Конспект урока по чтению в 1 классе.Тема: К.Д.Ушинский "Наше Отечество"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Фирсина Ольга Ивановна

Представленный урок разработан по учебнику В.Г.Горецкого.

Это память о прошлом своей семьи, своего города, своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chteniyu_v_1_klasse.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок по чтению в первом классе по теме: К. Д. Ушинский   "Наше  Отечество".

Цели урока:

- формировать навыки правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа.

- формировать знания детей о Родине, России, её символах. Воспитывать уважение и любовь к Родине;

- работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

- развивать навыки устной речи; познавательный  интерес к изучению нового; способствовать развитию гармоничной личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, слоги, герб города Москвы, иллюстрации природы, фонограмма песни "С чего начинается Родина", пословицы

I. Организационный момент

 - Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь, и мы начинаем урок чтения.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль впорядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку "5".

II.Актуализация знаний. Разгадывание слова.

- Рассыпались слоги. Соберите их и вы узнаете  слово, которое подскажет нам тему нашего урока. (РО, ДИ, НА)

- Какое слово  получилось? (Родина)

- Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

III. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка  и любима его Родина.

IV. Беседа о том, что такое Родина.

- Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина?

Родина – это то место, где мы родились и живем.

Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми.    

Большая  Родина  всегда  начинается  с  малой - своей  семьи,  двора  и  дома,  детского  сада  и  школы,  леса  и  речки.                                                                                                                                  

На доске учитель вывешивает иллюстрацию,  читая стихотворение:

Учитель: Если скажут слово «Родина»,

           Сразу в памяти встает

           Старый дом, в саду смородина,

           Толстый тополь у ворот.

                У реки березка-скромница

                И ромашковый бугор…

1 ученик: А другим, наверно, вспомнится,

                 Свой родной, московский двор

                 В лужах первые кораблики,

                 Над скакалкой топот ног

2 ученик: И большой соседней фабрики

                 Громкий, радостный гудок.

                 Или степь от маков красная.

                 Золотая целина.

                 Родина бывает разная,

                 Но у всех она одна!

Физминутка  

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу

В сторону руки - плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложим назад.

V. Работа со стихотворением И.Никитина "Русь"

- Давайте вспомним стихотворение о Родине, с которым мы познакомились вначале Азбуки.

Чтение стихотворения И.Никитина «Русь»

- Как поэт называет нашу Родину? (Русь)

 Русью нашу землю называли очень давно, в давние времена.

- А как сейчас её называют? (Россия)

Россией нашу страну стали называть недавно, в конце прошлого века (ХХ век) Названий у нашей страны было много, но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.

- Как ещё называет поэт нашу Родину? (Матерью)

- К чему призывает автор?

VI. Работа с книгой

1. Подготовка к чтению рассказа.

- Сейчас мы будем читать рассказ, который  написал  великий  русский педагог и писатель К.Д. Ушинский. (Портрет на доске)

- Прочитайте название рассказа на доске.

- Как вы понимаете слово "Отечество"?

- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Ольга. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру,  вы зовёте меня Ольга Ивановна: Ольга, дочь Ивана.

- Что означает слово отчество?  От какого слова оно произошло?  (Отче, отец)

Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек  стали называть красивым словом – Отечество.

(Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.)

2. Словарная работа.  

   

- Посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.

- Кого вы видите?  

- Что он делает?

- Как в прошлом называли этого человека, который записывал всё происходящее, все исторические события? (Летописец)

- Что обозначает выражение «испокон веку»?  (Издавна, с давних времён)

- «Государство» - страна.

3. Первичное чтение произведения учителем.

4. Беседа по содержанию:

- Как называется рассказ, который я вам прочитала?

- Что нового вы узнали из рассказа?

5. Чтение рассказа по цепочке

6. Выборочное чтение:

- Почему автор называет Россию  отечеством?                                                                                    

- Почему автор называет Россию  Родиной?

- Почему автор называет Россию  матерью?

- У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости  воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.                        

7. Беседа по иллюстрации

- Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)

- Кто изображён на иллюстрации сверху?

- Как зовут этого всадника?

- Что он делает?

- Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)

        

- В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.  

- А как изображено настоящее?

- А есть ли на земле другие государства?

- Где вы уже побывали, в каких странах?

- Скучали вы по родному дому? Почему?

- Хотелось ли вам возвратиться домой?

- А как всё это можно назвать?

- Может быть у человека две или три Родины?

- Почему?

- Прочитайте, как об этом сказано в тексте.

- Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой»,

хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые. Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома.

Родина – ты сам,  как представитель нации. Мы говорим «родной язык»,

«родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.

 8. Игра "Собери     пословицу"

1.Своя земля и / в горсти мила.

2.С родной  земли -/ умри, не сходи!

3.Всякому мила / своя сторона.

4.Любовь к Родине / сильнее смерти.

5.Родина краше солнца,/ дороже золота.

6.Каждому свой / край сладок.

- Пословицы о Родине прославляют землю русскую. В каждой пословице о Родине  прослеживается огромная любовь к матушке России.

- Продолжи пословицу: Родина - мать, умей…(за нее постоять).

- Как  вы понимаете эту пословицу?

Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы  должны  любить  свою  Родину. А  это  значит:                                                                                                                                                

  1. знать  ее  историю,
  2. сохранять и  преумножать  ее  богатства,
  3. беречь  природу,                                                                                                                                      
  4. всегда  думать  о  ней,  прославлять  ее  словами  и  поступками.

 

VIII. Итог урока

- Какой праздник отмечался в стране?

- Вы будущие защитники нашей Родины.

1 ученик: Берегите  Россию – нет России другой.

                 Берегите её тишину и покой.

                 Это небо и солнце, этот хлеб на столе

                 И родное оконце в позабытом селе.

2 ученик: Берегите Россию – без неё нам не жить

                 Берегите её, чтобы вечно ей быть

                 Нашей правдой и силой

                 Всею нашей судьбой

                 Берегите  Россию – нет России другой!»

IX. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Тема: Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

Этот урок является итоговым по теме:  "Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка". Урок проводился в 3 классе по программе Л.В.Занкова....

Конспект урока. Литературное чтение 3 класс Тема: " Капалуха" В. П. Астафьев

конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК " Школа России" . В. П. Астафьев " Капалуха"...

Конспект урока литературного чтения 4 класс Тема: А.П.Чехов «Мальчики».

Урок в технологии проблемного обучения УМК "Школа России"...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс.Тема,,Собирай по ягодке- наберешь кузовок\'\' ,,Школа России\'\'

Урок- конкурс предполагает использование ИКТ. Различные виды деятельности обучающихся помогают оценить усвоение изученного раздела учебника....

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»). ОС "Школа 2100"

Данный конспект урока литературного чтения смоделирован в соответствии с требованиями ФГОС НОО....