Главные вкладки

    Радость послушания. Дети и родители.
    методическая разработка (3 класс) по теме

    Бухтоярова Светлана Анатольевна

    Урок православной культуры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_konkurs.docx29.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Радость послушания. Дети и родители.

    Цели: расширение и углубление знаний обучающихся о Божьей заповеди       почитания родителей;

               развитие мыслительных операций, речи, воображения обучающихся;

               воспитание уважительного и бережного отношения детей к родителям.

               

    Оборудование: учебник по православной культуре, рабочая тетрадь,   карточки, карточки для групповой работы, записи на доске, магнитофон, мультимедийная доска.

    Ход урока.

    Мобилизующая часть урока.

    Изучение нового материала.

    - Сегодня мне бы хотелось обратить наше внимание на то, как Иисус Христос относился к Своему Небесному Отцу, а также к Марии и Иосифу. В Библии сказано так: «Смирил Себя, был послушен даже до смерти, и смерти крестной». А Сам Иисус говорил об этом так: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Он  с радостью и большим желанием был послушен Небесному Отцу.

    В отношении к Иосифу и Марии написано так, что Иисус «…был в повиновении у них».

    Итак, Иисус – прекрасный пример нам для подражания, чтобы почитать родителей.                  

    Бог повелевает: «Почитай отца твоего и мать твою». 

    Чтение стихотворения «Христос отрок» подготовленным обучающимся (учебник с.52)

    Ребята, а вы почитаете своих родителей?

    Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что же входит в почитание родителей.

    Карточки на доске:

    Почитать родителей - это значит:

    Быть всегда  вежливыми и внимательными к своим родителям.

    Запись обучающимися слов с карточки в рабочую тетрадь.

    - Быть вежливыми мы должны со всеми людьми, тем более  со своими родителями. Вежливое  отношение  может выражаться в вашей заботе о них: спросите, как они себя чувствуют, в чём нуждаются. Например: «Мама, как ты себя чувствуешь?  Папа, чем я могу тебе помочь?». Утром можно сказать: «Доброе утро!» Но не капризничать и не быть недовольным; вечером можно пожелать им доброй ночи. Конечно, это  незначительное  внимание,  но и это очень ценно и приносит радость. Почему?

    - Скажите, легко  ли эти слова сказать, если у вас с ними отношения хорошие?

    Ответы детей: - Да!

    - А если вы в чем-то провинились, сделали что-то плохое, обиделись и т. д. Легко  ли тогда сказать?

    Ответы детей: - Нет!

                  - Встаёт как бы какая-то разделяющая преграда, которая лишает домашнего тепла и счастья.

    Слушаются мнения обучающихся.

     - Нам нужно быть внимательными к своим родителям. Это значит - молчать, когда они говорят, никогда не перебивать, тем более не прекословить, никогда не отвечать неохотно и дерзко. Вежливость и внимательность украшает отношения людей и делает их счастливыми. Как приятно видеть семью, где дети и родители вежливы и внимательны друг к другу.

    Импровизированная театрализация. Группа из 3 человек.

    Сцена 1.

    Однажды мама с Леной были в магазине, Лена увидела красивое дорогое платье, и сказала маме: «Купи мне это платье». Мама посмотрела и сказала: «Доченька, у тебя  есть  платья,  и  без этого дорогого можно обойтись. Тебе к зиме  надо купить шапку, пойдем, посмотрим». Но  Лена  сильно рассердилась и резко сказала: - Мне не нужна шапка, я хочу платье….

     Мама пошла дальше, а обиженная и недовольная Лена ещё долго не разговаривала с мамой. Испытывала ли Лена в это время чувство радости  и счастья, легко ли было ей в этот вечер сказать маме: «Доброй ночи?». Конечно, нет.

    Слушаются мнения обучающихся.

    - Ребята, если в ваш дом войдёт незнакомый вам человек, то по вашему разговору и отношению к родителям он сразу определит, исполняете ли вы заповедь Божью или нет.

