Смыслово чтение. Технологическая карта урока К. Ушинский "Наше Отечество"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Бурдаева Марина Павловна

В современном обществе умение школьников читать  не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_nashe_otechestvo.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе

Учебный предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

 Класс: 1б

Автор учебника: Букварь /Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева /М.: «Баласс», 2011

Тема урока: К.Ушинский. Наше Отечество.

Тип урока: комбинированный

Место проведения: МОУ СОШ №1 п.Пангоды

Учитель: Бурдаева Марина Павловна

Оборудование: аудиозапись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера; портрет К. Д. Ушинского;

 проектор, экран, видеоурок  «Физминутки с Пандой».  

 Цели

  • Познакомить учащихся с творчеством К. Ушинского, с рассказом "Наше отечество".
  • Учить навыкам правильного, осознанного чтения, учить отвечать на вопросы, работать с текстом.
  • Развивать произвольное внимание и умение концентрироваться; формировать умение выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения.
  • Формировать знания детей о Родине, воспитывать уважение и любовь к Родине, бережное отношение к ней; воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах; навыки коллективной работы, работы в парах.
  • Развивать навыки устной речи; познавательный интерес к изучению нового; способствовать развитию гармоничной личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Звучит запись песни «С чего начинается Родина?»

– Ребята, о чем вы прослушали песню? (о Родине).

– Как называется наша Родина?

-   Хотите узнать больше о нашей Родине? Если вы на уроке будете внимательными слушателями и помощниками, то узнаете много нового и интересного.

Личностные: формирование  мотивации

к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности.

ΙI. Актуализация знаний

Цели:

- организовать повторение знаний о стране

Работа в «Букваре» с.96

1) Чтение предложений и продолжение их (по данному началу и по рисункам.)

Варианты детей: Наша Родина – Россия, Русь. В России много городов: Москва, Саратов, Томск, Новгород, Санкт-Петербург…

- Вспомните, где вы отдыхали летом, и продолжите название городов.

– Почему на 1-м месте из городов России стоит Москва?

Рассмотрите рисунок. В каких костюмах изображены куклы? (В народных. В русском народном костюме и в якутском)

- Посмотрите еще раз на иллюстрацию похожи эти куклы? (Нет, никакого внешнего сходства и костюмы очень отличаются).

 - Я попрошу Ваню прочитать из толкового словаря С.И.Ожегова что значит  народность.

- Россию заселяют  около 200 разных народов и народностей. Некоторые народы достигают численности более 1 млн. чел., это - русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне. Есть народности которых меньше 10 чел. например - багулалы   жители Дагестана. Какими бы не были разными  народы, в нашей стране они живут дружно, уважая обычаи и традиции друг друга.

-Прочитайте, какие народы и народности России перечислены на этой странице: русские, якуты, татары, мордва и др.

- Какие вы знаете народности России? Назовите их.

Личностные:

самоопределение,

регулятивные:

целеполагание,

коммуникативные:

сотрудничество с

учителем и учащимися.

ΙΙI. Постановка учебной проблемы.

 Цели:

- определить тему и цель урока;

-составить план работы

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

 – Что же такое Родина?

(Место рождения – малая родина; страна, в которой мы живём, – Россия, Русь.) 

– А что вы можете сказать про Пангоды?

– Это наша малая родина, то место, где родились многие из вас.

    У каждого человека есть большая Родина – страна, в которой он живет, и малая Родина – местность, где он родился. Это может быть и стойбище оленеводов, и маленькая деревушка, и огромный современный город. Продолжить разговор о Родине  нам поможет текст.

Совместное  составление плана работы над текстом:

  1. Рассматриваем  иллюстрации. Предполагаем по названию и  рисункам о чем рассказ.
  2. Читаем текст. Задаем вопросы. Находим ответы. Проверяем по тексту.
  3. Беседуем по прочитанному. Уточняем позицию автора.

(Добавляет учитель.)

  1. Работаем  над смысловым чтением  (по заданиям)

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Физкультминутка.1

Познавательные:

формирование проблемы, путей её решения

 

Регулятивные:

формирование умения составлять

план.

ΙV. Открытие нового знания.

Цели: выполнить все пункты плана

– Посмотрите на доску: родина, Родина. 

– На что вы обратили внимание? (Одно и то же слово, а написано то с маленькой буквы, то с большой.)

– Догадались, почему?

– Когда мы будем говорить о малой родине (о том месте, где родились), будем писать с маленькой буквы. Когда мы будем говорить о нашем государстве, общей Родине, то слово будем писать с большой буквы.

2) – Много стихов сложено о Родине. Послушайте стихи и постарайтесь понять, в каком стихотворении говорится о малой родине,  в каком – о стране.

                    Россия

...Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей...

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называю

Одним широким словом: «Русь».

                                 (Сергей Васильев.)

– Какие строки подсказали ответ на вопрос?

                    Родина

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор,

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

                        (Зоя Александрова.)

– Какие строки подсказали ответ на вопрос?

3) Чтение текста К. Ушинского «Наше Отечество».    

а) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте, кто автор текста.

Послушайте рассказ о писателе.

Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. К. Д. Ушинский - знаменитый русский педагог, родился в Туле в 1824 г. В родной семье Костя получил хорошее воспитание, посещал местную гимназию, а в 16 лет отправился в Москву, где поступил и окончил университет. Константин Дмитриевич Ушинский известен и как автор прекрасных книг для детей. В интересных рассказах он раскрывал перед детьми многообразие окружающего мира, прививал детям правильные понятия о жизни. По его учебникам «Детский мир» и «Родное слово», предназначенным не только для школы, но и для семьи, многие поколения русских людей учились грамоте и чтению.

С тех пор прошло много времени, но рассказы Ушинского и сейчас мы можем прочитать на страницах современных учебников и книг.

Сегодня вы прочтёте отрывок из рассказа К.Д. Ушинского «Наше отечество».

– Как связаны название и иллюстрация?

– Что подсказывает слово Отечество?

– Какие близкие по значению слова вы знаете?

- Предположите  по называнию, о чем этот  текст?

б) Работа с текстом во время чтения.

Чтение учителем по предложениям с комментариями.

После чтения 2-го предложения:

– Почему Россию мы зовём Отечеством? (Отечество, отцы – это однокоренные слова.)

- Как вы понимаете выражение “испокон веку”? 

(В “Словаре” Ожегова – издавна, с давних времён.)

После чтения 3-го предложения:

– Однокоренные слова к слову Родина: род, родной, родиться, родитель – и у всех слов корень -род-.

Чтение последнего предложения.

в) Работа с текстом после чтения.

– К как вы думаете какая мысль главная в этом тексте? (Родина – как родная мать, и она у человека одна.)

– Найдите в тексте основную мысль автора и прочитайте.

Читают последний абзац.

- Какие вопросы возникли к автору во время чтения?

– Вернёмся к иллюстрации. К какой части текста она нарисована? (Она нарисована ко всему тексту, даёт представление о просторах, красоте родной земли.)

– Сколько абзацев в тексте?

– Из какой книги взят данный текст авторами «Букваря»?

– В каком году он был написан Ушинским?

– Кто представляет, сколько лет прошло?

– Почему же сегодня дети читают текст, написанный так давно?

- Чему учит нас этот рассказ?

- Давайте подумаем, как Родина заботится о нас? (У нас есть возможность учиться, отдыхать, лечиться)

- Что значит быть гражданином своей страны? (Иметь не только права но и обязанности)

- Что могут сделать первоклассники, чтобы наша Родина стала еще крепче?

Чтение вслух хорошо читающими детьми.

- Самые внимательные слушатели приготовят ответ на вопрос: Почему Россию мы зовём матерью? Читающие дети найдут подтверждение в тексте и прочтут нам предложение.

После чтения 3 предложения.

- Вы уже знаете, знак  многоточия ставится тогда, когда автор недосказал что-либо. Продолжите это предложение.

- Родителей не выбирают, так же нельзя выбрать страну, в которой ты родился. Эта страна может быть заботливой, а может быть и совсем неласковой. Главное, помнить каким будешь ты – такой будет и твоя Родина.

- Как вы думаете, с каким настроением автор писал этот рассказ?

- Итак, мы с вами поработали над текстом. Какие умения мы формировали? (Умение работать с информацией, умение работать с речью и умение оценивать свои поступки.)

Физкультминутка для глаз

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

 -формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 -формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД:

-формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

-формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

ппрлдожд

V. Применение нового знания. Развитие смыслового чтения.

 Цели: 

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку

- Сейчас я предлагаю поработать на листах, где отрабатываем смысловое чтение.

Вас ждут 5 заданий. Четыре задания выполняют все, а №5 можно выполнить по желанию. У кого  возникнут трудности, я жду вопросов.

Так как вопросы одинаковые, можно обсуждать, работать в парах. Приложение 1.

Регулятивные УУД:

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VI. Включение в систему знаний

Цели:

-зафиксировать новые знания в речи;

-организовать устранение и затруднения;

- В заключительной части урока мы проведем конкурс.

Вчера вы получили задание по выбору: подобрать пословицы и поговорки  про Родину,  нарисовать рисунок  своей малой родины и найти стихотворение о малой родине родителей, дедушек и бабушек.

Рассказ о своем рисунке.

Конкурс стихотворений

Игра «Доскажи пословицу»

Коммуникативные:

-формирование умения оформлять свои мысли в устной  форме.

Регулятивные:

- умение высказывать свои предположения.

VII. Итог Рефлексия учебной деятельности

Цели:

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Все пункты плана работы по тексту мы выполнили?

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось вам выполнить работу?

– Мы выполнил всё правильно или были недочёты?

– Чья работа вам больше всего понравилась?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– А каким словом вы бы  оценили свою работу? Почему?

– Отметьте своё настроение в дневнике.

Регулятивные УУД:

-формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

VШ. Домашнее задание (по желанию)

Стр.96-97, прочить  выразительно рассказ. По выбору:

подготовить пословицы о Родине, нарисовать иллюстрацию «Моя Родина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. Технологическая карта урока.

Литературное чтение. Технологическая карта урока по теме "О братьях наших меньших. Обобщение по разделу"(2 класс)....

Разработка урока литературного чтения ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2  Предмет: литературное чтениеУМК: развивающая система Л.В.Занкова Тип урока: урок «открытия» нового знанияТема:  Шуточный или юмористический художественный образ. Т...

Технологическая карта урока обучения письму «Закрепление знаний о букве Г, г, звуках [г], [г’]. Смысловая связь слов в предложении» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тема урока: «Закрепление знаний о букве Г, г, звуках [г], [г’]. Смысловая связь слов в предложении»Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающ...