Программа кукольного кружка "Рукавичка"
рабочая программа (1 класс) по теме

Порой кукла является самым любимым и близким существом не только для девочек, но и для мальчиков. А как интересно, если вдруг эта кукла оживёт в твоих руках и заговорит твоим голосом, и сможет удивить твоих друзей и взрослых. Именно это чудо перевоплащения и натолкнуло на идею создания кукольного кружка “Рукавичка”. Для начального этапа освоения программы необходимо, чтобы дети знали содержание и главных героев популярных русских народных сказок, умели читать. Любили играть в куклы, бережно к ним относиться. Владеть элементарными навыками работы ножницами, бумагой, шитьём. На занятиях кукольного кружка воспитанники могут проявить себя, выразить своё внутреннее состояние как гиперподвижные дети, так и тихие, незаметные, в силу того, что сами артисты скрыты ширмой. Благодаря работе с куклами происходит плавный переход игровой деятельности в учебную и трудовую деятельность учащихся, что способствует развитию  чувства ответственности, серьёзного отношения к своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kukolnogo_kruzhka.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Буинского района и г. Буинска

Центр внешкольной работы

                       

                      Программа

             кукольного кружка

               «Рукавичка»

        Возраст детей:  8-11 лет.

        Срок реализации: 3 года обучения.

                                 

                                           Автор программы:

                                            учитель нач.классов

                                          средней школы №5

                                                        г. Буинска ПДО                                      

                                        Садыкова Фарида

                            Вагизовна.

                                   

               

г. Буинск

       

                        Пояснительная  записка.

    Детство – прекрасная пора в жизни человека. Именно в детстве хочется играть игрушками. Мальчики играют в машинки, девочки играют в куклы. В игре они реализуют себя, мечтают, видят себя в будущей жизни. Часто в играх детей кукла представляется им не столько игрушкой, сколько живым существом, с которым можно разговаривать, делиться своими секретами. И порой кукла является самым любимым и близким существом не только для девочек, но и для мальчиков. А как интересно, если вдруг эта кукла оживёт в твоих руках и заговорит твоим голосом, и сможет удивить твоих друзей и взрослых. Именно это чудо перевоплащения и натолкнуло на идею создания кукольного кружка “Рукавичка”.

    Почти все дети хотят привлечь внимание окружающих к себе. Но многие из них, не владея сценической речью, или комплексуясь своей внешности, либо по другим причинам стесняются этого всеобщего внимания. Но ведь так хочется, чтобы тебя заметили, чтобы тебе аплодировали и восхищались тобою. Раскрыть себя, не бояться общения с другими людьми, сверстниками и взрослыми, быть уверенным в себе. Эти проблему и хочется решить, создавая кукольный кружок.

    Ты – в образе куклы. Сказки ты знаешь с детства. Сам скрыт ширмой. Твоя душа теперь не в тебе, а в твоей кукле. И игра, и работа, и признание! Всё вместе. Это настолько увлекает детей, что они забывают о своих личных проблемах, недостатках и включаются в бурную деятельность, смело общаются друг с другом, находят друзеё, а главное находят себя.

    Цель программы: содействовать развитию личности ребёнка, его творческих способностей, трудолюбия, терпения, коммуникативности.

    Задачи:

  1. развивать познавательный интерес к кукольному театру, научить управлять куклами;
  2. развивать творческое мышление, речь, интерес к чтению;
  3. создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, взаимоуважения;
  4. формировать общественную активность;
  5. воспитывать аккуратность, опрятность, умение ценить красоту;
  6. формировать здоровый образ жизни.

    Выполнение программы расчитано на 3 года обучения. Оптимальное количество детей в группе – 15 человек. Возраст воспитанников в группе 8 – 11 лет. Младший школьный возраст, когда дети очень хорошо помнят

игрушки, любят в них играть, за них говорить и выпорлнять характерные действия. Не боятся эксперементировать своим голосом: пищать, визжать, смело имитировать голоса животных, сказочных героев.

