Программа "Моё Отечество"
материал (4 класс) по теме

Шарова Дарья Ивановна

программа по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogramma_moe_otechestvo.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШАРАПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                                                                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

Директор школы ___________________

(Рубцова Е.Н.)

01 сентября 2010 г.

Программа  патриотического  воспитания

«Моё Отечество»

2010- 2013 год

Полное название учреждения

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шараповская основная общеобразовательная школа

Почтовый адрес

142323, Московская область, Чеховский район, с. Шарапово, ул. Колхозная, дом 3

Номер телефона

8(496)72-150

Адрес электронной почты

sharapschool1985@mail.ru

Численность учащихся

11

Наименование программы

Программа патриотического воспитания

«Мое Отечество»

Основные разработчики

Учитель начальных классов   Шарова Дарья Ивановна

Сроки реализации

3 года

Паспорт программы

Оглавление

Пояснительная записка………………………….……………………………………………..4

Актуальность программы……………………………………………………………………...5

Цели и задачи…………………………………………………………………………………...7

Содержание программы………………………………………………………………………..8

Нормативно-правовое обеспечение Программы……………………………………..………9

                                                Материально-техническое обеспечение, финансирование Программы……………………9

Сроки реализации Программы……………………………………………….…………….…9

                                         Заповеди, на основе которых строится  работа по патриотическому воспитанию  

                                         обучающихся:……..…………………………………………………………………………...10

Основные принципы организации Программы……………………………..……………....11

Формы реализации Программы….……………….……………………………..………..….12

Тематические блоки….……..…………………………………...……………………………12

Основные направления патриотического воспитания …………………..…………………13

Тематический план работы по патриотическому воспитанию…………….………………15

Предполагаемый результат…………………………………………………………………..28

Заключение ………………………………………………………………………………….. 29

                                                 Литература ………………………………………………………………………………..30-31

Пояснительная записка.

«В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы,

к культуре своего народа, к народным обычаям».

(Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)

В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
   Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов. 
    Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. 

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания

С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. 
   
Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.
   
Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»
 
Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)
         Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и в доступной форме являются одним из самых эффективных средств. Служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало не пережило величайшего горя нашей Родины - горя, утраты 22 миллиона жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной»
       
Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский. 
      Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.


Цель и задачи Программы


Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач

  1. Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.
  2. Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.
  3. Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.
  4. Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.
  5. Воспитание уважения к защитникам Отечества.
  6. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.

Содержание Программы


  На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. 
  Разработка тем и конструирование содержания курса для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности

Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Конституция Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации "Об образовании";

- Закон Российской Федерации "О воинских (памятных) днях России"

- Конвенция о правах ребенка;

- Устав образовательного учреждения МКОУ Шараповской ООШ;

Управление и участники Программы;

Координация и утверждение Программы – директор школы, заседание ШМО;

Управление, разработка и реализация Программы – классный руководитель

Участники – учащиеся (2-4 класса), учителя,  работники ДК «Родник», родители, жители села

Обеспечение Программы:

Материально-техническая база

Актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка, полоса препятствий, библиотека, помещение школьного музея, кабинет информатики, тематические  стенды. помещение ДК «Родник»

Сроки реализации программы:

2010-2013 гг.

Программа рассчитана на 3 года

Заповеди, на основе которых строится  работа по патриотическому воспитанию обучающихся:

·        ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;

·   ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ   СВОЕГО НАРОДА;

·        ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;

·        СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ

·        БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.

Основные принципы организации воспитания:

Принцип открытости.

Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем и родителями, вносят коррективы и предложения.  Педагог прислушивается к мнению детей.

Принцип привлекательности будущего дела.

Педагог должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности.

Педагог предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, выглядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.

Принцип свободы участия.

Предлагая учащимся мероприятия, необходимо учитывать их мнение в выборе

задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.

Принцип обратной связи.

Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.

Принцип сотворчества.

Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.

Принцип успешности.

И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Педагог должен видеть участие каждого ученика во внеклассной работе и по достоинству её оценить.

Формы реализации Программы:

тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, устный журнал,  предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организация выставок, акции, проведение «Уроков мужества», фототеки, тематические стенды, сбор материала в школьный музей.

Программа включает в себя следующие тематические блоки и направления:

Тематический план работы по патриотическому воспитанию

Месяц

Блок

Тема

Мероприятия по всем направлениям патриотического воспитания

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

«Я,  моя

семья  и

школа»

«Шараповская школа -мой второй дом »

Экскурсия «Здравствуй, школа».

Игра «Будем дружить»

Экскурсия в школьный музей

Составление схемы «Дорога в школу» (дорога из дома в школу)

Проект « Школа будущего»

Беседа по правилам поведения в школе

«Моя малая Родина –

с. Шарапово»

«Прошлое и настоящее родной земли»

Экскурсия в школьный музей - познакомить с экспозицией «Вехи истории родной земли»

Конкурс рисунка «Мы рисуем край родной»

Игра «Знаешь ли ты свой край?»

« Чеховская земля»

«Чеховская земля -край родной»

Беседа о родном  крае (дать знания о дате образования г. Чехов)

Знакомство с символикой г. Чехов (герб, флаг)

Викторина «Знаешь ли ты свой город»

«Я гражданин России»

«Я россиянин»

«Нет дерева сердцу милей» (беседа)

Рисование русской березы (символ страны)

Рассматривание карты России (что может рассказать карта о нашей стране)

Беседа о государстве - «Российская Федерация»

Октябрь

«Я,  моя

семья  и

школа»

«Моя семья»

«Откуда мы родом»

Творческие рассказы детей на тему «Моя семья».

Изображение семейного древа

Подбор фотографий для альбома «Я в кругу своих родных» Изготовление (совместно с родителями) семейных гербов

«Моя малая Родина – с. Шарапово»

Ветераны

Колхоза «Ленинское знамя»

Конкурс  стихотворений о тружениках села

Рассказ о сельских тружениках.

Встречи с тружеником села Лопуховым Н.А.

« Чеховская земля»

«Мелихово  - земля Чехова»

Край  Лопасненский  (викторина)

О наших земляках патриотах (беседа)

Знакомство с творчеством художника Игоря Поликарповича Шувалова

«Я гражданин России»

«Я гражданин своей страны»

Права ребенка. Конвенция

«Права ребенка (знакомство с Декларацией  прав ребенка)

Что значит- быть  настоящим  гражданином»

Ноябрь

«Я,  моя

семья  и

школа»

«Семья и родной дом»

Знакомство с семейными традициями и праздниками. Чтение поговорок и пословиц о семье и о родном доме.

Составление рассказов детьми «Традиции и любимые занятия моей семьи» (совместно с  родителями).

Семейный проект «Родословное древо».

Сбор материала и оформление "Книги памяти» в классе.

«Моя малая Родина –

с. Шарапово»

«Одной судьбою с Россией»

Рассказ об истории основания и развития колхоза, о знаменитых односельчан, о строительстве школы, ДК…

(как все начиналось и изменилось в наше время)

Экскурсия в школьный музей (знакомство с экспозицией о

с. Шарапово)

Конкурс сочинений, рассказов «Моё село в будущем»

« Чеховская земля»

«Мой любимый город»

Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о городе.

Проект «Мой город Чехов»

Поездка в историко-краеведческий музей усадьба Васильчиковых-Гончаровых

«Я гражданин России»

«Как возникла Россия.

Символика страны - герб,

флаг, гимн»

«Герб, флаг России»  просмотр презентации

Изготовление флажков

“Государственная  символика России”

“Обычаи и традиции моей страны”

Декабрь

«Я,  моя

семья  и

школа»

«Мои права и обязанности»

«Права ребенка в новом веке»

«Я могу быть волшебником»

Беседа о правах и обязанностях ребенка «Что я знаю о своих правах?»  – способствовать формированию основ правовых знаний; разъяснить общепринятые нормы и правила поведения.

«Моя малая Родина – с. Шарапово»

«Мое село»

Экскурсия по улицам с.Шарапово

Экскурсия в  церковь иконы Божьей матери «Всех радость»

Встреча   со старейшими жителями с. Шарапово ( Волковой М.Т. и Синиченковой М.И.)

« Чеховская земля»

« А.П.Чехов»

Беседа о Чехове А.П.

Библиотечный час А.П. Чехов.

Конкурс рисунков по произведениям «Каштанка»

Посещение музея писем  Чехова

«Я гражданин России»

«Дни воинской славы России»

Встречи с ветеранами тыла (Кулакова Е.В.)

Книжная выставка «Этих дней не смолкнет слава»

«Цена ломтика»

Интеллектуальная игра «Герои России».

Январь

«Я,  моя

семья  и

школа»

«Что такое дружба?»

Детская игротека

«Ты и твои друзья»

Разучивание пословиц о дружбе.

«В дружбе сила»

Беседа о доброжелательности и терпимости друг к другу - формировать понимание дружбы.

«Моя малая Родина – с. Шарапово»

«Я люблю эту землю»

Акция «Покорми птиц»

Беседа о флоре и фауне нашего села  создать представление о растительном и животном мире.

Фотовыставка «Растения и животные родного края».

Составление фотоальбома «Времена года. Родной село».

« Чеховская земля»

«Чехов военный»

Молодинская битва (беседа)

65-лет битве под Москвой (беседа)

200-летие Бородинскому сражению(беседа)

«Я гражданин России»

«Москва – столица России. Герб Москвы»

Рассматривание картин с видами Москвы (Кремль, Красная площадь).

Рассказ о столице, объяснить символику герба Москвы.

Викторина «Моя  Москва»

Февраль

«Я,  моя

семья  и

школа»

«Мужчины в семье»

«Поделки для пап и дедушек».

Конкурс «А ну-ка мальчики»

Конкурс презентаций «Мой папа»

«Моя малая Родина – с. Шарапово»

«Заветный край Шарапово село»

О селе Шарапово и его окрестностях (рассказ)

Встреча с ветераном ВОВ

(Даличук П.В.)

Шараповская старина

« Чеховская земля»

«Защитники Отечества»

Встреча  с экскурсоводом  музея Памяти

1941-1945 гг.

Семеновым Анатолием Петровичем

«А песня ходит на войну»

Летучие отряды полковника Кудашева

в Отечественной войне 1812 года

«Я гражданин России»

«Сильны и могучи богатыри славной Руси».

Беседа «Кто такие богатыри?»

Рассматривание картины Васнецова «Богатыри»

Экскурсия на подводную лодку

Игра «Что? Где? Когда» (по теме Богатыри земли русской)

Март

«Я,  моя

семья  и

школа»

«Женщина -мать»

Изготовление подарков для мам, бабушек.

Заучивание песен и стихотворений о маме.

Выставка рисунков «Портрет мамы».

Концерт для мам, бабушек.

Игра «Дочки-матери»

Беседа о мамах - воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к женщине-матери, стремление помогать ей.

«Моя малая Родина – с. Шарапово»

«Афганистан»

«Дорогами Афгана»

«Наш односельчанин А.Кузнецов»

Участие в праздновании дня рождения А.Кузнецова

« Чеховская земля»

«Весна в родном крае»

«Природа рядом со мной»

Знакомство с Красной книгой «Ты – часть природы».

Акция «Кормушка»

Экскурсия в музей-усадьбу Мелихово

Изготовление альбома с иллюстрациями и картинками «Растения, животные родного края

«Я гражданин России»

«Страна, в которой мы живем. Природа России».

Игра «Знаете ли вы этих животных?»

КВН «Путешествие по природным зонам России»

Проект «Сохраним природу края»

Апрель

«Я,  моя

семья  и

школа»

«Традиционная русская семья, её обычаи и традиции»

Игра  «Русские народные праздники –Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала и др.»

Знакомство с русской кухней и обычаями стола.

Знакомство с народными играми, развлечениями, гуляниями,

посиделками.

Выставка – ярмарка семейного творчества «Крепка семья – крепка Россия»

Семейные посиделки «За чашкой чая»

«Моя малая Родина – с. Шарапово»

«История улиц»

История усадьбы помещика Шульца (рассказ)

Рисование «Моя улица»

Изготовление макета по правилам дорожного движения.

« Чеховская земля»

«Мир экскурсий»

Экскурсия в Этномир

Экскурсия в Приокско-Террасный заповедник»

Памятные места

г. Чехова

«Я гражданин России»

"Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить!"

Просмотр и обсуждение презентации «Расстрелянное детство»

Экскурсия на Бородинскую панораму

Экскурсия на Стремиловский рубеж

Май

«Я,  моя

семья  и

школа»

«Война в истории моей семьи»

Рисование «Ваш подвиг будет жить в веках!»

Проект «Герои моей семьи»

(совместно с родителями сбор материала о героях своей семьи (ветеранов войны, участников трудового

фронта)).

