Программа кружка "В стране логики"
рабочая программа (2 класс) по теме

Стельникович Юлия Владимировна

Программа кружка "В стране логики" .  В разработку входит пояснительная записка, учебно-тематический план кружка, содержание изучаемого курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

КРУЖОК «В СТРАНЕ ЛОГИКИ»

(по программе «Путешествие в мир знаков и символов»)

Авторы: Н.Г. Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова, Е.В. Звонова

1.  Пояснительная записка

Необходимость данного курса вызвана, с одной стороны тем, что в психологии придается исключительное значение умению понимать знаки и оперировать ими. С другой стороны, во всех учебных предметах широко используются разного рода знаки, символы, схемы. Как показала практика, для многих детей представляет сложность различение предмета и знака, его обозначающего, анализ системы знаков. Это проявляется в том, что ученикам часто бывает трудно понять изображение, смысл рисунков, установить последовательность сюжетных картинок, декодировать схемы, сказки, карты и т.д. однако, прежде чем переходить к использованию научной символики, важно познакомить детей с символами, более понятными – тем, которые окружают их в реальной жизни.

 

В программе обучения авторы стремились использовать как можно больше разнообразных знаковых средств. В  начале обучения рассматриваются произвольные знаки для обозначения объектов, предметов, последовательности объектов, событий признаков предметов, смысловых фрагментов литературного произведения. В дальнейшем используется символика, применяемая в социальной жизни, живописи, музыке, литературе, театре. основной акцент делается на знакомство с символическими средствами, продолжается работа с картами, планами, социальными знаковыми системами.

 В  ходе освоения программы дети переходят от обозначения простых объектов к более сложным: от кодирования целых предметов к обозначению их признаков, от кодирования единичных объектов к обозначению их последовательности и систем.

В процессе обучения должны использоваться разные знаки: графические, жестовые, мимические, пантомимические, звуковые и другие.

Цель данной программы – не заучивание ребенком каких-то определенных обозначений, символов, а усвоение основных семиотических закономерностей. Лучшим результатом работы можно считать такой, когда ребенок начинает сам придумывать знаки – как иконические, так и произвольные,  способен обосновывать их использование.

Задачи программы:

Формирование умения анализировать замещаемое содержание, что предполагает:

понимание того, что можно обозначать (объект, процесс, свойства, отношения, признак, функцию, текст и др.);

умение выделять признаки объекта обозначения.

Формирование умения анализировать заместитель, что предполагает:

понимание того, чем можно обозначать;

анализ характера связи заместителя и объекта;

умение выделять и создавать единичные знаки и системы знаков с учетом требований к знакам и правил их создания.

Формирование умения соотносить планы (замещаемого и заместителя).

Овладение принципами и правилами перевода из одного плана в другой.

Знакомство с различными символами, используемыми в реальности, в творении духовной и материальной культуры.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 7 лет. Группа состоит из 14 человек. Набор детей в группу – свободный. Программа рассчитана на 3 года.(1-3 класс)  Занятия проводятся в форме игры, беседы, конкурса, путешествия по сказкам и т. д.

К концу года дети должны уметь:

 - выделять признаки объекта;

 - понимать то, чем можно обозначать;

 - анализировать характер связи заместителя и объекта;

 - выделять и создавать единичные знаки и системы знаков;

 - владеть принципами и правилами перевода из одного плана в другой;

 - создавать символы для различных событий, состояний, характеристик;

 -  анализировать смысл символа, индивидуальность.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

В конце года обучения можно провести итоговое занятие в форме соревнования между двумя группами. Каждая группа получит задания - изобразить план сказочного города, создать эмблему для своей команды, декодировать какой-либо символ и т. д.  

2.  Учебно-тематический план кружка на 2005-2006 уч. г.г.

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие.

Знакомство с понятием «знак, символ»

1

Раздел 1. Знаки вокруг нас

2-5

Знаково-символические действия: кодирование, декодирование (чтение информации, представленной в знаках).

4

6-9

Знаки объектов, признаков, событий, явлений природы, времен года.

4

10-11

Обозначения действий, знаки пиктограммы, принятые в спорте.

2

12-13

Обозначение пространственных отношений (направления).

2

14-15

Обозначение времени.

2

16-19

Некоторые дорожные знаки.

4

20-22

Обозначение настроения, состояния.

3

23-25

Знаковые действия, жесты, поза, походка, мимика.

3

26-27

Обозначение последовательности действий, событий.

2

28-31

Выполнение действий, заданных последовательностью знаков (схемы, «дерево»).

4

32-34

Функции знаков (ориентировка в реальности, средство организации деятельности).

3

Раздел 2. Чем можно обозначать.

35-36

Виды знаково-символических средств.

2

37-42

Рисунки, цвет, геометрические фигуры, жесты, звуки, стрелки, цифры, буквы, планы, схемы.

6

43-48

Анализ планов, схем.

6

49-54

Ориентировка в плане.

6

55-58

Перевод вербального текста на язык жестов.

4

Раздел 3. Как возникают знаки. Можно ли самим создавать знаки.

59-60

Правила создания знаков.

2

61-64

Виды знаков: знаки-метки, иконические, условные, единичные знаки, системы знаков.

4

65-68

Знаки, возникающие без участия человека. Пиктограмма.

4

69-70

Знаковые системы.

2

71-73

Декодирование знаков в различных системах.

3

Тема занятия

Количество часов

Дата

74-77

Кодирование объектов, признаков и др. с использованием различных средств (цвет, рисунки, условная символика, жесты и др.).

4

78-80

Кодирование множеств.

3

81-84

Принципы кодирования - декодирования множеств.

4

Раздел 4. Символы в реальности и сказке.

85-86

Знакомство с различными символами, используемыми в реальности и сказке.

2

87-89

Особенности символов (многозначность, описание, раскрытие).

3

90-93

Создание символов для различных событий, состояний, характеристик, объектов, поступков и др.

4

94-99

Использование графических символов для описания сказки (создания «мультиков» из заданных картинок, самостоятельные придумывание символов).

6

100-103

Анализ сказки на основе структуры волшебной сказки, разработанной В. Я. Проппом.

4

104-107

Знакомство с функциями (устойчивыми элементами сказки).

4

108-111

Анализ русских народных сказок, авторских сказок.

4

112-117

Создание собственных сказок.

6

118-120

Введение карты.

3

Раздел 5. Сказка в символах.

121-128

Самостоятельные создания символов.

8

129-134

Анализ и выбор предложенных обозначений героев, событий, средств, последовательности событий.

6

135-144

Создание собственных сказок.

10

ИТОГО

144

Расписание работы кружка:

Понедельник –         16.15 – 17.15

                17.15 – 18.15

Четверг         –         16.15 – 17.15

        17.15 – 18.15

3.  Содержание изучаемого курса.

Изучаемые в курсе знаки должны рассматриваться как один из вариантов обозначения. Но придавая большое значение самостоятельному созданию символов, программа тем не менее подводит учащихся к использованию социально принятых обозначений.

При создании детьми собственных знаков обращается внимание на  обязательность выполнения существующих правил их создания. Кроме того, специально требуется, чтобы ребенок, выполняющий задание, давал объяснение своего решения. Очень важным является осознание принципов, выделенных в программе, и организация постоянных переходов от предмета к знаку и от знака к предмету.

Особенности символов (многозначность, описание, раскрытие, обобщенность, индивидуальность). Создание символов для различных событий, состояний, характеристик, объектов, поступков и др.

Многозначность символа, индивидуальность и обобщенность предполагают следующие аспекты изучения:

а.)        анализ предпосылок и исторической обусловленности появления символа и места его применения;

б.)        анализ смысла символа, бытующего в современной культуре.

