица поет

 Учение свет                 Делу – время

 Все по колено                 Вода в решете

 Работа не волк                 Слово – серебро

 Счастье в труде         Всем не угодишь


Упражнение 4. Предложите ребенку для начала 4 абстрактные фигуры.

Каждую из их он должен рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите его мысленно представить эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.

Упражнение 5. Родитель говорит: «Сейчас я буду читать (показывать) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляй себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п.

Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и острым сладким вкусом.

БУМАГА                 ШЕРСТь                 САПОГ

ГНЕЗДО                 ТЕЛЕГА                 ПАЛЕЦ

КОТ                         ВОЛОСЫ                 ЛИМОНАД

КОЛЕСО                 РОЗА                 СЛОН

ПАЛКА                 ПЛАТОК                 ПОЦЕЛУЙ

ФИЛЬМ                 СЛЕЗА                 АВТОБУС

БЛИН                 БОТИНОК                 ДОКТОР

СЧАСТЬЕ                 ПТИЦА                 МОРОЖЕНОЕ

Упражнение 6. Последовательно показываются 4 таблицы. Перед предъявлением таблицы 1 сообщается инструкция: «Сейчас я буду показывать последовательно друг за другом 4 таблицы с числами. (Числа разбросаны в таблице беспорядочно). Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы: 1 2 3 4 и т.д. ты должен показывать их указкой и называть вслух, громко и четко».

 Фиксируется время счета по каждой таблице отдельно, а также количество допущенных ошибок.

1

7

4

9

5

8

3

5

2

6

9

3

9

5

2

4

1

6

1

8

6

2

5

8

3

6

8

3

7

2

7

9

4

4

7

1

 

Упражнение 7. Ребенку дается несколько слов, логически не связанных между собой.

КНИГА ЦВЕТОК СОСИСКА  МЫЛО

Предложите ему попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть он фиксирует первые пришедшие на ум ассоциации. Постарайтесь дать простор его воображению. В результате должна получиться маленькая история.

Упражнение 8. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.

  1. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать две палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.

 

 

Составить два разных квадрата из 7 палочек.

Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить три палочки так, чтобы получилось три таких же квадрата.

Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок.

Переложить 6 палочек так, чтобы из корабля получился танк.

Упражнение 9.Запоминание стихов.

 

Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания, которой следует обучать детей.

 В огороде чучело

 Шляпу нахлобучило

 Рукавами машет –

 И как будто пляшет!

 Это чучело – оно

 Сторожить поставлено,

 

 Чтобы птицы не летали,

 Чтоб горошек не клевали.

 Вот какое чучело

 Шляпу нахлобучило,

 Синий шарф на палке –

 Пусть боятся галки!

 (И.Михайлова)

а) Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения. Закройте глаза и представьте содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам ее содержание или нет.

Б) Прочитайте следующую строку вслух и представьте ее в своем воображении. Продолжайте то же самое со всеми строчками.

 У ребенка в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Дайте ему задание прочитать все стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.

В) «Теперь,- говорите вы ребенку,- попробуй вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закрой глаза и воспроизведи те образы, которые тебе запомнились. Опиши их своими словами».

Г) Произнося стихотворение, вслушайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы.

 Каждый раз обсуждайте заучиваемое стихотворение; опишите и охарактеризуйте с ребенком стихи, попросите его поделиться впечатлениями от самого текста.

Упражнение 10. Запоминание текста.

 Очень часто родители сталкиваются с трудностями пересказа в устной форме. Предлагаем вам примерный вариант работы с текстом, облегчающий его запоминание.

  1. Определите основную идею содержания текста. Выявите главное – о чем идет речь? Для этого разрешите ребенку бегло просмотреть текст. Обратите его внимание на заголовок.
  2. Спросите, из скольких частей состоит текст. Теперь постарайтесь помочь ему поставить вопросы к каждой части, основываясь на подзаголовках, а затем при чтении дайте ему возможность найти на них ответы. Это позволит ребенку проследить развитие главной идеи произведения.
  3. Составьте с ребенком план текста, выявляющий его структурную композицию. Для этого разбейте текст на длинные абзацы, содержание внутри которых объединено общей идеей. Можно подчеркивать ключевые слова, которые составят основную мысль.
  4. Предложите ребенку пересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя.
  5. Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите самые существенные из них.
  6. Выясните, что думает ребенок об отношении автора к главным героям, событиям. Попросите его доказать это. Затем перейдите к обсуждению впечатлений самого ребенка. Попросите его точно описать, что ему нравится, а что нет.
  7. В заключение дайте ребенку возможность ответить на 6 простых вопросов: кто делает? Что? Когда? Почему? Где? Как? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детской памяти.

Упражнение 11. Игра типа «На что это похоже?»

Упражнение 12. Игра «Пуговица».

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Упражнение 13. Ребенку предлагается без ошибок написать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА

 ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС

 УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

В) РЕТАБРАРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА

 КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА

Г) ГРУММОПД

Д) ВАТЕРПРООФЕТТА

 СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ

Е) ГРАСЕМБЛАДРВУНТ

Ж) ОСТИМАРЕ

Упражнение 14. «Составление узоров из геометрических фигур».

 

Составление узоров из геометрических фигур по рисунку и по памяти, работа с конструктором. Склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.

Упражнение 15. «Лабиринты».

Родитель показывает образец и говорит: «Видишь этого мальчика здесь в центре? Он хочет выбраться вот сюда на улицу. Но он не должен попасть в тупик. Ведь мальчик не может пройти сквозь стену. Давай попробуем вывести его из этого лабиринта. Дорогу будем помечать с помощью карандаша.»

 По мере тренированности структура лабиринтов усложняется, а помощь родителя уменьшается, постепенно сводясь на нет.

 

Примерные образцы лабиринтов.

  1. 2

 

Упражнение 16. Двойная стимуляция памяти.

Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Ребенку говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери себе ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону». Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово, и т.д. далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.

Примерный набор слов: «пожар», «завод», «корова», «стул», «вода», «отец», «кисель», «сидеть», «ошибка», «доброта» и т.д.

Упражнение 17. «Посмотри внимательно на рисунок. На нем представлены названия животных. Вообрази себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумай историю, связывающую их между собой».

Затем рисунок закрывается и ребенок должен воспроизвести названия животных на их местах.

С                          М Е Д В Е Д Ь

О

Б

А        Л О Ш А Д Ь

К

А                                         Т И Г Р

К О Ш К А                  П             З

                                       Е            Е

                            К Р О Т            Б

                                       У            Р

 К О З А                        Х            А


 Упражнение 18. Концентрация внимания и достаточно долгое удержание сосредоточенности достигается в играх-соревнованиях. Перед ребенком ставится цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение 1-2 минут показывают несколько из них (например. Карандаши, запонки, камешки, бусы, ручки и т.д.). Затем их закрывают и предлагают ребенку подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Эту же игру можно проводить с участием нескольких ребят, т.е. рассматривать непосредственно самих детей и отмечать, какие изменения произошли в их одежде, их расположении и т.д. Еще один вариант – предложив рассмотреть несколько предметов, затем, после того как ребенок закроет глаза, убрать некоторые из них, поменять местами или, наоборот, добавить.


Упражнение19.

Игра «Число – контролер».

Ребенок получает карточки с примерами:

2 − 1 =               3 − 1 =               0 + 3 =               9 − 9 =        

1 + 1 =               7 − 7 =               5 − 3 =              

Решив данные примеры, ребенок может себя проконтролировать – сумма всех ответов равняется числу 10.

Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у ребенка приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

Упражнение 20.

Игра «Кто сегодня именинник».

        Для данной игры используется следующий учебный материал:

таблица №1 с изображением старичка, старушки, папы, мамы, мальчика и девочки.

        Все изображения закрыты картинками, на которых нарисованы различные значки (таблица №2), а также полоска-образец, показывающая, какой значок соответствует какой букве (таблица №3).


Таблица 1                                                        Таблица 2

 X  ▲ +٭ ■

     ■       ▲+٭■

▬ ■ ▬ ■

● ■ ● ■

▬ ═║

≈ ▐ *■

║▲▐ * ■

║▲*

М

П

А

Б

Д

С

Е

У

В

Ш

К

Н

О

Ч

Ы

X

+

٭

                        Таблица 3


Упражнение 21.

«Графический диктант».

     Родитель диктует, а ребенок самостоятельно выполняет.

     Поставь карандаш на точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор.

Упражнение 22.

     Ребенку предлагается воспроизвести постройки из кубиков так, чтобы каждая соответствовала одновременно паре чертежей (на одном из них изображается фасад, на другом – задняя стена одного и того же здания).

     Сначала ребенок учится выполнять задание индивидуально. Родитель учит анализировать чертеж и подбирать отдельные блоки, составляя из них домик.



Предварительный просмотр:

ПЕРВЫЕ ШАГИ

РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

ДНЕВНИК РОДИТЕЛЯ

ПЕРВОКЛАССНИКА


ОБРАЩЕНИЕ

Как будут учиться наши дети? Понимаем ли мы, родители, что учиться, действительно, трудно? Готовы ли мы к школьным трудностям и неудачам наших детей, которые, к сожалению, неизбежны? Для того, чтобы вместе подготовиться к школьным проблемам, проверить способны ли мы быть терпеливыми и помочь ребенку адаптироваться к школе, и предлагается вам этот «Дневник родителя».

В каждой рубрике этого дневника рассказывается о причинах и характере школьных проблем, которые возникают у детей, об их особенностях, даются полезные советы и рекомендации. Это не просто дневник читателя, а дневник наблюдений и практических действий.

Как правильно оценить результаты своей деятельности в отношении с ребенком? В этом вам помогут анкеты и тесты для родителей в рубриках «Какой я родитель?», «Посидим в тишине», «С чувством и толком» и других.

Рубрика «Первые успехи и неудачи» поможет определить эффективность учебной деятельности. В ней дается ряд упражнений, развивающих не только мышление, но и внимание, память, пространственное представление, воображение, благодаря им вырабатываются усидчивость, самостоятельность, это, в свою очередь, ведет к тому, что у ребенка появляется интерес к работе, формируются мотивы деятельности.

Как определить эмоциональное благополучие, преодолеть неуверенность и дискомфорт вашего ребенка поможет рубрика «Скорая помощь».

Хотелось бы, чтобы все упражнения стали отправной точкой, с помощью которой вы найдете среди окружающих вас вещей то, что поможет лично вам разнообразить занятия с ребенком, обогатить их, сделать более интересными, развивающими.

Живите рядом с ребенком, любите его, радуйтесь ему, как самому главному сокровищу в вашей жизни – только так вы сможете помочь ему адаптироваться к школе.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!


АНКЕТА «МОЙ РЕБЕНОК»

1.        Когда он родился, то (ваши эмоциональные впечатления) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.        Самым интересным в первые годы жизни в нем было ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

З.        О здоровье ребенка можно сказать следующее ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.        Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы ________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.        Его отношение к школе было ________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Трудности в воспитании связаны с ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Хотелось бы, чтобы учитель обратил внимание на ______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.

  1. БЕЗУСЛОВНО ПРИНИМАЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА;
  2. АКТИВНО СЛУШАЙТЕ ЕГО ПЕРЕЖИВАНИЯ, МНЕНИЯ.

ПЕРВЫЕ УСПЕХИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что я сделал, чтобы подкрепить этот успех, поддержать ребенка, настроить его на дальнейшую успешность?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

.

  1. ПОДДЕРЖИВАЙТЕ И ОТМЕЧАЙТЕ УСПЕХИ РЕБЕНКА.
  2. ЕСЛИ РЕБЕНКА ПОДДЕРЖИВАЮТ, ОН УЧИТСЯ ЦЕНИТЬ СЕБЯ.

  ПЕРВАЯ НЕУДАЧА…







Что я сделал, чтобы помочь преодолеть трудности, поддержать ребенка («Ты – хороший, неудача случается с каждым», «Трудности мы преодолеем вместе, я помогу тебе…», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает»):

- поговорил с ребенком _______________________________

_____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-обратился к учителю _________________________________

_____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________- обратился к психологу _______________________________

_____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________- обратился к логопеду _______________________________



_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если Вы не знаете, как приступить к разговору с ребенком, выйти из конфликтной ситуации, не спешите, прочитайте «ПАМЯТКУ ДЛЯ РОДИТЕЛЯ ОТ РЕБЕНКА»

Публикуемый документ родился в ходе деловых игр, в которых принимали участие ученики, их родители и учителя.

Это не только своеобразный монолог очевидное приглашение взрослых к диалогу.

Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

 

Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить. Это поколеблет мою веру в вас.

 

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это ввиду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали мне.

Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.

Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

Не делайте за меня и для меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на продолжение их.

Не поправляйте меня в присутствии других людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позднее.

Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, и что такое плохо.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.

Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир ,поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.

Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравниваться с вами.

Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а, не подвергаясь критике.

И кроме того, я вас люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью же…

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.

ЕСЛИ РЕБЕНОК РАСТЕТ :

  1. в упреках, он учится жить с чувством вины;
  2. в терпимости, он учится понимать других;
  3. в честности, он учится быть справедливым;
  4. в безопасности, он учится верить в людей.

