Дневник Успеха первоклассника как средство повышения мотивации учащихся в рамках безотметочного обучения
статья (1 класс)

Мещерякова Людмила Ивановна

В материале представлен опыт, который поможет повысить мотивацию первоклассников. Предлагается ведение тематических недель с использованием поощрительных картинок. Данный опыт имеет и воспитательный потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dnevnik_uspeha.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дневник Успеха первоклассника как средство повышения мотивации учащихся в рамках безотметочного обучения

Мещерякова Людмила Ивановна

МБОУ Ставровская СОШ

В рамках безотметочного обучения очень трудно поддерживать мотивацию учения без какого-либо стимулирования. Но  КОД, безусловно, надо формировать. В течение 1 класса дети должны понять, как и зачем их будут оценивать, что будут оценивать, они должны понять, что нужно работать, чтобы добиваться успеха. Поэтому предложила вести Дневник Успеха.

Оформили первые странички: Кто я? Безопасный маршрут домой.

Оформили свои  впечатления первого праздничного урока в День Знаний на колокольчике .

Каждая неделя имеет свое название. Для названия учитывалось следующее: сезонность, интересные даты, план воспитательной работы, интересы детей. Например, «Листопад», «Тихая охота», «Урожай у нас не плох», «Каникулы – неделя полезных дел», «С днем рождения, Дед Мороз!», «Подарю я всем подарки», «Покормите птиц зимой», «Мама – главное слово», «ЗОЖ – это модно», «Салют победы», «Все профессии важны» и др.

В течение недели ребята работают, отвечают на уроках,  добиваются каких-то результатов, выполняют какие-то работы. В конце дня проводится анализ работы за день. По результатам работы  в конце дня выдается поощрение-картинка. Это может быть за активную работу на уроке, за какой-то удивительный ответ, оригинальную мысль, правильный ответ на трудный вопрос, на который никто не знал ответа, за аккуратные записи в тетради в течение всей недели, дополнительное чтение книги, отличное дежурство, помощь учителю и т.д.

Какие-то идеи по поощрению рождались по ходу. Однажды ученик принес выполненную гравюру. Мы, конечно, все с интересом посмотрели, он рассказал , как ее сделать. И, конечно, я похвалила своего ученика и наградила дополнительной картинкой. Сколько было радости! И как оказалось, другие дети тоже заинтересовались гравюрами, им захотелось сделать самим гравюру и  получить похвалу и дополнительную картинку. И теперь каждый день ребята показывали, какими полезными творческими делами занимаются вечером: гравюры, песок, пластилин, паетки, аппликации, оригами, пазлы, работы из гипса, вязание, выжигание и др. Каждый день теперь начинался с просмотра полезных дел, с обсуждения работ.

Я обращала внимание детей на те качества характера, которые необходимы для выполнения работы. За творческие работы тоже выдавала картинки-поощрения.

Скопившиеся за неделю картинки в выходные вместе с родителями ребята и оформляли на развороте в своём Дневнике Успеха. Итог подводился в отдельной клеточке – записывалась цифра. Дети придумывали сюжет для оформления, фантазировали, даже сами сочиняли небольшие стишки, сопровождали фотографиями.

Сначала большую часть работы по оформлению выполняли родители. Но с каждой неделей росла самостоятельность детей. Они уже были и главными фантазёрами, и художниками, и сочинителями.

Каждый понедельник день начинали с подведения итогов по количеству заработанных картинок за прошедшую неделю. В классе есть настоящий пьедестал. Сначала на него поднимались победители среди девочек, потом - среди мальчиков. Стоя на пьедестале, ребята были довольны и счастливы. Это значит, они хорошо потрудились. Это мотивировало их и дальше хорошо работать. А тем , кто не «дошёл» до пьедестала, хотелось работать еще лучше.

Так же выделяли учащихся, которые стали лучше работать, получили больше картинок, чем на предыдущей. Важен любой успех, любое продвижение вперёд.

Победителей на пьедестале фотографировала и фотографиями делилась в группе. Таким образом, родителям тоже было приятно видеть успех своих детей. Родители стали моими помощниками. Всем хотелось помочь своим детям стать успешными на новой неделе. Они дома повышали мотивацию ребят.

Все дневники сдавали на проверку. Я проверяла, писала поощрительные и благодарственные слова. А кому – то добрый совет или пожелание. На следующий день обсуждали самые интересные, необычные идеи оформления. Дети очень ждали этого. Им приятно, что их работа стала интересной всем: отгадывали загадки, обсуждали пословицы, особо обращала внимание на произведения собственного сочинения.

Сама того не подозревая, Дневник Успеха, как оказалось, можно использовать для воспитательной работы. Так как каждая неделя имеет свое название, получался активный ненавязчивый  мини-разговор на каждую тему. Мы беседовали о птицах, которым трудно пережить суровую зиму, как сохранить планету Земля, о космосе,о ЗОЖ, что это такое, о ветеранах, об отношении к близким, маме и т.д.

Так незаметно воспитывались нравственные качества: внимание к ближнему, доброта, отзывчивость, милосердие, патриотизм.

А картинки-поощрения носили еще и познавательный характер. Например,  на неделе «Листопад» ребята собирали разные листочки и узнали, как выглядят листочки у разных деревьев. На неделе «Все профессии важны» - названия профессий. Тематические картинки на тему ЗОЖ познакомили ребят, что же это такое.

Эта работа, конечно, очень трудоёмка. Нужно подготовить картинки, каждый день подводить итоги дня, по понедельникам подводить  общий итог на пьедестале, проверить у каждого и написать слова благодарности или дать совет, выделить время для обсуждения и бесед. Но только так можно  сделать этот Дневник значимым для ребёнка. Только тогда он будет иметь смысл.

Ребята вели его с интересом, развивали свои творческие способности, самостоятельность, ответственность. Испытывали радости и разочарования. И это стимулировало их на дальнейшую работу, повышало мотивацию, кому-то давало чувство удовлетворенности,  а кому-то давало им понимание ответственности за результат и как надо работать следующую неделю, чтобы оказаться в числе победителей.

Такая работа помогла мне сформировать у моих ребят положительное отношение к школе, положительную мотивацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учащихся в процессе познавательной деятельности

доклад на креатив-марафон "Современные образвоательных технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса", Омск-2010....

Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения мотивации учащихся

Одним из методов повышения интереса к учебе является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу....

Конкурсная работа. Информационно-коммуникативные технологии как средства повышения мотивации учащихся.

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необхо...

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов как средство повышения мотивации учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС...