К.Д. Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Вереина Анна Николаевна

Задачи урока:

 - актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России;

- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами о Родине;

- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль.

 - развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;

- учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого.

- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девиз: С малой удачи начинается большой успех.

Слайд 2

Ручеёк заливисто журчит. Одуванчик ярко золотится. Солнце так развесило лучи, Словно крылья радужной жар-птицы. И, на воле весело играя, Я скажу вам: « Нет прекрасней края! »

Слайд 3

Р учеёк заливисто журчит. О дуванчик ярко золотится. С олнце так развесило лучи, С ловно крылья радужной жар-птицы. И , на воле весело играя, Я скажу вам: « Нет прекрасней края! »

Слайд 4

Где кто родится, Человек без родины, Береги землю родимую , Родина мать- Родину, как и родителей, там и пригодится. что соловей без песни. как мать любимую . на чужбине не ищут. умей за нее постоять.

Слайд 5

К.Д. Ушинский « Наше Отечество » . В.Песков « Отечество » . Задачи: 1. Познакомиться… 2. Продолжить учиться … 3 . Выяснить… выяснить, почему страну, в которой живем, называем Отечеством Цель:

Слайд 6

- издавна, с давних времен. Отечество, родная страна. Место рождения. Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. ОТЕЧЕСТВО РОДИНА ИСПОКОН

Слайд 7

Константин Дмитриевич Ушинский

Слайд 8

Василий Михайлович Песков

Слайд 9

К.Д. Ушинский « Наше Отечество » . В.Песков « Отечество » . Задачи: 1. Познакомиться… 2. Продолжить учиться … 3 . Выяснить… выяснить, почему страну, в которой живем, называем Отечеством Цель:

Слайд 10

Дом. задание : 1.Составить синквейн о слове Отечество. 2.Подготовить выразительное чтение. 3.Выучить один отрывок наизусть.

Слайд 11

Синквейн Отечество 2 прилагательных 3 глагола Фраза из 4 слов Синоним



Предварительный просмотр:

 

Тема:  К.Д. Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество».

(«Перспектива», «Литературное чтение», 4 класс)

Цели: познакомить с произведениями о Родине; учить понимать и сравнивать произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.

Задачи урока:

1) - актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России;

- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами о Родине;

- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль.

2) - развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;

- учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого.

- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

3) - способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать уважение и любовь к Родине;

- пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине.

- развивать самооценку учащихся.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; метапредметные: Р — умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока), П — умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, К — осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: воспитание любви к Родине, гордости за свою страну; анализ лирических произведений в стихотворной форме (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).

Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

ХОД УРОКА.

I. Орг. момент.

Девиз урока: С малой удачи начинается большой успех.

II. Включение в учебную деятельность. Слайд 2-3

  • Прочтём стихотворение способом «птичий базар»
  • Прочитайте, разделяя слова на слоги.
  • Прочитайте с замедлением
  • Прочитайте с интонацией восхищения

Ручеёк заливисто журчит.

Одуванчик ярко золотится.

Солнце так развесило лучи,

Словно крылья радужной жар-птицы.

И, на воле весело играя,

Я скажу вам: «Нет прекрасней края!»

- Стихотворение это не простое, а с «секретом». Из первых букв каждой строчки составьте слово. Что получилось?          (РОССИЯ)

-Чем же для нас является Россия?      (Россия-это наша Родина).

III.  Актуализация знаний

-Вспомним пословицы, которые вы узнали на прошлом занятии. Задание: продолжить пословицу (на карточках).

Где кто родится,  …    там и пригодится.

Человек без родины, … что соловей без песни.

Береги землю родимую, …. как мать любимую.

Родину, как и родителей,  …на чужбине не ищут.

Родина мать -  …умей за нее постоять.

                                                        Проверка в парах по слайду (Слайд 4)

-Что объединяет эти пословицы?

-  Какой раздел учебника мы начали изучать на прошлом уроке? («О Родине, о подвигах, о славе».)

 IV. Определение темы урока и постановка задач.

-Узнайте, чьи это слова, и вы узнаете автора произведения, с которым будем работать.

«Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил.    К. Ушинский .

(Открывается фамилия автора на доске)

С другим автором мы еще не знакомились, назову его сама В.Песков.

- Подберите слова, близкие по значению к слову родина и вы узнаете название произведения.(Отечество, отчизна)

(Открывается названия «Наше Отечество», «Отечество» на доске.) (Слайд 5)

Запись даты, темы в тетрадь.

Цель: выяснить, почему страну, в которой живем, называем Отечеством.

Задачи (слайд-5)

  • Познакомиться … с произведениями К.Д. Ушинского «Наше Отечество». В.Пескова «Отечество».
  • Продолжить …учиться анализировать литературное произведение
  • Выяснить… значение слова Отечество

V. Работа по теме урока

Учебник с.58      Работа над рассказом К.Д. Ушинского «Наше Отечество»

     - Что вы знаете про писателя? Читали ли мы раньше произведения К. Ушинского?       («Плутишка кот», …   )(слайд 6- портрет)

1.Работа по иллюстрации.

Рассмотрите иллюстрацию на стр.58-56.

- На что похожи иллюстрации?

-О каком событии напоминает левая иллюстрация? (О Победе ВОВ)

- Что можете сказать о месте, где выполнен правый снимок? (Москва. Красная площадь)

- Что можно сказать о времени создания фото?    (прошлое и настоящее)

- Исходя из названия рассказа и иллюстраций, предположите, о чём пойдёт речь в тексте?   (о России, о её прошлом и настоящем).

2.Первичное восприятие рассказа.

- А теперь я прочитаю рассказ, а вы послушайте внимательно и ответьте на вопрос: "Почему Ушинский назвал свой рассказ «Наше отечество»?».

