Русские посиделки
классный час (2 класс) по теме

 

Цели:расширить знания и представления детей о русском народном творчестве; познакомить с традициями и обычаями Руси; вызвать у детей чувство уважения к русской культуре; развивать творческие способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_posidelki.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ*
(праздник устного народного творчества)

Цели: расширить знания и представления детей о русском народном творчестве; познакомить с традициями и обычаями Руси; вызвать у детей чувство уважения к русской культуре; развивать творческие способности детей.

Оборудование: иллюстрация с изображением коробейника, сундука, карточки с названием жанра фольклора.

Ход урока

I. Организационный момент.

К нам! Сюда! Собирайся, народ!

Сегодня вас много интересного ждет!

II. Постановка целей урока.

– Кому принадлежат эти слова? (Скомороху-зазывале.)

– Рассмотрите  иллюстрацию.  Что  изображено  на  ней? (Ярмарка.)

– Как вы догадались? Докажите.

– Что такое ярмарка?

Повсюду ярмарка-распродажа!

Есть все, что нужно,

И лишнее даже.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением коробейника.

– Кто это?

– Как вы догадались?

– Что можно было купить на ярмарке?

Получайте безделушки,

Самодельные игрушки,

За улыбку и за шутку,

За любую прибаутку.

Приходи и налетай –

Все, что хочешь, выбирай!

III. Проведение праздника устного народного творчества.

– Сегодня на ярмарке мы купим не совсем обычный товар – жанры народного творчества. Какие жанры вы можете назвать?

– Давайте  устроим посиделки.

На доске учитель вывешивает таблички с названиями жанров народного творчества.

На Руси все наши предки,

Чтобы вечер скоротать,

Собирали посиделки,

Поиграть и поболтать.

Хороводы водить,

Песни-нескладухи петь,

Веселы потешки-небылицы сказывать,

Загадки хитроумные загадывать.

– Начинаем посиделки.

– Определите, что это за жанр.

Заранее подготовленные дети весело декламируют.

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху!

Рано утром, вечерком,

Поздно, на рассвете,

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Сапоги сшил из рубашки,

А рубашку – из сапог.

Дом поставил из опилок –

Вышел славненький домок.

Вы послушайте, ребята,

Нескладуху буду петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

(Небылицы.)

– Определите по иллюстрации, кто эти добрые молодцы и красные девицы.

– Крестьяне ютились в избах, которые топились по-черному. В единственной горнице стояли простые лавки и стол. Свет проходил сквозь маленькие оконца, затянутые бычьим пузырем. Вечером жгли лучину. Зимой спали на печи.

Рады видеть вас у печки,

Без нее и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней, как весной.

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

На печи все красно лето,

У печи и сплю, и ем!»

Отгадайте  з а г а д к у:

Славится он первым на селе,

Славится он первым на столе,

Ветер его холит, холят его степи.

Он лежит сейчас парной,

Ситный, белый и ржаной. Что это?

                                (Хлеб.)

Хлеб был главной пищей славян. Древнее название хлеба – «жито» – произошло от славянского слова «жить».

– Какие  п о с л о в и ц ы  о хлебе вы знаете?

 Хлеб всему голова.

 За хлеб-соль не платят.

 От хлеба-соли не отказываются.

 Хлеб-соль и разбойника смиряет.

 Хлеб-соль ешь, да правду режь.

На  столе  в  русском  доме  постоянно  лежал  хлеб, а рядом стояла солонка.

Сейчас считалки – это часть игры. А когда-то считалки были чем-то вроде заклинания.

Например, если хотели скрыть от злых сил приготовления к охоте, севу, военному походу, то специально искажали счет:

Ази (1), двази (2), тризи (3),

пятам (5), латам (6),

шума (7), рума (8).

А у к ц и о н   с ч и т а л о к. (Кто из группы знает больше считалок?)

– Для чего сейчас нужна считалка?

– Давайте поиграем в  и г р у  «Считалочка-хваталочка» (проводится по группам).

О п и с а н и е   и г р ы. Один держит руку «крышей», под которую все подставили пальчики. На последнем слове говорящий хватает пальчик того, кто замешкался.

Лапоть, лапоть, лапоток

Забежал под листок,

Под листиком – вода,

Ты куда?

– Вспомните, что считалось украшением в крестьянской избе, признаком богатства. (Сундук.)

Наш сундучок старинный

Полон загадок,

Коротких и длинных.

Кто проявит ум и смекалку?

Учитель. Не томи, читай загадку!

Дети загадывают старинные загадки.

По сеням ходит,

А в избу не идет. (Дверь.)

На улице – столбом,

А в избе – скатертью. (Дым.)