        


ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Первого сентября Ваш ребенок ста нет первоклассником.

Мы, взрослые - и учителя и родите ли - хотим, чтобы ребенок радостно прожил, а не отбыл 11 лет школьного обучения. Для этого мы должны создавать условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Учителя будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для Вашего ребенка смыслом.

Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы Ваш ребенок любил школу и учился с радостью.

Прежде всего, конечно, Вы будете каждый день интересоваться у ребенка, что было в школе. Знания детей первых классов не оцениваются в баллах. Поэтому вместо "Какую отметку ты получил?" спросите "Что сегодня было самое интересное?", "Чем вы за нимались на уроке чтения?", "Что веселого было на уроке физкультуры?", "Какую песенку вы пели?", "В какие игры вы играли?", "Чем вас кормили сегодня в столовой?".

Если дети не могут толково ответить на эти вопросы, такие, казалось бы простые, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное, не раздражайтесь. Более того, мы очень просим Вас только положительно оценивать учебу Вашего малыша, даже если Вам кажется, что его успехи явно недостаточны.

Дело в том, что память у детей этого возраста работает очень своеобразно:

ребенок может не помнить, что происходило с ним на уроке два часа назад, но детально вспомнить все это недели через две, а то и позже.

Известный педагог Ш.А. Амонашвили замечает: "...не надо думать, что результаты обучения сразу дадут о себе знать. На первых порах часть детей отмалчивается, участвуя лишь в хоровых ответах... И наступает момент, когда дети сами начинают тянуться отвечать... Это может произойти через 2-3 месяца, а иногда и через полгода или даже где-то в марте-апреле. Во всяком случае, к концу года с уверенностью можно сказать, что у детей вырабатываются необходимые речевые умения и навыки и создаются необходимые предпосылки для более глубокого восприятия учебного материала".

 Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились Вы.

Мы расскажем Вам в общих чертах, как строится обучение в первых классах нашей школы.

1.        На уроках часто присутствует игра. Почему же дети на уроке непре рывно играют вместо того, чтобы учиться "серьезно"? Дело в том, что форма обучения должна непременно соответствовать возрастным психологическим особенностям детей. А в 6-7 лет основной способ познания мира - именно игра. Все внешне эффектное производит на детей этого возраста огромное впечатление. Поэтому мы стараемся, чтобы урок был ярким, сказочным, а приемы обучения - разнообразными.

Мы стремимся также к тому, чтобы развивать у детей фантазию, воспитывать привычку к творческому, умственному труду.

Значит, игра помогает легче усвоить то, что отрабатывается в данный момент на уроке.

2.        В процессе обучения не бывает второстепенных предметов. Физкультура и труд, музыка и ИЗО так же важны, как русский язык и математика. Каждый предмет развивает те или иные способности Вашего ребенка, а недооценка любого из них сказывается на его духовном и нравственном развитии.

Поэтому постарайтесь тщательно подготовить все необходимое для уро ков физкультуры, труда, ИЗО, музыки.

3. Наконец, просьба. Для уроков учителю потребуется много игрушек. Если у Вас есть такие, которыми ребенок уже не играет, может быть, Вы предложите их учителю?

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.

  1. Используйте в общении с ребенком фразы, вызывающие положительные эмоции.
  2. Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

Пример 1. «Плохая успеваемость».

I)        Ситуация такова. Вы недовольны своим сыном-первоклассником: стал хуже учиться, в школу и из школы опаздывает, в дневнике много замечаний. Так больше продолжаться не может, решаете вы, и приглашаете сына на серьезный разговор.

а)        Вы представили, что ожидает от вас мальчик?

б)        Задание. Сядьте на стул. Мальчика попросите встать напротив, в полутора метрах от вас, и молча начните разглядывать его, отмечая примерно следующее: «Глаза — мои. И уши торчат точно так же, как на моих детских фотографиях. Господи, а коленки-то как поцарапаны! Меня мама тоже вечно за грязные коленки ругала... А вырос-то: рубашка мала совсем...» и т. д.

в)        Результат.

Родители, которые пробовали поступать таким вот образом, рассказывали о послед ствиях приблизительно одно и то же: дети долго не выдерживали.

— А что происходило?

— Ой, он как бросился мне на шею, разревелся и закричал: «Мамочка, миленькая, как я тебя люблю, что хочешь для тебя сделаю!»

— А вы?