                  Слушание текста

- Почему Ушинский назвал свой рассказ «Наше отечество»? (Потому что про Родину, про Отечество, про Россию…)

-Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали это произведение?

            (Гордость, любовь к родине, восхищение, уважение.)

-Как иначе можно озаглавить этот рассказ? (Наша Родина, наша Россия…)

-Верным ли оказалось наше предположение о содержании рассказа?       (Да, этот рассказ о России).

3.Словарная работа.(слайд7)

Найдем значения слов Родина и Отечество в толковом словаре 

РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения

ОТЕЧЕСТВО, -а, ср. (высок.). Страна, где человек родился и к гражданам к-рой он принадлежит -В тексте встретилось выражение “испокон веку”. Как вы его понимаете?

 ИСПОКОН: испокон веку, испокон веков (разг.) - издавна, с давних времен.                                                      (Словарь Ожегова)

 Физминутка.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 

1. Составление кластера

- Как автор называет нашу Россию?  (Отечество, Родина, мать.)Составим кластер в тетради.

Россия

                                                                                   

Родина                                               Отечество                                 Мать

2. Прочитайте вслух с выделением глаголов.

 3.Выборочное чтение. Ответьте словами текста

–  Почему автор называет Россию Отечеством? 

 – Почему автор называет Россию Родиной?

 – Почему автор называет Россию матерью?

Добавление в кластер:

родились здесь,                  жили отцы и деды                       земля кормит

говорим на

родном языке

-Найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с матерью.

-Вот какие хорошие и добрые слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме.

Как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.

-Мамы похожи друг на друга или они все разные?  Чем они  похожи?(Все мамы похожи чем-то, но и все разные.)

-А может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее?( Нет.  Каждому  дорога своя мама.)

-А есть ли на Земле другие государства?(Да, есть другие страны.)

-А может быть у человека 3 Родины или 4?(Родина у нас одна. В русском языке слово Родина и употребляется только в единственном числе).

- Определите главную мысль рассказа. (Одна у человека родная  мать - одна у него и Родина.)

- И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?

(Её надо любить, беречь, защищать, охранять). (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).

4.Знакомство с произведением В. Пескова «Отечество» (слайд 8 )

  Василий Песков родился в 1930 году в Воронежской области. Его родителями были машинист и крестьянка. Окончил в воронежскую школу киномехаников. Увлёкся в юности фотографированием природы. Работал  сперва фотографом. После невероятно успешной публикации своего первого очерка под названием «Апрель в лесу» сделался штатным корреспондентом. После нескольких статей в газету «Комсомольская правда» его приглашают в Москву. Он становится постоянным автором рубрики «Окно в природу». В 15 лет вёл с ник. .дроздовым программу «В мире животных». С1992 года он начал работать в журнале «Муравейник».

 Любовь к окружающей нас природе в молодом человеке воспитал его школьный учитель, который ходил с детьми в лес, показывал разных птиц, говорил о природе.

 (Чтение текста хорошо читающими учащимися.)

- Какими существительными определяет Песков, что такое отечество? Найдите, зачитайте, дополним кластер. (Память, люди, земля)

                                                жили отцы и деды                       земля кормит

                                               память       люди  и дела       земля

  • Объясните последнюю строчку текста В. Пескова.

     VII. Подведение итогов урока (слайд 9 )

 

Вернёмся к задачам, которые мы ставили перед собой в начале урока.

 Первая задача. С какими произведениями познакомились? Что узнал про авторов?

Вторая задача. Как мы работали с текстом? (придумывали название, догадывались о содержании по названию и иллюстрации, находили в тексте ответ на вопросы,

 Третья задача. Что означает слово Отечество?

Цель -Почему мы называем Отечеством Россию? («Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».)

VIII. Рефлексия. 

-А теперь оцените свою работу на уроке. Если вы все поняли- то красный карандаш, если остались вопросы, чувствуете, что нужно еще доработать -зеленый.

Д.з. (слайд 10 )

1.Составить синквейн о слове Отечество.

2.Подготовить выразительное чтение.

3.Выучить один отрывок наизусть.

б) Рассказ об Ушинском.

Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. К. Д. Ушинский - знаменитый русский педагог, родился в Туле в 1824 г. В родной семье Костя получил хорошее воспитание, посещал местную гимназию, а в 16 лет отправился в Москву, где поступил и окончил университет. Константин Дмитриевич Ушинский известен и как автор прекрасных книг для детей. В интересных рассказах он раскрывал перед детьми многообразие окружающего мира, прививал детям правильные понятия о жизни. По его учебникам «Детский мир» и «Родное слово», предназначенным не только для школы, но и для семьи, многие поколения русских людей учились грамоте и чтению.

С тех пор прошло много времени, но рассказы Ушинского и сейчас мы можем прочитать на страницах современных учебников и книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению в 1 классе.Тема: К.Д.Ушинский "Наше Отечество"

Представленный урок разработан по учебнику В.Г.Горецкого.Это память о прошлом своей семьи, своего города, своей страны....

Ю. Яковлев." Родина". К. Ушинский. "Наше Отечество".

Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения...

К.Д.Ушинский "Наше Отечество"

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Одна у человека мать; одна у него и Родина. К,Д.Ушинский "Наше Отечество", 1 класс. "Школа России"....

Урок литературного чтения 1 класс К.Д.Ушинский "Наше Отечество".

Урок  литературного чтения  проведён  в  1 классе 7 февраля 2013 года в рамках районного семинара  "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в начальной школе".Рабо...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственн...

К.Д Ушинский "Наше Отечество"

Урок по чтению. 1 класс....

Смыслово чтение. Технологическая карта урока К. Ушинский "Наше Отечество"

В современном обществе умение школьников читать  не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само опреде...