Нравственный образец богатыря.
план-конспект урока (4 класс) по теме

Старжинская Любовь Владимировна

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennyy_obrazec_bogatyrya.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

Академия постдипломного педагогического образования

Курсы повышения квалификации

«Теория и методика преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

« ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

(модуль «Основы светской этики»)

Тема: «Нравственный образец богатыря»

Выполнила   Старжинская

Любовь Владимировна,

учитель начальных классов

БГОУ СОШ  № 414                         Красносельского района

Санкт-Петербурга.

                                                                             

                                                                           

Санкт-Петербург

2012 год

Тема: «Нравственный образец богатыря»

Цель: воспитание уважения к историческому прошлому земли Русской.

Задачи:  

Воспитательные:

Дать детям представление о   нравственном  образе  богатыря;

пробудить в ребёнке любовь к Родине,  желание быть её защитником, воспитывать мужество, справедливость, доброту;

воспитывать у  обучающихся  нравственно – эстетические чувства.

Обучающие:

Закрепить умение работать со словарём;

продолжить знакомство с литературными жанрами;

учиться понимать произведения художников, музыку.

Развивающие:

Развивать воображение, кругозор, эрудицию младших школьников;

развивать у детей умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль.

Виды деятельности: беседа, поисковая деятельность, работа с текстом, работа со словарём, проблемное обучение, работа в группах, мозговой штурм, работа с иллюстративным     материалом, синквейн, подготовка творческой беседы с родителями.

Основные термины и понятия: богатырь, былина, герой, правила честного поединка.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.» (4-5кл., Просвещение, 2010), толковый словарь, выставка книг «Былины», раздаточный материал, А.П.Бородин «Вторая симфония» (фрагмент I части),  фрагмент песни А.Пахмутовой «Богатырская наша сила»,  М.П. Мусоргский «Богатырские Ворота».

Ход урока.

Организационный момент.

Подготовка к восприятию нового материала.         (слайд 2)

          Поисковая постановка вопроса.

Воплощен в былинах старых,

Вот стоит он, как живой, —

Бич врагов в сраженьях ярых,

Витязь Родины святой!

Меч в руках его тяжелый,

А в ногах — узорный щит...

На пиру он гость веселый,

В битвах — молнией летит!

- О ком идёт речь в стихотворении? Как догадались? Какие слова помогли  вам узнать богатыря?

Формулирование темы урока. Актуализация знаний.   (слайд 3)

- Сегодня мы узнаем, какие были богатыри, и есть ли они в настоящее время.

- Прочитайте пословицу: «Славна богатырями земля русская».

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Кто такие богатыри? Ваши предположения.

Значение слова «богатырь» лучше всего даст толковый словарь.

Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в.

«Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

– Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они?

Проблемная ситуация.         (слайд 4)

Рассматривание картины В.Васнецова «Витязь на распутье».

- Что вы здесь видите?

- Что вы видите кроме этого?

- Кто-нибудь может что-нибудь добавить?

- Что происходит на этой картине?

- Что вы можете сказать об этом человеке?

- Где это происходит?

- Когда это могло происходить?

- О чем думает этот человек?

- Что чувствует этот человек?

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Как могла бы называться эта картина?

- Что вас больше всего заинтересовало в этой картине?

- Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться?

Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью.

На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны.

- Какую дорогу выбрал богатырь? Почему? (варианты ответов детей)

- Вернёмся к этому вопросу в конце урока.

Открытие новых знаний. Информационная часть урока.  

а) Вспомним имена некоторых богатырей.                (слайд 5)

Расшифруйте их:  

    БОДНЫЯР   КИНИЧТИ  

ШАЛЕА ПОЧИВОП

ИЯЛЬ РУМОЦЕМ

- Откуда  вы узнали про богатырей?

- Что такое былина? Найдите ответ в словаре.

- А главные герои былин – богатыри.

- О богатырях славных, витязях земли Русской, написано немало         былин и сказок. (Обращает внимание ребят на выставку книг - былин.) 

- Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам.

б)  Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри».       (слайд 6)

- Давайте посмотрим, ребята, как изображали художники древнерусских воинов, богатырей.

- Посмотрите на картину В.М.Васнецова.

- Что вы здесь видите?

- Кто-нибудь может что-нибудь добавить?

- Что происходит на этой картине?

- Что вы можете сказать об этих людях?

- Где это происходит?

- Когда это могло происходить?

- О чем думают богатыри?

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Какую задачу ставил перед собой автор картины при её создании?

- Как могла бы называться эта картина?

- Что вас больше всего заинтересовало в этой картине?

- Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться?

- Где тут самый старший богатырь? Кто это? Что он делает? Как вооружён?

- Кто слева от него? Спокоен ли Добрыня? Почему так решили? Обратите внимание на копьё Ильи. Оно как бы преграждает путь белому коню Добрыни.

- Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? Как он смотрит? Чем вооружён?

             - Что можно сказать  о природе?

         Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: «Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?»

в)  Характеристика  Ильи Муромца.            (слайд 7)

- А кто из богатырей главный?

- Какой он, Илья Муромец? (Могучий, сильный, спокойный)

- Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. А ведь  Илья Муромец не сразу богатырём стал.

Работа в группах

- Прочитайте текст и придумайте к нему вопросы.

1 группа

« Сидел он сиднем 30 лет, а вылечили его старички – дали испить водицы.

Отец Илье Муромцу дал благословение и сказал: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела благословления нет. Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что роду чёрного, крестьянского».

Примерные вопросы :

- Что за беда  с ним приключилась?

-  Кто его от той беды избавил?

- Что означает выражение «Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести».

   

 2 группа

        «Прямо ехать – убитому быть!

        Влево ехать – женатому быть!

        Вправо ехать – богатому быть!

        Все судьбой сие предписано!»

Во глубоком раздумье Илья.

Он стоит, сам по себе говорит:

«Это Бог с тобой, что – судьбой;

Я готов и с судьбиной на бой!

Только выбрать какую судьбу,

Чтобы с нею вступить мне в борьбу?

Мне в походах жена не нужна,

Мне богатство не надобно.

Ах, поеду, молодец, я туда,

Где показано убитому быть!»

Примерные вопросы :

- Какую дорогу выбрал  Илья Муромец?

- Как он рассуждал выбирая этот путь?

- Почему Илья Муромец выбрал прямую дорогу?

   3 группа

На светошную сторону

Наезжал Илья Муромец:

Перезвоны колокольные,

Перепевы богомольные.

Окружали Илью Муромца

В башлыках люди черные –

Зазывают Илью Муромца,

Уговаривают витязя

Бросить русский православный закон.

За измену перемётную

Всё сулят сулу  великую,

И почёт, и уважение,

И вельможное служение.

Говорит Илья Муромец:

«А не надо мне посулов золотых!

На вельможное служение

Не сменяю я свой русский закон!»

Примерные вопросы :

- К чему склоняют Илью Муромца в святошной стороне?

- Что значит сулить сулу?

-  Какой героический поступок совершает Илья?

– Илья Муромец является самым ярким представителем всех русских  богатырей. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри.  Силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота,  отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. У Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника.

г)  Характеристика  Добрыни Никитича.  (слайд 8)

- О нём говорили: «Он и статен,  и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет»

Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.  

          д)  Характеристика  Алёши Поповича.    (слайд 9)

Алеша Попович.

- Чем он отличается от остальных?

- Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Алёша Попович отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал.

 

Прочитайте отрывок:

 

«Тут князь Владимир  стал  Алёшеньку чествовать, пожаловал город, одёжу драгоценную.

 Поднялся Алёша Попович и говорит:

 - Воевал я не ради награды. Позволь мне, князь, с братьями  Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем поехать на заставу богатырскую. Будем там  стоять, землю русскую от недругов защищать!..»

        - Какие слова не понятны? Давайте попробуем объяснить их.

- Алёша Попович говорил, что он служил не ради награды. А ради чего?

