Главные вкладки

    "В гостях у Айболита" - игровая познавательная программа
    методическая разработка по теме

    Шефлер Елена Анатольевна

    В данной разработке в игровой форме дети знакомятся с простейшими правилами оказания первой медицинской помощи и правилами сохранения здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v_gostyah_u_aybolita.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

                               В гостях у Айболита.

             (игровая познавательная программа)

    Цели: знакомство  с простейшими правилами оказания медицинской помощи   и сохранения здоровья;

    Задачи: развивать творческие способности;

        воспитывать бережное отношение к сохранению и укреплению  здоровья.  

    Оборудование: аптечка, медикаменты: шприц, щипцы, пинцет, бинт, вата, йод, пластырь, шины, повязка или жгут для остановки крови; маски лисы, зайца, бегемота, собаки, львенка, игрушка зайчонок; вывеска «Клиника Айболита», шапочка, халат для Айболита, рисунок дерева, столик.

            Ход мероприятия.

    На стене прикреплено изображение дерева. На нем – вывеска «Клиника Айболита». Рядом сидит Айболит. Перед ним -  столик, на котором медикаменты и аптечка.

    Ведущий.

    Добрый день, ребята. Сегодня доктор Айболит и его помощники, ребята Сережа, Оля и Таня приветствует вас в своей клинике. (Представляет помощников). Они покажут  вам несколько уроков первой помощи себе и своим близким, если возникли проблемы со здоровьем.

            Добрый доктор Айболит!

                       Он под деревом сидит.        

            Приходи к нему лечиться

            И корова, и волчица,

            И жучок, и червячок, и медведица!

            Всех излечит, исцелит

            Добрый доктор Айболит!

    И пришла к Айболиту Лиса.

    Лиса. Ой, меня укусила оса!

    Айболит. Не бойся, Лисонька, сейчас я тебя вылечу, больно не будет. (Айболит вытаскивает жало).

    Лиса. Спасибо, доктор.

    Ведущий. И так, первый урок Айболита: «Что делать при укусах насекомых» (Название урока на доске).

    Айболит.  Расскажите, ребята, что вы будете делать при укусах насекомых.

    (Айболит и Ведущий выслушивают ответы детей).

    Ведущий. А сейчас послушайте советы помощника Айболита, как избежать укуса насекомых.

    Сережа. Многие насекомые, привлеченные цветом, запахом, или потревоженные, жалят. Из-за укуса насекомого аллергики могут получить тяжелые осложнения: затрудняется дыхание, возникает опухоль гортани, внезапный упадок сил, а иногда наступает летальный исход. Чтобы избежать укуса:

    не гуляйте босиком в саду;

    не срывайте фрукты, не нюхайте цветы, не протягивайте руки между ветками, усыпанными цветами или плодами;

    не держите окна широко открытыми и свет зажженным – это привлекает насекомых.

    Айболит. Если вас укусила пчела, постарайтесь вытащить жало пинцетом, воспользуйтесь нашатырным спиртом, теплой водой или листьями петрушки, чтобы  потереть место укуса. При необходимости обратитесь к врачу.                        

       Если вы укушены комаром, не чешите место укуса, чтобы не повредить кожу, а сделайте примочку из теплой воды или уксуса. Комары очень надоедливы, но их укусы не несут тяжелых последствий, к счастью, уже давно уничтожен комар – переносчик малярии.

    Ведущий. И пришел к Айболиту Барбос.

    Барбос. Меня курица клюнула в нос!

    Айболит. Сейчас мы обработаем рану, закроем ее пластырем. (Имитирует действия: промывает рану, обрабатывает вокруг раны йодом, закрывает пластырем).

    Барбос. Спасибо, доктор.

    Ведущий. Второй урок Айболита: «Первая медицинская помощь при ранах» (Название урока на доске).

    Айболит. Дети, что нужно делать, если у вас появилась рана?

    (Выслушивает ответы детей).

    Послушайте моего помощника. Он подробнее вам все расскажет.

    Таня. Вы, наверное, замечали, что при ранениях кровь идет вначале сильно, потом слабее, затем перестает идти. Это не случайно. Природа защищает наш организм, промывая рану кровью, смывает грязь и попавших в нее микробов. Немного погодя, кровь идет слабее – она густеет и сворачивается, закупоривая порезанный сосуд. При ранении рану очищают и промывают раствором марганцовки, смазывают йодом кожу возле раны, чем убивают микробов, после чего рану перевязывают.