    - Не почитать родителей – это значит  не  исполнять Слово Божье,  т. е.  делать грех.  И если ты делал грех, нарушая заповедь «почитай отца твоего и мать», тогда проси у Бога прощение и проси дать тебе послушное, доброе сердце. Не забудь попросить прощения  и  у родителей,  и тогда свет радости, тепла и счастья будет в вашем доме.

    - На берегу моря можно найти много гладких, круглых камней. Какие они хорошие и приятные. Но сравните их с камнями степи: шершавые, некрасивые, и как легко ими поранить  руки. Вот такая же разница между ребенком вежливым и невежливым; между почитающим своих родителей и хорошо воспитанным и между тем, который растет без воспитания, не помышляя ни о родителях, ни об учении.

    Карточка на доске:

    2. Никогда не стыдиться родителей и оказывать им высокое внимание. 

    Запись обучающимися слов с карточки в рабочую тетрадь.

    - Иметь в виду не то, какое положение они занимают в обществе, но то, кем они  являются для вас. В мире они, может, и не на почетном месте, простые рабочие, не имеющие образования.

    - Но кем бы ни были ваши родители в жизни, они для вас суть представители Бога. Огорчить  их -  значит огорчить Господа.

    Никогда не стыдитесь своих  родителей. Они  отдают  свое здоровье, отказывают себе  во  многом, даже в  последнем куске  хлеба.

    Слушаются мнения обучающихся.

    - Это было во время войны, был сильный голод. Мама сильно переживала за своего сына. Она давно уже почти ничего не ела и всё, что появлялось у них в доме из продуктов, отдавала сыну, а потому сильно ослабла. И вот, вновь им нечего есть. Мать сказала сыну:  «Сходи в другую деревню к тёте и попроси у неё хлеба, у них есть хлеб и притом она добрая. Я не смогу пойти, у меня нет сил». Сын вначале не хотел идти, но потом пошёл. И действительно, тётя встретила мальчика добродушно, узнала, как они живут, и он ещё не успел попросить, как она сама отрезала два ломтя хлеба и сказала: «Один тебе, а другой маме».  Но когда он пришёл домой, у него остался только один кусок хлеба, так как второй он съел. Сын сказал: «Мама, остался только твой хлеб, свой я съел». Мама сказала: «Хорошо». Но на следующий день она отдала этот кусок сыну. Мама умерла от голода, но сын остался живым. Мать ради сына не жалела себя.

    - Как печально и греховно, когда дети смотрят на родителей свысока, стыдясь, что они  их родители. К мальчику, учившемуся в элитной гимназии, в городе, пришли родители. Он так стеснялся их бедного вида, что старался идти либо впереди их, либо отставал, чтобы его друзья не подумали, что это его родители.

    - А вот другой пример.

    Читает подготовленный обучающийся:

    Офицер Дюваль служил в армии Людовика XIV. Он был красивым, сильным воином, которого уважали все солдаты. Однажды ему сказали, что его спрашивает какой-то старик. Когда Дюваль вышел, то в этом старике он узнал своего отца. Красивый офицер в новой прекрасной форме и старик в своём старом потрёпанном костюме. Как поступит сын? Дюваль сразу же подошёл к отцу, обнял его, поцеловал и провёл к себе. Там он с почтением представил всем своего отца: перед всеми солдатами он объявил: – Это мой отец. Свидетелем этой истории был человек из королевского двора, он то и рассказал эту историю королю. На следующий день Дюваля пригласили к королю. Людовик XIV сказал: «Я слышал, как вы отнеслись к своему отцу». Затем король пожал Дювалю руку и, обняв, назвал его любящим сыном. И, чтобы он мог ещё лучше устроить своих престарелых родителей, король выделил ему сумму денег – 2 500 ливров. Так почитание родителей принесло благословение всей семье.