- Кому же служили богатыри: князю или народу русскому?  (русскому народу)

е)  Рассказ о Святогоре.   (слайд 10)

- А теперь ребята я вам расскажу про богатыря, которого звали СВЯТОГОР.

Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля- матушка носить его не могла.

Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

- Каких богатырей вы ещё знаете?

- Что их объединяет?

ж)   Самостоятельная работа учащихся.    (слайд 11)

- Итак, богатыри все были разные. Но качества человеческие у них похожи.  На листочках у вас перечислены слова. Вычеркните те, которые не имеют отношения к богатырям. Если работу закончили, поменяйтесь листочками. Проверьте друг у друга.

Храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный,  сильный, жадный, щедрый, справедливый. 

(Проверка на слайде)

Физкультурная разминка.                (слайд 12)

Для разминки используется музыка А.Пахмутовой “Богатырская сила”.

Только во время войны богатыри сражались с врагом, а в мирное время они работали на земле, обычными домашними делами. Кололи дрова, косили сено, копали землю. Повторите движения, напоминающие действия богатырей.

Работа по теме.

а) (слайд 13)

- А с кем приходилось сражаться богатырям? (ответы детей)

- Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали.

На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.

б)  Работа по картине М.И.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» .           (слайд 14)

 - Рассмотреть картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» .

Это одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова.

- Что вы здесь видите?

- Что вы видите кроме этого?

- Что происходит на этой картине?

- Что вы можете сказать об этих людях?

- Где это происходит?

- Когда это могло происходить?

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Что вас больше всего заинтересовало в этой картине?

- На полотне картины изображен исторический бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве.

В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.

Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай.

Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.

- Почему он так смотрит на Челубея? Что он чувствует?

На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска.  Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской. В битве он получит контузию, но останется жив.

в)  Работа с учебником. (стр. 50 – 51)

Чтение 3 абзаца.

- Какие слова не понятны? Давайте объясним их?

- Как вы поняли последнее предложение?

Чтение 4 и 5 абзацев.                (слайд 15)

        - Что значит «правила честного поединка»?

        - Какое слово здесь самое важное?

- Какие слова не понятны? Давайте объясним их?

        - В чём заключались «правила честного поединка»?

- Послушайте отрывки из былин. Подумайте, о каком правиле честного поединка идёт в отрывке речь?

«Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него.» (Сила применялась для защиты слабых)

 «Засвистал-то Соловей да по-соловьему,

 Закричал злодей-разбойник по-звериному-

 Так все травушки-муравы уплеталися,

 Да й лазоревы цветочки осыпалися,

 Темны лесушки к земле все приклонилися …

…Ай тут старыя казак да Илья Муромец

         Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,

         Во свои берет во белы он во ручушки.

 Он тетивочку шелковеньку натягивал,

 А он стрелочку каленую накладывал,

         Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,

         Ему выбил право око со косицею,

         Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

 Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,

         Он повез его по славну по чисту полю,

         Мимо гнездышка повез да соловьиного.»  (Сила применялась только против сильных.)

Чтение 6 и 7 абзацев.        (слайд 16)        

- Какие слова не понятны? Давайте объясним их?

- Что вы ещё узнали про богатырей?

- Какая победа прославляла богатырей?

г)  Работа с пословицами.   (слайд 17)

- Прочитайте пословицы.

- Как вы их понимаете?

- Какие из них можно отнести к богатырям?

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Не родом богатырь славен, а подвигом»

«Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать»

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«В русском сердце честь да любовь»

«Бой отвагу любит»

д)  Рассматривание картины П.Корина «Александр Невский»

(слайд 18)

- Прочитайте название картины.

- Кто такой Александр Невский?

- Почему эту картину поместили в учебнике?

- Докажите, что его тоже можно назвать богатырём?

- Был он великим князем, полководцем и много сделал для своей страны, одержал много побед в боях за свободу России и память о нем живет и по сей день.