Конкурс рассказов  о бабушках и дедушках  «Героическая молодость»

«Моя малая Родина – с. Шарапово»

«Этот День Победы»

«России  доблестной сыны»

(литературная композиция)

Великая Отечественная война (презентация)

Участие в митинге на братских могилах в д. Хлевино,

д. Алексеевка

« Чеховская земля»

«Учителями славится Россия»

«Великий педагог г.Чехова Прокин А. М.

Операция «Родной школьный двор»

Конкурс рисунков «Моя школа в ХХI веке»

Конкурс с        очинений  «Если бы я был директором школы»

«Я гражданин России»

«Я – житель планеты Земля»

«Давайте будем беречь планету!» (экологическая сказка)

Просмотр   и обсуждение презентации

«Байкал»

Конкурс плакатов, рисунков по экологии «Наша зеленая планета»

Предполагаемый результат:

  1. Ознакомление детей с историей родного края, традициями и культурой.
  2. Воспитание у детей любви к своей малой Родине.
  3. Развитие чувства патриотизма.
  4. Наличие  у детей экологических знаний.
  5. Сплочение детского коллектива.
  6. Развитие активности детей, их творческих способностей.
  7. Сбор материала для школьного музея.

Реализация данной программы предполагает:

  • формирование ведущих интегративных качеств личности;
  • непрерывную педагогическую диагностику, переходящую в самодиагностику, самопознание;
  • практическую деятельность;
  • содержание просвещения гуманитарной культуры;
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
  • педагогизацию воспитательной среды в социуме, неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными учреждениями.

Заключение:

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся,  как основа личности гражданина России.

Информационные ресурсы для классного руководителя:

-htpp://www.festival.1september.ru– газета «1 сентября»;

- htpp://www.n-shkola.ru-  журнал «Начальная школа»;

- htpp://www.ug.ru–сайт «Учительской газеты»;

- htpp://www.rsl.ru– Российская государственная библиотека;

- htpp://www.dic.academic.ru– словари и энциклопедии on-line;

-htpp://www.vschool.km.ru– виртуальная школа Кирилла и Мефодия;

- htpp://www.kinder.ru/default.htm–интернет для детей, каталог детских ресурсов;

- htpp://www.skazochki.narod.ru/index¬_flash.html- сайт «Детский мир», детские песни, мультфильмы, загадки и др.;

- htpp://www.solnet.ee– детский портал «Солнышко»;

- htpp://www.nsportal.ru–социальная сеть работников образования;

- htpp://www.innovativeteachers.ru– сеть творческих учителей.

 -http://www.proshkolu.ru

 -http://www.openklass.ru

- http://www.ucoz.com

Список использованной литературы:

- Азбука  нравственного воспитания/ Под ред. И.Каирова.- М.: Просвещение, 1975;

- Азбука нравственного взросления/ Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. – СПб.: Питер, 2007;

- Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1961.

- Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов/ Богданова О., Петрова В.- М.: Просвещение, 1978;

- «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №7 – З.А.Булатова. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики;

-  «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №12 – М.В.Лимина. Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки;

         Согласовано

на заседании ШМО

классных руководителей

«31» августа 2010 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий для проведения Дня защитника Отечества.

Подготовка к проведению праздника в школе всегда ответственно и трудоемко. Данная разработка поможет подготовить праздник для мальчиков - 23 февраля. ...

Планирование уроков по курсу "Мое Отечество", 3 класс

Планирование уроков по курсу "Мое Отечество",3 класс, ОС 2100, автор Данилов, по триместрам ...

Праздник "День защитника Отечества".

Праздник для детей и родителей....

Смородинова Елена Эдуардовна Праздник песни и строя, посвящённый Дню Защитника Отечества для учащихся начальной школы

Праздник песни и строя традиционно проводится в канун Дня Защитника Отечества....

К.Д. Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество».

Задачи урока: - актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России;- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами о Родине;- формировать умение анализи...

Областной конкурс «Герои Отечества - наши земляки», посвященный Дню Героев Отечества

Сочинение на областной конкурс "Герои Отечества - наши земляки"...

Методическая разработка мероприятия, посвященного Дню Отечества. Встреча с военнослужащими "Сыны Отечества"

23 февраля – это День защитника Отечества. Это  особый день, когда почитается воинская слава, отдается честь и память мужчинам и женщинам, которые участвовали  в защите Родины. Это пра...