— Я тоже... разревелась. А потом мы сделали все уроки.

— Спокойно?

— Спокойно. Чистенько, быстро и правильно. Витюшка затем схватил сумку и спрашивает: «Давай я еще и в магазин схожу. Что купить надо? »

— А ругаться больше не хотелось?

— Какое там ругаться! Бедный ребенок отвык совсем, когда к нему по-хорошему, с вниманием да с любовью-то.

Любой провинившийся ребенок жалеет себя. Он ведь ничем не хуже других и не может понять, в чем причина его неудач. Но взрослые вместо сочувствия ругают маль чишку. Он и хочет сочувствия, и не ждет его. Весь его предыдущий опыт подсказывает: мама будет недовольна.

А мама не оправдала ожиданий сына. Мама сделала то, чего очень во взаимоотношениях — и мальчик стал стремиться сделать маме приятное (даже сходил в магазин!).

И очень здорово, что мама не отговорила мальчика сделать доброе дело для всей семьи (сходить в магазин). Ведь часто бывает, что дети готовы поступком доказать свои лучшие намерения, но родители, умиленные порывом, не закрепляют это стремление. Надо учить претворять добрые порывы в поступки.

Следующие два примера разберите вместе с родителями по предложенному выше плану. Пусть родители ответят: реальны ли такие действия детей в ответ на поведение родителей? Не выдуманы ли эти истории? Пусть взрослые постараются вспомнить аналогичные случаи из жизни, когда их родители или педагоги приятно удивляли своих воспитанников, пробуждая при этом совестливость и доброту. Как часто родители вглядываются в своих детей, пытаясь понять ход рассуждений мальчишек и девчонок? хотел ребенок, но чего он менее всего ожидал. Его потрясение стало следствием разрешения этого противоре чия — между желаемым и ожидаемым.

Но и мама потрясена не меньше. Она (как и любая женщина) хотела бы слышать слова любви, но никак не ожидала услышать их именно в этой ситуации. В результате вместо конфронтации установился совершенно иной контакт

Пример 2 . «Поздно пришел из школы»

 (рассказ мамы)

Была суббота. В этот день у Антона в школе был конкурс чтецов. Мы с ним приготовили костюм: он был Балдой в сказке Пушкина.

В 12 часов уроки обычно заканчиваются. Время — час. Два. Три... В четыре — звонок в дверь. Представляете, как я была готова к встрече?

Открываю дверь — стоит мой ребенок. Брюки облиты клеем. Оказывается, последним уроком у них был труд и с 12 часов весь этот клей успел качественно высохнуть. Снимает куртку, а под ней рубашка, которую я дала ему для участия в конкурсе. А где же его рубашка? А она, оказывается, потерялась. Ключ от дома тоже потерян. Можете представить мою первую реакцию?

Не знаю, как . я только сдержалась— повернулась и, ничего не говоря, ушла в свою комнату. Меня аж трясло всю. Но ничего, посидела в своей комнате, представила, как он шел из школы домой, как он боялся встречи со мной. Вспомнила его в дверях — замкнутый, напряженный весь... Слышу, хлопнула дверь — ушел в свою комнату.

Думаю — пойду я его пожалею. Захожу к нему, прижала к себе: «Расстроился, Антон? Черт с ним — попробуем брюки отстирать, рубаху новую купим. С ключами сложнее, но попробуем новые заказать, и все будет нормально...» Он как заревел у меня, представляете? У него вот такие слезы горохом катятся: «Ты, говорит, знаешь, ведь мы первое место на конкурсе чтецов заняли!»

Это была совершенно неожиданная для "меня реакция. Я никогда не видела Антона таким. Я и сама никогда так к сыну не относилась — до этого мы были просто мамой и сыном. А в тот вечер, если, конечно, так можно сказать, стали друзьями.

Пример 3. «Домашнее задание» (рассказ отца)

Дочь сидела за математикой уже часа полтора, а я пытался объяснить ей какое-то алгебраическое действие. И чем больше и старательнее я объяснял, тем больше тупела на глазах Аня. И тогда я вспылил и начал ругаться.

— На Аню?

— Нет. На себя. «Тупица,— орал я,— идиот. Два института за плечами, а элементарное действие ребенку объяснить не можешь!» Я тогда в самом деле очень сильно разозлился.

— А как отреагировала девочка?