Работа по формированию знаково-символической деятельности не должна ограничиваться предложенными программе заданиями. После того, как они хорошо отработаны детьми, для более эффективного обучения необходимо вводить по каждой теме аналогичные задания, постепенно усложняя их, а также широко использовать в обучении сюжеты и символику, придуманную детьми.

В процессе занятий дети знакомятся с пиктограммами, принятыми в спорте, с некоторыми дорожными знаками, учатся обозначать настроения, состояния,  действия, жесты, анализируют планы, схемы, знакомятся с различными символами, используемыми в сказке.

Важно, чтобы знания, полученные детьми в процессе их деятельности, нашли применение в учебных занятиях. Необходимо продолжить работу по введению символики при изучении математики, природоведения, чтения, языка, ознакомлении с окружающим миром и др.

4. Методическое обеспечение программы.

Формы занятий, планируемых по каждому разделу:

Раздел 1. Знаки вокруг нас (беседы, совместная деятельность по созданию знаков, игры, конкурсы).

Раздел 2. Чем можно обозначать (беседы, игры, конкурсы).

Раздел 3. Как возникают знаки? Можно ли самим создавать знаки?

Раздел 4. Символы в реальности и сказки (эвристические беседы, КТД, игры-путешествия, конкурсы).

Раздел 5. Сказка в символах (эвристические беседы, КТД, игры-путешествия, конкурсы).

5. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

I. Побуждающий диалог.

Этот метод постановки учебной проблемы требует от учителя осуществления следующих действий:

- создание проблемной ситуации;

- побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

- побуждения к формулированию проблемы;

- принятия предлагаемых учащихся формулировок проблемы.

Вот несколько приемов создания проблемных ситуаций.

Одновременно предъявляются противоречивые факты, точки зрения. Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Что вас удивило?», «Что интересного вы заметили?»

Учащимся предлагается задание, не сходное с предыдущими.

II. Подводящий диалог.

Этот метод можно использовать при введении новых понятий, которые в какой-то степени могут быть знакомы детям из повседневной жизни.

III. Сообщение темы занятия с мотивирующим приемом.

При этом методе можно использовать прием «яркое пятно», который состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой занятия. В качестве яркого пятна могут быть использованы стихи, сказки, загадки, наглядный материал и др.

На занятиях используются наглядные пособия – картины, схемы, дорожные знаки, карты Проппа.

Список литературы.

Программа «Путешествие в мир знаков и символов» авторы: Н.Г. Салмина, О.В. Сильнова, О.Г. Филимонова, Е.В. Звонова.

«Умные сказки» автор Е. Синицина.

«Умные загадки» автор Е. Синицина.

«Русская сказка» автор В.Я. Пропп.

«Как попасть в сказку» автор З.Г. Шустерман.

«От 3 до 7» автор Л. Фесюкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Логика, информатика, математика"

Программа рассчитана для 2 класса.  Требования ФГОС соблюдены. ...

Программа кружка "Страна лексики и фразеологии"

В составе программы пояснительная записка, тематическое планирование...

Программа кружка "Страна мастеров"

Кружок «Страна мастеров» направлен на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений...

Программа кружка "Страна Математики" 3 класс

Данная программа предназначена для учителй начальных классов...

Программа кружка «Логика»

Программа кружка «Логика» рассчитана на детей 4 класса. Срок реализации данной программы 1 год. Кружок проводится 1 раз в неделю. Всего 34часа....

Рабочая программа кружка «Логика», 1 класс

Занятия проходят 1 раз в неделю по 35 минут....

Внеурочная деятельность кружка "Развивай- ка" В сказочное путешествие в страну Логики. 1 класс

Я предлагаю вам вместе с нашими гостями отправиться в путешествие.  Для этого вам нужно применить  свое внимание, находчивость, смекалку.Ребята, смотрите, в сказке нас встречают сказочные ге...