Четыре четырки,

Две растопырки,

Один вертун,

И два – как яхонты. (Кошка.)

Заря-заряница,

Красная девица,

По лугу гуляла,

Бусы потеряла.

Месяц видел,

А солнце украло. (Роса.)

Белые хоромы,

Красные подпоры. (Гусь.)

На полянке девочки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Березы.)

 Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Собирайся, народ,

В хоровод, в хоровод!

Х о р о в о д  под песню «Во поле береза стояла».

Куплет 1. Дети стоят на месте.

Припев. Дети, стоя на месте, машут платочками.

Куплет 2. Два вожака, стоящие напротив пенька, заворачивают круг и ведут детей с зелеными платочками за березу. Вожаки встречаются позади березки.

Куплет 3. Трое детей выходят из полукруга и гуляют под березкой.

Куплет 4. Трое детей в соответствии со словами песни берут спрятанные под березкой дудочки, оставив там платочки.

Все дети машут платочками, трое играют на дудочках.

Куплет 5. Приплясывая, ребенок идет с балалайкой и садится на пенек, играя на балалайке до конца песни.

Куплет 6. Два вожака, заворачивая задний полукруг, подходят к прежним местам и ведут за собой детей.

По окончании песни под русскую плясовую мелодию дети пляшут.

Из-за парт всем дружно встать!

Песни спеть и станцевать

Собрались мы с вами тут,

Ноги сами в пляс идут:

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Вправо, влево повернись,

Веселее улыбнись!

А как соберутся девицы да молодцы, тут и песне место найдется, и пляске, и игре. А весельчаки хотят слово сказать смешное, всех позабавить.

– Послушайте  б а й к у   п р о   ч а й.

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить.

Взял ведро, налил водички.

Всыпал я весь чай в горшок

И приправил перцу, луку

И петрушки корешок;

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся:

Чем я мог не угодить?

А потом я догадался,

Что забыл я посолить.

– Почему так произошло, как вы думаете?

– Вот так бывало в старину! Бедняки-то долго к чаю доступа не имели, дорог он был, все кваском обходились. А нынче на Руси без чая и праздник не праздник.

В 1638 году состоялось первое чаепитие в России. Когда испробовали этот напиток, то оказалось питье доброе, а когда привыкнешь – гораздо вкусно. О чае пошла молва, что он усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, будит мысль, облегчает и освежает тело. В 1679 году появились первые самовары.

На Руси традиционно  чай всегда был лучшим завершением праздничного обеда. К нему подают лимон, мед, печенье, бублики, пряники.

Ч а с т у ш к и.

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так пропойте ж под чаек

Чайные частушки.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

Самовар блестит, кипя,

Чай в нем сильно пенится,

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чая,

Ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

В пляске не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям.

Если в чашке есть чаинки –

Значит, письма пишут нам.

Мы гостей встречаем...

Все. Чаем, чаем, чаем!

Приглашаем к самоварам...

Все. С чаем, с чаем, с чаем!

И внакладку, и вприкуску...

Все. Чай, чай, чай!

Пейте чай, друзья, по-русски.

Все. Чай, чай, чай!

– В заключение хочу пожелать вам быть гостеприимными, не забывать о наших традициях. Старайтесь их соблюдать, не забывать за все благодарить.

IV. Итог урока.

Всем спасибо за внимание,

За улыбки, понимание.

Вот настал момент прощания –

Говорю всем: «До свидания!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник для начальной школы "Русские посиделки"

Приглашаем всех на русские посиделки в горнице. Не богат на теплые дни русский календарь. Промелькнет весна красная. За работой да хлопотами пройдет лето жаркое. Глядишь и осень на пороге. Дни становя...

Открытый урок по внеклассному чтению "Русские посиделки"

Данный урок прививает любовь к русскому народному фольклору; учит отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры, петь народные песни, плясать.Воспитывает  у детей уваже...

Фольклорный праздник "Русские посиделки"

Цель:Систематизировать знания учащихся по теме: “Устное народное творчество», познакомить с истоками возникновения малых литературных жанров, развивать творческие способности детей, приобщить к русско...

Русские посиделки.

Мероприятие представляет собой семейный фольклорный праздник....

Русские посиделки. Кузьминки-по осени поминки.

Цель праздника - ознакомить с народными традициями и обрядами; рассказать о народном празднике «Кузьминки»; приобщить детей к народным традициям....

Занятие "Русские посиделки"

Обогащение знаний о фольклорных традициях русского народа....

Классный час на тему Русские посиделки на поляне. "Загадочная русская душа"

Вместе с ребятами пытались разобраться в поняти "Загадочная русская душа"...