    Для начального этапа освоения программы необходимо, чтобы дети знали содержание и главных героев популярных русских народных сказок, умели читать. Любили играть в куклы, бережно к ним относиться. Владеть элементарными навыками работы ножницами, бумагой, шитьём.

    Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой. Развивать навыки работы с куклами на основе популярных русских сказок “Колобок”, “Теремок”, “Репка”. В дальнейшем, усложняя репертуар, отрабатывать навыки работы с куклой, над постановкой голоса, дикцией.

    В ходе реализации программы используются игровые методы, методы показа, художественного выразительного чтения. На занятиях дети обучаются изготовлению кукол, поделок из папье маше, картона, изготовлению декораций к пьесам. Для развития творчества, наблюдательности предлагаются задания вида: составь пьесу, придумай куклу, подбери платье.

    При создании программы учитывался тот факт, что кукольный театр – это многообразие видов деятельности. Это и выразительное чтение, и работа с куклой, и оформление пьесы. На занятиях кружка учащиеся в одном направлении: развивают сценическую речь, идёт работа над постановкой голоса, дикцией, произношением. В другом направлении – учащиеся занимаются изготовлением кукол и обыгрывание их. И третье направление: оформление пьесы – создание декораций и музыкального оформления. Вся работа идёт параллельно, поэтому в группе имеются староста, реквизитор, звукооператор и дежурный. Должности определяются исходя из индивидуальных способностей воспитанников.

    Эксскурсии в зоопарк, в цирк, походы в лес дают возможность детям наблюдать за повадками животных, услышать их звуки, применяя эти знания в своей работе с куклами.

    Особое место в работе кружка занимают выступления с пьесами перед зрителями. Это своеобразный стимул для занятия в кружке, это возможность проявить себя, показать свои творческие достижения. А так же участие в различных конкурсах театральных колективов и творческих отчётов.

   

Прогнозируемые результаты. По итогам обучения по программе воспитанники будут владеть следующими знаниями,  умениями и навыками:

  1. историю появления кукольных театров;
  2. виды  кукол;
  3. технику работы с разными видами кукол;
  4. технику работы с пальчиковыми куклами;
  5. основные этапы работы чтеца над пьесой;
  6. исполнять упражнения на развитие диапазона голоса;
  7. выразительно и эмоционально передавать характер героя;
  8. самостоятельно работать над ролью;
  9. изготовлять пальчиковые куклы и различных материалов;
  10. подбирать музыкальное оформление к пьесе;
  11. создавать декорации к пьесе;
  12. свободно и раскрепощённо вести себя перед зрителями.

    Свои знания по профилю объединения воспитанники смогут продолжить расширять в театральных студиях, в районном драмматическом театре, специальных учебных заведениях.

    На занятиях кукольного кружка воспитанники могут проявить себя, выразить своё внутреннее состояние как гиперподвижные дети, так и тихие, незаметные, в силу того, что сами артисты скрыты ширмой. Благодаря работе с куклами происходит плавный переход игровой деятельности в учебную и трудовую деятельность учащихся, что способствует развитию  чувства ответственности, серьёзному отношению к своей работе.

        В школе выступлениями кружка решаются проблемы преемственности между ДОУ и школой, в доступной для учащихся форме раскрываются понятия толерантности, добра, взаимоуважения и др.

                  За период первого года обучения участниками кружка были поставлены следующие пьесы: “Новогодние приключения Колобка”, “Про медвежонка Моню”; русские народные сказки: “Репка”,”Теремок”. Ребята выступали в ДОУ “Алтынчач”, на родительских собраниях, перед учащимися начальных классов средней школы №5. Также приняли участие на районном фольклорном отборочном конкурсе, проходившем в Досуговом Центре. Отрывок из пьесы “Новоголние приключения Колобка” был включён в выступление на конкурсе “Учитель года – 2003”.  

    Для реализации программы необходимы набор перчаточных кукол, которые можно приобрести, но и можно изготовить самим по мере надобности; ширма; магнитофон; аудиокассеты со звуковыми записями шума моря, леса и др.; микрофон; необходимый материал для изготовления кукол и декораций.

 Краткие сведения о коллективе:

          -   статус: комплексный;

          -   сотав группы: постоянный;

  1. в кружок набраны дети из одного класса;
  2. форма занятий: групповая;
  3. срок реализации: на 3 года обучения;
  4. количество обучающихся: 15 человек;
  5. возраст учащихся: 8-11 лет;
  6. количество занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, всего за

год 144 часа;

   

       Краткая характеристика участников образовательного процесса в учреждении: в кружке занимается 15 учащихся одного класса средней школы №5 города Буинска.

        Должностные обязанности воспитанников:

  1. староста является основным помощником педагога, следит за порядком, посещаемостью и др.;
  2. дежурный следит за чистотой помещения;
  3. реквизитор отвечает за сохранность кукол и декораций;
  4. звукооператор отвечает за своевременное музыкальное оформление спектакля.

   

                                 

Тематический план на первый год обучения

№ п/п

Тема занятия.

Кол-во часов

всего

теор.

прак.

1.

Вводное занятие.

2.

История появления кукольных театров

3.

Виды кукол, техника работы с куклами (общий обзор).

10ч

4.

Изготовление пальчиковых кукол к пьесам, сказкам.

24ч

20ч

5.

Техника работы с куклами.

30ч

10ч

20ч

6.

Работа над постановкой голоса, дикции, произношения.

30ч

10ч

20ч

7.

Постановка пьес и сказок.

20ч

12ч

8.

Репетиционная работа.

10ч

9.

Выступления.

10.

Итоговое занятие.

46ч

98ч

                                           Итого:

144 часа

Содержание

    Вводное занятие: Понятие кукольный театр. Основные требования к учащимся. Техника безопасности на занятиях. Виды театров. Кукловод.Беседа.

    История появления кукольных театров: Зарождение театра. Ярмарочные петрушки. Назначение игрушки, куклы. Значение куклы в разных странах. Классификация кукол: тряпичные, резиновые, пластмассовые и др. Беседа. Показ кукол. Просмотр картин.

    Виды кукол, техника работы с куклами: Знакомство с “пальчиковыми” куклами. Движение руки. Назначение каждого пальца. Марионетки. Ниточное управление куклами. Понятие “крестовина”. Теневой театр. Волшебный фонарь. Куклы для теневого театра. Особенности их движений. Куклы-великаны. Управление кукол-великанов с использованием рук и ног кукловода. Люди-куклы. Компьютерное управление людьми-куклами.Беседа. Показательные занятия. Просмотр кукольного спектакля.

    Изготовлени пальчиковых кукол к пьесам и сказкам: Движущиеся куклы из картона. Техника безопасности работы с колющими и режущими предметами.Практические занятия.

    Изготовление декораций и фона: Беседа о различных видах декораций. Изготовление травы, деревьев, кустов. Подбор музыкального фона к пьесам.Практические занятия.

    Отработка техники работы с куклами: Работа кистью руки. Работа над движением за ширмой. Упражнения в движении руки. Упражнения в передаче характера героя в движении.

    Работа над постановкой голоса, дикции, произношения: Упражнение на правильность произношения слов, звуков. Упражнения на интонацию. Упражнения на мелодичность. Упражнения на установку дикции.

    Постановка пьес и сказок: “Репка”. “Новогодние приключения Колобка”. “Про медвежонка Моню”. “Рукавичка”.

   

Тематический план на второй год обучения

№ п/п

Тема занятия.

Кол-во часов

всего

теор.

прак.

1.

Вводное занятие.

2.

Изготовление пальчиковых кукол к пьесам, сказкам.

30ч

24ч

3.

Изготовление декораций к спектаклям.

4.

Отработка техники работы с куклами.

32ч

10ч

22ч

5.

Работа над постановкой голса, дикции, произношения.

32ч

10ч

22ч

6.

Постановка пьес и сказок.

20ч

12ч

7.

Репетиционная работа.

12ч

10ч

8.

Выступления.

9.

Итоговое занятие.

42ч

102ч

                                           Итого:

144 часа

                             

Содержание

    Вводное занятие: Театр как вид искусства. Особенности кукольного театра Беседа.

    Изготовление пальчиковых кукол к пьесам, сказкам. Выбор персонажа. Выкройки. Техника выполнения выкройки. Классификация тканей.  Виды швов. Соединение деталей. Отделка куклы. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.Просмотр видио фильма. Практические занятия.

    Изготовление декораций к спектаклям: Подбор декораций к спектаклю. Виды бумаги. Использование вторичного материала в изготовлении декораций. Соединение деталей декорации. Техника безопасности . Практические занятия.

    Отработка техники работы с куклами: Понятие “эмоции”, “характер”, “темперамент”. Сценический образ. Роль индивидуальности актёра и куклы. Воспитание качеств, необходимых для правдивого действия на сцене. Работа актёра над ролью. Искусство переживания. Беседа. Практические занятия.

    Работа над постановкой голоса, дикции, произношения: Техника сценической речи. Речевой аппарат человека. Гигиена речевого аппарата. Два отдела речевого аппарата.  Дыхание.  Три системы дыхания. Роль дыхания. Упражнения на развитие и постановку дыхания. Голос. Голосообразование. Постановка речевого голоса. Артикуляция. Роль слуха в формировании речевого голоса. Дикция. Гласные и их роль в звучании слова. Артикуляция и характеристика гласных. Согласные звуки. Классификация согласных. Значение их для формирования слова. Произношение. Упражнения со скороговорками. Игры.

    Постановка пьес и сказок: Маршак С.Я. “Кошкин дом”. “Сказка о глупом мышонке”. “Теремок”. Музыкальная пьеса.

    Репетиционная работа: Групповые игры. Упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. Создание сценического образа. Изучение роли. Место роли в будущем спектакле. Характеристика героя. Развивающая игра “Мой персонаж”. Речевые особенности героя. Просмотр кинофрагментов и анализ поступков героя.  Упражнения “кукла идущая”, “кукла плачущая”, “кукла смеющаяся”.

   

        

Тематический план на третий год обучения

№ п/п

Тема занятия.

Кол-во часов

всего

теор.

прак.

1.

Вводное занятие.

2.

Изготовление пальчиковых кукол к пьесам, сказкам.

30ч

24ч

3.

Изготовление декораций к спектаклям.

4.

Отработка техники работы с куклами.

32ч

10ч

22ч

5.

Работа над постановкой голоса, дикции, произношения.

32ч

10ч

22ч

6.

Постановка пьес и сказок.

22ч

14ч

7.

Репетиционная работа.

10ч

8.

Выступления.

9.

Итоговое занятие.

42ч

102ч

                                           Итого:

144 часа

Содержание

    Вводное занятие: Античный театр. Средневековый театр. Театр в эпоху возрождения. Известные драматурги тех времён и их пьесы.Беседа.

    Изготовление кукол: Папье-маше. Техника изготовления папье-маше. Выбор куклы. Изготовление балванки куклы из пластилина. Техника приготовления клейстера. Обклеивание балванки. Грунтовка. Оформление куклы. Виды одежды. Национальная одежда. Пошив одежды для кукол. Практические занятия.

    Отработка техники работы с куклами: Воображение. Виды воображения. Особенности сценического воображения. Упражнения на сюжетные саморазвивающиеся представления. Этюды на память физических действий с куклами. Упражнение на распределение мышечной энергии, на нагрузку и расслабление мышц. Упражнение на тонизацию мышц. Контрастное напряжение  и расслабление. Игры.

    Работа над постановкой голоса, дикции, произношения: Методика и практика по дыханию и голосу. Осанка. Свобода мышц. Упражнения для выработки правильного полного вдоха, фонационного выдоха. Речевой тренинг голоса. Воспитани умения слушать и слышать себя. Дозировка нагрузок. Певческий голос. Упражнение на чередование распевной и речевой строки. Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т.п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными произведениями. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на правильное произношение звуков. Работа со словарём.

    Постановка пьес и сказок: “Лягушка-обманщица”. “Три сестры”. “Как зайчик барсучка напугал”. П. Ершов “Конёк-Горбунок”. Музыкальная пьеса.

    Репетиционная работа: Создание идейного замысла роли. Характеристика героя. Работа с вспомогательным материалом. Внешний облик героя. Актёрские этюды с использованием реквизита. Пьеса источник нужных сведений (реплики, высказывания, авторские ремарки). Фантазия в создании образа. Игры.

        

Используемая литература

   Для педагога дополнительного образования: 

  1. Н. Акимов. О театре. – М. – Л., 1962.
  2. С. Гипиус. Гимнастика чувств. – М. – Л., 1989
  3. Г. Волчек. Актёр и современный театр. – М. 1989
  4. М. Книбель. О действенном анализе пьесы и роли. – М. 1962
  5. М. Книбель. Поэзия педагогики. – М. ВТО 1975
  6. В. Петрусинский. Игры: обучение, тренинг, досуг. – М. 1995
  7. Р.И.Аванесов. Русское литературное произношение. – М. Просвещение 1982
  8. Е.М.Егоров. Гигиена голоса и его физиологические основы – М. 1962
  9. Т.И.Запорожец. Логика сценической речи. – М. Просвещение 1984
  10. С.Н.Ожегов. Словарь русского языка.
  11. З.Савкова. Как сделать голос сценическим. – М. ВТО 1970
  12. Т.Н.Кудашева. Руки актёра. – М. Просвещение 1980
  13. В.О.Топорков. О технике актёра. – М. 1985
  14. Ю.Мочалов. Композиция сценического пространства. – М. Просвещение, 1981
  15. Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л. Лениздат 1992
  16. Т.Е.Конникова. Творческая игра в воспитательной работе школы: воспитание самостоятельности и активности учащихся. – Л. 1966
  17. А.Н.Лутошкин. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М. Педагогика 1988
  18. Г.П.Черных. Педагогическая технология массового праздника. – М. Молодая гвардия 1990
  19. Д.Б. Эльконин. Психология игры. М. Педагогика 1999
  20. Журналы “Затейники”
  21. Журналы “Начальная школа”, “Педсовет”.

                         22. Журналы “Воспитание школьников”

  1.  К.Лубковска  “ Сделаем это сами”
  2.  Журналы “Работница”
  3.  В.Шик.Альбом самоделок “Подарки”

 

 Для учащихся и родителей:  Русские народные сказки, периодические детские журналы: “Миша”,”Весёлые картинки”,”Мурзилка”, “Колобок”,”Трамвай”;  “Я вхожу в мир искусств”, “Библиотечка для педагогов, родителей и детей”/ Приложение к журналу “Внешкольник”;

 “Татарские народные сказки”, произведения С.Я. Маршака: “Кошкин дом”,”Теремок”, “Двенадцать месяцев”,”Сказки народов мира”.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кукольного театра для детей 6-10 лет.

Учебно-тематическое планирование кружка "Кукольный театр"....

Авторская программ "Кукольный театр"

работа с детьми  кукольным театром в условиях школы....

Рабочая программа кукольного кружка Непоседы"-внеурочная деятельность

Разработана рабочая программа кукольного кружка "Непоседы" -внеурочная  деятельностя по ФГОС . Программа направлена на интеллектуальное развитие младших школьников, развитие  артистических ...

Программа Кукольный театр

Программа "Кукольный театр" способствует формированию у учащихся начальной школы представления о разных видах кукольного театра, о типах кукол и способах их изготовления своими руками....

Программа кукольного кружка для учащихся 1-2 классов

Данная программа создана  учителем начальных классов Черномашенцевой Татьяной НиколаевнойПрограмма  кукольного  кружка   «Светлячок »  рассчитана   для  ре...

ПРОГРАММА кукольного кружка «Петрушка»

Цели и задачи программы:Цели:1.Формирование художественного восприятия окружающего мира через приобщение к театральному искусству2.Возрождение духовно – нравственного здоровья детей, приобщение их к н...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукольный театр «Сказка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Кукольный театр «Сказка»Срок реализации:  2 годаВозраст обучающихся: с 7-10 лет. Автор программы:учитель начальных классовМягкова...