Рабочая программа кружка "Бумажное моделирование"
рабочая программа (3 класс) по теме

Евстафьева Елена Юрьевна

Программа кружка "Бумажное моделирование" на 76 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_bumazhnoe_modelirovanie.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа кружка

«Бумажное моделирование»

на 2012-2013 учебный год

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

  Большое внимание в кружке уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  1. патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  2. трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  3. ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  4. ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  5. ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

 

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков в кружке  выделяются и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Исследования отечественных [1] и зарубежных учёных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.

Программа по курсу “Бумажное моделирование” состоит из 3х разделов:

- “Плоскостные композиции”;

- “Модульное оригами”;

- “Бумагопластика”

Цели данной программы:

1. Личностная.

По итогам имеющихся исследований , занятия бумажным моделированием, в том числе и особенно оригами, способствуют выявлению и укреплению следующих природных качеств личности:

 восприятия (целостности и структурности образа);

 внимания (концентрации и устойчивости);

 памяти (зрительной и кинестетической);

 мышления (пространственного, креативного).

Мы ставим себе целью всемерно способствовать произрастанию указанных качеств.

2. Профессиональная

Освоить приёмы работы с бумагой, инструментами, чертежами (основы чтения и выполнения), дать навыки коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции ведущего (без этого сколько-нибудь сложные модели обычно не получаются) и т.п.

3. Общекультурная.

Предметно обсудить понятия гармонии и красоты, их связи с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. Отметить связи с архитектурой и дизайном, технологией и моделированием самых разнообразных предметов человеческой деятельности (на доступных примерах в соответствии с готовностью, интересами и возрастом учащихся).

 

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

1. Подготовка подробного учебного плана с учётом необходимого разнообразия (по тематике, сложности и трудоёмкости) и доступности техники выполнения моделей, постепенного нарастания их сложности и трудоёмкости, доступного бюджета времени на занятия.

2. Подготовка методических материалов (плакатов, шаблонов, выкроек-развёрток, образцовых моделей по некоторым темам и т.п.).

3. Обеспечение тематической литературой занимающихся (прежде всего через школьную библиотеку).

4. Обеспечение цветной и обычной бумагой в наборе, клеем и другими расходными материалами.

5.  Коллективное и индивидуальное участие учащихся в тематических выставках, смотрах, конкурсах, олимпиадах, оформление заявок на новые изобретения детей (через журнал “Оригами” или  непосредственно Центр Сертификации при Петербургском Центре оригами).

6. Непрерывное самообразование и творческая работа педагога (знакомство с новинками тематической литературы, а по возможности - и непосредственное общение с ведущими специалистами, внимание и стремление к разработке собственных фигурок, методик, программ, попытка профессионально и доступно изложить их для разных категорий читателей, участие в конкурсных отборах на профильные выставки, различные творческие проекты, педагогические конференции...)

7. Передача опыта заинтересованным в этом преподавателям и любителям бумажного моделирования через семинары повышения квалификации, статьи в журнал “Оригами” и других изданиях, книги и т.п.

 Программа рассчитана на 1 год. Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается “по спирали”, изменяется степень сложности выполнения задания.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом:

 *           учебные занятия групповые - за одним большим общим столом по 1 часа 2 раза в неделю.

*           учебные группы формируются по возрасту;

*           учебный процесс в рамках одного учебного занятия проводится по-разному в зависимости от времени выполнения предложенной темы занятий. В начале темы теоретические занятия проводятся со всей группой. Затем, в зависимости от конкретного выбора заданий, учащиеся разбиваются на подгруппы, если хотят делать модель какой-то определённой группой или воплощают в жизнь своё индивидуальное решение.

 Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие:

*           в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (модели в авторском исполнении).

*           знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при этом;

*           обращение к книгам (включая авторские) и тематическим журналам с материалами, посвящёнными тематике раздела;

*           знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей.

*           обеспечение готовыми выкройками-развёртками, модулями или другими деталями для занятий;

*           объясняются и показываются основные приёмы работы, выявляются общие и универсальные детали.

Воспитательный процесс организован путём:

*                  совместного обсуждения с учащимися возможного применения отдельных моделей или композиций из них, места каждого учащегося в этой общей работе: или в роли “солиста” (учащийся  делает одну какую-то модель от начала до конца самостоятельно), или участника общего “хора” (каждый участник работы выбирает интересную и посильную ему группу деталей и тоже выполняет её самостоятельно);

*                  поиска аналогий с занятиями по другим предметам. Например, по теме “модульное оригами” из модуля делаем Пушкинского Учёного Кота, который сейчас же потребует своего особого антуража  - дуба с резными листочками, золотую цепь и т.д. Учащиеся вспоминают стихи, откуда взята цитата, как заглавие выполняемой композиции. А всё стихотворение с массой других ярких образов даёт учащимся толчок  к созданию следующих отдельных моделей или целых композиций из них.