— Сначала она испугалась — это оттого, что я заорал. А потом с тревогой стала смотреть на меня. Я проорался и ушел. Минут через пятнадцать Анька тихонечко подходит ко мне и протягивает листочек с решением. Там все правильно. «Ну вот,— говорю,— видишь, сама сообразила». А она мне в ответ:

«Ты, папочка, не волнуйся, никакой ты не глупый, если бы ты мне не помог, я ничего не решила бы». «Ах ты, хитруля»,— говорю ей. А она прижалась ко мне, словно киска, и по руке гладит...

 Приведенные примеры показывают, как потенциальные конфликты, чреватые длительным нарушением нормальных отношений, разрешались быстро и эффективно. И главное — их разрешение не оттолкнуло, а сблизило детей и взрослых. В этом, наверное, и заключается искусство воспитания—использовать конфликтные ситуации для укрепления взаимоотношений и любви между людьми, особенно если это одна семья. Методика достаточно проста. Но это не значит, что ею легко будет воспользоваться. Искусство и творчество неотделимы друг от друга. И приведенные примеры — это не столько образцы для подражания, сколько иллюстрации Изложенного метода. Но все эти случаи взяты из реальной практики родителей.

Подводя итог, советуем запомните следующее.

  1. Ответственность за правильное разрешение конфликтной ситуации лежит исключительно на воспитателе.
  2. В момент гнева необходимо уберечь ребенка от нашего раздражения, на время уйти от него или направить гнев в сторону от сына или дочери.
  3. Оценив ситуацию, попытайтесь представить ожидания ребенка: чего он в данный момент более всего боится? К какой родительской реакции он готов (против чего уже выставил внутреннюю психологическую защиту) Чего хотел бы, но никак от нас не ожидает? Только после этого принимайте решение.


«ПОСИДИМ В ТИШИНЕ»

О наказании

Наказываете ли Вы своих детей? Как? За что? За что поощряете? Как? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваше отношение к физическим наказаниям? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При каких условиях надобность наказаний в семье отпадает? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Надо ли извиниться перед ребенком, если выяснилось, что наказали несправедливо? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Надо ли наказывать за плохую оценку? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Можно ли наказывать дважды за один и тот же проступок? ___________________________________________________________________________________________________________________________________

За какие из перечисленных видов деятельности надо поощрять? Хорошая учеба, примерное поведение, благородный поступок ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Надо ли наказывать трудом? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем вред физических наказаний? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах»

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно посмотрите на предлагаемые мимические выражения лица и ответьте на следующие вопросы:

1                          2                                    3                    4

1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

2. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.

  1. Разрешайте конфликты мирно.
  2. Ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
  3. Ребенка высмеивают – он становится замкнутым.
  4. Ребенка хвалят – он учится быть благородным.

 «С ЧУВСТВОМ И ТОЛКОМ»

Общаться с ребенком – как?

ТЕСТ: «КАКОЙ Я РОДИТЕЛЬ?»

Вы излишне терпимы или, наоборот, непомерно регламентируете жизнь своего ребенка? Ответив искренне на вопросы теста, вы узнаете, насколько правильный тон вы выбрали во взаимоотношениях с детьми. Ответить надо лишь одним словом: «да» или «нет».

1. Гордитесь ли вы тем, что ваш ребенок уже с детства был аккуратным?

2. Поощряете ли вы его, когда он приносит хорошую оценку?

3. Умеете ли вы правильно отвечать своему ребенку на вопросы, связанные со взаимоотношением полов?

4. Знаете ли вы точно, что ребенок должен, а чего не должен есть, чтобы его рацион соответствовал требованиям медиков?

5. Часто ли вы целуете или гладите своего ребенка?

6. Настаиваете ли вы на том, чтобы ребенок сам поддерживал порядок в своей комнате?

7. Способны ли вы в присутствии ребенка признать свою ошибку?

8. Уважаете ли вы право ребенка на личную тайну (письма, ведение дневника)?

9. Есть ли у вас привычка часто повторять: «В мое время...» или «Ребенок должен держать язык за зубами»?

10. Делитесь ли вы с детьми своими радостями и горестями?

11. Бывает ли, что вы в качестве наказания запрещаете ребенку смотреть телевизор?

12. Спрашиваете ли вы у ребенка, как он проводит свободное время?

13. Если бы придумали робота-воспитателя, способного идеально воспитывать детей, приобрели бы вы такую машину?

14. Критикуете и наказываете ли вы своих детей в присутствии посторонних

Теперь посмотрите на приведенную ниже таблицу. Каждый ваш ответ, который совпал с ответами, данными в таблице, оценивается одним баллом. Сложив все баллы и заглянув в ключ теста, вы узнаете мнение психологов о вашем методе воспитания.