е)   Слушание: А. П. Бородин. Вторая симфония (фрагмент I части)  

      (слайд 19)

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- Какой она показалась вам по настроению?

- О каких событиях идет речь? Почему вы так решили?

- Подберите прилагательные, которые могли бы описать настроение этой темы? (уверенная, суровая, сильная, раздольная, размашистая, строгая, побеждающая и т.д.)

- Это произведение вы услышали в исполнении симфонического оркестра.

- Как бы вы назвали это произведение? Поищите название в себе. Как вы чувствуете?

- Почему произведение одно, а названия у вас получились разные? Отчего так? Правильно, потому что мы все разные.

- Я рада, что вы так тонко почувствовали музыку, поняли, о чем хотел нам с вами рассказать композитор. Эту симфонию он назвал “Богатырская”.

8. Обобщение     (слайд 20)

 а)   - А кого ещё можно  назвать богатырями?  Почему?

- Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов.

Это Россия спасла Западную Европу от   монголо-татарского нашествия почти 10 веков тому назад.

Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире. Он и сам не пропадёт, и товарища спасёт, а где убудет, там он смекалкой дойдёт.

Из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира.

Это солдаты Советской армии водрузили  в 1945 году знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков.  

И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнём противников выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран.

б)  Мозговой штурм.      

- Вспомните всё, что мы говорили о богатырях на уроке. Это вам пригодится, чтобы  дополнить предложения.  Работайте парами быстро, дружно.

Я думаю, что вам поможет музыка М.П. Мусоргского. Одно из своих произведений он назвал «Богатырские Ворота».

  1 вариант

Богатырь обладает невиданной   …… , безграничной    ………, особым  умением (метко стрелять из лука,  ………………… )   .

2вариант

Богатырь  ………,   …………,    …………  человек,       преданный ………,  служащий   ……….

 

Заслушивание получившихся выводов.

в)     (слайд 21, 22, 23)

- Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают?

 - Кто они?

- Кого называют героем? Обратимся к словарю.

- ГЕРОЙ – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Посмотрите на фотографии в учебнике на странице 51.

Прочитайте подписи к ним.

- Почему именно их разместили в учебнике?

- Чьи бы фотографии вы ещё поместили на страницы учебника?

- Докажите, что на фотографиях (на слайде) тоже изображены богатыри.

г) Синквейн.  Работа в группах.      (слайд 24)

Богатырь

доблестный, храбрый

сражается, защищает, спасает

Богатырь – отважный и честный человек.

мужество

9.  Рефлексия

- Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли –тоже богатырь.

- Вернёмся к картине В.Васнецова «Витязь на распутье».  (слайд 25)

- Почему же богатырь выбирает дорогу, которая ведёт к смерти?

 - А вы можете стать богатырями?

Мальчик читает стихотворение:

Вырасту богатырём

Как бы ни старался я,

Не стану сильным, как Илья.

Жил Илюша-богатырь,

Славной он Руси служил.

От татар и от хазар

Родину он защищал.

Очень мощный был Илья:

Победил он Соловья.

Тот умел свистеть сурово.

Так что дверь сносил дубову.

Вот я вырасту немного

В армию пойду, друзья,

А потом, вот честно слово,

Стану умным, добрым, смелым -

Буду точно, как Илья.

10.Домашнее задание.    (слайд 26)

1) Подобрать книги о богатырях для выставки.

2) Рассказать родителям, кто такие богатыри.

3) Узнать были ли богатыри в вашем роду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в курсе ОРКСЭ "Нравственный образ богатыря"

Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работы на уроке на основе компьютерной презентации!...

Нравственные идеалы. Богатыри. Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика"

Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" предназначен для учащихся 4 классов. Конспект урока содержит презентацию с музыкальным сопровождением....

Презентация к уроку ОРКСЭ на тему"Нравственный образ богатыря"

Презентация к уроку ОРКСЭ по модулю "Светская этика" на тему  "Нравственный образ богатыря" для 4 класса....

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация

Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...

Нравственные уроки в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"

Педлагается конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Нравственные уроки в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"...