*                  выявления возможностей и необходимости применения в быту полученных навыков, знаний и умений. Наработка умений  сложить из подручных  материалов для своих друзей, сестрёнок и братишек, модели, необходимые им здесь и сейчас. Например, стаканчик для воды, пилотку, которая в отличие от треуголки прочно сидит на голове в солнечный день. Коробочку для красок, уметь красиво сложить салфетки на праздничном столе, сделать в технике оригами на столе разметки для гостей, сложить вазы, блюда для печенья и фруктов. Коробочку для мусора не только для работы с бумагой, но и материей, деревом и т.д.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Годовая учебная программа рассчитана на 76часов. В состав программы входят следующие части:

*                  теория техники моделирования;

*                  практические задания;

*                  знания, с которыми учащиеся знакомятся в процессе обучения;

*                  умения и навыки, которыми учащийся овладевает при применении полученных знаний;

*                  техническое задание, упражнения и практические задачи, которые учащийся выполняет, применяя полученные знания, умения и навыки.

*                  наглядные пособия и оборудование;

*                  межпредметные связи.

 На год:

N

 

Количество часов

п/п

Разделы

всего

в том числе

 

 

(S)

теория

практика

I

Введение

2

1

1

II

Плоскостные композиции:

20

2

18

А.

Аппликация

10

1

9

Б.

Художественное вырезание

10

1

9

III

Модульное оригами

30

2

28

IV

Бумагопластика или объемное конструирование

22

3

19

А.

Объемные изделия из спичечных коробков

10

1

9

Б.

Конструирование игрушек из цветной бумаги

12

2

10

V

Заключение

2

-

2

Всего

76ч.

8ч.

 68ч.

На каждый из разделов:

  1. Введение

N

занятия

Тема

Количество часов

всего

(S)

в том числе

теория

практика

1(1)

Вводное занятие. Виды и свойства бумаги. Форма листа бумаги для моделей. Подготовка к занятиям.

1

1

-

2(2)

Повторение приемов складывания, вырезания. Повторение графического языка схем.

1

-

1

 II. Плоскостные композиции

N

Количество часов

занятия

Тема

всего

в том числе

(S)

теория

практика

А. Аппликация

3(1)

Технология аппликации. Какие бывают аппликации.

    1  

1

-

4(2)

Аппликация из полосок

1

-

1

5(3)

Аппликация из геометрических фигур

1

-

1

6(4)

Обрывная аппликация

1

-

1

7(5)

Аппликация из скрученных салфеток

1

-

1

8(6)

Аппликация «Рыбка» с использованием ажурных бумажных салфеток

1

-

1

9(7)

Аппликация из рекламных проспектов

1

-

1

10(8)

Сюжетная аппликация

1

-

1

11(9)

Симметричная аппликация

1

-

1

12(10)

Аппликация из серпантина

1

-

1

Б. Художественное вырезание

13(1)

Теоретические аспекты художественного вырезания. Материалы и инструменты

1

1

-

14(2)

Ажурное вырезание бабочки

1

-

1

15(3)

Ажурное вырезание цветов

1

-

1

16(4)

Создание композиции с бабочками и цветами

1

-

1

17(5)

Ажурный веночек

1

-

1

18(6)

Цветочный хоровод

1

-

1

19,20(7,8)

Ажурный слоник

2

-

2

21,22(9,10)

Ажурная ёлочка

2

-

2

III. Модульное оригами

N

занятия

Тема

Количество часов

всего

(S)

в том числе

теория

практика

23(1)

История модульного оригами

1

1

-

24(2)

Техника выполнения треугольного модуля

1

1

-

25(3)

Отработка техники выполнения треугольного модуля

1

-

1

26-28(4-6)

Апельсин из модулей

3

-

3

29-31(7-9)

Клубника из модулей

3

-

3

32-34(10-12)

Мини-ананас из модулей

3

-

3

35-42(13-20)

Снеговик из модулей

8

-

8

43-52(21-30)

Дед Мороз из модулей

10

-

10

IV.  Бумагопластика

N

занятия

Тема

Количество часов

всего

(S)

в том числе

теория

практика

А. Объемные изделия из спичечных коробков.

53(1)

Способы работы со спичечными коробками. Варианты склеивания

1

-

1

54-56(2-4)

Мебель из коробков

3

-

3

57(5)

Гусеница из коробков

1

-

1

58(6)

Лошадь из коробков

1

-

1

59(7)

Слон из коробков

1

-

1

60(8)

Жираф из коробков

1

-

1

61(9)

Автомобили из коробков

1

-

1

62(10)

Создание композиции

1

-

1

Б. Конструирование игрушек из цветной бумаги.

63(1)

Объемные игрушки. Способы склеивания и складывания

1

1

-

64(2)

Методы выполнения объемных игрушек из цветной бумаги

1

1

-

65-67(3-5)

Транспорт

3

-

3

 68-72(6-10)

Животные

5

-

5

73,74(11,12)

Объемная архитектура

2

-

2

V. Заключение

N

занятия

Тема

Количество часов

всего

(S)

в том числе

теория

практика

75(1)

Подготовка работ к выставке

1

-

1

76(2)

Выставка работ за год

1

-

1

Все разделы курса имеют методический авторский материал в виде теоретических и графических обоснований построения модели и готовых моделей.