1-        Нет.

2-        Нет

3-        Да

4-        Да

5-        Да

6-        Нет

7-        Да

8-        Да

9-        Нет

10-        Да

11-        Нет

12-        Нет

13-        Нет

14-        Нет

1—2 балла. Роль родителей освоена вами вполне: вы слишком строги и педантичны. Вам стоит быть чуть терпимее.

3—5 баллов. Ваш результат не из лучших. Не будьте так жестки в своих требованиях к детям, дайте им возможность что-то решать и самостоятельно.

6—8 баллов. Средний результат, свидетельствующий о неустойчивости вашей позиции. Порою вы слишком требовательны к детям, порою слишком многое им позволяете.

9—11 баллов. Думается, вы с радостью и разумно воспитываете своих детей, хотя и не знакомы со всеми премудростями педагогики.

12—13 баллов. Вы на редкость хорошие родители, надежная опора в жизни ребенка.


ДЕЛАЙТЕ – НЕ ДЕЛАЙТЕ

При общении с детьми не следует употреблять следующие выражения:

  1. я тысячу раз говорил тебе, что…
  2. сколько раз надо повторять…
  3. о чем ты только думаешь…
  4. неужели тебе трудно запомнить, что…
  5. ты становишься…
  6. ты такой же, как…
  7. отстань, некогда мне…
  8. почему Лена (Настя, Вася и т.д.) такая, а ты – нет…
  9. При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
  10. ты у меня самый умный (красивый и т.д.)
  11. как хорошо, что у меня есть ты
  12. ты у меня молодец
  13. я тебя очень люблю
  14. как ты хорошо это сделал, научи меня
  15. спасибо тебе, я тебя очень благодарна

если бы не ты, я бы никогда с этим не справился


«ПОСИДИМ В ТИШИНЕ»

Какой я воспитатель?..

Какой вы воспитатель? Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому мы предлагаем вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые вы наиболее часто употребляете в общении со своим ребенком.

Вопрос

Балл

1. Сколько раз тебе повторять?

2

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

1

3. Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

4. И в кого ты только такой уродился?!

2

5. Какие у тебя замечательные друзья!

1

6. Ну на кого ты похож(а)?!

2

7. Я в твои годы..!

2

8. Ты моя опора и помощник(ца).

1

9. Ну что за друзья у тебя?!

2

10. 0 чем ты только думаешь?!

2

11. Какая (какой) ты у меня умница!

1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13. У всех дети как дети, а ты...

2

14. Какой ты у меня сообразительный (ая)!

1

Оценка результатов

Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5— 7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше — вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.

  1. Помогайте, когда просит.
  2. Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.

На заметку родителям: хотите вырастить одаренного ребенка?

Если вы согласны с 20% этих советов, то вам необходимо срочно подумать над остальным.

Если советы устраивают вас и соответствуют вашей программе воспитания на 50%, у вас все должно получиться, у вас есть на это шансы.

Если вы выполняете все эти советы на 90%, дайте больше свободы ребенку и себе.

  1. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
  2. У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  3. Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.
  4. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  5. Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.
  6. Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.
  7. Я стараюсь показать ребенку интересные места.
  8. Я помогаю ребенку улучшать результаты его работы.
  9. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме.
  10. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
  11. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
  12. Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами.
  13. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
  14. Я регулярно читаю ребенку.
  15. Я приучаю ребенка к чтению с детства.
  16. Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.
  17. Я внимательно отношусь к потребностям ребенка.
  18. Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.
  19. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюд жета.
  20. Я никогда не ругаю ребенка за неумение и ошибки.
  21. Я хвалю ребенка за учебную инициативу.
  22. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
  23. Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
  24. Я побуждаю ребенка учиться решать проблемы самостоятельно.
  25. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
  26. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
  27. Я помогаю ребенку быть личностью.
  28. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
  29. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  30. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я это тоже не умею».
  31. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
  32. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

ПЫТАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПОНЯТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА?

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В. Под каждой буквой прочтите мнение о себе.