    - Но так легче поступать, если родители  действительно отдают всецело себя детям. А как быть с теми, которые пьют, дерутся, выгоняют из дома?

    Слушаются мнения обучающихся.

    - Действительно, как быть с такими родителями? Один поэт, Расин, сказал: - Сын не должен порицать своего отца за его проступки, он закрывает на них  глаза, оплакивает  их и  отдает отцу должное почтение...

    Скажите, было ли вам когда-нибудь стыдно за своих родителей?

    Ответы детей.

    - Мы должны молиться Богу об отце, о матери, оплакивать их греховное состояние, просить у Бога, чтобы Он изменил их, при всем этом относиться с почтением.  Бог не сказал почитать хороших или плохих родителей, а  почитать  таких, какие  они  есть, и  молиться  о  них.  Бог имеет силу и власть изменить их жизнь.

    Карточка на доске:

    Но самое главное почитание есть послушание. 

    Запись обучающимися слов с карточки в рабочую тетрадь.

    - Иметь послушание -  значит не только исполнять  волю родителей, но исполнять ее тотчас же, охотно, без всяких возражений. Многим детям нужно повторить одно и то же несколько раз, пока они станут исполнять его, другие препираются и заставляют долго себя уговаривать, - это непослушание. Быть послушным - значит не только делать, что от тебя требуют (машины и рабы тоже исполняют, что от  них  требуют),   но это значит: подчинить свою волю воле другого и исполнять свой долг с любовью. Любовь есть исполнение закона (Рим. 13: 8) и, если почтение к родителям соединяется с искренней любовью,  тогда вы на верном пути к истинному послушанию.

    Импровизированная театрализация. Группа из 3 человек.

    Сцена 2.

    Мама говорит: - Саша, сходи в  магазин, купи  хлеба. Сын ответил: - Не хочу!  Мне надоело каждый день ходить в магазин. Мама сказала: - А кушать тебе каждый день не надоело? И,  наконец,  по твердому настоянию мамы, Саша пошел в магазин. Но в душе у него не было мира, он злился, выражал всякое недовольство, он был недоволен своими родителями, он сделал вывод, что они не любят его и, как только он подрастёт,  то уйдёт из дома. Сколько ещё разных мыслей  может прийти от дьявола, и нет ни радости, ни мира, ни счастья, а причина?..

    Слушаются мнения обучающихся.

    - А если бы Саша ответил маме: - Мамочка, я с удовольствием сбегаю. Ты у меня такая хорошая.  Какое было бы хорошее настроение, и как счастливы были бы все в доме.  Ведь родители просят сделать то,  что вам по силам. Они не просят вас построить дом или купить машину...

            - Ребята, не замечали ли вы в себе такое: как только родители сказали что-то сделать у вас сразу внутри первое - это нежелание исполнить, то о чём они просят? Вот это проявление твоего эгоистичного «я», выраженное в непокорности и не повиновении, а это зло.

     - Что делать в таком случае? Надо молиться об этом. Бог меняет сердце человека, наполняет его Своей любовью, а  любовь  не  ищет своего.  Бог даст силы быть послушным родителям и Ему, нашему Небесному  Отцу, повеления Которого записаны в Библии. Чтобы исполнять волю Небесного Отца, нужно читать и изучать Библию и стремиться исполнять написанное. Помните: у непослушания плохие последствия.

    Карточка на доске:

    4. Почитать  родителей - это значит ответить любовью на их любовь.

    Запись обучающимися слов с карточки в рабочую тетрадь.

    Закрепление изученного.