Учащиеся могут пользоваться следующей литературой по оригами и бумажному моделированию:

1.    В. Гончар. Альбом “Кристаллы”, М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.

2.    В. Гончар. “Модели многогранников”, М.: Аким, 97, 64 с.

3.    В. Гончар. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.

4.    Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги” номера за 96-99 год.

5.    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким, 97.

6.    Т.В. Хлямова “Звёздное небо” , М.: Аким, 97.

7.    В.П.Пудова, Л.В. Лежнёва  “Легенды о цветах”, М.: Аким, 97. и другие тематич. издания

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы по курсу “Бумажное моделирование” необходимы следующие условия:

*    материально-технические условия

- Отдельный кабинет с большим рабочим столом и полками вдоль стен, стульями.

- Наборы бумаги для занятий.

- Клей, ножницы, карандаши, ручки, линейки и т.п.

- В качестве дополнительного оборудования

могут использоваться видеомагнитофон и компьютеры для просмотра и работы соответственно с имеющимися видеоплёнками и CD-ROM,   Internet- материалами по оригами.

*                  методические условия

- Набор моделей по основным темам курса

- Шаблоны

- Выкройки-развёртки

- Пояснительные плакаты, схемы и т.п.

- Тематическая литература

- Видеоматериалы (если есть возможность использовать)

*                  кадровые условия

- Квалифицированная поддержка, если используются ПЭВМ, видеомагнитофон и т.п.

*                  внешние условия

- наличие тематического учебно-методического журнала

- проведение тематических выставок

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

КНИГИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГОМ:

1.    “Оригами и педагогика”, материалы I Всероссийской конференции преподавателей оригами (СПб., 23-24 апреля 96 г.), М.: Аким, 96, 160 с.

2.    Материалы II Сибирской конференции “Оригами в учебном процессе”, (Омск, 3-5 ноября 1998 г.), Омск.: 98 г., 48 с.

3.    Материалы I и II Сибирских конференций по оригами. Вкладка в журнал “Оригами” № 16 (1/2 за 99 г.), 32 с.

4.    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким, 97., 206 с. (рек. Мин. образования РФ).

5.    Афонькин С.Ю. и др. “Кусудамы - волшебные шары” М.: Аким, 97, 64 с.

6.    Афонькин С.Ю. и др. “Рождественское оригами” М.: Аким, 98, 64 с.

7.    Афонькин С.Ю.- предс. СПб центра оригами, издал в соавторстве ещё более двух десятков книг по оригами, с 1996 по 2000 г. являлся гл. ред. ж/л “Оригами”.

8.    Белим С.Н. и др. “Задачи по геометрии, решаемые методом оригами” М.: Аким, 97, 64 с.

9.    Валявский А.С., “Как понять ребёнка”, СПб.: 98, 752 с.

10. М. Веннинджер “Модели многогранников”, М.: Мир, 1974, 236 с.

11. В. Гончар. Альбом “Кристаллы”, М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.

12. В. Гончар. “Модели многогранников”, М.: Аким, 97, 64 с.

13. В. Гончар. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.

14. Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги”. Издаётся с 1996 года (к 7.11.00 вышло 24 выпуска). 

15. Кумарин В.В. “Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе”, Чехов.: 96, 64 с.

16. Пудова В.П.Лежнёва  Л.В. “Легенды о цветах”, М.: Аким, 98, 64 с.

17. Сержантова Т.Б. “365 моделей оригами”, М.: Айрис, 98 г.

18. Соколова С.В. и др. “Русские народные сказки”, М.: Аким, 97, 64 с.

19. Соколова С.В. “Игрушки-оригамушки”, части I и II. СПб.: Химия, 97 г.

20. Хлямова Т.В. “Звёздное небо”, М.: Аким, 97, 64 с.

21. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. “Полезные предметы и украшения для письменного стола”, М.: Аким, 98, 64 с. 

ПОЛЕЗНЫЙ САЙТ

http://stranamasterov.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Моделирование с конструкторами LEGO»

Рабочая программа «Моделирование с конструкторами LEGO» описывает курс работы с конструктором Перворобот LEGO WeDo. Этот курс предназначен для учащихся 3 - 4 классов, увлекающихся конструирование...

Рабочая программа по техническому моделированию

     Начальное техническое моделирование - это первые шаги младших школьников в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей технических объектов....

Рабочая программа по конструированию и моделированию

Это внеаудиторная программа  предназначена для формирования личности обучающихся начальных классов общеобразовательной школы.  Следующие задачи:- развивать пространственное вообрахение,памят...

«Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников по моделированию и конструированию»

Программа для внеурочной деятельности по моделированию и конструированию....

Рабочая программа - Техническое моделирование

Рабочая программа дополнительного образования по техничекому моделированию, первый год обучения...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Моделирование и конструирование" к рабочей программе по математике для 3 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля «Моделирование и конструирование» для расширения рабочей программы по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...