А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

Б – это тип родителя, понимающего, признающего права ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:

а)        дадите ему другое блюдо;

б)        разрешите выйти ему из-за стола;

в)        не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «крупно» поссорил ся со сверстниками. Вы:

а)        идете во двор и «разбираетесь» с детьми;

б)        советуете ребенку самому уладить кон фликт;

в)        предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того чтобы делать уроки. Вы:

а)        начнете его ругать, кричать;

б)        попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;

 в)         без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от вас полученные двойки;

а)        вы в гневе и за двойки и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

 б)        пытаетесь помочь исправить положение;

 в)        физически или как-нибудь иначе нака зываете подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначен ного времени вернулся(ась) домой:

а)        не выяснив причины начинаете ругать;

б)        обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь, что впредь опозданий не будет;

в)        накажете.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.

Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.


ТЕСТ: «КАКОЙ Я ВОСПИТАТЕЛЬ?»

По результатам ответов на эту анкету можно определить, верно ли выбран принцип воспитания детей.

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
  11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
  12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
  13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

А — могу и всегда так поступаю — 3 балла.

Б — могу, но не всегда так поступаю — 2 балла.

В — не мог — 1 балл.

От 30 до 39 баллов — вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов. Ваш метод воспитания — кнут и пряник.

Менее 16 баллов — у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.

Как можно чаще бывайте с ребенком, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.

«ПОСИДИМ В ТИШИНЕ»

Это непонятное слово «АДАПТАЦИЯ»

С физиологической точки зрения процесс приспособления ребенка к школе проходит 3 этапа.

Первый из них — ориентировочный, когда организм на комплекс новых воздействий отвечает бурной реакцией и напряжением всех своих систем — это этап "физиологической бури", продолжительность которого 2—3 недели.

На втором этапе отмечается неустойчивое приспособление организма, находятся какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия.

На третьем этапе организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Продолжительность всех трех этапов составляет 5—6 недель, причем наиболее сложным оказывается период с первой по четвертую недели. Окончание его приходится на 10—15 октября.

Что же конкретно происходит с организмом в первые недели обучения?

 Прежде всего отмечается низкий уровень и неустойчивость работоспособности, напряжение сердечно—сосудистой системы, низкие показатели координации различных систем организма между собой. Если сравнивать эти воздействия с воздействиями на организм взрослого, то это примерно соответствует действию невесомости на космонавта. Не случайно поэтому у значительной части учеников в конце занятий отмечается резко выраженное утомление. Только на пятой-шестой неделе обучения наблюдается стабилизация показателей работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма.

 

 Наряду с психофизиологической адаптацией происходит и психологическая адаптация первоклассника к школе. Исследования Э.М.Александровской показали, что только 56% детей обладают адекватной формой такой адаптации. Среди оставшихся 30% составляют дети с неустойчивой адаптацией, для которых характерна повышенная утомляемость, заболеваемость, нарушения сна, склонность к страхам, и 14% — дети с нарушениями форм социально—психологической адаптации, выражающейся в плохом усвоении учебной программы, поведенческих проблемах, трудностях в установлении контактов с учителями и сверстниками. Этими же исследованиями установлено, что трудности протекания адаптации ребенка к школе в значительной мере обусловлены его личностными особенностями. Выделено несколько личностных типов, среди которых доля детей, составляющих так называемый гармонический тип, только 35%. Эти дети не испытывают трудностей в обучении, хорошо овладевают программой, стремятся к высоким результатам. В психологическом плане — это интеллектуальные, общительные и уверенные в себе дети, с достаточно развитым самоконтролем.

Из сказанного следует, что самые первые шага ребенка в школе должны находиться под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей, что эти шаги нелегко даются и организму, и психике ребенка, и потому так важно и необходимо знать особенности психического развития младшего возраста.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник мамы первоклассника

О чем думают дети и их родители, придя в 1 класс....

"ЛИКБЕЗ"для родителей первоклассников или что должен знать родитель первоклассника.

В материале говорится о том, что должен знать родитель первоклассника, а именно: как выбрать школу,во сколько лет привести ребёнка в школу,существуют ли особенности в организации режима дня первокласс...

Дневник роста первоклассника

Материал предназначен для оценки  превоклассников....

Дневник адаптации первоклассника

Дневник адаптации первоклассника к обучению в школе...

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. (из выступления на родительском собрании для первоклассников)

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.(из выступления на родительском собрании для первоклассников)  Подготовила:Ноева Сата Ивановнаучитель начальных классов...

дневник роста первоклассников

метапредметные  критерии роста достижений первоклассников...

Дневник Успеха первоклассника как средство повышения мотивации учащихся в рамках безотметочного обучения

В материале представлен опыт, который поможет повысить мотивацию первоклассников. Предлагается ведение тематических недель с использованием поощрительных картинок. Данный опыт имеет и воспитательный п...