    А как быть, если под рукой нет йода? (Размять лист подорожника, крапивы или тысячелистника). При очень сильных ранениях, когда поврежден крупный сосуд, человек может потерять много крови и умереть от потери крови. В таких случаях руку или ногу выше раны передавливают резиновым жгутом, платком или ремнем (показывет). Таким образом мы прекращаем сильное поступление крови и забинтовываем рану. Когда в ране кровь свернется, жгут вначале ослабить и постепенно снять, проверяя рану на поступление крови.

    Ведущий. И прибежала Зайчиха,

             И закричала:

    Зайчиха.                                                                                                                     

                    Ай-ай!

                   Мой зайчик попал под трамвай!

                   Мой зайчик, мой мальчик

                   Попал под трамвай!

            Он бежал по дорожке,

                    И ему перерезало ножки,

            И теперь он больной  и хромой,

                    Маленький заинька мой!

    Ведущий. И сказал Айболит:

    Айболит.  Не беда! Подавай-ка его сюда!

            Вылечу я ему ножки.

                      Он опять побежит по дорожке.

    Ведущий. И принесли к нему Зайку,

                      Такого больного, хромого.

                      И доктор вылечил ему ножки (накладывает гипсовую повязку).

                      Скоро Зайка запрыгает снова.

            Как рада Зайчиха-мать!

                      Пустилась она танцевать.

                      И смеется она, и кричит:

    Зайчиха. Ну, спасибо тебе, Айболит!

    Ведущий. Третий урок Айболита «Первая помощь при переломах» (Тема урока на доске). Ребята, а что нужно делать при переломах? (Ответы детей). А сейчас доктор  вам расскажет, что нужно делать при переломах.

     

    Появляется Бегемотик с завязанной щекой.

    Бегемотик.    Плохо жить мне стало вдруг.

                          Разболелся сильно зуб.

            Нету мочи никакой,

                            Надо зуб лечить больной.

            Вот уже который день

                            С болью я хожу как тень.

            Надо б к доктору идти,

                            Кто поможет мне дойти?

    Дети помогают Бегемотику дойти к Айболиту.

    Айболит. Бегемотик, у тебя, верно, зуб разболелся?

    Бегемотик. Очень болит.

    Айболит. Открой рот. (Смотрит). У тебя гнилой зуб. Придется его удалить.

    Бегемотик (дрожит) Ой, как страшно мне!

    Айболит.   Не бойся. Я тебе укол сделаю, ты ничего не почувствуешь.                                         

            (Делает укол и удаляет щипцами зуб, показывет Бегемотику). Видишь, какой гнилой у тебя зуб!

       Зуб твой разболелся оттого, что ты плохо чистишь зубы и не полоскаешь рот после еды. Уход за зубами должен быть ежедневным.

    Бегемотик. Спасибо, доктор. Я теперь всегда буду чистить зубы.

    Ведущий.   Четвертый урок «Как ухаживать за зубами» (Тема урока на доске). Что вы, ребята, знаете об этом? (Ответы детей).

    Оля. Зубы – самые твердые части нашего организма. Но как ни тверды зубы, все же они могут разрушаться. Сначала на эмали образуются маленькие трещины. После еды между зубами  и в трещинах остается пища. Остатки пищи гниют, зубы разрушаются и начинают болеть. Но этого можно избежать при помощи обыкновенной зубной щетки. Жесткие волоски зубной щетки «выметут», а зубная паста снимет следы пищи. Запомните и выполняйте правила ухода за зубами:

    Полощите рот теплой кипяченой водой после каждого приема пищи.

    Ежедневно утром и вечером чистите зубы.

    Чистите зубы не только справа налево, но и сверху вниз, с наружной и внутренней сторон.

    Пользуйтесь зубной нитью и зубочистками.

    Зубную щетку после чистки зубов нужно хорошо ополаскивать.

    Никогда не чистите зубы чужой щеткой.

    После  холодной пищи никогда не берите ничего горячего - эмаль на зубах может потрескаться, что приведет к разрушению зубов.

    Хорошо очищают и укрепляют десны сырые овощи и фрукты.

    Ешьте также творог, сыр, пейте молоко, употребляйте в пищу те продукты,  в которых содержится кальций.

    Айболит. Есть у меня один знакомый Львенок. Он почти никогда не болеет. А вот, кстати, и он.

    Появляется Львенок, распевая.

    Львенок.  Ни мороз мне не страшен, ни жара.

            Удивляются даже доктора,

                        Почему я не болею,

                        Почему я здоровее

                        Всех зверят из нашего двора.

    Здравствуйте, доктор.

    Айболит. Здравствуй, Львенок. А мы как раз о тебе говорили. Ребята, посмотрите, а ведь этот Львенок действительно здоров и силен. Вы не знаете, почему? (Ответы детей).

    Львенок.   Потому что утром рано

                        Заниматься мне гимнастикой не лень,

    Львенок поможет мне провести Урок закаливания.

    Львенок. Главное в закаливании – постепенность. Начните с малого. Вставайте рано, всегда в одно и то же время. Делайте зарядку при открытой форточке. После зарядки разотрите тело  холодным мокрым полотенцем. Со временем можно начать и обливание прохладной водой.

      Выходя на улицу, не кутайтесь так, чтобы от малейшего движения стало жарко.

    Одежда должна быть теплой, легкой, удобной. В холодные дни не забывайте надеть шарф, чтобы не простудить горло.

      Занимайтесь легкой атлетикой, гимнастикой, катайтесь на коньках и на лыжах – и ваши мускулы будут упруги и крепки.

      Летом в теплые дни старайтесь больше быть на свежем воздухе – в лесу, у реки. Купайтесь, но не до посинения. Загорайте, но не перегревайтесь на солнце. Играйте в мяч, в другие подвижные игры. Закаляйтесь, идите солнцу и ветру навстречу!

    Львёнок показывает ребятам комплекс упражнений утренней гимнастики, все вместе выполняют.

    Айболит. Ребята, я надеюсь, что вы усвоили мои уроки и сможете их применить в жизни, когда это понадобится.

    Ребёнок. Да, конечно, доктор. В заключение нашей встречи ребята прочитают те правила сохранения, укрепления, бережного отношения к здоровью, которые  сегодня усвоили.

    Дети поочередно читают стихи.

     Мы усвоили уроки,

     Как здоровье сохранить,

     Как простейшие советы

    Для здоровья применить.

    Если рану получили,

    Обработаем всегда.

    И с укусом насекомых

    Справимся мы без труда.

    Чтобы крепкими росли мы,

    Зубы не болели,

    Фрукты и молочные продукты

    В рационе  будут ежедневно.

    И зарядкой заниматься

    Будем каждый день с утра.

    Не бояться, закаляться

    Нужно всем нам, детвора.

     Ведущий. Нам пора прощаться с Айболитом и его помощниками.

     Дети (хором) До свидания, будем очень рады новой встрече с вами.

                                     

    Литература:

    1. Начальная школа № 5 1991, Н. Г. Михалкова «Секреты здоровья» (пьеса-сказка);

    2. Л. Ф. Мельчаков, М. Н. Скаткин Природоведение: Учеб. Для 3 – 4 кл. сред. шк. – М: Просвещение, 1988. – 240с.;

    3. Что такое. Кто такой. Энциклопедия в 3-х томах, Академия педагогических наук СССР, М: Педагогика, 1975;

    4. Окружающий мир. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой./ Сост. Бугрова Е. Б. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. -112с.

    5. Чуковский, Корней.

    Чудо-дерево и другие сказки: (Для детей мл. и сред. возраста/ сост. В. И. Голубенького). – Т.: Шарк, 1994. – 400с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конкурсно-игровая познавательная программа "Весёлые поварята"

    Уже в начальных классах в игровой форме нужно готовить детей к осознанному выбору профессии. Данное внекласное мероприятие позволяет расширить и углубить представления о различных профессиях, в частно...

    Игра - путешествие «В гости к Айболиту»

    ВВМ: Игра - путешествие "В гости к айболиту"  Задачи - развивать память, речь, мышление;- познакомить учащихся с различными медицинскими профессиями;- формировать интерес к профессиям;- формирова...

    Презентация " В гостях у Айболита"

    В данной презентации создана викторина по теме "Здоровье"....

    Занятие "В гостях у Айболита"

    Занятие "В гостях у Айболита" способствует расширению и углублению знаний о специальностях врачей, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса детей, формированию представлен...

    Сценарий игровой – познавательной программы для младших школьников «День пиратов».

    Сценарий разработан для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования....

    Конспект занятия «В гостях у Берендея» (Игровая программа)

    Заочный туристский поход «В гости к Берендею»Цели и задачи:- обобщить и закрепить знания обучающихся по основам начальной туристской подготовки и ориентированию по карте;- развивать память, воображени...

    Игровая познавательная программа "Тайны Гиппократа"

    Игровая познавательная программа "Тайны Гиппократа" адресована учащимся 4-5х классов. В форме интерактивной игры участники выполнеяют конкурсные задания и соревнуются мужду командами. По ход...