Организация работы этноэкологического центра "Уямкан" как фундамента экологического воспитания младших школьников
материал на тему

Описание работы этноэкологического центра "Уямкан" для младших школьников в малокомплектной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл centr_uyamkan.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы этно-экологического центра «Уямкан»,как фундамента формирования экологической культуры младших школьников

                                                           Громова Лилия Егоровна,

                                                       учитель начальных классов

                                                              МКОУ «Ючюгейская СОШ» Оймяконского улуса

Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как “непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально- природной среде и здоровью становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики” (Из Концепции общего среднего общеобразовательного образования).

        Важной особенностью поликультурного образования РФ становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия. Особое значение в начальной школе приобретает развитие и воспитание личностиумеющий ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные  ценности к природному и социальному миру, также знающей культуру своего народа и уважающую культуру других народов. 

          В соответствии с новыми требованиями ФГОС учащиеся должны овладевать необходимыми компетенциями во внеурочной деятельности. Это определяется умениями организаций самостоятельной деятельности. Поэтому особое место проведение внеурочной деятельности занимает совершенствование её содержания и технологии с учетом традиционного уклада жизни.

            В целях внедрения технологии сотрудничества, как средства реализации личностно- ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, и ориентируясь на проблему школы «Использование экологической культуры эвенского народа в учебно-воспитательном процессе», в школе создан этно-экологический центр «Уямкан» для младших школьников, где  занимаются исследовательской работой по изучению самобытности коренных северных якутов и эвенов.   «Уямкан» с перевода на русский язык обозначает горный баран, который занесен в Красную книгу Якутии.  Он тесно связан с бытом и жизнью коренных жителей Севера.

Все ученики начальной школы заняты вцентре «Уямкан». Главная идея проекта: обучение и воспитание школьников на основе практико-ориентированного восприятия окружающей среды.

Цель центра:

создание оптимальных условий для сохранения и распространения ценностей традиционной культуры якутского и эвенского народа, через формирования экологической культуры младшего школьника.

Задачи:

создать благоприятную среду для становления и проявления национального самосознания учащихся.

вовлечь каждого ученика начальных классов в процесс активной познавательной деятельности;

 апробировать систему проектов, как одно из условий реализации комплексного подхода к формированию экологической культуры младших школьников

воспитать любовь к природе, родному краю.

 В младшем школьном возрасте главное заложить фундамент знаний о связях в природе и изучение самобытности народов,которые будут способствовать формированию экологической культуры личности.Начальные основы экологической культуры у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

Для достижения целей в центре «Уямкан»  используем метод проектной деятельности. Проектная деятельность направлена на достижения определенных результатов, требует от учащихся мыслительной работы, преодоление определенных трудностей.

Одной из задач проектной работы по экологическому воспитанию является расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе , к охране природной среды, базовых знаний об этнической культуре своего народа и культуры народа совместного проживания.

Нами апробированы и рекомендованы направления для использования в экологическом образовании и воспитании детей в других образовательных учреждениях. Цель данных направлений проекта – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе иизучение самобытности коренных северных якутов и эвенов.

 Направления инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция. Она нацеливает на метапредметность, самостоятельность, осмысление действий.

Направления могут выполняться индивидуально, группами и всем коллективом. Сроки выполнения различны. Как правило, направления носят интегративный характер. Объектами наблюдений, исследований становятся природные объекты экологические ситуации и краеведческий материал. Успех выполнения зависит от того, насколько педагог сумел заинтересовать детей предстоящей работой. Деятельность в рамках проекта это не задание, за которое будет выставлена оценка. Она должна выполняться не по принуждению, а по собственному желанию.

В процессе работы по исследованию родного края и разработки проекта « Уямкан» каждый новый учебный год учащиеся, педагоги входят в выбранную ими проектную лабораторию и занимаются по разным направлениям в своих группах:

1 направление:«Животный мир  Оймяконья». Цель – составить брошюру о животной фаунеОймяконского улуса,выявить какие животные обитают на территории улуса.

2 направление: «Красная книга нашей местности».Цель проекта – составить Красную книгу своей местности, выявив, какие растения являются редкими на его территории, какие растения, произрастающие там, официально включены в Красную книгу РС(Я

3 направление: «Лесная аптека».Цель проекта – познакомиться с лекарственными растениями, выяснить, какие из них растут в данной местности, открыть лесную аптеку у себя в классе.Лесная аптека открыта для родителей. Дети расскажут им о собранных растениях, своих походах-исследованиях. Врезультате этого проекта родители совместно с детьми проводят беседы, мастер-классы по сбору и засушке  лекарственных трав и в течение года проводят цикл мероприятий по профилактике у детей осознанного отношения к своему здоровью, составили брошюру «Лекарственные растения Оймяконья», провели исследовательские работы по изучению лекарственных растений.

4 направление: «Природа - наш друг». Цель проекта -составить серию брошюр  наблюдений за природой

5 направление: «Эвенский словарь в картинках для младших школьников».Цель проекта – формирование у учащихся потребности в сохранении и возрождении родного языка и национальной культуры коренных народов.

Исследовательская работа средствами прогулок, походов, экскурсий способствует появлению у школьников живого познавательного интереса, с использованием уже имеющихся опыта, знаний, которые дети получили на уроках природоведения, эвенского языка также в процессе жизни стихийным путём. Ребята учатся вести простейшую научную работу, систематизировать, анализировать, сопоставлять факты и наблюдения. Эта деятельность способствует установлению истинности их знаний, делать выводы, учит вести документацию: дневники наблюдений, дневники юного исследователя, составляют  по темам брошюры, участвуют в научно-практических конференциях. Ребята учатся применять полученные знания в процессе уроков. Важно здесь и то, что в исследовательскую работу активно включаются и родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых.

Таким образом, экологическое воспитание младших школьников через исследовательскую деятельность способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении и проявления национального самосознания, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

"Экологическое воспитание младших школьников" из опыта работы

Доклад рассказывает оработе учителя по теме "Экологическое воспитание младших школьников". Приведятся  несколько методик, диагностирующих и развивающих экологическую культуру детей младшего ...

Система работы по формированию экологического воспитания младших школьников

Представлен опыт работы по зкологическому воспитанию на уроках и внеклассной деятельности в начальной школе....

Экологическое воспитание младших школьников (из опыта работы)

Начальная школа- важная ступенька в формировании активной творческой личности. Перед учителем встаёт  масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом любовь к Родине,...

Экологическое воспитание младших школьников (из опыта работы)

Начальная школа- важная ступенька в формировании активной творческой личности. Перед учителем встаёт  масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом любовь к Родине,...

"Экологическое воспитание младших школьников через организацию проектной деятельности»

Статья направлена на организацию проектной деятельности в начальных классах в рамках экологичекого воспитания младших школьников....

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....