    Чтение текста под музыку подготовленным обучающимся:

    Внимательно посмотрите на своего отца.  На его  крепкие, натруженные руки, которые кормят вас, эти руки носили вас по ночам,  когда вы были маленькие и не могли уснуть.  А на голове седые волосы,  от заботливых мыслей о вас,  от беспокойства, когда вы в школе не делаете должных  успехов, и  от иных горьких часов,  когда он видит,  что ваш характер ведет вас к опасным искушениям. А какое сердце, какое благородное, доброе и любящее сердце бьется в груди его. Ответь любовью на его любовь. Ты скажешь у меня совсем не такой отец. Он постоянно сердитый, а, возможно, он часто выпивает или  ругается...  Конечно, это печальное состояние.  Если в вашей семье так, то скажи, что  ты  сделал для того, чтобы сердце отца изменилось.  Как часто и искренно ты молишься о нём, послушен ли ты ему?  Помог ли ты  ему  стать  добрым? Взвесь это и сделай вывод.

    Выслушиваются высказывания ребят.

    Чтение под музыку текста подготовленным обучающимся:

    Понаблюдайте за своей мамой внимательно. Смотрите, как она старательно готовит тебе покушать. Посмотрите на ее руки, которые каждый день складываются на молитву о тебе, а может быть она ещё не знает Бога?  Все равно она любит тебя, посмотрите на это ласковое доброе лицо, которое так часто наклонялось над твоей постелью, чтобы слышать твое дыхание, посмотрите на эти милые бодрствующие глаза многие ночи, когда ты был болен. Твоя мама! Она была и теперь есть твоя помощь и  прибежище в бедах, она твой добрый ангел. И её любовь к тебе есть единственная на  земле,  ширину и глубину которой нельзя измерить.

    Выслушиваются высказывания ребят.

    - Но есть еще одна любовь, которая выше любви матери, и это Божья любовь. Ответь и ты любовью на материнскую любовь и  любовь Божью.

    - Придет день, когда в глубокой скорби ты потеряешь своих родителей, которые так горячо любили тебя, так много сделали для тебя и в слезах ты вспомнишь об огорчениях, которые ты причинял им.  Как захочется  сделать еще что-то доброе,  чтобы что-то исправить,  но это будет уже  невозможно.    

       Чтение под музыку текста подготовленным обучающимся:               

    Один мальчик не мог утешиться после смерти матери. Его посетил товарищ и напомнил о том,  что он всегда почитал свою  маму,  всегда был любящим и послушным сыном. «Да», ответил, вздыхая, мальчик, я думал то же самое, когда была жива моя мать,  но теперь я так не думаю, а вспоминаю с глубокой скорбью обо всех огорчениях, которые я причинял ей, и не могу поправить того, что прошло».

    - Все, у кого живы родители, благодарите за это Бога и почитайте их во всех повседневных делах и заботах.

    Итог урока. Рефлексия.

    Домашнее задание.

    Учебник с.50-51 пересказ

    Перечень учебно-методических средств обучения.

    Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1 (2) годы обучения. В 2 ч.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

    Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессионных отношений, 2008.

    Закон Божий для детей. Сост.Д.Соколов.- М.: Русский Хронографъ, 2008.

    http: //www.freeokoi.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.

    Этот тест позволит родителям определить  насколько они знают своих детей....

    Родительское собрание для родителей подготовительной группы детского сада "Дети и родители на школьном старте".

    Цель собрания: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадапта...

    Педвсеобуч для родителей: "Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей"

    В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя.Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать вос...

    Совместное развлечение детей и родителей «Волшебный сундучок» вторая младшая группа (дети 3-4 лет)

    Данный конспект направлен на пробуждение у детей интереса к театрализованной деятельности, а также на привлечение родителей  к совместной деятельности с детьми....

    Рекомендации для родителей "Дети и родители: секреты общения"

    Рекомендации для родителей "Дети и родители: секреты общения" будут полезны родителям, которые заитересованы в темлых, позитивных отношениях между ними и их детьми.  Одним из самых ценных аспекто...

    Родительское собрание во 2 классе по теме "Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии (анкетирование детей и родителей)"

    Родительское собрание ставит цель: обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие школьника с окружающими людьми; формировать у родителей культуру понимания проблемы агресс...